Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 17:00, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Маркетинг".
1. Выбор внешних рынков
Параметры выбора зарубежного рынка: потенциал и условия нового рынка; анализ конкуренции.
При определении потенциала требуется оценка спроса и его предельного роста, а также информация, как лучше удовлетворить потребность данным товаром, выявить эквивалентные товары и определить масштабы их производства и сбыта.(Оц. емкости рынка, потенциала, роста, восприимчивости р-к, налич.протекционизма, стабильность р-ка)
Иностранные предприятия могут проникнуть без чрезмерных затрат и времени только на потенциально емкий р-к.
Анализ восприимчивости р-ка состоит в определении способа восприятия р-ком предприятия как единого целого по его ассортименту и по поведению его менеджеров.
При изучении конкуренции необходимо учитывать:
- конкур-ию м-ду нац-ыми производителями, к-рые поддерживаются властями;
- конкур-ию с др. иностранными предприятиями.
Процесс анализа
конкур-ов: выявление конкур-в →
Выявление конкур-в необхоб. осущ. на различ. уровнях: на уровне категории товара; на отраслевом ур-не; на ур-не р-ка.
Все конк-ты имеют совок-ть целей, к-рые отлич. по степени важности: текущая доходность; рост доли р-ка; движение наличности; ведущие позиции в области производства т.д. Знание целей конк-та дает возм-ть сделать вывлд о том, как удовлетворен он своим положением на внеш. р-ке.
Конкур-в на внеш. р-ках необход. разделить на стратегич. группы, т.е. предприятия некоторой индустрии со сходной стратегией на целеврм р-ке, и проанализ-ть все параметры в пределах отрасли: уровень кач-ва товара; характеристики и комплексность кажд. т-ра конк-та; систему обслуж-ия клиентов; политику ценообр-ия; зону распред-ия т-ра; программы в области рекламы; стимулирования сбыта.
Оценка сильн. и слабых стоорн конк-ов проводится с помощью базисного анализа, основан-го на сравнении тов-в и предприним-ой деят-ти предприятия с тов-ми и процессами конк-ов, для поиска путей повышения ка-ва изделий и эффект-ти деят-ти работы.
Изучение возможностей предп-ия.
Осн. методы определения конкуретноспос-ти предпр-я структурный и функциональный.
В структур. подходе оценка положения исходит из концентрации производства, капитала и баръеров для пришельцев на внешний р-к.
Влияние внеш. условий на конкурентнос-ть предприятия позволяет выявить факторы, к-рые непосредственно влияют на уровень конкурентнос-ти фирм: емкость р-ка; доступность р-ка; вид товара; входные баръеры; однородность р-ка; конкурентные позиции предприятия; возможность технич. нововведений; дифференциация фирм.
Фунцион-й подход предсматривает роль экон. показателей деят-ти фирмы: соотношение издержки – цена; загрузка мощностей; объем выпуска продукции; норма прибыли; финанс. устойчивость и т.д
Сопоставление назван. показателей характеризует степень конкурентносп-ти всей фирмы и ее отдельн. предприятий за рубежом.
Процедура и оценка выбора р-ка
Для исключения менее привлекат-х р-ов среди прочих рекомендуется использовать факторы макросреды. Предварительный отбор р-ка(этап 1) может быть произведен путем выбора по заданному образцу, т.е. определяются несколько важных критериев для фирмы и выбираются те р-ки, к-рые отвечают требованиям предприятия.
Для определения размера р-ка необходимо осуществить макросегмант-ю (этап 2). Р-к может быть разделен по отраслям экономики промышлен-ти, промыш. группам товаров, услуг и т.д.
Этап 3 (определение сегмента р-ка) включает в себя различ. методы анализа, выбранного ранее (этап 1). Причинами непригодности ранее выбра. р-ка м/б: р-к недостаточно велик; динамика роста р-ка неприемлема; наличие скрытых баръеров для выхода на р-к.
Этап 4 (сегментация р-ка как основа выхода на р-к) означает разделение р-ка на определенные группы продавцов, что дает базу для разработки маркетинг-микса зарубежного р-ка.
Оценка возможностей предприятия на зарубежном рынке через показатели эффективности деятельности
предприятия: рентабельность (продаж, активов, основного капитала, собственного каптала); прироста объёма продаж (абсолютный, относительный).
Рентаб-ть продаж: Рпр = П / Nпр;
Рентаб-ть активов: Ракт = Пч / Акт;
Рентаб-ть основ. капитала: Рок = Пч / Кос;
Рентаб-ть собст. капитала: Рск= Пч / Кс;
Абсолют. прирост объема продаж:
Относит прирост объема продаж
Межстрановые сравнения дохода на капитал. Сравнение по принципу ожидаемого дохода на капитал целесообразно в том случае, когда операции в одной стране почти не отражаются на деят-ть предприятия в др. странах, т.к. в данной ситуации возсожно эффективно распред-ть свои ресурсы переходя от стран с высокой ожидаемой доходностью инвестиций к странам с менее высоким ожид-ым доходом, учитывая, естественно, риск и неопред-ть.
Целесообразно
на отдельн-х страновых р-ках исхо
Методы сравнения стран:
1. Метод сравнения стран по важ. факторам при помощи «сетки параметров»:
Факторы сравнения:
- приемлемые и неприемлемые (уровень владения собственностью и лицензирования);
- доходность инвестиций (величина кап.вложений, прямые издержки, налоговая ставка, емкость р-ка текущая и перспективная, доля р-ка текущая и перспективная);
- уровень риска (потеря р-ка, валютные проблемы, политич. нестабильность, действие законов в настоящем и будущем и т.д.)
2. Матрица «возможности-риск». Этот способ наглядного отображения совок-ти данных, к-рые могут входить в сетку показателей, т.е. построение диаграммы с уровнем риска на одной оси и операционными возможностями на другой. Значение матрицы состоит в отображении положения любой страны относительно другой. С дугой стороны, фирма с помощью данной матрицы может:
- выбрать индикаторы и опред-ть их статистич-й вес;
- оценить каждую страну с помощью взвешенных показателей;
- построить диаграмму, показывающую сравнительное положение различ. стран с точки зрения возможностей и риска;
- отобраз-ть на диограмме вар-ты размаха операций;
- показать на диограмме ожидаемые изменения в положении стран.
2. Способы присутствия фирмы на зарубежном рынке
Факторы, влияющие на выбор стратегии проникновения: - внутр. факторы (размер фирмы, вид товаара, опыт деят-ти на внеш. р-ках);
- внеш. фак-ы (соц. различия, культур. разл-я, наличие конкуренции, емкость р-ка и темпыф ее роста, торговые баръеры);
- фак-ы, характериз-е степень привлекат-ти данного способа выхода на внеш. р-к (уровень риска, возможность осуществ-я контроля, высокая степень гибкости);
- фак-ы, характер-е совершение сделок на внеш. р-ах (частота сделок, специфич-ть, и неявная природа ноу-хау)
Организационные
формы международной деятельнос
-
завод под «ключ». как правило, это крупный междунар.
проект в экспорте инжиниринговых
услуг и оборуд-ия;
- прямой
экспорт, в к-ром задействовано только
нац. предпр-ие и ее продавцы, без посредников
за рубежом.
Передача технологий как форма выхода на внешний рынок. Одним из наиболее простых способов выхода на внеш. р-ки явл-я междунар. лицензинг. его осущ-е предполагает передачу фирмой (лицензиаром) права на обладание чем-либо зарубеж. предпиятию (лицензиату), что представ-т для последнего некоторую ценность, за кот.ю он согласен выполнять опред-ые работы или производить оговоренную плату.
Лицензионное
соглашение - это договор между
двумя сторонами об условиях передачи
и эксплуатации научно – технич., экономических
или любых других сведений, как
имеющих, так и не имеющих правовой зашиты.
По наличию правовой охраны:
- патентные лицензии – лиц-и на использоваие научно-технической или иной интеллектуальной продукции, имеющей правовую охрану;
- беспатентные лиц-и – лиц-и на использование науч-техн. или иной интеллект. продукции, не имеющей правовой охраны.
По объему передаваемых прав:
1) При исключительной лицензии лицензиату передается право на использование изобретения, полезной модели или промышленного образца в пределах, оговоренных договором, с сохранением за лицензиаром права на его использование в части, не передаваемой лицензиату.
2) Лицензия неисключительная (простая) - то есть право лицензиара, которое разрешает лицензиату (покупателю лицензии) использовать предмет договора в пределах территорий, оговоренных соглашением, сохраняя за лицензиаром право, самостоятельно пользоваться им на данной территории и на определенный срок.
3) Полная лицензия – это потентная лиц-я, в соот-и с кот-ой в полном объеме представляются права на изобретение на весь оставшийся срок действия патента.
Чистые(самостоятельные) лицензии продаются по самостоятельным договорам, предусматривающим передачу прав на использование изобретений и ноу-хау. Сопутствующие лицензии продаются путем включения их в контракты на поставки товаров, в том числе машин, оборудования и приборов, причем цены и условия платежа за такие лицензии могут быть выделены отдельно или включены в общие суммы контрактов.
Сублицензия - правовой документ, в соответствии с которым собственник изобретений, технологический знаний, опыта, секретов произ-ва и т.д. передает своему контрагенту право на использование (в оговоренных пределах) этих объектов интеллект-ой деятельности.
Возвратная лицензия характер-ся предоставлением лицензиару права использовать усовершенствования объекта лицензии, созданные лицензиатом.
Принудительная лицензия - разрешение компетентного органа заинтересованному лицу использовать запатентованное изобретение без согласия патентообладателя в том слувае, если в течение установ-го законодательством срока патентообладатель не использует изобр-ие.
Кросс-лицензия – взаимное предоставление (обмен) правами на использование объектов интеллект-ой собств-ти. Практикуется тогда, когда стороны не могут осуществлять свою деят-ть, не нарушая прав друг друга.
Определение цены
лицензии. Цена лицензии
определяется долей продавца в прибыли
покупателя лицензии. Лицензионное
соглашение заключается лишь в том случае,
если доход лицензиара от продажи лицензии
будет больше, чем от других форм освоения
рынка объектом лицензии, а прибыль лицензиата
от реализации закупленной лицензии будег
выше, чем прибыль его конкурентов, даже
с учетом выплаты лицензионных латежей.
Расчет. цена лиц-и Цр может быть
опред-а по формуле:
Виды лицензионных платежей. Роялти — это периодические процентные или фиксированные суммарные отчисления лицензиата в пользу лицензиара за права, предоставленные ему лицензиаром.
Паушальный платеж: представляет собой зафиксированную в тексте лицензионного соглашения сумму, которая выплачивается в виде единовременного платежа или по частям. Комбинированная форма выплаты лицензионного вознаграждения представляет собой сочетание, как правило, первоначальной единовременной выплаты в форме паушального платежа с выплатой оставшейся суммы в форме роялти по установленным в соглашении ставкам и периодичности
Платежи на компенсационной основе. Сущ-ть заключается в выплате лицензионного вознагрждения продукцией, произведенной по лицензии.
Фиксированные платежи так же, как и паушальные, не зависят от фактического объема производства и продаж продукции по лицензии, однако выплачиваются в течение всего срока дествия лиценз. соглашения.