Сущность и принципы маркетинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 18:39, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. На данный момент существует масса всевозможной литературы по маркетингу, в западных странах накоплен огромный многолетний опыт по функционированию системы маркетинга. Но в связи с тем, что маркетинг в России функционирует в специфических условиях, сегодня очень мало монографий отечественных авторов по маркетингу, в которых можно было бы найти грамотные, глубоко продуманные, просчитанные предложения по созданию именно российской маркетинговой системы, отвечающей нашим российским реалиям.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Сущность маркетинга. Его элементы 5
Глава 2. Основные принципы маркетинга 13
Глава 3. Особенности развития маркетинга в РФ 21
Заключение 27
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

Сушность и принципы маркетинга_ Курсовая..doc

— 157.00 Кб (Скачать)
С О Д Е Р Ж  А Н И Е : стр.
Введение  3
Глава 1. Сущность маркетинга. Его элементы 5
Глава 2. Основные принципы маркетинга 13
Глава 3. Особенности развития маркетинга в РФ 21
Заключение  27
Список  использованной литературы 29
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      В настоящее время не одно предприятие  в системе рыночных отношений  не может нормально функционировать  без маркетинговой службы на предприятии. И полезность маркетинга с каждым моментом все возрастает. Это происходит потому, что потребности людей, как известно, безграничны, а ресурсы предприятия ограничены. Каждый субъект имеет свои потребности, удовлетворить которые не всегда качественно удается. К каждому необходим свой индивидуальный подход. Поэтому, в новых условиях выживает то предприятие, которое может наиболее точно выделять и улавливать разнообразие вкусов. Этому и способствует маркетинг.

      В условиях  рыночных отношений и  особенно в переходный    к  рынку период маркетинг является одной из  важнейших экономических  дисциплин. От того, насколько правильно построена система маркетинга, зависит эффективное функционирование  всего народного хозяйства.

          Актуальность темы. На данный момент существует масса всевозможной литературы по маркетингу, в западных странах накоплен огромный многолетний опыт по функционированию системы маркетинга.  Но в связи с тем, что маркетинг в России функционирует в специфических условиях, сегодня  очень мало монографий отечественных авторов по маркетингу,  в которых можно было  бы  найти  грамотные, глубоко  продуманные,  просчитанные предложения по созданию именно  российской  маркетинговой  системы,  отвечающей   нашим  российским реалиям.

     Степень разработанности темы на сегодняшний  день является достаточно острой и  определяется как разработанной. Исследования на данную тему проводились такими учеными как: Акулич И.А., Андреева О.Д., Дойль П., Завьялов   П.С.,  Демидов   В.Е., Измайлова Е., Котлер Ф., Мурахтанова Н.М., Ноздрева  Р.Б.,  Цыгичко  Л.И., Портер  М., Токарев Б.Е.  и др. 

      Объектом  и предметом исследования является организация маркетинга в целом.

      Цель  работы заключается в выявлении  основных понятий, видов и направлений маркетинговой деятельности, оценка принципов маркетинга.

      При выполнении работы использованы методы теоретического анализа, и синтеза, индукции и дедукции.

      В данной работе предпринята попытка  выделить основные принципы маркетинга, рассмотреть основные закономерности существования маркетинга, а также рассмотреть особенности функционирования маркетинга в Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. СУЩНОСТЬ МАРКЕТИНГА. ЕГО ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ 

      Маркетинг - явление сложное, многоплановое  и динамичное. Этим объясняется невозможность  в одном универсальном определении  дать полную, адекватную его сущности, принципам и функциям характеристику маркетинга.

      В настоящее время выдвинуто уже  около 2000 определений маркетинга, каждое из которых рассматривает ту или  иную сторону маркетинга либо делает попытку его комплексной характеристики1.

      В термин ''маркетинг" специалисты  вкладывают двоякий смысл: это и одна из функций управления, и цельная концепция управления в условиях рыночных отношений.

      В качестве функции управления маркетинг  имеет не меньшее значение, чем  любая деятельность, связанная с  финансами, производством, научными исследованиями, материально-техническим снабжением и т.д.

      В качестве концепции управления (философии  бизнеса) маркетинг требует, чтобы  компания рассматривала потребление  как "демократический" процесс, при  котором потребители имеют право "голосовать" за нужный им продукт своими деньгами. Это определяет успех компании и позволяет оптимально удовлетворить потребности потребителя.

      Поскольку маркетинг - это способ убедить массы  сделать покупку, большинство ошибочно отожествляют данное понятие со сбытом и стимулированием. Разница заключается в следующем: сбыт, главным образом, предполагает контакт лицом к лицу - продавец имеет дело с потенциальными покупателями. Маркетинг использует средства массовой информации и другие способы, чтобы завладеть вниманием и убедить многих людей - людей, которые могут вообще не иметь никакого прямого контакта ни с кем из компании данного сбытовика2. Один из ведущих теоретиков по проблемам управления, Петер Друккер, говорит об этом так: Цель маркетинга - сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель - так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами3.

      Что же стоит за понятием “Маркетинг”? Большинство ошибочно отожествляют маркетинг со сбытом и стимулированием. По моему мнению, определение маркетинга Филипа Котлера, где маркетинг - вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена, весьма прост и понятен.

      Для пояснения этого определения  рассмотрим следующие понятия: нужды, потребности, запросы, товар, обмен, сделка и рынок.

      Исходной  идеей, лежащей ив основе маркетинга, является идея человеческих нужд. Мы определяем нужду следующим образом: 

      Нужда4 - чувство ощущаемое человеком нехватки чего-либо.

      Нужды людей многообразны и сложны. Тут  и основные физиологические нужды в пище, одежде, тепле и безопасности; и социальные нужды в духовной близости, влиянии и привязанности; и личные нужды в знаниях и самовыражении.

      Если  нужда не удовлетворена, человек  чувствует себя обездоленным и несчастным. И чем больше значит для него та или иная нужда, тем глубже он переживает. Неудовлетворенный человек сделает одно из двух: либо займется поисками объекта, способного удовлетворить его нужду, либо попытается заглушить ее.

      Второй  исходной идеей маркетинга является идея человеческих потребностей.

      Потребность5 - нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.

      По  мере прогрессивного развития общества растут и потребности его членов. Люди сталкиваются со все большим количеством объектов, пробуждающих их любопытство, интерес и желание. Производители со своей стороны предпринимают целенаправленные действия  для стимулирования  желания обладать  товарами. Они пытаются сформировать связь между тем, что они выпускают, и нуждами людей. Товар пропагандируют как средство удовлетворения  одной или ряда специфических нужд. Деятель маркетинга не создает нужду, она уже существует. Продавцы часто путают потребности с нуждами.

      Потребности людей практически безграничны, а вот ресурсы для их удовлетворения ограничены. Так что человек будет выбирать те товары, которые доставят ему наибольшее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей.

      Запрос6 - это потребность, подкрепленная покупательной способностью.

      Общество  могло бы планировать объемы производства на следующий год, исходя из совокупности запросов предыдущего. Именно так и планируют производство в странах с централизованно планируемой экономикой. Однако запросы - показатель недостаточно надежный. Людям надоедают вещи, которые ныне в ходу, и они ищут разнообразия ради разнообразия. Смена выбора может оказаться и результатом изменения цен или уровня доходов. К. Ланкастер отмечает, что товары - это, по сути дела, наборы свойств, и люди останавливают выбор на тех продуктах, которые обеспечивают им получение набора выгод за свои деньги7. Так, автомобиль “Фольксваген” воплощает в себе элементарное свойство транспорта, невысокую покупную цену, топливную экономичность и европейский ход, а “Кадиллак” - высокий комфорт, роскошь и престиж. Человек выбирает товар, совокупность свойств которого обеспечивает ему наибольшее удовлетворение за данную цену с учетом своих специфических потребностей и ресурсов.

      Человеческие  нужды, потребности и запросы  наводят мысль о существовании  товаров для их удовлетворения. Товар мы определяем следующим образом:

      Товар8 - все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.

      Мораль  заключается в том, что производители должны отыскивать потребителей, которым они хотят продавать, выяснять их потребности, а затем создавать товар, как можно полнее удовлетворяющий эти потребности.

      Понятие товар не ограничивается физическими  объектами. Товаром можно назвать все, что способно оказать услугу, т.е. удовлетворить нужду. Помимо изделий и услуг, это могут быть личности, места, организации, виды деятельности и идеи.  Потребитель решает, какую именно развлекательную передачу посмотреть по телевидению, куда отправиться на отдых, каким организациям оказать помощь, какие идеи поддержать. И если использование термина “товар” временами кажется неестественным, его можно заменить другими - “удовлетворитель потребности”, “средство возмещения” или “предложение”. Все эти слова имеют определенное ценностное значение для разных лиц.

      Маркетинг имеет место  в тех случаях, когда люди решают удовлетворить  свои нужды и запросы с помощью  обмена.

      Обмен9 - акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего либо взамен.

      Обмен - один из четырех способов, посредством которых отдельные лица могут получать желаемый объект.

      Обмен - основное понятие маркетинга как  научной дисциплины. Для совершения добровольного обмена необходимо соблюдение пяти условий:

      Сторон  должно быть как минимум две. Каждая сторона должна располагать чем-то, что могло бы представить ценность для другой стороны. Каждая сторона должна быть способна осуществлять коммуникацию  и доставку своего товара. Каждая сторона должна быть совершенно свободной в принятии или отклонении предложения другой стороны. Каждая сторона должна быть уверена в целесообразности или желательности иметь дело с другой стороной.

      Эти пять условий создают всего лишь потенциальную возможность обмена. А вот состоится ли он зависит  от соглашения между сторонами о его условиях. Если соглашение достигнуто, можно сделать вывод, что в результате обмена все его участники получают выгоду ( или по крайней мере не несут ущерба), поскольку каждый из них был волен отклонить, либо принять предложение.

      Если  обмен - основное понятие маркетинга как научной дисциплины, то основной единицей измерения в сфере маркетинга является сделка.

      Сделка10- коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами.

      Сделка  предполагает наличие нескольких условий: 1) по меньшей мере двух ценностно  значимых объектов, 2)  согласованных условий ее осуществления, 3) согласованного времени совершения, и 4) согласованного места проведения. Как правило, условия сделки поддерживаются и охраняются законодательством.

      Сделку  следует отличать от простой передачи. При передаче сторона А дает стороне Б объект Икс, ничего не получая при этом взамен. Передачи касаются подарков, субсидий, благотворительных акций, а также являются одной из форм обмена. Ведь передающий подарок рассчитывает на ту или иную выгоду, такую, как доброе расположение к себе, избавление от чувства вины или желание поставить другую сторону в положение обязанной. Профессиональные сборщики пожертвований в разного рода фонды остро ощупывают мотивы “взаимности”, лежащие в основе поведения жертвователей, и стремятся обеспечить выгоды, которые те для себя ищут. Если о жертвователях попросту забывают или не выказывают им признательности, то фонд вскоре лишится их поддержки. В результате профессиональные деятели рынка в последнее время стали расширительно толковать концепцию маркетинга, включая в ее сферу не только исследование поведения в ходе сделок, но и изучение поведения в процессе передач.

Информация о работе Сущность и принципы маркетинга