Теоретические основы учета оборотных средств на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 20:22, курсовая работа

Краткое описание

Оборотные средства являются одной из составных частей имущества предприятия. Состояние и эффективность их использования одно из основных условий успешной деятельности предприятия. Развитие рыночных отношений определяет новые условия их организации.
Инфляция, неплатежи и другие кризисные явления вынуждают предприятия изменять свою политику по отношению к оборотным средствам, искать новые источники пополнения, изучать проблему эффективности их использования.

Файлы: 1 файл

Анализ использования материальных ресурсов предприятия.docx

— 92.04 Кб (Скачать)

Активы предприятия, которые в результате его хозяйственной деятельности полностью переносят свою стоимость на готовый продукт, принимают однократное участие в процессе производства, изменяя или теряя при этом натурально-вещественную форму, называютсяоборотными средствами.

Оборотные средства представляют собой наиболее подвижную часть активов. В каждом кругообороте оборотные средства проходят три стадии: денежную, производственную и товарную.

На первой стадии денежные средства предприятий используются для приобретения сырья, материалов, топлива, тары, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий и т.п., необходимых для осуществления производственной деятельности. На второй стадиипроизводственные запасы превращаются в незавершенное производство и готовую продукцию. На третьей стадии происходит процесс реализации продукции и получения денежных средств. Оборотные средства по составу и характеру участка в производственном процессе подразделяются на две составляющие: оборотные производственные фонды и фонды обращения.

Оборотные производственные фонды обслуживают сферу производства. Они составляют материальную основу производства и необходимы для обеспечения процесса производства продукции, образования стоимости. Во вторую часть оборотных средств входят фонды обращения, состоящие из готовой продукции и денежных средств предприятия. Фонды обращения не участвуют в образовании стоимости, но являются носителями уже созданной стоимости. Основное их назначение - обеспечить денежными средствами ритмичность процесса обращения.Объединение оборотных фондов и фондов обращения в единую систему оборотных средств вытекает из непрерывности авансированной стоимости по трем названным стадиям их кругооборота.Рассмотрим отдельные элементы оборотных производственных фондов. Подавляющую часть оборотных производственных фондов составляют производственные запасы. Производственные запасы - это запасы сырья и материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, топлива, тары, хозяйственного инвентаря, запчастей для ремонта, инструментов.

Сырье и основные материалы - это предметы труда, составляющие материальную (вещественную) основу изготовляемого продукта. Сырьемназывают продукцию сельского хозяйства (зерно, шерсть, хлопок, плоды, овощи) и добывающей промышленности (нефть, руда, газ и др.).Основными материалами считают продукцию обрабатывающей промышленности (мука, сахар, ткань, металл, кожа и др.).

Полуфабрикаты - это предметы труда, изготовление которых полностью закончено в одном цехе, но которые подлежат дальнейшей обработке в других цехах того же предприятия или могут быть реализованы. Вспомогательные материалы, в отличие от сырья и покупных полуфабрикатов, не образуют основного содержания изготовленного продукта, а лишь содействуют выполнению технологического процесса и образованию продукта. Наряду с производственными запасами в оборотные производственные фонды входят средства в производстве, включающие незаконченную продукцию и расходы будущих периодов. Незавершенное производство (НЗП) - это предметы труда, вступившие в производственный процесс, но не прошедшие всех операций обработки, предусмотренных технологическим процессом. Единственный невещественный элемент оборотных производственных фондов - расходы будущих периодов, необходимые для создания заделов, установки нового оборудования и т.п. Расходы будущих периодов включают затраты на подготовку и освоение новых видов продукции, новой технологии, производимые в данный период, но подлежащие погашению в будущем. Соотношение отдельных составляющих оборотных средств в общей их стоимости характеризует структуруоборотных средств. Это соотношение между отдельными элементами оборотных средств (сырье, основные материалы, топливо, тара, запасные части, готовая продукция и т.д.), выраженное в процентах к итогу. По источникам формирования и пополнения оборотные средства подразделяются на собственные и приравненные к ним средства и заемные.

Собственными называются оборотные средства, которые выделены участниками (учредителями) для бесперебойного функционирования их предприятия. Основными источниками образования собственных оборотных средств являются прибыль, внутрихозяйственные финансовые ресурсы и их перераспределение. Приравненными к собственным оборотным средствам считаются средства, не принадлежащие предприятию, но по условиям расчетов постоянно находящиеся в его обороте. Это так называемые устойчивые пассивы. К ним относятся минимальная задолженность по заработной плате, начисления на заработную плату, резерв на покрытие предстоящих платежей, кредиторская задолженность и прочие устойчивые пассивы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Бухгалтерский учет и документальное оформление, наличие и движение материальных ресурсов.

Движение материально-производственных запасов в организации происходит при осуществлении хозяйственных операций по их поступлению, перемещению, отпуску в производство и реализации. Правильное и своевременное документальное оформление упомянутых операций позволяет предупредить различные нарушения, повышает дисциплинированность материально ответственных работников.

Как известно, все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учётными документами, на основании которых и ведётся бухгалтерский учёт. Данные документы принимаются к учёту, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учётной документации (ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте»; далее — закон о бухучёте).

Формы первичной документации для учёта материалов и краткие указания по их заполнению утверждены постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71а.

Упомянутый закон о бухучёте позволяет организациям использовать и самостоятельно разработанную форму первичного учётного документа, если в альбомах унифицированных форм первичной учётной документации не окажется таковой для отражения определённой операции. При этом выпускается распорядительный документ о возможности использования разработанной формы документа. Сам же документ должен содержать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование документа;

  • дату составления документа;

  • наименование организации, от имени которой составлен документ;

  • содержание хозяйственной операции;

  • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

  • наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность её оформления;

  • личные подписи указанных лиц (п. 2 ст. 9 закона о бухучёте).

Поступление материалов

Обычно у организаций, у которых основным видом деятельности является производство, запасы материалов пополняются за счёт их приобретения по договорам поставки. Основные положения такого договора изложены в статьях 506–524 ГК РФ. По договору поставки поставщик обязуется поставить в определённые сроки покупателю в собственность продукцию по согласованной цене и в соответствии с согласованными техническими требованиями. В договоре должны обязательно определяться номенклатура (ассортимент), количество и качество продукции, сроки поставки и цена. При отсутствии этих условий в договоре он считается незаключённым.

Получателям, находящимся в том же городе с поставщиком, доставка продукции производится, как правило, автомобильным транспортом. В этом случае приёмка поступающих в организацию материалов осуществляется на основе товарно-транспортной накладной (форма № 1-Т; утв. постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78), получаемой от грузоотправителя.

Данная накладная состоит из двух разделов:

  • товарного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей;

  • транспортного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей — заказчиков автотранспорта с организациями — владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов.

Первая часть товарно-транспортной накладной служит для списания ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей. Вторая же её часть предназначена для учёта транспортной работы. Она используется для расчётов грузоотправителей или грузополучателей с организациями — владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.

Данная накладная выписывается в четырёх экземплярах: первый остаётся у грузоотправителя и предназначается для списания МПЗ, второй, третий и четвёртый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю.

Второй экземпляр передаётся водителем грузополучателю. Он предназначается для оприходования ценностей у получателя груза.

Третий и четвёртый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются организации — владельцу автотранспорта. При этом третий экземпляр, служащий основанием для расчётов, организация — владелец автотранспорта прилагает к счёту за перевозку и высылает плательщику — заказчику автотранспорта. Четвёртый же экземпляр прилагается к путевому листу и служит основанием для учёта транспортной работы и начисления заработной платы водителю.

Иногородним же получателям в большинстве своём доставка продукции осуществляется железнодорожным транспортом. Транспортная железнодорожная накладная состоит из четырёх листов:

  • лист 1 — оригинал накладной (выдаётся перевозчиком грузополучателю);

  • лист 2 — дорожная ведомость (составляется в необходимом количестве экземпляров, предусмотренных Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, — для перевозчика и участников перевозочного процесса, в том числе не менее двух дополнительных экземпляров для каждой участвующей в перевозке грузов инфраструктуры — один экземпляр для входной железнодорожной станции, находящейся в данной инфраструктуре, второй — для выходной станции из инфраструктуры);

  • лист 3 — корешок дорожной ведомости (остаётся у перевозчика);

  • лист 4 — квитанция о приёме груза (остаётся у грузоотправителя).

Расчётные документы на поступающие материалы с приложенными к ним другими документами направляются в соответствующий отдел, работники которого обязаны:

  • зарегистрировать документы в журнале учёта поступающих грузов;

  • проверить соответствие данных этих документов договору поставки в отношении ассортимента материалов, их количества, цен, сроков отгрузки и др.;

  • осуществить в карточках или книге оперативного учёта записи о выполнении договора поставки;

  • акцептовать расчётные документы поставщика или мотивированно отказаться от акцепта;

  • передать уполномоченному лицу распоряжение на получение и доставку груза (перечень этих лиц устанавливается руководителем по согласованию с начальником отдела снабжения и главным бухгалтером);

  • передать документы в финансовый отдел или бухгалтерию.

Зарегистрированные экземпляры расчётных и других документов (спецификации, сертификаты, качественные удостоверения и т. п.) передаются на соответствующий склад для приёмки и оприходовании материалов.

Для получения материалов со склада поставщика или транспортной организации уполномоченному лицу выдаётся квитанция, товарно-транспортная накладная или наряд на выполнение работ по доставке груза и доверенность на его получение.

Доверенности (формы № М-2 и № М-2а) применяются для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счёту, договору, заказу, соглашению.

Доверенность в одном экземпляре обычно оформляется бухгалтерией организации. Отрывная часть доверенности выдаётся под расписку работнику организации, уполномоченному на получение МПЗ, а корешок доверенности остаётся в бухгалтерии организации. Выдача доверенностей регистрируется в специальном журнале по их выдаче.

Доверенность должна быть полностью заполнена, подписана руководителем организации, главным бухгалтером, иметь оттиск печати и образец подписи лица, на имя которого выписана. Выдача доверенностей лицам, не работающим в организации, не допускается. Если срок действия в доверенности не указан, то она сохраняет силу в течение года со дня её совершения (п. 1 ст. 186 ГК РФ). Доверенность на получение товарно-материальных ценностей в порядке плановых платежей может быть выдана на календарный месяц.

Форму № М-2а применяют организации, у которых получение материальных ценностей по доверенности носит массовый характер.

При первом отпуске материально-производственных запасов поставщик обычно забирает доверенность независимо от срока её действия. В случае отпуска МПЗ частями на каждый такой отпуск составляется накладная (приёмосдаточный акт или другой аналогичный документ) с указанием в ней номера доверенности и даты её выдачи. В этих случаях один экземпляр накладной (или заменяющего её документа) передаётся получателю данных ценностей, а другой — подкладывается к оставшейся у поставщика доверенности и используется для наблюдения и контроля за исполнением отпуска ценностей согласно доверенности.

Информация о работе Теоретические основы учета оборотных средств на предприятии