Управление конкурентоспособностью товара

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы и является:

– Определение непосредственно понятия конкурентоспособности товара.

– Определение и анализ тех факторов, за счет которых формируется конкурентоспособность товара.

– Выявление возможных путей повышения конкурентоспособности товара.

Оглавление

Введение……………………………………………………………...…………...3

1. Оценка конкурентоспособности товара
1.1 Понятие конкурентоспособности продукции в маркетинге……………….5
1.2 Параметры конкурентоспособности товара………………………………...7
1.3 Методология оценки конкурентоспособности товара……………………...9

2. Этапы расчета конкурентоспособности товара
2.1 Анализ рынка………………………………………………………………...16
2.2 Определение набора сравниваемых параметров…………………………..17
2.3 Расчет интегрального показателя конкурентоспособности товара………18

3. Пути повышения конкурентоспособности товара………………………….20

Заключение……………………………………………………………………….25

Список используемой литературы……………………………………………...26

Файлы: 1 файл

кправление конк. 2.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

 

      Чтобы  оценить конкурентоспособность  товара, необходимо решить  широкий круг вопросов и прежде всего получить объективную информацию о  тех  рынках, где уже реализуется или  предлагается  сбывать  товар,  о  его  конкурентах. Анализу рынков уделяется основное внимание. Особенно это относится к оценке тех  потребностей,  которые  предполагаемый  товар   не   удовлетворяет,   к выявлению  отрицательных  и  положительных  свойств  этого  товара,  которые отмечают потребители. В  заключение  решается  вопрос,  соответствует  ли  в данный момент производимая  продукция  по  техническому  уровню  и  качеству требованиям конечных потребителей, и оценивается  конкурентоспособность  его в результате комплексного исследования рынка.

 

      Исходя  из оценки существующей  и  перспективной  конкурентоспособности товара принимается решение о дальнейшей производственно-сбытовой политике:

- продолжать ли производство данного товара и его сбыт;

- провести ли модернизацию для превращения товара в товар рыночной новизны;

- снять ли его с производства и приступить к выпуску нового товара;

- приступить  ли  к  поиску  нового  рынка  сбыта  с  учетом  достаточности  финансовых и материальных ресурсов, наличия товаре проводящей и  сбытовой сети, возможностей обеспечения сервиса проданного товара.

 

      Бесспорно,  должен изучаться вопрос  со  стороны  промышленной  фирмы  о собственных возможностях  обеспечения  такого  объема  производства  товара, который позволил бы овладеть запланированными  долями  намеченного  рынка  в целях обеспечения рентабельности производства и сбыта.  Очень  важен  вопрос ресурсного обеспечения предприятия  -  возможностей  приобрести  необходимые материалы,  комплектующие   изделия,   полуфабрикаты,   привлечь   требуемые финансовые ресурсы и  необходимые  с  соответствующим  уровнем  квалификации кадры.

     

        Ключевым  моментом  в  завоевании  позиций   на   рынке   относительно многочисленных конкурентов является  своевременное  обновление  производимых товаров, подготовка и организация  производства  новых  видов  продукции.  В современном мире  создание  и  производство  новых  товаров  имеют  решающее значение для процветания предприятия. Согласно статистическим  данным  после освоения новой  продукции,  которая  составляет  основу  производства,  темп роста ее реализации примерно вдвое выше, чем у конкурентов.  Выпуская  новую продукцию и  расширяя  ассортимент  предлагаемых  товаров,  фирмы  стремятся снизить зависимость от одного товара, который может в любое время  с  учетом непредсказуемых  изменений  рынка  привести  к  банкротству.  Известно,  что сегодня многие предприятия и фирмы в нашей  стране  приступают  к  серьезной реструктуризации производства и наряду с  обновлением  профильной  продукции налаживают выпуск товаров народного потребления.

 

      Однако  создание нового товара - процесс  чрезвычайно сложный,  так   как

помимо     конструкторско-технологических     решений     и     модернизации

производственной базы речь идет в конечном счете о создании  такой  товарной массы(1, 93стр.),  которая полностью отвечает  требованиям   рынка.   Известно,   что значительное  количество  новых  товаров,  выведенных   на   рынок,   терпит коммерческий провал: примерно 8 из 10 не оправдывают  возлагавшихся  на  них надежд изготовителей. Основными причинами являются:  недостаточное  владение состоянием спроса именно на данный  товар,  технические  и  эксплуатационные дефекты  товара,  неэффективная  реклама,  завышенная  цена,  непредвиденные ответные действия конкурентов, неверно выбранное время для выхода на  рынок, нерешенные  производственные  проблемы,  т.е.  в  целом   неправильно   была спрогнозирована конкурентная политика

.

      В основе  концепции создания нового товара  сегодня  лежит  не  столько

соблюдение традиционных стремлений к достижению новых технических и технико-экономических  параметров,  сколько  стремление  создать   "товар   рыночной новизны"  с  высоким  уровнем  конкурентоспособности   относительно   других аналогичных товаров. После предварительной оценки идеи о создании нового товара (а их  этих идей, как правило, изучают множество), в основе  которой  лежат:  тщательный анализ преимущества потребителя при переходе  на  покупку  новой  продукции; емкость  рынка  и  трудности  проникновения  на  него; характер  и острота конкуренции по аналогичной  продукции;  возможности  конкурентов  выхода  на этот  же  рынок  с  аналогичной  продукцией,  -   руководством   предприятия изучается оценка экономической эффективности  выпуска  нового  изделия.  Эта оценка включает в себя прежде  всего  определение  экономических  параметров изготовления  головного  образца  составляется   калькуляция   себестоимости изготовления  и  сбыта  и  определяются  возможные  поступления  средств  от продаж.  Сопоставление  расходов  с  доходами  позволяет  решить  вопрос   о целесообразности  запуска   нового   производства.   Затем   разрабатывается детальный  бизнес-план  выпуска  нового   изделия,   исследуются   источники снабжения и разрабатывается комплекс мер по обеспечению реализации товара  - от рекламы до технического обслуживания.

 

      На принятие  решения о выпуске нового товара решающее влияние оказывают два фактора:

- производственный - определяется и оценивается уровень наличия ресурсов и составляется калькуляция совокупных издержек;

-  рыночный   -   изучаются   и    оцениваются    возможности    создания конкурентоспособного товара.

      При  выработке рыночной стратегии  очень  важно научиться своевременно изымать  экономически  неэффективный  товар  из  производственной  программы промышленной фирмы.

      Как  правило, изымаются морально устаревшие на отдельных рынках товары. Ситуацию на рынке необходимо постоянно контролировать, только в этом  случае фирма сможет принять правильное  решение  о  производстве новых изделий и снятии устаревших.

 

      При  выборе путей повышения конкурентоспособности товара нередко бывает очень своевременным решение не о запуске нового, не о снятии с  производства морально устаревшего, а о модификации товара. Решение о  модификации  товара принимается  в  целях  удовлетворения  особых  требований  покупателей   для получения большей прибыли.

      Неоспоримым  является   и   развитие   такого   направления   повышения конкурентоспособности товара, как своевременное  оказание  комплекса  услуг, связанных  со  сбытом  и  использованием  машин,   оборудования   и   другой промышленной  продукции  и  обеспечивающих  их   постоянную   готовность   к высокоэффективной эксплуатации,  т.е.  сервисное  обслуживание.  При  умелой организации     сервис     является     решающим     фактором      повышения конкурентоспособности товара, так как цены на запасные части  в  1,5  -  2,0 раза ниже, чем цены на комплектующие             (7, 172стр.), используемые в производстве.

       В  отдельных отраслях  промышленности  и  особенно  за  рубежом существует  практика,   в   соответствии   с   которой   фирма-производитель гарантирует поставку  запасных  частей  к  продаваемым  изделиям  в  течение определенного более или менее  длительного  периода  (нередко  10 -  12  лет) после  снятия   их   с   производства(10, 211стр.),   что   весьма   привлекательно   для пользователей. При этом очень  важным  является  то,  что  работники  службы сервиса, ежедневно соприкасающиеся  с  установленным  оборудованием,  служат источником   наиболее   ценных    идей,    касающихся    повышения    уровня конкурентоспособности имеющихся и новых изделий.

      В решении  задач повышения  конкурентоспособности  продукции  с  каждым годом все возрастающее  значение  приобретает  проблема  выбора  и  освоения новых рынков сбыта.  В  связи  с  этим  на  любом  предприятии  очень  важны аналитико-поисковые усилия  в  этой  области.  Новые  рынки  сбыта  решающим образом  могут  изменить  конкурентоспособность  товара   и   рентабельность сбытовой деятельности. Понятно, что внедряя  товар  на  новый  рынок,  можно продлить  жизненный  цикл  товара.  Сезонные  колебания   в   спросе   могут способствовать успешной реализации одного  и  того  же  товара  в  различных точках планеты. А увеличение объема продаж на новых рынках позволит  снизить издержки  производства  на  единицу  продукции,   прежде   всего   за   счет использования дешевой рабочей силы,  достаточно  низких  уровней  налогов  и таможенных пошлин и ряда других факторов на новых рынках сбыта.  В  связи  с этим очень  важно  для  дальнейшего  развития  конкурентоспособности  товара,  прежде чем перейти  к  новому,  его  модификации,  снятию  с  производства попытаться выйти с ним на новый рынок  сбыта,  так  как  на внутреннем  его конкурентоспособность резко упала. Но при  этом  надо  точно  знать  степень обеспеченности новых рынков высококвалифицированными  работниками  ремонтных и обслуживающих организаций, так как в  противном  случае  покупатели  могут потребовать  повышения  надежности  и  упрощения   конструкции   реализуемой продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Рынок товаров и услуг  оказывает мощное влияние на экономику  как отдельно взятой страны, так  и на мировую экономику в целом, и фигурирующие на нем фирмы-производители – как составляющая рынка, неизменно будут оставаться в центре внимания экономистов. Производимые ими товары (или услуги) также имеют немаловажное значение для формирования явных и скрытых течений и тенденций рынка, а предоставление конечному пользователю достоверной информации о них – залог честной конкурентной борьбы фирм, и, как следствие, выживание сильнейших из них, обладающих лучшей стратегией и тактикой, поставляющих лучшие товары по параметрам качество / цена / сервис.

 

Рассмотрению проблем обеспечения конкурентоспособности посвящено достаточно большое количество исследований и литературных публикаций, которые я в меру сил и доступности материала, проанализировал и систематизировал в данной работе.

 

В своей работе я рассмотрел сущность конкурентоспособности товаров, процесс и критерии ее оценки, значимость учета качеств товара относительно аналогов в условиях рыночных отношений, а также представил анализ возможных путей повышения конкурентоспособности конкретного товара. Безусловно, нализ неполон в силу ряда обстоятельств. Однако любой анализ можно подвергнуть критике, и любой факт трактовать многими способами, и каждый раз приходить к новым выводам или ошибочным теориям. Я не стал рассматривать все существующие теории, а ограничился классическими, устоявшимися, прошедшими проверку временем и практикой. Так же, не будучи в состоянии проанализировать весь спектр выставленных на рыночные торги благ цивилизации, я сделал попытку разобраться составляющих факторах конкурентоспособности товаров, т. к. в рыночной экономике конкурентоспособность является решающим фактором успеха.

 

В данной работе я рассмотрел методы анализа, управления конкурентоспособностью товара и выполнил задачи, которые перед собой поставил, а потому считаю работу успешной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1) Багиев Г.Л. Маркетинг: Учебник для ВУЗов /Г.Л. Багиев – М.: «Экономика», 347стр., 2010.

 

2) Баранчеев В. Стрижов С. Анализ и оценка маркетингового потенциала предприятий // Маркетинг, №5, 178стр., 2007

 

3) Бодди Д. Основы менеджмента. /Д. Бодди – СПб., 389стр., 2002.

 

4) Брун М. Национальный индекс удовлетворенности клиентов: построение и использование/ М. Брун // Проблемы теории и практики управления., 217стр., 2009.

 

5) Бухалков М. Маркетинг/М. Бухалков – М., 409стр., 2001.

 

6) Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 413стр., 2002

 

7) Все о маркетинге: Сборник материалов для руководителей предприятий, экономических и коммерческих служб. – М.: «Азимут-центр», 307стр., 2002

 

8) Гольдштейн Г.Я., Катаева А.В. Маркетинг: Учебное пособие/ Г.Я. Гольштейн, А.В. Катаева – Таганрог: Изд-во ТРТУ,431стр., 2005.

 

9) Гурков И.Б., Титова Н.Л. Тенденции изменения конкурентоспособности отечественной продукции /И.Б. Гуркова, Н.Л. Титова // Маркетинг, 525стр., – 1997.

 

10) Диксон П. Управление маркетингом: Учебное пособие./П. Диксон – М.: Бином, 389стр., 2000.

 

11) Коммерческое товароведение и экспертиза: Уч. пособие для ВУЗов / Г.А. Васильев, Л.И. Ибрагимов, Н.Г. Нагапетьянц и др., 419стр., 2004.

 

12) Под ред. Г.А. Васильева и Н.А. Нагапетьянца. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 478стр., 2001.

 

13) Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы. Учебник для ВУЗов. – М.: Норма, 393стр., 2000.




Информация о работе Управление конкурентоспособностью товара