Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 23:16, контрольная работа
Объект исследования – ОАО «Авантаж», действующая на потребительском рынке через сеть магазинов «КламаС». Предмет исследования – обоснование принципов и методов разработки маркетинговой стратегии ОАО «Авантаж».
Цель исследования – разработка стратегии развития компании, разработав рекомендации по оптимизации маркетинговой стратегии компании.
1.Особенности разработки маркетинговой стратегии предприятия..................6
1.1. Понятие и виды маркетинговой стратегии………………………..……...6
1.2. Методы разработки маркетинговой стратегии……...………………..…13
2. Стратегический анализ внешней и внутренней среды ОАО «Авантаж»…18
2.1. Общая характеристика предприятия …………………………………......18
2.2. Матрица SWOT-анализа ОАО «Авантаж» ……………………………….20
3. Разработка стратегии развития ОАО «Авантаж» …………………………21
3.1. Определение миссии, цели и ценностей компании………………………21
3.2. Выбор стратегии на основе SWOT-анализа ………………………………22
Хорошая оборонительная стратегия предполагает способность быстрого приспособления к меняющейся ситуации в отросли и по возможности упреждающую блокировку или предупреждение атакующих блокирование действий конкурентов.
Второй подход к оборонительной стратегии состоит в доведении до сведения конкурентов, что их действия не останутся без ответа и фирма готова к атаке. Цель подобных сигналов – воспрепятствовать началу атакующих действий (так как ожидаемые результаты бросающих вызов конкурентов могут оказаться значительно ниже понесенных затрат) или переориентировать их на менее защищенные цели. Известить конкурентов о возможных ответных действиях можно следующим образом:
Выбирая стратегию, руководство сталкивается с тремя основными вопросами, связанными с положением фирмы на рынке: какой бизнес прекратить, какой бизнес продолжить, в какой бизнес перейти. Это значит, что стратегия концентрирует внимание на том, что организация делает и чего не делает, что более важно и что менее важно в нынешней деятельности организации.
Кроме того, каких бы стратегий не придерживалась компания, она должно уметь быстро реагировать на изменения рыночной ситуацией и перестраивать свое стратегическую направленность. Поэтому в процессе развития стратегического маркетингового планирования создано большое число методов и моделей разработки стратегий маркетинга. Т.е. методы позволяют выбрать правильное направление стратегического развития. Используются как формальные методы, так и неформальные, основанные на творческом, интуитивном подходе. Среди формальных преобладают методы матричного портфельного анализа.
Данные методы предполагают построение стратегической маркетинговой матрицы, отражающей позицию предприятия на рынке в зависимости от комбинации действия некоторых факторов. Одним из них является некоторый независимый по отношению к предприятию фактор, а другим – фактор, характеризующий само предприятие.
Первым опытом использования этих матриц была матрица, предложенная американским ученым И. Ансоффом. [Ваганов А.С., Шмелев Н.А. Стратегический маркетинг. – М., 2005. – С. 60-61.]
Эта модель предназначена для
генерации стратегий в условиях расхождения
между реальным и планируемым развитием
предприятия, когда цели предприятия не
достижимы с помощью прежних стратегий
и необходимо их скорректировать, либо
искать новые стратегические пути. Используется
для генерации стратегий в условиях растущего
рынка. В зависимости от того, в какое поле
матрицы попадает предприятие, определяется
оптимальный вариант стратегии его роста
(рис. 1.2.1). Эта модель – наглядное структурирование
рыночной действительности; она проста
в использовании и имеется возможность
четкого выбора вариантов стратегий роста
(интенсивного и диверсификационного).
Существующий продукт | Новый продукт | |
Существующий рынок | Стратегия проникновения на рынок | Стратегия развития продукта |
Новый рынок | Стратегия расширения рынка | Стратегия диверсификации |
Рис. 1.2.1. Матрица деловой активности фирмы И. Ансоффа
При этом есть и недостатки:
• односторонняя ориентация на рост;
• ограничение на двух, хотя и важнейших, характеристиках (продукт и рынок).
Следующая модель – это модель Портера. Она предназначена для рынков с замедленным ростом или стагнирующих и основана на том, что для получения прибыли выше средней, предприятие должно иметь сильные позиции по отношению к конкурентам за счет лидерства в области затрат или уникальности товара с точки зрения покупателя. Хотя в этой модели недостаточно учитывается привлекательность рынка, а в центре внимания находятся конкурирующие силы рынка, все же наглядно отражены связи между долей рынка и рентабельностью предприятия, демонстрируются условия применения конкурентных стратегий развития предприятия и возможность их правильного выбора (рис. 1.2.2).
Рис. 1.2.2. Матрица конкуренции М. Портера
Идея, заложенная в подходе Ансоффа, была развита и усовершенствована учеными Бостонской консалтинговой группы (Boston Consulting Group – BCG), а впоследствии и другими маркетологами.
При использовании модели предприятие анализируется как совокупность стратегических хозяйственных единиц. Стратегическое положение каждой СХЕ оценивается с помощью двух критериев – темпа роста рынка в качестве индикатора привлекательности и доли рынка в качестве индикатора конкурентных позиций (рис.1.2.3).
«Звезды»
- к ним относятся новые бизнес-
Рис. 1.2.3. Бостонская матрица
«Дойные коровы» - это «звезды» в прошлом, которые в настоящем обеспечивают фирме достаточную прибыль для того, чтобы удержать на рынке свои конкурентные позиции; служат источником средств и существуют при минимальных вложениях; поток денежной наличности хорошо сбалансирован. Надо стараться сохранять или увеличивать долю своего бизнеса на рынке.
«Собаки» — поток денежной наличности незначителен, а чаще даже отрицателен. «Собаки» должны безжалостно изгоняться из бизнеса — ни денег, ни сколько- нибудь существенной доли на рынке они не дают, а являются лишь источником постоянно возрастающих затрат; нужно либо сокращать его, либо ликвидировать данный вид бизнеса в своей фирме (выводить ресурсы из «собак»).
«Дикие кошки», «Знаки вопроса», или «Трудные дети» — это, по-видимому, товары или услуги, которыми компания начинает заниматься сегодня; это более рисковый объект для инвестиций в целях максимального расширения зоны присутствия компании на рынке (если конкуренты позволят); эти бизнес-области конкурируют в растущих областях, но занимают относительно небольшую долю рынка, что приводит к необходимости увеличения инвестиций с целью защиты своей доли рынка и гарантирования выживания на нем. Действия – либо идти на увеличение доли бизнеса на рынке, либо сокращать данный бизнес.
Положение внутри матрицы позволяет оценить потенциал рентабельности СХЕ, т.к. он зависит от ее конкурентной позиции на рынке. В идеале портфель должен состоять из «звезд», «дойных коров», дающие возможность финансировать развитие «знаков вопросов», которые будут приносить доход в будущем.
Применение матричных методов основано на маркетинговых исследованиях. Они требуют полной и надежной информации о состоянии рынков, сильных и слабых сторонах деятельности предприятия. Эти методы разработки стратегий маркетинга (модель Ансоффа, Портера, модель BCG) определяют настоящее и будущее положения предприятия в целом и его СХЕ с точки зрения привлекательности рынка и способности предприятия конкурировать внутри его.
Таким
образом, формальные методы разработки
стратегии фирмы позволяют
2. Стратегический анализ внешней и внутренней среды ОАО «Авантаж»
2.1. Общая характеристика предприятия
ОАО «Авантаж» действует на потребительском рынке через сеть магазинов «КламаС». 18 февраля 1998 года открылся первый офис в Уфе. В первый год своего существования «КламаС» работал в небольшом помещении и занимался только продажей компьютеров и комплектующих для корпоративных клиентов. Весной 1999 года «КламаС» стал продавать компьютерную технику не только оптом, но и в розницу.
Со времени основания компании многое изменилось. Сегодня «КламаС» называют одним из ведущих поставщиков компьютерной и цифровой техники на рынке республики Башкортостан, компанией, которая зарекомендовала себя как надежный и компетентный во всех отношениях партнер. Среди постоянных клиентов «КламаС» – тысячи жителей Уфы, Стерлитамака, Салавата и других городов республики, а также многие государственные учреждения, банки, вузы и промышленные предприятия республики.
«КламаС» специализируется на оптовой и розничной продаже компьютерной и оргтехники, периферии, ноутбуков, карманных компьютеров, цифровых фото- и видеокамер, сотовых телефонов и аксессуаров, а также осуществляет проектирование сетей, поставку и настройку программных систем. С изменением и расширением компании остаются неизменными ее принципы деятельности: открытость и готовность к сотрудничеству, контроль качества на всех этапах работы, надежность, постоянное совершенствование работы и нацеленность на диалог с клиентами.
В настоящее время «КламаС» – это целая сеть специализированных магазинов компьютерной и цифровой техники.
«КламаС Центр» специализируется на компьютерной и цифровой технике, периферии и оргтехнике. Оборудованы торговые залы для розничных клиентов и отдел для обслуживания корпоративных клиентов.
В сентябре 2003 года открылся первый магазин в северной части города «КламаС Север». «КламаС Север» специализируется на компьютерном ассортименте. Здесь представлен основной ассортимент компании, включающий в себя компьютеры, комплектующие, цифровую технику, сотовые телефоны, оргтехнику и периферию.
Магазин «КламаС Pro», расположенный на одной из главных улиц города – проспекте Октября, был открыт в ноябре 2003 года. Открытие этого магазина позволило компании расширить ассортимент предлагаемой покупателям техники и значительно увеличить возможности комфортного обслуживания клиентов. «КламаС Pro» специализируется на компьютерной технике и электронике.
Организационная структура управления компании «КламаС» - матричная, поскольку существует департамизация, т.е. деление организации на отделы и службы. Схема данной структуры управления имеет вид матрицы (решетки), состоящей из клеток. В соответствии с линейной структурой (по вертикали) строится управление по отдельным сферам деятельности организации: служба товарного обеспечения, техническая служба и т.д. В соответствии с программно-целевой структурой (по горизонтали) организуется управление программами (проектами, темами).
При
такой структуре устанавливается
разделение прав менеджеров, осуществляющих
управление подразделениями, и менеджеров,
руководящих выполнением проекта,
и важнейшей задачей высшего руководящего
состава компании в этих условиях
становится поддержание баланса
между двумя организационными альтернативами.