Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 20:22, курсовая работа
Оборотные средства являются одной из составных частей имущества предприятия. Состояние и эффективность их использования одно из основных условий успешной деятельности предприятия. Развитие рыночных отношений определяет новые условия их организации.
Инфляция, неплатежи и другие кризисные явления вынуждают предприятия изменять свою политику по отношению к оборотным средствам, искать новые источники пополнения, изучать проблему эффективности их использования.
При перевозке грузов автотранспортом вместо накладной на отпуск материалов оформляется товарно-транспортная накладная.
Аналогично оформляется отпуск материалов подразделениям организации, расположенным за пределами её территории.
Отпуск материалов на сторону для целей переработки может производиться при наличии на это договоров или соглашений.
Отпуск на сторону и пропуск оформляются при предъявлении получателем МПЗ доверенности на получение ценностей, заполненной в установленном порядке.
В зависимости от объёма запасов, их ассортимента аналитический учёт материалов ведётся количественно-стоимостным или оперативно-бухгалтерским (сальдовым) методом. Право выбора того или иного способа аналитического учёта на складах предоставляется организации исходя из конкретных условий работы. Способ учёта материальных ценностей должен быть закреплён в её учётной политике.
Количественно-стоимостной метод предполагает организацию на складах и в бухгалтерии одновременно учёта ценностей по номенклатурным номерам как по количеству, так и в денежном выражении. Этот метод используется при наличии широкой номенклатуры МПЗ в условиях отсутствия эффективной автоматизации учёта. Его основными принципами являются:
При сальдовом методе (оперативно-бухгалтерском) учёт осуществляется на карточках складского учёта материалов. В бухгалтерии на каждый номенклатурный номер материала открываются карточки, которые под расписку передаются заведующему складом. На складе на все поступающие материалы кладовщик выписывает приходный ордер или заменяющий его документ и регистрирует его в карточке складского учёта материалов. Расход материалов регистрируется на основании расходных документов: лимитно-заборных карт, требований-накладных.
На основании оформленных в установленном порядке первичных документов (приходных ордеров, требований, накладных, товарно-транспортных накладных и т. п.) материально ответственное лицо осуществляет записи операций по приходу и отпуску материалов в карточках складского учёта в день их совершения. При этом ежедневно выводить на карточках остатки материалов.
Разноска из лимитно-заборных карт в карточки складского учёта данных об отпуске материалов может производиться и по мере закрытия карт, но не позднее 1-го числа следующего за отчётным месяца. При этом порядке записей лимитные карты следует хранить вместе с соответствующими карточками складского учёта.
Об отклонениях фактического остатка материалов от установленной нормы запаса, а также и об остатках материалов, находящихся без движения заведующий складом (кладовщик) обязан своевременно сообщать отделу снабжения. Такое сообщение обычно оформляется сигнальной справкой.
На конец месяца все лимитные карты (или месячные талоны от квартальных карт), находящиеся на складе, независимо от использования лимита должны быть сданы. Лимитные же карты, по которым был использован лимит в течение месяца, передаются в бухгалтерию в момент свершения этого события.
До сдачи лимитных карт их итоговые данные выверяются с аналогичными данными цеховых экземпляров лимитных карт (при ведении карт в двух экземплярах). Это делают работники складов, отпускавшие материалы, и работники цехов, получавшие их. Выверка подтверждается их подписями.
Приёмка-сдача первичных документов должна оформляться, как правило, составлением специального реестра, в котором указывается количество и номера сдаваемых первичных документов раздельно по приходу и расходу.
Заведующий складом (кладовщик) обязан представлять в бухгалтерию в установленный для этого срок в двух экземплярах ведомость остатков МПЗ на конец отчётного месяца. Ведомость составляется в количественном выражении только по тем материалам, которые имели движение в отчётном месяце. Эти ведомости должны быть подписаны также начальником (мастером) цеха, участка или производителем работ. Проверка правильности оформления документов и составления ведомостей остатков производится бухгалтерией немедленно по их получении. После проверки один экземпляр ведомости с замечаниями и указаниями возвращается на склад.
При ограниченном количестве номенклатурных номеров МПЗ и наличии автоматизированной системы управления и автоматизированного складского хозяйства возможно применение систематически составляемых ведомостей движения и остатков материалов. Они используются как для оперативного руководства, так и контроля за состоянием и движением материалов на складах. Это, в свою очередь, позволяет материально ответственным лицам отказываться от ведения карточек складского учёта.
Полученные со складов первичные документы подвергаются в бухгалтерии контролю по существу операций (законность операции) и правильности их оформления (наличие необходимых реквизитов, в том числе полноты проставленных в документах шифров).
Бухгалтерией должна быть установлена тождественность данных центральных складов и кладовых цехов и участков о внутренней переработке материалов.
Все первичные документы подвергаются таксировке. Таксировка осуществляется по каждой строке многострочного документа (за исключением лимитно-заборных карт) и по каждому однострочному документу. По лимитно-заборным картам таксируется общее количество (с учётом возврата) по каждому номенклатурному номеру.
При обработке первичных документов на первых экземплярах бухгалтерией проставляются учётные шифры видов операции, поставщика и др. Затем эти документы группируются по видам операций, источникам поступления или направлениям отпуска (расхода) материалов (по корреспондирующим счетам). Выявленные суммы записываются в соответствующие регистры синтетического учёта.
После разметки первые экземпляры первичных документов передаются соответствующим исполнителям: приходные документы с приложенными к ним накладными и т. п. — для учёта приобретения и заготовления материальных ценностей, а расходные документы — для учёта затрат на производство и калькуляции и др.
Синтетический учёт движения материальных ценностей должен осуществляться бухгалтерией в суммовом выражении на соответствующих синтетических счетах, субсчетах, а внутри их по складам или кладовым (по материально ответственным лицам) и группам материалов.
В этих целях суммы оборотов по группам материалов записываются в накопительные ведомости синтетического учёта. Они ведутся по каждому складу отдельно по приходу и расходу в разрезе синтетических счетов и субсчетов и групп материалов (по учётным ценам). Периодически либо в конце отчётного месяца итоговые данные по приходу и расходу накопительных ведомостей записываются в учётные регистры.
При журнально-ордерной форме учёта эти данные записывают в соответствующие разделы ведомости № 10 «Движение материальных ценностей (в денежном выражении)». Итоговые данные ведомости № 10 по поступлению и выбытию материалов по учётным датам и с учётом сумм транспортно-заготовительных расходов, включая наценки снабженческих организаций или отклонений фактической себестоимости от плановых цен, должны быть сверены с соответствующими данными журналов-ордеров № 6, 10, 10/1 и др.
По окончании месяца на основании данных о приобретении и заготовлении материалов бухгалтерия должна определить:
Эти учётные данные используются для принятия соответствующих мер по розыску непоступивших ценностей, затребованию счетов-фактур от поставщиков, для оплаты задолженности поставщикам. Они также используются при составлении бухгалтерской отчётности.
Выносы:
Материально-производственные запасы могут поступать в организацию различными способами:
В условиях, когда на одном автомобиле одновременно перевозится несколько грузов в адрес одного или нескольких получателей, товарно-транспортная накладная выписывается на каждую партию грузов и каждому грузополучателю в отдельности.
По окончании отпуска МПЗ доверенность передаётся в бухгалтерию вместе с документами на отпуск последней партии ценностей, выданных по данной доверенности.
Материально-производственные запасы, поступающие на склады организации, должны подвергаться тщательной проверке в отношении соответствия их ассортименту, количеству (счёту, весу, объёму) и качеству, указанным в сопроводительных документах.
При закупке материальных ценностей у физического лица в акте закупки должны быть приведены сведения о продавце: как минимум паспортные данные и адрес его постоянного места жительства. Если физическое лицо является индивидуальным предпринимателем, то должен быть указан его идентификационный номер. Желательно также получить у этого лица и копию свидетельства о его регистрации.
На складах с небольшой номенклатурой материалов вместо карточек складского учёта допускается ведение учёта в оформленных в установленном порядке книгах сортового учёта. Причём в этих книгах должны быть предусмотрены все реквизиты, указываемые в карточках складского учёта.
Сверхлимитный отпуск материалов и замена одних видов материалов другими допускается только по разрешению руководителя организации, главного инженера или лиц, на это уполномоченных.
Отпуск на сторону и пропуск оформляются при предъявлении получателем МПЗ доверенности на получение ценностей, заполненной в установленном порядке.
Приёмка-сдача первичных документов должна оформляться, как правило, составлением специального реестра, в котором указывается количество и номера сдаваемых первичных документов раздельно по приходу и расходу.
Необходимым условием организации производства продукции является обеспечение его материальными ресурсами: сырьем, материалами, топливом, энергией, полуфабрикатами и т.д. Стоимость материальных ресурсов входит в себестоимость продукции по элементу «Материальные затраты» и включает в себя цену их приобретения (без учета налог на добавленную стоимость и акцизов), наценки, комиссионные вознаграждения, уплачиваемые снабженческим и внешнеэкономическим организациям, стоимость услуг бирж, таможенных пошлин, плату за транспортировку, хранение и доставку, осуществленные сторонними организациями.
Удовлетворение потребности предприятия в материальных ресурсах может обеспечиваться двумя путями: экстенсивным и интенсивным. Экстенсивный путь предполагает увеличение добычи и производства материальных ресурсов и связан с дополнительными затратами. Кроме того, рост объема производства при существующих технологических системах привел к тому, что темпы истощения природных ресурсов и уровень загрязнения окружающей среды вышли за допустимые пределы. Поэтому рост потребности предприятия в материальных ресурсах должен осуществляться за счет более экономного их использования в процессе производства продукции или интенсивным путем.
Источниками информации являются план материально-технического снабжения, заявки, формы статистической отчетности о наличии и использовании материальных ресурсов и форма № 5-з о затратах на производство, сведения аналитического бухгалтерского учета о поступлении, расходе и остатках материальных ресурсов и др.
Важным условием бесперебойной нормальной работы предприятия является полная обеспеченность потребности в материальных ресурсах источниками покрытия. Различают внутренние (собственные) и внешние источники.
К внутренним источникам относят сокращение отходов сырья, использование вторичного сырья, собственное изготовление материалов и полуфабрикатов, экономию материалов в результате внедрения достижений научно-технического прогресса.
К внешним источникам относят поступление материальных ресурсов от поставщиков в соответствии с заключенными договорами.
Информация о работе Теоретические основы учета оборотных средств на предприятии