Система стимулирования сбыта на базовом рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 18:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания работы является изучение системы стимулирования сбыта на базовом рынке.
Задачи работы:
- изучение теоретических аспектов стимулирования сбыта на базовом рынке;
- проведение анализа сбытовой деятельности на предприятии;
- разработка мероприятий по совершенствованию системы стимулирования сбытовой деятельности на предприятии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты системы стимулирования сбыта на базовом рынке……………………..5
1.1. Система сбыта: понятие, функции, планирование………………………..5
1.2. Средства стимулирования сбыта………………………………………...8
1.3. Разработка программы стимулирования сбыта……………………....14
ГЛАВА 2. Анализ организации системы стимулирования сбыта на предприятии ОАО «АК ОЗНА»…………………………………………..….17
2.1. Организационная характеристика ОАО «АК ОЗНА»…………….……17
2.2 Анализ управления сбытовой деятельности на ОАО «АК ОЗНА»……19
2.3 Совершенствование системы стимулирования сбыта на предприятии..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………28
Список использованной литературы…………………

Файлы: 1 файл

Курсовая-Система стимулирования сбыта..doc

— 151.00 Кб (Скачать)

Казанский  Государственный Технологический  Университет 
 
 

Курсовая  работа

по дисциплине «Маркетинг»

Тема:

 «Система стимулирования сбыта на базовом рынке» 
 
 
 
 
 

                                                                                  Выполнила:

                                                                                  студентка гр.3281-11

                                                                                  Сулейманова Элина

                                                                                  Проверила:

                                                                                  Рычкова Н.В. 

Казань 2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические аспекты системы стимулирования сбыта на базовом рынке……………………..5

1.1. Система сбыта: понятие, функции, планирование………………………..5

1.2. Средства стимулирования сбыта………………………………………...8

1.3. Разработка программы стимулирования сбыта……………………....14

ГЛАВА 2. Анализ организации системы стимулирования сбыта на предприятии ОАО «АК ОЗНА»…………………………………………..….17

2.1. Организационная характеристика ОАО «АК ОЗНА»…………….……17

2.2 Анализ управления сбытовой деятельности на ОАО «АК ОЗНА»……19

2.3 Совершенствование системы стимулирования сбыта на предприятии..22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………28

Список  использованной литературы………………………………………….30

Приложение…………………………………………………………………….33 

 

    Введение 

      Актуальность  темы заключается в том, что сбытовая политика является центральной во всей системе маркетинга. И это не лишено обоснования – именно в процессе сбыта готовой продукции выяснится, насколько точными и удачными были все использованные концепции и стратегии по продвижению товара на рынок. Если все оказалось так, как и было задумано, то покупатель обязательно заметит товар и прибыль – конечная цель любой предпринимательской деятельности – не заставит себя ждать.

      Каждый  товар непременно требует продвижения  на рынке, это означает необходимость  качественной и оригинальной рекламы, различных акций, способствующих продвижению товара. Помимо этого предприятию весьма желательно иметь как можно более широкую сеть розничных продаж или сеть посреднических организаций, если она, конечно, не занимается очень крупным и дорогим производством.

      Система сбыта товаров – ключевое звено маркетинга и своего рода финишный комплекс во всей деятельности фирмы по созданию, производству и доведению товара до потребителя. Собственно, именно здесь потребитель либо признаёт, либо не признаёт все усилия фирмы полезными и нужными для себя и, соответственно, покупает или не покупает ее продукцию и услуги.

Задачи  распределения изготовляемой продукции  производитель должен расширить рациональным способом.

      Целью написания работы является изучение системы стимулирования сбыта на базовом рынке.

      Задачи  работы:

      - изучение теоретических аспектов стимулирования сбыта на базовом рынке;

      - проведение анализа сбытовой  деятельности на предприятии;

      - разработка мероприятий по совершенствованию  системы стимулирования сбытовой деятельности на предприятии.

      Объектом  исследования является ОАО «АК ОЗНА». Предметом исследования – система стимулирования сбыта.

     Структура курсовой работы. На мой взгляд, сперва необходимо понять что такое система сбыта: понятие, функции, планирование, что она из себя представляет, выяснить средства стимулирования сбыта  и разработку программы стимулирования. И только потом рассмотреть теорию на практике на конкретном примере - ОАО «Акционерная компания ОЗНА» , в данном случае.

     Приведенный в курсовой расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

          Теоретические аспекты системы стимулирования сбыта на базовом рынке 

1.1. Система сбыта: понятие, функции, планирование

 

     Сбытовая  сеть может быть определена как структура, сформированная партнерами, участвующими в процессе конкурентного обмена, с целью предоставления товаров  и услуг в распоряжение индивидуальных потребителей или индустриальных пользователей. Этими партнерами являются изготовители, посредники и конечные пользователи — покупатели. Любой сбытовой канал выполняет определенный набор функций, необходимых для осуществления обмена.

     Функции сбыта:

     - изучение результатов сегментации  рынка и планирования рекламы; 

     - заключение договоров с потребителями  или посредниками;

     - учет и контроль выполнения  договоров; 

     - разработка плана отгрузки товаров  клиентам;

     - определение каналов сбыта; 

     - организация приема, хранения, упаковки, сортировки и отгрузки товаров клиентам;

     - информационное, ресурсное и техническое  обеспечение сбыта товаров; 

     - стимулирование сбыта; 

     - установление обратной связи  с потребителями и регулирование.

     Выполнение  рассмотренных функций ведет к возникновению коммерческих потоков распределения между участниками процесса обмена, направленных во взаимно противоположных направлениях. Всего в канале сбыта можно выделить потоки пяти типов:

     - поток прав собственности: переход  прав собственности на товары от одних собственников к другим;

     - физический поток: последовательное  физическое перемещение товаров  от изготовителя через посредников  к конечному потребителю; 

     - поток заказов: заказы, поступающие  от покупателей и посредников  и направляемые изготовителям;

     - финансовый поток: различные выплаты,  счета, комиссионные, которые движутся  от конечного пользователя к  изготовителю и посредникам; 

     - поток информации: этот поток  распространяется в двух направлениях – сведения о рынке движутся в сторону изготовителя, сведения о предлагаемых товарах по инициативе изготовителя и посредников направляются в сторону рынка.

     Выбор структуры канала сбыта сводится к решению вопроса о распределении  обязанностей между участниками  процесса обмена. С точки зрения фирмы, прежде всего, нужно решить, следует ли поручать кому-либо часть функций сбыта, и если да, то в каких пределах и на каких условиях. Существует четыре класса посредников, которые могут быть включены в канал сбыта: оптовые торговцы; розничные торговцы; агенты и брокеры; коммерческие компании по обслуживанию.

     Вертикальная  структура канала характеризуется  числом уровней, отделяющих производителя  от конечного пользователя (без посредников, с одним или несколькими посредниками). С точки зрения производителя, чем длиннее канал, тем труднее его контролировать. Фирма обычно прибегает к использованию нескольких каналов сбыта либо с целью создать конкурентную ситуацию, соперничество между торговцами, либо с целью выхода в несколько сегментов с различными покупательскими привычками.

     Планирование  сбыта включает: изучение внешних  и внутренних условий; определение целей; разработку прогнозов конъюнктуры и спроса; подготовку прогнозов реализации товаров; составление планов поставок готовой продукции; планирование оптимальных хозяйственных связей; выбор каналов распределения товара; планирование дополнительных услуг, внешнеторговых операции, рекламной деятельности; составление сметы расходов на управление сбытом и распределением, планирование доходности.

     Организация сбыта включает: организацию сбора информации о спросе; заключение с потребителями хозяйственных договоров на поставку продукции; выбор форм и методов реализации продукции, способов доставки ее потребителю; подготовку продукции к отправке потребителю; технологию товародвижения; организацию информационно-диспетчерской службы, отчетности; организацию торговой коммуникации, правовой и претензионной работы; организацию стимулирования спроса и рекламной деятельности.

     Начальным этапом планирования сбыта (как и  других в системе маркетинговой деятельности предприятия) является изучение внешних и внутренних условий функционирования предприятия. В зависимости от изменений внешних условий возникает необходимость корректировки внутренних. Выявляются имеющиеся проблемы, связанные со сбытом продукции, устанавливаются цели, достижение которых будет способствовать их решению.

     Сбыт  продукции может осуществляться предприятиями тремя основными  способами: через собственную сбытовую сеть; через систему независимых или зависимых агентов, джобберов, дистрибьюторов и брокеров.

     В условиях осуществления прямых хозяйственных  связей между производителями (поставщиками) продукции и оптовыми предприятиями или другими потребителями особое значение приобретает организация правовой и претензионной работы. Данную функцию должны осуществлять высококвалифицированные юристы, владеющие всеми нормативно-правовыми материалами, регулирующими взаимоотношения поставщиков и покупателей.

 

1.2. Средства стимулирования сбыта

 

       При выборе средств стимулирования сбыта разработчику плана стимулирования необходимо учитывать тип рынка, конкретные задачи в сфере стимулирования сбыта, текущую конъюнктуру и рентабельность каждого мероприятия по продвижению.

       Рассмотрим  в первую очередь средства стимулирования потребителей, которые делятся на стимулирование со стороны производителей и со стороны продавцов. Чтобы разделить эти два понятия, приведем пример: поощрение покупателей производителем автомобилей – это предложение скидок, значительный объем продаж в кредит, бесплатный испытательный срок и подарки, поощряющие покупку автомобилей; а поощрение со стороны автомобильных дилеров включает в себя снижение цен, специальную рекламу, купоны, конкурсы и премии для покупателей.

       Рассмотрим  основные средства стимулирования продаж, направленные на покупателя:

  1. Пробные образцы – предложение бесплатного товара или услуги. Образцы могут разносить по принципу «в каждую дверь», рассылать по почте, раздавать в магазине, прилагать к какому-либо другому товару или рекламному объявлению в журнале или газете.
  2. Купоны. Это сертификаты, дающие потребителю право на оговоренную экономию при покупке конкретного товара. Купоны можно распространять по почте, прилагать к другим товарам, размещать в журнальных и газетных объявлениях. Процент погашения изменяется в зависимости от способа распространения. Погашается около 2% газетных купонов, около 8% купонов, рассылаемых по почте, около 18% купонов, прилагаемых к товарам. Купоны эффективны при стимулировании продаж известных марок и привлечении интереса к новым. Эксперты полагают, что купоны обеспечивают экономию от 15 до 20%.
  3. Денежные компенсации (скидки) – ценовые скидки, реализуемые после совершения покупки. Потребитель отправляет в какой-либо форме подтверждение покупки производителю, который возмещает часть уплаченной цены почтовым переводом.
  4. Товар по льготной цене (уценка). На упаковке или этикетке товара размещается предложение о снижении обычной цены. Это может быть предложение товара по сниженной цене за счет особой расфасовки (например, две пачки по цене одной) или в виде набора соответствующих товаров (например, зубной щетки и пасты). Предложение товара по сниженной цене способно стимулировать кратковременный рост сбыта эффективнее, чем даже купоны.
  5. Премии (подарки) – товары, предлагаемые по довольно низкой цене им бесплатно в качестве поощрения за покупку другого товара. Премия «при упаковке» сопровождает товар, находясь внутри или снаружи упаковки. В качестве премии может выступать и сама упаковка, если она представляет собой емкость многоразового использования. Бесплатная почтовая премия – это товар, высылаемый потребителям, которые предъявили покупки, например фрагмент упаковки или штриховой код. Самооткрывающаяся премия – это продажа товара по просьбе потребителя по цене ниже обычной. Сегодня производители предлагают в виде премий самые разнообразные товары с названием компании на упаковке.
  6. Призы (конкурсы, лотереи, игры). В результате покупки предоставляется возможность выиграть денежный приз, путевку на отдых или товар. На этот своеобразный конкурс потребителю нужно что-нибудь представить – стихотворение, проект, ценное предложение. Специальное жюри отбирает лучшие. Лотерея требует, чтобы потребители завили о своем участии в розыгрыше. В ходе игры при каждой покупке потребитель что-то получает – номера для игры в бинго или недостающие буквы, которые могут помочь ему завоевать приз. Призы привлекают  больше внимания, чем купоны или небольшие премии.
  7. Награды за лояльность к определенному продавцу – денежные или иные скидки, пропорциональны степени лояльности к определенному продавцу или группе продавцов. Специальные торговые печати также представляют собой награду за постоянство, если потребитель пользуется услугами определенного продавца. Затем он может обменять печать на товары в специализированном центре или через заказанный на почте каталог.
  8. Бесплатны пробные образцы – приглашение будущих покупателей на бесплатное тестирование товара в расчете, что они будут его покупать.
  9. Гарантии – письменное или устное заверение продавца, что товар будет пригоден к употреблению в течение определенного времени и что в противном случае продавец восстановит качество товара или вернет покупателю деньги.
  10. Совместное стимулирование – две или более марки или компании объединяются, предлагая купоны, компенсации или конкурсы. Используя совместные средства поощрения, фирмы надеются привлечь  больше внимания и рассчитывают, что их торговые агенты совместными усилиями эффективнее доведут товар до розничных продавцов, которым предлагаются преимущества в рекламных показах и при оформлении мест продажи.
  11. Перекрестное стимулирование  - одна марка товара используется для рекламы другой. Например, в упаковке одного товара может оказать купон на товар другой известной марки.
  12. Демонстрации в местах продажи. К сожалению, многим розничным торговцам не нравится возиться с выставочным оборудованием и вывесками, а также плакатами, которые они ежегодно сотнями получают от производителей. В ответ производители предлагают не только более совершенное рекламное оформление, но и предлагают смонтировать его собственными силами.

Информация о работе Система стимулирования сбыта на базовом рынке