Теоретические основы учета оборотных средств на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 20:22, курсовая работа

Краткое описание

Оборотные средства являются одной из составных частей имущества предприятия. Состояние и эффективность их использования одно из основных условий успешной деятельности предприятия. Развитие рыночных отношений определяет новые условия их организации.
Инфляция, неплатежи и другие кризисные явления вынуждают предприятия изменять свою политику по отношению к оборотным средствам, искать новые источники пополнения, изучать проблему эффективности их использования.

Файлы: 1 файл

Анализ использования материальных ресурсов предприятия.docx

— 92.04 Кб (Скачать)

Оформление поступления материалов

Сдача грузов, доставленных уполномоченным лицом в организацию, осуществляется на склад под расписку заведующего складом (кладовщика). Материально ответственное лицо проверяет соответствие МПЗ их данным, указанным в сопроводительных документах. При отсутствии каких-либо расхождений им выписывается приходный ордер (форма № М-4). Данный ордер подписывается заведующим складом и экспедитором. В части местных грузов возможно и проставление штампа, в оттиске которого указаны реквизиты приходного ордера, на квитанции транспортного документа или на документе поставщика (товарно-транспортной накладной или др.). В этом случае отпадает необходимость оформления приходного ордера.

Если запасы поступили с повреждённой упаковкой, недостачей по массе, несоответствующего качества или имеющих количественное расхождение либо расхождение по ассортименту с данными сопроводительных документов, то организация вправе предъявить претензии поставщику (ст. 518–521 ГК РФ). В этом случае приёмка производится комиссией, которая составляет акт о приёмке материалов (форма № М-7). Акт составляется в двух экземплярах. Оформляется он с обязательным участием представителя поставщика или представителя незаинтересованной организации, материально ответственного лица и представителя отдела снабжения. Данный акт является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику (отправителю).

После приёмки материальных ценностей акт с приложенными документами (транспортными накладными и т. д.) передаётся: один экземпляр — в бухгалтерию организации для учёта движения МПЗ, другой — в соответствующую службу для направления претензионного письма поставщику.

Этот же акт оформляется и при поступлении материалов без документов.

При наличии приёмного акта приходный ордер не оформляется. Приёмные акты и приходные ордера на оприходование материальных ценностей должны, как правило, составляться в день их поступления.

Сырьё, полуфабрикаты и другие материальные ценности должны приходоваться в соответствующих единицах измерения (по весу, объёму, счёту и т. д.). В случаях, если материал (например, бензин) поступает в одной единице измерения (по весу), а расходуется в другой (по объёму), то его оприходование, хранение и отпуск должны отражаться в документах и аналитических регистрах одновременно в двух единицах измерения.

Поступление МПЗ, изготовленных или переработанных цехами и участками собственного производства и сданных на склад материальных ценностей, оформляется выпиской требования-накладной (форма № М-11). Этими же накладными оформляются также операции по сдаче цехами (участками) на склад или в кладовую цеха (участка) из производства остатков неизрасходованных материалов (если они ранее были получены по требованию), а также сдача отходов от производства продукции, ценностей полученных из бракованной продукции.

Требование-накладная применяется для учёта движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами.

Накладную в двух экземплярах составляет материально ответственное лицо структурного подразделения, сдающего материальные ценности. Один экземпляр служит сдающему основанием для списания ценностей, второй же (принимающему) — для их оприходования. Подписанная материально ответственными лицами (соответственно сдатчика и получателя) накладная передаётся в бухгалтерию для учёта движения МПЗ.

Запасы могут также поступать от подотчётных лиц, приобретающих их за наличный расчёт. Для подтверждения осуществлённых расходов подотчётные лица должны представить документы, фиксирующие факты:

  • оплаты полученных МПЗ с указанием стоимости покупки. Такими документами могут быть квитанции к приходно-кассовым ордерам, чеки контрольно-кассовых машин, документы, приравненные к бланкам строгой отчётности;

  • факт получения указанных запасов.

При выдаче денежных средств под отчёт для приобретения товарно-материальных ценностей у юридического лица, осуществляющего оптовую или мелкооптовую торговлю, необходимо выдать доверенность подотчётному лицу и зарегистрировать её в журнале учёта выданных доверенностей.

Материалы, полученные от разборки и демонтажа зданий и сооружений, приходуются на основании акта об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма № М-35).

В организации утверждается список должностных лиц (заведующий складом, кладовщик), ответственных за приёмку и отпуск материальных ценностей. С ними обычно заключается договор о материальной ответственности. Освобождение данных лиц от занимаемой должности происходит только после осуществления сплошной инвентаризации вверенных им МПЗ и передачи ценностей по акту.

Для обеспечения действенного контроля за сохранностью материально-производственных запасов важное значение имеет состояние складского и весоизмерительного хозяйства.

Если в организации существует несколько складов, то обычно на каждом из них организуют хранение определённой группы запасов (основных и вспомогательных материалов, топлива, запасных частей и т. д.). Приказом каждому складу присваивается постоянный номер, который впоследствии указывается на всех документах, относящихся к операциям этого склада. Склады должны быть обеспечены исправными весами, измерительными приборами и мерной тарой.

Внутри складов материалы должны располагаться по секциям, в штабелях по типо- и сорторазмерам, на стеллажах и полках. Всё это в совокупности должно обеспечить быструю приёмку, отпуск и проверку наличия ценностей.

На каждую партию запасов прикрепляется материальный ярлык с указанием необходимых параметров (наименование материала, номенклатурный номер, единица измерения, цена, лимит наличия материала).

Наличие и движение МПЗ ведут в количественном выражении по их наименованиям, видам, сортам, размерам и другим показателям в карточках складского учёта материалов или приравненных к ним технических носителях информации, в соответствии с порядком их хранения, определяющим как условиями производственного потребления материалов, так и требованиями организации складского хозяйства. Учёт производственных запасов осуществляют в единицах измерения, предусмотренных соответствующими сборниками учётных цен.

Карточки складского учёта материалов (форма № М-17) заготовляются бухгалтерией по мере поступления приходных документов и в соответствии с номенклатурой материалов. Передаются они материально ответственным лицам под расписку в реестре вместе с приходными документами.

Сортовой количественный учёт движения материальных ценностей ведётся непосредственно материально ответственными лицами. В отдельных случаях с их согласия допускается возлагать ведение карточек складского учёта на учётчиков (операторов).

На каждый номенклатурный номер материала должна открываться отдельная карточка. В полученных карточках складского учёта кладовщик заполняет реквизиты, характеризующие места хранения материалов (стеллажи, ячейки и т. п.). К месту хранения прикрепляется материальный (стеллажный) ярлык.

Оформление расхода материалов

Материально-производственные запасы могут отпускаться со склада:

  • в производство для изготовления продукции;

  • на ремонтные и хозяйственные нужды;

  • в переработку в другие организации;

  • для реализации на сторону;

  • для безвозмездной передачи другим предприятиям.

При этом отпуск материальных ценностей на другие склады, в кладовые цехов, участков рассматривается как внутреннее перемещение.

Основным видом расхода МПЗ является их отпуск на производство продукции. Такой отпуск, как правило, должен осуществляться на основе предварительно установленных лимитов. Лимитирование отпуска материалов на производство способствует контролю за их расходованием, соблюдению норм их производственного потребления, улучшает обеспечение производства материалами и содействует ритмичной работе цехов, экономии материалов. Лимитирование отпуска материалов на производство должно основываться на утверждённых нормах их расхода и объёмах производственных программ.

Лимит отпуска материалов на производство устанавливается на основе соответствующих расчётов. Установленные лимиты отпуска материала могут изменяться при необходимости уточнения лимита на остаток материала в незавершённом производстве (на начало месяца), замены материала или исправления ошибок, допущенных при его расчёте.

Наибольшее распространение в качестве расходных документов получили лимитно-заборные карты. Если потребность в материалах нерегулярная, то их отпускают по требованию.

Лимитно-заборные карты предназначены для:

  • оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции;

  • текущего контроля за соблюдением установленных лимитов отпуска материалов на производственные нужды, и являются оправдательным документом для их списания со склада.

Отпуск МПЗ по лимитным картам может производиться лишь из одного заранее прикреплённого склада только указанных в лимитных картах наименований материалов и строго в пределах количеств, установленных лимитами.

Лимитно-заборные карты выписываются на одно наименование материала (номенклатурный номер) и, как правило, на один шифр затрат (заказа). В отдельных случаях лимитно-заборная карта может открываться в целом на заказ на всю номенклатуру потребляемых материалов.

Лимитно-заборная карта выписывается в двух экземплярах сроком на один месяц. Один экземпляр до начала месяца передаётся структурному подразделению — потребителю материалов, второй — на склад. Отпуск материалов в производство осуществляется при предъявлении представителем структурного подразделения своего экземпляра лимитно-заборной карты.

Кладовщик производит взвешивание или замер отпускаемого материала обязательно в присутствии представителя цеха (участка). При этом он отмечает в обоих экземплярах лимитно-заборной карты дату и количество отпущенных запасов. После чего выводится остаток лимита по данному номенклатурному номеру материала. Одновременно производится перекрёстное подтверждение: в лимитно-заборных картах структурного подразделения расписывается кладовщик, склада — представитель структурного подразделения.

По лимитно-заборной карте ведётся также учёт материалов, не использованных в производстве (возврат). При этом никаких дополнительных документов не составляется.

В конце месяца лимитно-заборные карты сдаются в бухгалтерию. Данные карты используются для ведения складского оперативно-бухгалтерского учёта материалов, а также синтетического и аналитического учёта материалов, которые осуществляются бухгалтерией по материально ответственным лицам.

В условиях применения вычислительных средств для сокращения количества первичных документов нередко используется оформление отпуска материалов (например, из цеховых кладовых) непосредственно в карточках складского учёта. В этом случае расходные документы на отпуск материалов не оформляются. Сама же операция производится на основании лимитных или заборных карт (книжек), выписываемых в одном экземпляре. Лимит отпуска можно указать и в самой карточке. Представитель цеха при получении материалов расписывается непосредственно в карточке складского учёта. Здесь же отражается шифр направления затрат (калькуляционный объект, цеховые и иные нужды). При этой системе карточка складского учёта является регистром аналитического учёта и одновременно выполняет функции оправдательного документа.

Перемещение МПЗ из одного склада или кладовой цеха (участка) на другой склад или в другую кладовую данной организации обычно оформляется составлением требования-накладной на внутреннее перемещение материалов (форма № М-11). Требование-накладная выписывается на основании распоряжения отдела снабжения при систематическом пополнении запасов цеховых кладовых с базисных складов.

Накладную в двух экземплярах составляет материально ответственное лицо структурного подразделения, сдающего материальные ценности. Один экземпляр служит сдающему основанием для списания ценностей, второй же — принимающему для оприходования ценностей.

Этими же накладными оформляются операции по сдаче на склад или в кладовую остатков из производства неизрасходованных материалов, если они ранее были получены по требованию, а также сдача отходов и ценностей, полученных от брака.

Накладную подписывают материально ответственные лица соответственно сдатчика и получателя и передают в бухгалтерию для учёта движения материалов.

Отпуск материалов на сторону оформляется на основании договоров, нарядов и других соответствующих документов и письменного разрешения руководителя организации (лица, им на то уполномоченного). В этом случае выписывается накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М-15). Оформляется она в двух экземплярах: первый экземпляр передают на склад как основание для отпуска МПЗ, второй — получателю запасов. На основании этой накладной оформляется счёт, предъявляемый для оплаты организациям за отпущенные материалы.

Информация о работе Теоретические основы учета оборотных средств на предприятии