Если
инвестирование иностранного капитала
разрешено в отрасли, где происходит
истощение природных ресурсов, то
проблема компенсации за их
использование решается в виде
уплаты дополнительных налогов, в соответствии с законодательством.
Во всех случаях участие иностранного
капитала должно быть представлено акциями,
квотами, долями, номинальным капиталом
в Акционерных обществах. Передача акций
одних иностранных инвесторов другим
не может быть осуществлена без предварительного
разрешения государственных органов.
Предоставление
привилегий и льгот осуществляется
Министерством экономики. Они
предоставляются только тем инвесторам,
которые кроме выполнения указанных
выше условий осуществляют важные
для экономики страны мероприятия:
- использование
незанятой национальной рабочей
силы и организация подготовки
кадров;
- использование национальных
технологий, разработанных в стране;
- использование национального
сырья, полуфабрикатов, основных
средств производства;
- содействие географической
децентрализации в размещении
производственных сил и отраслей
экономики;
- обязательство производить
вклады прибылей в Национальный
банк развития или другие аналогичные
банковские учреждения страны;
- обязательство реинвестировать
часть полученной прибыли в развитии производства.
Привилегии и льготы
фиксируются в контракте о
капиталовложениях как обязательства
государства в лице уполномоченного
органа.
Закон определяет
капитал, подлежащий репатриации
как сумму первоначально разрешенную
к инвестированию и действительно вложенную
в стране и зарегистрированную в валюте
происхождения или другой валюте, плюс
реинвестиции, разрешенные в соответствии
с Законом. Пересчет на валюту происхождения
осуществляется по курсу, действующему
на момент определения суммы подлежащего
репатриации капитала.
Репатриация капитала
происходит в соответствии с
положениями контракта о капиталовложении.
Этот процесс не должен влиять
на функционирование предприятия
и ежегодная квота репатриации не
должна превышать 20% инвестированного
капитала. Начало репатриации возможно
лишь по истечении 5 лет с момента одобрения
контракта о капиталовложениях. Репатриация
осуществляется под руководством и контролем
Министерства экономики. Каждая квота
репатриации определяется государственными
органами на основе документов, которые
представляет иностранный инвестор. перевод
сумм производится в валюте, в которой
был зарегистрирован капитал по курсу
на момент перевода.
Иностранные инвесторы
могут переводить прибыль за границу
в размере, оговоренном в контракте о капиталовложениях.
Сумма, однако, не должна превышать 12,5%
прибыли от инвестиций . Перевод осуществляется
в валюте зарегистрированного капитала
после уплаты всех налогов и сборов. Можно
реинвестировать прибыль в то же предприятие,
что осуществляется на тех же условиях,
что и первоначальное инвестирование.
Ежегодные прибыли за исключением 12,5%
считаются окончательно инвестированными
в стране и не могут быть переведены за
границу. Эти прибыли могут быть инвестированы
или реинвестированы как местный капитал
без права репатриации и перевода полученных
от таких инвестиций прибыли.
Общий режим правового
регулирования иностранных инвестиций
зафиксирован в Законе как
режим не более благоприятный,
чем тот, который применяется к национальным
инвесторам. Кроме того, Закон включает
положения, регламентирующие вопросы
регистрации иностранных инвестиций,
кредитовании и ответственности за нарушение
Закона.
Закон "Иностранные
капиталовложения" детально регламентируется
декретом N 413. В нем содержатся положения
и нормы, необходимые для организации
инвестирования иностранных капиталов
в экономику страны, относящиеся к технике
применения основного Закона.
Декрет включает 50
статей и разделен на 6 глав:
1) "Определения
и разъяснения положений" - дает
необходимые уточнения и разъяснения
терминов и определений, применяемых
в основном Законе.
2) Вторая
глава посвящена непосредственным
вопросам инвестирования, тут содержаться
требования к основным средствам производства и финансово-бухгалтерским
документам.
3) и 4)
главы регулируют отношения, складывающиеся
между иностранными инвесторами
и другими субъектами, участвующими
в процессе инвестирования.
5) "Орган,
осуществляющий применение Закона"
- тут регламентируется деятельность
Государственного секретариата при Министерстве
экономики, его функции, компетенция и
структура.
6) "Регистр"
- регламентируется создание при
Государственном секретариате регистра
иностранных капиталовложений, состоящего
из 2-х секций.
Особенностью
регулирования иностранных инвестиций
является то, что наряду с принятием
законов об иностранных инвестициях
в ряде стран Латинской Америки
принимаются специальные отраслевые
кодексы. Например, Нефтяной кодекс 1958
г. и Горный закон 1965 г. (Мексика), Горный кодекс
1966 г. и Нефтяной кодекс 1967 г. (Аргентина)
.
Япония.
После окончания второй
мировой войны разрушенная войной экономика
Японии остро нуждалась в иностранном
капитале для восстановления и развития
своего хозяйства. Для привлечения инвестиций
требовались значительные экономические
и политические реформы, которые и были
проведены под контролем оккупационных
властей США. Эти реформы заложили основы
развития японской экономики и современной
инвестиционной политики, которая была
окончательно сформирована к 1980 г.
В целом
политику Японии в отношении
иностранных инвестиций можно
назвать либеральной. Это не
удивительно: бедная природными
ресурсами Япония была вынуждена
делать ставку на развитие
экспортных отраслей, а для того, чтобы продукция была
конкурентноспособной на мировом рынке
необходимо было привлекать современные
промышленные технологии, привлекать
передовой управленческий опыт, специалистов
для обучения квалифицированных кадров,
создавать в стране соответствующую инфраструктуру.
На это и была направлена политика по привлечению
иностранных инвестиций. Однако надо заметить,
что большая заслуга в успехе Японии принадлежит
американскому капиталу и реформам под
руководством США, давшим хороший стартовый
импульс.
Современная политика в отношении
иностранных инвестиций основывается
на том, что все компании, создаваемые
с участием иностранных инвестиций являются
юридическими лицами Японии и им предоставляется
"национальный режим". Процедура
доступа иностранных инвестиций в экономику
Японии весьма проста. Она основана на
принципе уведомления через банк Японии
о содержании сделки по инвестированию
и автоматического одобрения Министерством
финансов и каким-либо отраслевым министерством
в течение 30 дней. Значительную долю иностранных
инвестиций в Японию составляли контракты
на передачу технологии (лицензионные
соглашения о коммерческом использовании
патента; об использовании торговой марки;
о передаче промышленной технологии; о
промышленной кооперации; о предоставлении
специальных технических услуг).
Иностранный
частный капитал Японии предпочитает
привлекать в виде портфельных
инвестиций. К прямым же инвестициям
сегодня законодательство относит
и приобретение акций компании
свыше 10%, и предоставление кредита
свыше 200 млн. иен сроком больше года.
Хотя ограничений на прямое инвестирование
не предусматривается.
Сегодня
в Японии осуществляется программа
по созданию сети технополисов.
Это центры, где соединяются наука,
образование, бизнес для наиболее
эффективного процесса создания и внедрения самых
современных технологий, когда бизнес
и наука тесно сотрудничают друг с другом.
Для реализации этих программ привлекаются
и иностранные компании, специалисты,
научно-исследовательские центры.
Инвесторов
привлекает в Японию наличие развитой инфраструктуры
в широком смысле, политическая и экономическая
стабильность, возможность вложений в
высокотехнологичные отрасли, дающие
долгосрочные конкурентные преимущества,
квалифицированная и более дешевая по
сравнению с США и Германией рабочая сила.
Китай.
В конце 1978 г.
в КНР была принята новая
инвестиционная политика, рассчитанная
на длительный период модернизации
китайской экономики с широким
использованием как внутренних,
так и иностранных инвестиций.
Привлечение в страну иностранного
капитала является наиважнейшим аспектом
новой инвестиционной и внешнеэкономической
политикой. Китай ставит задачу привлечения
как ссудного, так и предпринимательского
иностранного капитала. Использование
ссудного капитала в виде кредитов и займов
иностранных государств должно повлечь
за собой укрепление государственной
собственности путем создания новых и
обновлена действующих государственных
предприятий. Но особая роль отводится
использованию
преимуществ предпринимательской
формы иностранного капитала в виде
прямых частных инвестиций и созданию
в КНР государственно-капиталистических
предприятий. То есть привлечение ссудного
капитала ведет к созданию национальной
собственности, а прямые инвестиции - смешанной
(совместной) или полностью иностранной
частной собственности в экономике страны.
С 1979
г. в Китае было принято множество
законов и нормативно-правовых
актов, составивших правовую базу
для привлечения иностранных
инвестиций. При этом совместное предприятие
с китайским и иностранным капиталом определено
как ведущая форма международного экономического
сотрудничества в КНР.
Право
иностранных инвесторов вкладывать
средства в экономику КНР и
пользоваться при этом защитой
законов КНР заложено в конституции
1982 г. Надо отметить, что значительная
часть законов, принятых с 1979 г. была направлена
на формирование рыночной экономики, создание
условий становления и развития рынка
инвестиций в Китае.
СП в
Китае являются юридическими лицами КНР, а значит им предоставлен
"национальный режим". Особенностью
является то, что СП должно создаваться
в форме общества с ограниченной ответственностью,
где в уставном капитале иностранному
инвестору принадлежит не менее 25% . Необходимое
сырье, топливо и оборудование СП должны
закупать прежде всего в Китае, а в случае
отсутствия на международном рынке. Закон
поощряет реинвестиции и вклады иностранных
партнеров в Банк Китая в инвалюте. Страхование
предприятий осуществляется китайскими
страховыми компаниями.
Приоритетными
отраслями для привлечения иностранных
инвестиций в КНР являются: энергетика,
промышленность стройматериалов,
химия и металлургия; машино- и
приборостроение, производство оборудования
для добычи нефти на морском
дне; электроника, производство ЭВМ и средств
связи; легкая, пищевая, текстильная, фармацевтическая
промышленность; производство медоборудования;
сельское хозяйство; туризм и сфера услуг.
При этом
в экономику Китая могут быть
привлечены только "надлежащие"
инвестиции, т.е. экономически эффективная
деятельность СП должна непременно базироваться
на применении передовой техники и технологии,
научных методах управления, увеличении
объемов и ассортимента продукции, повышении
качества товаров, экономии энергии, сырья,
материалов, расширении экспортного производства
и увеличении валютных доходов, а также
возможности подготовки высококвалифицированного
технического и управленческого персонала
из числа китайских граждан .
Четко
определяется форма организации,
структура уставного капитала СП и различные виды
средств инвестирования, а также четко
регламентированы отношения между СП,
другими субъектами хозяйствования и
государственными органами при создании
и осуществлении деятельности СП, оговорены
права пользования земельными участками
в городской и сельской местности.
Немаловажной
является возможность разрешения
различных споров, возникающих между
иностранным инвестором и местным
партнером. Поэтому в Китае
созданы соответствующие судебные
и арбитражные органы, предусматривается также возможность рассмотрения
споров в стране ответчика или в третьем
государстве.
Среди
принятых в Китае законов, направленных
на создание благоприятного климата
для иностранных инвестиций можно
отметить Постановление Государственного
Совета КНР "О поощрении иностранных инвестиций".
Государство поощряет иностранные юридические
и физические лица создавать в Китае не
только СП, но и кооперативные предприятия
с иностранным и китайским участием, создание
предприятий на 100% принадлежащих иностранцам.
Государство предоставляет особые льготы
всем перечисленным выше категориям предприятий
в отношении налогообложения, таможенных
пошлин, получения кредитов и др. льгот.
Особенностью
политики КНР в отношении иностранных
инвестиций является то, что при
стремлении привлечь иностранный капитал,
при предоставлении разнообразных льгот
существует жесткое административное
регулирование иностранных инвестиций.
Оно осуществляется на двух уровнях: центральном
и местном. Центральные органы: Государственный
Совет КНР, Комитет по контролю за иностранными
инвестициями (занимается регистрацией
иностранных инвестиций; предприятий
с иностранным капиталом), Министерство
внешнеэкономических связей и внешней
торговли, другие министерства и ведомства.
Банк Китая осуществляет строгий контроль
за проведением всех валютных операций.
Кроме того, создана Международная инвестиционно-посредническая
компания Китая, которая занимается поиском
партнеров среди иностранных компаний
и местных предприятий для реализации
конкретных проектов, а также финансированием
некоторых из них. Текущий надзор за деятельностью
иностранных инвесторов осуществляет
Государственное управление промышленности
и торговли.