Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 20:22, курсовая работа
Оборотные средства являются одной из составных частей имущества предприятия. Состояние и эффективность их использования одно из основных условий успешной деятельности предприятия. Развитие рыночных отношений определяет новые условия их организации.
Инфляция, неплатежи и другие кризисные явления вынуждают предприятия изменять свою политику по отношению к оборотным средствам, искать новые источники пополнения, изучать проблему эффективности их использования.
1.3 Бухгалтерский учет и документальное оформление, наличие и движение материальных ресурсов.
Движение материально-производственных запасов в организации происходит при осуществлении хозяйственных операций по их поступлению, перемещению, отпуску в производство и реализации. Правильное и своевременное документальное оформление упомянутых операций позволяет предупредить различные нарушения, повышает дисциплинированность материально ответственных работников.
Как известно, все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учётными документами, на основании которых и ведётся бухгалтерский учёт. Данные документы принимаются к учёту, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учётной документации (ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте»; далее — закон о бухучёте).
Формы первичной документации для учёта материалов и краткие указания по их заполнению утверждены постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71а.
Упомянутый закон о бухучёте позволяет организациям использовать и самостоятельно разработанную форму первичного учётного документа, если в альбомах унифицированных форм первичной учётной документации не окажется таковой для отражения определённой операции. При этом выпускается распорядительный документ о возможности использования разработанной формы документа. Сам же документ должен содержать следующие обязательные реквизиты:
Обычно у организаций, у которых основным видом деятельности является производство, запасы материалов пополняются за счёт их приобретения по договорам поставки. Основные положения такого договора изложены в статьях 506–524 ГК РФ. По договору поставки поставщик обязуется поставить в определённые сроки покупателю в собственность продукцию по согласованной цене и в соответствии с согласованными техническими требованиями. В договоре должны обязательно определяться номенклатура (ассортимент), количество и качество продукции, сроки поставки и цена. При отсутствии этих условий в договоре он считается незаключённым.
Получателям, находящимся в том же городе с поставщиком, доставка продукции производится, как правило, автомобильным транспортом. В этом случае приёмка поступающих в организацию материалов осуществляется на основе товарно-транспортной накладной (форма № 1-Т; утв. постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78), получаемой от грузоотправителя.
Данная накладная состоит из двух разделов:
Первая часть товарно-транспортной накладной служит для списания ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей. Вторая же её часть предназначена для учёта транспортной работы. Она используется для расчётов грузоотправителей или грузополучателей с организациями — владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.
Данная накладная выписывается в четырёх экземплярах: первый остаётся у грузоотправителя и предназначается для списания МПЗ, второй, третий и четвёртый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю.
Второй экземпляр передаётся водителем грузополучателю. Он предназначается для оприходования ценностей у получателя груза.
Третий и четвёртый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются организации — владельцу автотранспорта. При этом третий экземпляр, служащий основанием для расчётов, организация — владелец автотранспорта прилагает к счёту за перевозку и высылает плательщику — заказчику автотранспорта. Четвёртый же экземпляр прилагается к путевому листу и служит основанием для учёта транспортной работы и начисления заработной платы водителю.
Иногородним же получателям в большинстве своём доставка продукции осуществляется железнодорожным транспортом. Транспортная железнодорожная накладная состоит из четырёх листов:
Расчётные документы на поступающие материалы с приложенными к ним другими документами направляются в соответствующий отдел, работники которого обязаны:
Зарегистрированные экземпляры расчётных и других документов (спецификации, сертификаты, качественные удостоверения и т. п.) передаются на соответствующий склад для приёмки и оприходовании материалов.
Для получения материалов со склада поставщика или транспортной организации уполномоченному лицу выдаётся квитанция, товарно-транспортная накладная или наряд на выполнение работ по доставке груза и доверенность на его получение.
Доверенности (формы № М-2 и № М-2а) применяются для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счёту, договору, заказу, соглашению.
Доверенность в одном экземпляре обычно оформляется бухгалтерией организации. Отрывная часть доверенности выдаётся под расписку работнику организации, уполномоченному на получение МПЗ, а корешок доверенности остаётся в бухгалтерии организации. Выдача доверенностей регистрируется в специальном журнале по их выдаче.
Доверенность должна быть полностью заполнена, подписана руководителем организации, главным бухгалтером, иметь оттиск печати и образец подписи лица, на имя которого выписана. Выдача доверенностей лицам, не работающим в организации, не допускается. Если срок действия в доверенности не указан, то она сохраняет силу в течение года со дня её совершения (п. 1 ст. 186 ГК РФ). Доверенность на получение товарно-материальных ценностей в порядке плановых платежей может быть выдана на календарный месяц.
Форму № М-2а применяют организации, у которых получение материальных ценностей по доверенности носит массовый характер.
При первом отпуске материально-производственных запасов поставщик обычно забирает доверенность независимо от срока её действия. В случае отпуска МПЗ частями на каждый такой отпуск составляется накладная (приёмосдаточный акт или другой аналогичный документ) с указанием в ней номера доверенности и даты её выдачи. В этих случаях один экземпляр накладной (или заменяющего её документа) передаётся получателю данных ценностей, а другой — подкладывается к оставшейся у поставщика доверенности и используется для наблюдения и контроля за исполнением отпуска ценностей согласно доверенности.
Информация о работе Теоретические основы учета оборотных средств на предприятии