Если 
инвестирование иностранного капитала 
разрешено в отрасли, где происходит 
истощение природных ресурсов, то 
проблема компенсации за их 
использование решается в виде 
уплаты дополнительных налогов, в соответствии с законодательством. 
Во всех случаях участие иностранного 
капитала должно быть представлено акциями, 
квотами, долями, номинальным капиталом 
в Акционерных обществах. Передача акций 
одних иностранных инвесторов другим 
не может быть осуществлена без предварительного 
разрешения государственных органов.
 Предоставление 
привилегий и льгот осуществляется 
Министерством экономики. Они 
предоставляются только тем инвесторам, 
которые кроме выполнения указанных 
выше условий осуществляют важные 
для экономики страны мероприятия:
 - использование 
незанятой национальной рабочей 
силы и организация подготовки 
кадров;
  - использование национальных 
технологий, разработанных в стране;
   - использование национального 
сырья, полуфабрикатов, основных 
средств производства;
 - содействие географической 
децентрализации в размещении 
производственных сил и отраслей 
экономики;
   - обязательство производить 
вклады прибылей в Национальный 
банк развития или другие аналогичные 
банковские учреждения страны;
 - обязательство реинвестировать 
часть полученной прибыли в развитии производства.
   Привилегии и льготы 
фиксируются в контракте о 
капиталовложениях как обязательства 
государства в лице уполномоченного 
органа.
   Закон определяет 
капитал, подлежащий репатриации 
как сумму первоначально разрешенную 
к инвестированию и действительно вложенную 
в стране и зарегистрированную в валюте 
происхождения или другой валюте, плюс 
реинвестиции, разрешенные в соответствии 
с Законом. Пересчет на валюту происхождения 
осуществляется по курсу, действующему 
на момент определения суммы подлежащего 
репатриации капитала.
   Репатриация капитала 
происходит в соответствии с 
положениями контракта о капиталовложении. 
Этот процесс не должен влиять 
на функционирование предприятия 
и ежегодная квота репатриации не 
должна превышать 20% инвестированного 
капитала. Начало репатриации возможно 
лишь по истечении 5 лет с момента одобрения 
контракта о капиталовложениях. Репатриация 
осуществляется под руководством и контролем 
Министерства экономики. Каждая квота 
репатриации определяется государственными 
органами на основе документов, которые 
представляет иностранный инвестор. перевод 
сумм производится в валюте, в которой 
был зарегистрирован капитал по курсу 
на момент перевода.
   Иностранные инвесторы 
могут переводить прибыль за границу 
в размере, оговоренном в контракте о капиталовложениях. 
Сумма, однако, не должна превышать 12,5% 
прибыли от инвестиций . Перевод осуществляется 
в валюте зарегистрированного капитала 
после уплаты всех налогов и сборов. Можно 
реинвестировать прибыль в то же предприятие, 
что осуществляется на тех же условиях, 
что и первоначальное инвестирование. 
Ежегодные прибыли за исключением 12,5% 
считаются окончательно инвестированными 
в стране и не могут быть переведены за 
границу. Эти прибыли могут быть инвестированы 
или реинвестированы как местный капитал 
без права репатриации и перевода полученных 
от таких инвестиций прибыли.
   Общий режим правового 
регулирования иностранных инвестиций 
зафиксирован в Законе как 
режим не более благоприятный, 
чем тот, который применяется к национальным 
инвесторам. Кроме того, Закон включает 
положения, регламентирующие вопросы 
регистрации иностранных инвестиций, 
кредитовании и ответственности за нарушение 
Закона.
   Закон "Иностранные 
капиталовложения" детально регламентируется 
декретом N 413. В нем содержатся положения 
и нормы, необходимые для организации 
инвестирования иностранных капиталов 
в экономику страны, относящиеся к технике 
применения основного Закона.
   Декрет включает 50 
статей и разделен на 6 глав:
   1) "Определения 
и разъяснения положений" - дает 
необходимые уточнения и разъяснения 
терминов и определений, применяемых 
в основном Законе.
   2) Вторая 
глава посвящена непосредственным 
вопросам инвестирования, тут содержаться 
требования к основным средствам производства и финансово-бухгалтерским 
документам.
   3) и 4) 
главы регулируют отношения, складывающиеся 
между иностранными инвесторами 
и другими субъектами, участвующими 
в процессе инвестирования.
   5) "Орган, 
осуществляющий применение Закона" 
- тут регламентируется деятельность 
Государственного секретариата при Министерстве 
экономики, его функции, компетенция и 
структура.
 6) "Регистр" 
- регламентируется создание при 
Государственном секретариате регистра 
иностранных капиталовложений, состоящего 
из 2-х секций.
Особенностью 
регулирования иностранных инвестиций 
является то, что наряду с принятием 
законов об иностранных инвестициях 
в ряде стран Латинской Америки 
принимаются специальные отраслевые 
кодексы. Например, Нефтяной кодекс 1958 
г. и Горный закон 1965 г. (Мексика), Горный кодекс 
1966 г. и Нефтяной кодекс 1967 г. (Аргентина) 
.
 
   Япония.
     После окончания второй 
мировой войны разрушенная войной экономика 
Японии остро нуждалась в иностранном 
капитале для восстановления и развития 
своего хозяйства. Для привлечения инвестиций 
требовались значительные экономические 
и политические реформы, которые и были 
проведены под контролем оккупационных 
властей США. Эти реформы заложили основы 
развития японской экономики и современной 
инвестиционной политики, которая была 
окончательно сформирована к 1980 г.
   В целом 
политику Японии в отношении 
иностранных инвестиций можно 
назвать либеральной. Это не 
удивительно: бедная природными 
ресурсами Япония была вынуждена 
делать ставку на развитие 
экспортных отраслей, а для того, чтобы продукция была 
конкурентноспособной на мировом рынке 
необходимо было привлекать современные 
промышленные технологии, привлекать 
передовой управленческий опыт, специалистов 
для обучения квалифицированных кадров, 
создавать в стране соответствующую инфраструктуру. 
На это и была направлена политика по привлечению 
иностранных инвестиций. Однако надо заметить, 
что большая заслуга в успехе Японии принадлежит 
американскому капиталу и реформам под 
руководством США, давшим хороший стартовый 
импульс.
   Современная политика в отношении 
иностранных инвестиций основывается 
на том, что все компании, создаваемые 
с участием иностранных инвестиций являются 
юридическими лицами Японии и им предоставляется 
"национальный режим". Процедура 
доступа иностранных инвестиций в экономику 
Японии весьма проста. Она основана на 
принципе уведомления через банк Японии 
о содержании сделки по инвестированию 
и автоматического одобрения Министерством 
финансов и каким-либо отраслевым министерством 
в течение 30 дней. Значительную долю иностранных 
инвестиций в Японию составляли контракты 
на передачу технологии (лицензионные 
соглашения о коммерческом использовании 
патента; об использовании торговой марки; 
о передаче промышленной технологии; о 
промышленной кооперации; о предоставлении 
специальных технических услуг).
   Иностранный 
частный капитал Японии предпочитает 
привлекать в виде портфельных 
инвестиций. К прямым же инвестициям 
сегодня законодательство относит 
и приобретение акций компании 
свыше 10%, и предоставление кредита 
свыше 200 млн. иен сроком больше года. 
Хотя ограничений на прямое инвестирование 
не предусматривается.
   Сегодня 
в Японии осуществляется программа 
по созданию сети технополисов. 
Это центры, где соединяются наука, 
образование, бизнес для наиболее 
эффективного процесса создания и внедрения самых 
современных технологий, когда бизнес 
и наука тесно сотрудничают друг с другом. 
Для реализации этих программ привлекаются 
и иностранные компании, специалисты, 
научно-исследовательские центры.
   Инвесторов 
привлекает в Японию наличие развитой инфраструктуры 
в широком смысле, политическая и экономическая 
стабильность, возможность вложений в 
высокотехнологичные отрасли, дающие 
долгосрочные конкурентные преимущества, 
квалифицированная и более дешевая по 
сравнению с США и Германией рабочая сила.
 
 Китай. 
 
   В конце 1978 г. 
в КНР была принята новая 
инвестиционная политика, рассчитанная 
на длительный период модернизации 
китайской экономики с широким 
использованием как внутренних, 
так и иностранных инвестиций. 
Привлечение в страну иностранного 
капитала является наиважнейшим аспектом 
новой инвестиционной и внешнеэкономической 
политикой. Китай ставит задачу привлечения 
как ссудного, так и предпринимательского 
иностранного капитала. Использование 
ссудного капитала в виде кредитов и займов 
иностранных государств должно повлечь 
за собой укрепление государственной 
собственности путем создания новых и 
обновлена действующих государственных 
предприятий. Но особая роль отводится
использованию 
преимуществ предпринимательской 
формы иностранного капитала в виде 
прямых частных инвестиций и созданию 
в КНР государственно-капиталистических 
предприятий. То есть привлечение ссудного 
капитала ведет к созданию национальной 
собственности, а прямые инвестиции - смешанной 
(совместной) или полностью иностранной 
частной собственности в экономике страны.
   С 1979 
г. в Китае было принято множество 
законов и нормативно-правовых 
актов, составивших правовую базу 
для привлечения иностранных 
инвестиций. При этом совместное предприятие 
с китайским и иностранным капиталом определено 
как ведущая форма международного экономического 
сотрудничества в КНР.
   Право 
иностранных инвесторов вкладывать 
средства в экономику КНР и 
пользоваться при этом защитой 
законов КНР заложено в конституции 
1982 г. Надо отметить, что значительная 
часть законов, принятых с 1979 г. была направлена 
на формирование рыночной экономики, создание 
условий становления и развития рынка 
инвестиций в Китае.
   СП в 
Китае являются юридическими лицами КНР, а значит им предоставлен 
"национальный режим". Особенностью 
является то, что СП должно создаваться 
в форме общества с ограниченной ответственностью, 
где в уставном капитале иностранному 
инвестору принадлежит не менее 25% . Необходимое 
сырье, топливо и оборудование СП должны 
закупать прежде всего в Китае, а в случае 
отсутствия на международном рынке. Закон 
поощряет реинвестиции и вклады иностранных 
партнеров в Банк Китая в инвалюте. Страхование 
предприятий осуществляется китайскими 
страховыми компаниями.
   Приоритетными 
отраслями для привлечения иностранных 
инвестиций в КНР являются: энергетика, 
промышленность стройматериалов, 
химия и металлургия; машино- и 
приборостроение, производство оборудования 
для добычи нефти на морском 
дне; электроника, производство ЭВМ и средств 
связи; легкая, пищевая, текстильная, фармацевтическая 
промышленность; производство медоборудования; 
сельское хозяйство; туризм и сфера услуг.
   При этом 
в экономику Китая могут быть 
привлечены только "надлежащие" 
инвестиции, т.е. экономически эффективная 
деятельность СП должна непременно базироваться 
на применении передовой техники и технологии, 
научных методах управления, увеличении 
объемов и ассортимента продукции, повышении 
качества товаров, экономии энергии, сырья, 
материалов, расширении экспортного производства 
и увеличении валютных доходов, а также 
возможности подготовки высококвалифицированного 
технического и управленческого персонала 
из числа китайских граждан .
   Четко 
определяется форма организации, 
структура уставного капитала СП и различные виды 
средств инвестирования, а также четко 
регламентированы отношения между СП, 
другими субъектами хозяйствования и 
государственными органами при создании 
и осуществлении деятельности СП, оговорены 
права пользования земельными участками 
в городской и сельской местности.
   Немаловажной 
является возможность разрешения 
различных споров, возникающих между 
иностранным инвестором и местным 
партнером. Поэтому в Китае 
созданы соответствующие судебные 
и арбитражные органы, предусматривается также возможность рассмотрения 
споров в стране ответчика или в третьем 
государстве.
   Среди 
принятых в Китае законов, направленных 
на создание благоприятного климата 
для иностранных инвестиций можно 
отметить Постановление Государственного 
Совета КНР "О поощрении иностранных инвестиций". 
Государство поощряет иностранные юридические 
и физические лица создавать в Китае не 
только СП, но и кооперативные предприятия 
с иностранным и китайским участием, создание 
предприятий на 100% принадлежащих иностранцам. 
Государство предоставляет особые льготы 
всем перечисленным выше категориям предприятий 
в отношении налогообложения, таможенных 
пошлин, получения кредитов и др. льгот.
   Особенностью 
политики КНР в отношении иностранных 
инвестиций является то, что при 
стремлении привлечь иностранный капитал, 
при предоставлении разнообразных льгот 
существует жесткое административное 
регулирование иностранных инвестиций. 
Оно осуществляется на двух уровнях: центральном 
и местном. Центральные органы: Государственный 
Совет КНР, Комитет по контролю за иностранными 
инвестициями (занимается регистрацией 
иностранных инвестиций; предприятий 
с иностранным капиталом), Министерство 
внешнеэкономических связей и внешней 
торговли, другие министерства и ведомства. 
Банк Китая осуществляет строгий контроль 
за проведением всех валютных операций. 
Кроме того, создана Международная инвестиционно-посредническая 
компания Китая, которая занимается поиском 
партнеров среди иностранных компаний 
и местных предприятий для реализации 
конкретных проектов, а также финансированием 
некоторых из них. Текущий надзор за деятельностью 
иностранных инвесторов осуществляет 
Государственное управление промышленности 
и торговли.