Формирование познавательных УУД в процессе обучения математики

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 21:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель – рассмотреть познавательные универсальные учебные действия и выделить задания, способствующие их формированию.
Задачи:
Изучить нормативные документы и учебно-методическую литературу, раскрывающую содержание универсальных учебных действий;
Рассмотреть понятие познавательных универсальных действий;
Определить, с помощью, каких технологий можно развивать познавательные универсальные учебные действия обучающихся на уроках математики

Оглавление

Введение ………………………………………………………….......
I. Теоретические вопросы формирования универсальных учебных действий в процессе обучения математики
1.1. Универсальные учебные действия и их классификация………
1.2. Познавательные универсальные учебные действия……………
1.3. Технологии, приемы и методы формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся на уроках математики……………………………………………………………………
II. Практическая часть………………………………………...........
Задания, способствующие формированию познавательных универсальных учебных действий……………………………………..…..
Заключение…………………………………………………..……….
Список используемой литературы……………………………..…
3
5

5
8


11
15

15
18
19

Файлы: 1 файл

курсовая познавательные eel.docx

— 51.14 Кб (Скачать)

 

Тип урока

Педагогические технологии

Урок  сообщения новых      знаний

ИКТ,  технология проблемного обучения

Урок закрепления знаний

ИКТ, обучение в сотрудничестве, технологии критического мышления, исследовательская деятельность

Урок повторения

ИГРЫ, групповые формы работы, исследовательская деятельность

Урок систематизации изученного материала

ИКТ, метод проектов, обучение в сотрудничестве, групповые формы работы

Комбинированный урок

Возможно применение всех технологий


 

Технология исследовательской деятельности.

Умение самостоятельно выделять и формулировать проблему, ставить познавательную цель, выдвигать гипотезы и их обосновывать, осуществлять поиск информации из различных источников, выделять существенную информацию из разных источников, организовывать (систематизировать) информацию, представлять информацию в разных формах: устного и письменного (сообщения, рисунок, таблицы и т.п.);

ИКТ.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся должны приобрести опыт работы с информацией, а именно:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • осуществлять запись и фиксацию  информации с помощью инструментов ИКТ.

Технология проблемного обучения даёт развёрнутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроке введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения.

Проектная технология

Работа над проектами позволяет осваивать познавательные УУД:

  • предполагать, какая информация нужна;
  • отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники…
  • сопоставлять и отбирать  информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, сеть Интернет).

Технологии критического мышления.

Учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом.

Можно также выделить 4 этапа формирования познавательных УУД на уроках математике:

1-этап - вводное - мотивационный.

Чтобы    ученик    начал    «действовать»,    необходимы    определенные мотивы. На  уроках математики необходимо создать  проблемные ситуации, где ученик проявляет умение комбинировать элементы для решения проблемы. На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему, и изучить, какова основная учебная задача предстоящей работы. (Используется технология проблемного обучения);

2- этап - открытие  математических знаний.

На данном  этапе  решающее  значение  имеют  приемы,  требующие самостоятельных    исследований,    стимулирующие    рост    познавательной потребности;

3- этап - формализация  знаний.

Основное    назначение    приемов    на    этом    этапе    -    организация деятельности     учащихся,  направленная     на     всестороннее     изучение установленного математического факта. 

4- этап - обобщение  и систематизация.

На этом этапе применяю приемы, которые устанавливают связь между изученными математическими фактами, приводят знания в систему. Формирование всех составляющих учебно-познавательной компетентности происходит в процессе осуществления учебно-познавательной деятельности, соотносится с этапами ее формирования, т.е. носит деятельностный характер

Формирование и развитие познавательных УУД на уроках математики происходит с помощью различных видов заданий:

  • «Найти отличия»
  • «Поиск лишнего»
  • «Лабиринты»
  • «Цепочки»
  • Составления схем-опор
  • Работа с разными видами таблиц
  • Составления и распознавание диаграмм
  • Работа со словарями
  • задачи с избытком информации (требуется отделить значимую информацию от «шума»);
  • задачи с недостатком информации (требуется определить, каких именно данных недостает и откуда их можно получить).

Наиболее подробно все задания и примеры расписаны в практической части курсовой работы.

Выбор приоритетных технологий деятельности определяет формы деятельности. Помимо урочной, добавляются такие формы, как учебное занятие, учебная практика, социальная практика, внеурочное мероприятие.

Для того чтобы дети усвоили материал по предмету, необходимо научить их мыслить системно (например, основное понятие (правило) – пример – значение материала), помочь им овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, научить их учиться и применять свои знания. Важно помнить, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Так же не менее важным для формирования познавательных УУД является развитие творческого мышления, через всесторонний анализ проблем и творческие задачи.

 

 

 

 

 

 

 

II. Практическая часть

2.1. Задания, применяемые на уроках математики для формирования познавательных универсальных учебных действий

1. Решите уравнения и расшифруйте полученное слово (квадратные уравнения – 8 класс)

1). 35x² + 2x - 1 = 0;    5). 4 - x² = 0;

2). 9y² + 30y + 25 = 0;    6). x²- 9x + 14 = 0;

3). 3x²- 15 = 0;     7). 2x² - 11x + 9 = 0;

4). 0,5x² - 3,5x = 0;    8). -3x² + 7x + 10 = 0.

 Каждому ответу соответствует  буква. Если все правильно решено, то получается слово БХАСКАРЫ.

  1. Используя интернет или дополнительную литератору записать в  тетрадь задачу индийского ученого (про обезьян) и её решить.  А затем обсудить решение совместно с учителем и другими учениками класса.

Задача: Забавляясь, обезьяны на две группы разделились:

Часть восьмая их в квадрате в роще весело резвилась,

А двенадцать хором пели, на любимом сидя месте.

Сосчитайте, сколько в роще обезьянок было вместе.

  1. Девочки Маша, Оля и Катя принимали участие в соревнованиях. Сравните результаты их выступлений и составьте диаграмму достижений каждой участницы в каждом виде спорта. Укажите победителя, посчитав сумму мест.

Виды

Прыжки в длину

Метание

Бег

Маша

185 см

0,01 км

420 сек

Катя

19 дм

1200 см

5 мин 30сек

Оля

1 м 7 дм 6 см

135 дм

0,1 ч


 

  1. Поезд состоит из цистерн, товарных вагонов и платформ. Цистерн на 4 меньше, чем платформ, и на 8 меньше, чем вагонов. Какой длины поезд, если каждая цистерна, вагон и платформа имеют длину 25 м? (задача с недостатком информации).
  2. Найти площадь прямоугольника по стороне, диагонали и углу между диагоналями. (С избытком информации).
  3. Найди выражения, значения которых равны:

а). (128+57)*36; 43*25+62*25;   б).(1355-955)*68;

в). (43+62)*25;      г).1355*68-955*68; д).128*36+57*36.

Объяснить поиск значения выражения. а) На основании какого математического свойства равны эти выражения; б) записать это свойство в виде равенства; в) сравнить свою запись с такой: (a+b)*c=a*c+b*c. Сделать вывод.

  1. Обозначь наименьшую из величин x и построй математическую модель задачи. Найди х и ответь на поставленный вопрос. Три девицы под окном пряли поздно вечерком. Вторая девица спряла в два раза больше пряжи, чем первая, а третья – в три раза больше, чем первая. Все вместе они спряли 4 кг 800 г пряжи. Сколько пряжи спряла в этот вечер каждая девица?
  2. Найти правило размещения чисел в полукругах и вставить недостающие числа.

 

  1. Пообещала Баба-Яга дать Ивану- Царевичу живой воды и пояснила: «В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, приворотное зелье, живая вода и мертвая вода. Мертвая вода и молоко не в бутылке, сосуд с приворотным зельем стоит между кувшином и сосудом с живой водой, в банке – не приворотное зелье и не мертвая вода. Стакан стоит около банки и сосуда с молоком. Выбирай». Помоги Ивану – царевичу разобраться, где какая жидкость.

Ответ: Молоко – в кувшине; приворотное зелье – в бутылке; живая вода – в банке; мертвая вода – в стакане.

  1. Проведите отрезок так, чтобы он разделил квадрат: а) на треугольник и пятиугольник; б) на два четырехугольника, не являющихся прямоугольниками.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Таким образом, важнейшая задача современной системы образования как формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения  нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков успешно реализуется в процессе обучения математике. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, так как они порождаются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. В связи с этим, основная цель учителя математики – научить детей самостоятельно добывать знания. А для этого необходимо: создавать образовательной среду обучающихся на основе системно-деятельностного подхода, создавать условия для развития познавательной активности обучающихся через использование в работе инновационных приемов и методов.

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе / И.В. Абакумова. - Ростов Н/Д., 2003.
  2. Виленкин Н.Я.и др. Математика 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /Москва: Мнемозина, 2009
  3. Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика 5. Изд. «Ювента»2004г.
  4. Кордина Н.Е.,автор-составитель. Виват, математика! Занимательные задания и упражнения. 5 класс /Волгоград: Учитель,2011.
  5. Лебединцева Е.А., Беленкова Е.Ю. Алгебра 8 класс. Задания и обучения для развития учащихся. Изд. «Интеллект-центр»2009г.
  6. Лебединцева Е.А., Беленкова Е.Ю. Математика 5 класс. Задания для обучения и развития. «Интеллект-Центр» Москва 2007г.
  7. Миндюк Н.Г. Алгебра. Рабочие программы. Изд. «Просвещение»2011г.
  8. Руденко Г.П. статья «Формулы здоровья»
  9. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий. Под редакцией А.Г. Асмолова. Москва «Просвещение» 2011г.
  10. Фридман Л.М. Учитесь учиться математике. Изд. «Просвещение»1985г.
  11. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. Из опыта работы школ г. Донецка.-М.: Педагогика, 1980.
  12. Шаталов В.Ф. Точка опоры. –М.: Педагогика, 1987г.
  13. Закон «Об образовании»
  14. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение,2010.
  15. Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра / под ред. А.А. Леонтьева. - М., 2006
  16. http://1september.ru
  17. http://do.gendocs.ru

 

 


Информация о работе Формирование познавательных УУД в процессе обучения математики