Формирование познавательных УУД в процессе обучения математики

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 21:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель – рассмотреть познавательные универсальные учебные действия и выделить задания, способствующие их формированию.
Задачи:
Изучить нормативные документы и учебно-методическую литературу, раскрывающую содержание универсальных учебных действий;
Рассмотреть понятие познавательных универсальных действий;
Определить, с помощью, каких технологий можно развивать познавательные универсальные учебные действия обучающихся на уроках математики

Оглавление

Введение ………………………………………………………….......
I. Теоретические вопросы формирования универсальных учебных действий в процессе обучения математики
1.1. Универсальные учебные действия и их классификация………
1.2. Познавательные универсальные учебные действия……………
1.3. Технологии, приемы и методы формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся на уроках математики……………………………………………………………………
II. Практическая часть………………………………………...........
Задания, способствующие формированию познавательных универсальных учебных действий……………………………………..…..
Заключение…………………………………………………..……….
Список используемой литературы……………………………..…
3
5

5
8


11
15

15
18
19

Файлы: 1 файл

курсовая познавательные eel.docx

— 51.14 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Математический факультет

Кафедра теории и методики обучения математики

 

 

 

 

 

Тема: Формирование познавательных УУД в процессе обучения математики

Курсовая работа

 

 

 

 

Исполнитель:

студент 5 курса

заочного отделения

***********

 

 

 

 

 

г. Екатеринбург

2013 г.

 

Содержание

Введение ………………………………………………………….......

I. Теоретические вопросы формирования универсальных учебных действий в процессе обучения математики

1.1. Универсальные учебные действия  и их классификация………

1.2. Познавательные универсальные учебные действия……………

1.3. Технологии, приемы и методы  формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся на уроках математики…………………………………………………………………… 

II. Практическая часть………………………………………...........

    1. Задания, способствующие формированию познавательных универсальных учебных действий……………………………………..…..

Заключение…………………………………………………..……….

Список используемой литературы……………………………..…

3

5

 

5

8

 

 

11

15

 

15

18

19


 

Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования - личностным, метапредметным и предметным. Реализовать эти требования предстоит в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Одной из приоритетных задач образования во все времена была задача «научить учиться». То есть, вооружить детей обобщёнными способами учебной деятельности, который обеспечивал бы успешный процесс обучения в средней школе. В редакции Государственного образовательного стандарта 2004 года речь шла о формировании общеучебных умений, навыков и способов действий, прежде всего  учебно-управленческих и учебно-информационных. ФГОС ООО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».

Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей. И всё же у многих педагогов они вызвали тревогу и неуверенность в своих силах. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике задания целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися? 

Цель – рассмотреть познавательные универсальные учебные действия и выделить задания, способствующие их формированию.

 

 

Задачи:

  1. Изучить нормативные документы и учебно-методическую литературу, раскрывающую содержание универсальных учебных действий;
  2. Рассмотреть понятие познавательных универсальных действий;
  3. Определить, с помощью, каких технологий можно развивать познавательные универсальные учебные действия  обучающихся на уроках математики;
  4. Подобрать задания, способствующие формированию познавательных универсальных учебных действий.

 

 

 

  1. Тесоретические вопросы формирования универсальных учебных действий в процессе обучения математики.

 

    1. Универсальные учебные действия и их классификация

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование  универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. УУД  создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функциональное назначение УУД заключается:

  • в обеспечении возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • в создании условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
  • в обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

Универсальный характер УУД проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающихся. 

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

  • личностный;
  • регулятивный (включающий действия саморегуляции);
  • коммуникативные;
  • познавательные.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности.

Коммуникативные учебные действия обеспечивают сотрудничество – умение слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию.

Познавательные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Остановимся более подробно на формировании познавательных универсальных учебных действиях.

 

    1. Познавательные универсальные учебные действия

Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать ее, осуществлять поиск недостающей информации, осмыслять тексты; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; ставить и формулировать проблемы. Всему этому способствует формирование познавательных учебных действий.

Познавательные УУД включают:

  • общеучебные, 
  • логические действия,
  • действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия:

    • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
    • поиск и выделение необходимой информации;
    • применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
    • структурирование знаний;
    • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
    • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
    • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
    • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

    • моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
    • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические УУД предполагают:

    • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
    • синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;
    • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
    • подведение под понятия, выведение следствий;
    • установление причинно-следственных связей;
    • построение логической цепи рассуждений;
    • доказательство;
    • выдвижение гипотез и их обоснование.

В УУД постановки и решения проблем  входят следующие:

    • формулирование проблемы;
    • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Результатом формирования познавательных УУД   будет являться умение ученика:

  • выделять тип задач и способы их решения;
  • осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач;
  • различать обоснованные и необоснованные суждения;
  • обосновывать этапы решения учебной задачи;
  • производить анализ и преобразование информации;
  • проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.);
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • владеть общим приемом решения задач;
  • создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач;
  • осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий;
  •  
    1. Технологии, применяемые на уроках математики для формирования познавательных УУД обучающихся

 

Для       формирования    познавательных УУД    на    уроках математики  применяются различные технологии  в зависимости от типа урока:

Информация о работе Формирование познавательных УУД в процессе обучения математики