Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 21:02, курсовая работа
Цель – рассмотреть познавательные универсальные учебные действия и выделить задания, способствующие их формированию.
Задачи:
Изучить нормативные документы и учебно-методическую литературу, раскрывающую содержание универсальных учебных действий;
Рассмотреть понятие познавательных универсальных действий;
Определить, с помощью, каких технологий можно развивать познавательные универсальные учебные действия обучающихся на уроках математики
Введение ………………………………………………………….......
I. Теоретические вопросы формирования универсальных учебных действий в процессе обучения математики
1.1. Универсальные учебные действия и их классификация………
1.2. Познавательные универсальные учебные действия……………
1.3. Технологии, приемы и методы формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся на уроках математики……………………………………………………………………
II. Практическая часть………………………………………...........
Задания, способствующие формированию познавательных универсальных учебных действий……………………………………..…..
Заключение…………………………………………………..……….
Список используемой литературы……………………………..…
3
5
5
8
11
15
15
18
19
Тип урока |
Педагогические технологии |
Урок сообщения новых знаний |
ИКТ, технология проблемного обучения |
Урок закрепления знаний |
ИКТ, обучение в сотрудничестве, технологии критического мышления, исследовательская деятельность |
Урок повторения |
ИГРЫ, групповые формы работы, исследовательская деятельность |
Урок систематизации изученного материала |
ИКТ, метод проектов, обучение в сотрудничестве, групповые формы работы |
Комбинированный урок |
Возможно применение всех технологий |
Технология исследовательской деятельности.
Умение самостоятельно выделять и формулировать проблему, ставить познавательную цель, выдвигать гипотезы и их обосновывать, осуществлять поиск информации из различных источников, выделять существенную информацию из разных источников, организовывать (систематизировать) информацию, представлять информацию в разных формах: устного и письменного (сообщения, рисунок, таблицы и т.п.);
ИКТ.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся должны приобрести опыт работы с информацией, а именно:
Технология проблемного обучения даёт развёрнутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроке введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения.
Проектная технология
Работа над проектами позволяет осваивать познавательные УУД:
Технологии критического мышления.
Учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом.
Можно также выделить 4 этапа формирования познавательных УУД на уроках математике:
1-этап - вводное - мотивационный.
Чтобы ученик начал «действовать», необходимы определенные мотивы. На уроках математики необходимо создать проблемные ситуации, где ученик проявляет умение комбинировать элементы для решения проблемы. На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему, и изучить, какова основная учебная задача предстоящей работы. (Используется технология проблемного обучения);
2- этап - открытие математических знаний.
На данном этапе решающее значение имеют приемы, требующие самостоятельных исследований, стимулирующие рост познавательной потребности;
3- этап - формализация знаний.
Основное назначение приемов на этом этапе - организация деятельности учащихся, направленная на всестороннее изучение установленного математического факта.
4- этап - обобщение и систематизация.
На этом этапе применяю приемы, которые устанавливают связь между изученными математическими фактами, приводят знания в систему. Формирование всех составляющих учебно-познавательной компетентности происходит в процессе осуществления учебно-познавательной деятельности, соотносится с этапами ее формирования, т.е. носит деятельностный характер
Формирование и развитие познавательных УУД на уроках математики происходит с помощью различных видов заданий:
Наиболее подробно все задания и примеры расписаны в практической части курсовой работы.
Выбор приоритетных технологий деятельности определяет формы деятельности. Помимо урочной, добавляются такие формы, как учебное занятие, учебная практика, социальная практика, внеурочное мероприятие.
Для того чтобы дети усвоили материал по предмету, необходимо научить их мыслить системно (например, основное понятие (правило) – пример – значение материала), помочь им овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, научить их учиться и применять свои знания. Важно помнить, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Так же не менее важным для формирования познавательных УУД является развитие творческого мышления, через всесторонний анализ проблем и творческие задачи.
II. Практическая часть
2.1. Задания, применяемые на уроках математики для формирования познавательных универсальных учебных действий
1. Решите уравнения и расшифруйте полученное слово (квадратные уравнения – 8 класс)
1). 35x² + 2x - 1 = 0; 5). 4 - x² = 0;
2). 9y² + 30y + 25 = 0; 6). x²- 9x + 14 = 0;
3). 3x²- 15 = 0; 7). 2x² - 11x + 9 = 0;
4). 0,5x² - 3,5x = 0; 8). -3x² + 7x + 10 = 0.
Каждому ответу соответствует буква. Если все правильно решено, то получается слово БХАСКАРЫ.
Задача: Забавляясь, обезьяны на две группы разделились:
Часть восьмая их в квадрате в роще весело резвилась,
А двенадцать хором пели, на любимом сидя месте.
Сосчитайте, сколько в роще обезьянок было вместе.
Виды |
Прыжки в длину |
Метание |
Бег |
Маша |
185 см |
0,01 км |
420 сек |
Катя |
19 дм |
1200 см |
5 мин 30сек |
Оля |
1 м 7 дм 6 см |
135 дм |
0,1 ч |
а). (128+57)*36; 43*25+62*25; б).(1355-955)*68;
в). (43+62)*25; г).1355*68-955*68; д).128*36+57*36.
Объяснить поиск значения выражения. а) На основании какого математического свойства равны эти выражения; б) записать это свойство в виде равенства; в) сравнить свою запись с такой: (a+b)*c=a*c+b*c. Сделать вывод.
Ответ: Молоко – в кувшине; приворотное зелье – в бутылке; живая вода – в банке; мертвая вода – в стакане.
Заключение.
Таким образом, важнейшая задача современной системы образования как формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков успешно реализуется в процессе обучения математике. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, так как они порождаются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. В связи с этим, основная цель учителя математики – научить детей самостоятельно добывать знания. А для этого необходимо: создавать образовательной среду обучающихся на основе системно-деятельностного подхода, создавать условия для развития познавательной активности обучающихся через использование в работе инновационных приемов и методов.
Список используемой литературы:
Информация о работе Формирование познавательных УУД в процессе обучения математики