Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 16:30, курсовая работа
Целью данной работы - рассмотрение основных черт и особенностей функционирования банковской системы России на современном этапе, ее главных проблем и предлагаемых моделей их решения, а также общей стратегии развития кредитно-денежной системы РФ. Также считаю необходимым уделить особое внимание последствиям глобального финансового кризиса и мероприятиям по их минимизации.
Введение 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ КАК СТРУКТУРЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 5
ГЛАВА 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РФ 8
ГЛАВА 3. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 11
3.1 Общая структура, принципы организации и особенности 11
функционирования 11
3.1.1 Деятельность Центрального банка России 13
3.1.2 Коммерческие банки в составе банковской системы РФ 16
3.2 Количественные и качественные показатели банковской системы РФ 19
3.3 Проблемы и перспективы развития банковской системы Российской Федерации 23
ГЛАВА 4. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС, ЕГО ВЛИЯНИЕ НА БАНКОВСКИЙ СЕКТОР. СТРАТЕГИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ. 27
Заключение 30
Список использованных источников: 31
Ссылки: 32
В 1995-1997 гг. банки стали активными игроками на рынке государственных обязательств, направляя практически все свободные средства на покупку этих высокодоходных инструментов. Все больше банков ориентируются на работу с реальным сектором экономики, происходит интеграция банковского и страхового капитала.
Данные позитивные тенденции были прерваны тяжелым кризисом 1998 г. Объявленный дефолт заморозил до 90% уставного фонда российских банков, находившегося в форме ГКО-ОФЗ, усилил общую нестабильность в экономике и вызвал банкротство ряда крупнейших банков.21
В период после 1998 г. происходит реструктуризация банковской системы, что находит отражение в слиянии капитала (1116 зарегистрированных банков на 01.02.2010 г.)22 Очевиден рост банковских активов – с 933, 1 млрд. руб. в 1998 г. до более чем 29 трлн. руб. в марте 2010 г23. Охват населения банковскими услугами стабильно возрастал, как и их качество. Банки стали способствовать развитию реального сектора экономики, нарастает долгосрочное кредитование, в т.ч. ипотека. Принятый в 2004 г. Закон о страховании вкладов значительно повысил доверие населения к банковской системе и заложил основы для привлечения более значительных средств.24 Также можно смело утверждать, что и Центробанк, и коммерческие банки приобрели достаточный опыт, что позволило смягчить мини-кризис 2004 г. и избежать глубокого спада во время кризиса 2008-2009 гг.
Эти факты позволяют утверждать,
что в России сложилась банковская
система современного типа, имеющая
резервы для роста, но обремененная
рядом сдерживающих обстоятельств.
Подробный анализ современного состояния
и структуры банковской системы и стоящих
перед ней проблем будет представлен в
последующих главах.
Современная банковская система России создана в результате реформирования государственной банковской системы СССР. Банки в РФ создаются и действуют на основе ФЗ №395-1 «О банках и банковской деятельности» (последние изменения – 2010 г.), в котором дано определение кредитных организаций, перечислены виды банковских операций, установлен порядок создания, ликвидации и регулирования деятельности банков.
Согласно действующему законодательству,
к главным принципам
Двухуровневая архитектура предполагает четкое законодательное разделение функций Центрального банка и коммерческих национальных и иностранных банков и прочих кредитных организаций.25 Отдельным элементом считается банковская инфраструктура (Агентство страхования вкладов, платежные системы, аудиторские и консалтинговые организации и др.).
Центральный банк РФ выполняет функции денежно-кредитного регулирования, банковского надзора и управления национальной системой платежей. Он может проводить требуемые для этого операции с широким кругом кредитных организаций и государственных органов. Центробанк не работает напрямую с некредитными организациями и физическими лицами, не занимается прямым кредитованием предприятий и организаций.
Коммерческие банки образуют второй, нижний уровень банковской системы. Они осуществляют посредничество в расчетах, кредитовании и инвестировании, но не принимают непосредственного участия в разработке денежно-кредитной политики. В работе ориентируются на установленные Банком России параметры денежной массы, процентных ставок, темпов инфляции. Также должны выполнять нормативы и требования Центрального банка по уровню капитала, созданию резервов и др.
Принцип универсальности российских банков означает, что они обладают универсальными функциональными возможностями, т.е. имеют право осуществлять все предусмотренные законом и лицензиями операции – как кредитные, так инвестиционные. С одной стороны, это позволяет банкам расширять сферу деятельности и диверсифицировать риски, с другой - возникает риск консервации неэффективных банковских продуктов за счет возможности компенсировать потери на прибыльных направлениях. Также растет зависимость банков от состояния предприятий, акционерами которых они являются.26
Принцип коммерческой направленности банков второго уровня предполагает, что целью функционирования банков является извлечение прибыли. Закон «О банках и банковской деятельности допускает создание банков только как организаций, работающих ради получения прибыли.27
Среди прочих особенностей, фактически
сложившихся в российском банковском
секторе, можно отметить его национальных
характер. В настоящее время предусмотрен
ограниченный режим допуска иностранного
капитала в сектор, а создание филиалов
иностранных банков прямо запрещено законодательством.
При этом допускается создание дочерних
банков со стопроцентным участием иностранных
инвесторов (82 на 1.01.2010 г)28. Доля
иностранного капитала в уставном капитале
всех кредитных организаций на 01.01. 2010
г. составляла 24,53%29, что
относительно немного: схожие по уровню
развития банковские системы стран Восточной
Европы отличаются большим проникновением
иностранных инвестиций (70% в Польше, более
95% - в Чехии).
Центральный банк (Банк России)– особый публично-правовой институт, являющийся ядром финансовой системы страны и главным регулятором банковской системы. Он выступает прежде всего как посредник между государством и экономикой через банки. В этой роли он призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью законодательно установленных инструментов.
Банк является юридическим лицом с капиталом, сформированным за счет федеральной собственности30. Несмотря на то, что ЦБ обладает имущественной самостоятельностью, он подотчетен Госдуме, которая может определять главные направления кредитно-денежной политики и назначать руководство ЦБ.
Деятельность Центрального банка регулируется отдельным актом – ФЗ №86 «О Центральном банке Российской Федерации». Данный закон закрепляет следующие цели деятельности ЦБ РФ:
Очевидно, что Банк России – некоммерческая организация.
Исходя из приведенных выше целей, можно выделить следующие группы функций Банка России:
В целом данный список функций соответствует функциям центральных банков зарубежных стран с похожей организацией банковской системы.
Вероятно, важнейшей из функций является разработка и реализация Банком России кредитно-денежной политики. Она разрабатывается на трехлетний период и включает как качественные, так и количественные показатели32. Среди последних выделяют такие ориентиры, как уровень инфляции, показатели денежной массы, процентных ставок и объема ЗВР.
Реализация КДП производится посредством применения законодательно закрепленных инструментов33. В их число входят:
Можно с уверенность утверждать, что данный набор инструментов соответствует мировой практике, однако эффективность и пропорции их использования остаются спорными. Вероятно, в ближайшей перспективе Банк России сконцентрирует свои усилия на процентной политике с целью сдерживания роста цен, а также на операциях на открытом рынке, что, однако, требует параллельного развития фондовых институтов.
В заключение
можно отметить, что одно из ключевых направлений
деятельности ЦБ – развитие банковской
системы РФ – зачастую подвергается критике.
Тем не менее, Банк России при активном
участии экспертов международных организаций
разрабатывает среднесрочные стратегии
развития национальной банковской системы,
включающие меры по поддержке коммерческих
банков, совершенствованию правовой базы
и сбалансированному росту качества предоставляемых
банковских услуг. Некоторые пункты стратегии
и эффективность ее реализации будут рассмотрены
далее.
Коммерческие банки выполняют в экономике функции, принципиально отличные от функций Центрального банка, но при этом значение их деятельности крайне велико. Особое положение коммерческих банков определяется тем, что они опосредуют практически все рыночные денежные отношения и могут служить как мощным стимулом для экономического развития, так и барьером, затрудняющим его.
Важнейшим функциям коммерческих банков относятся:
Для успешного осуществления данных функций банки должны обладать высокой степенью самостоятельности в принятии решений. Государство задает рамки деятельности коммерческих банков и устанавливает «правила игры», но не может отдавать им прямых приказов36.
В России по состоянию на 01.013.2010 г. действовали 99737 коммерческих банков с активами, превышающими 29 триллионов рублей. Начиная с середины 90-х годов наблюдается устойчивая тенденция к сокращению числа коммерческих банков, однако многие эксперты считают, что оптимальным для России является меньшее количество банков. Так согласно исследованию, проведенному центром экономических исследований Московской финансово-промышленной академии в 2006 г., равновесное число банков в России должно находиться в диапазоне 180-22038. Избыток банков часто относят к последствиям либерализации 90-х, предполагается, что процесс концентрации капитала продолжится. При этом основная часть активов (47,8%) 39сконцентрирована в пяти ведущих банках, большая часть коммерческих банков – мелкие локальные игроки.
Принципиально действующие на территории России банки можно классифицировать на организации с участием государственного капитала, организации, основанные на частной национальной собственности, и организации с участием иностранного капитала40. Исторически доминирующую роль в банковском секторе играли организации со значительной долей государственной собственности. Совокупная доля федеральных и муниципальных органов власти в банковском капитале приближается к 45%. Важнейшими учреждениями с высокой долей участия государства являются:
Информация о работе Современная банковская система России: проблемы развития и совершенствования