Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 14:19, шпаргалка
Предмет и цели маркетинга
2. Задачи Маркетинга
Понятие и классификация рынков товаров и услуг
Предметом маркетинга являются законы и закономерности развития рыночных отношений, включая механизм их использования, под которым понимаются не только механизм реализации основных законов, регулирующих рыночные отношения, таких, как закон спроса и предложения, закон возвышения потребностей и другие, но и принципы и методы их реализации.
Особенность маркетинга как научной дисциплины состоит в том, что именно эта теория должна ответить на вопрос, как, используя конкретное экономическое пространство и соответствующее ему соотношение спроса и предложения в границах той или иной сферы производства, распределения, обмена и потребления благ, выбрать определенный вариант поведения (действий), спрогнозировать и получить оптимальный результат.
Маркетинг так или иначе затрагивает интересы каждого члена общества: производителя, покупателя, простого гражданина.
Маркетинг является наиболее эффективным инструментом развития рыночной экономики, ориентирован на удовлетворение потребностей покупателей, а покупателем периодически становится каждый член общества, и потому маркетинг необходим.
Цели маркетинга различны для производителей и потребителей продукции, так как интересы этих групп существенно различаются. Цели маркетинга по отношению к производителям состоят в совершенствовании продукции в интересах покупателей и стимулировании сбыта с целью получения высоких коммерческих результатов и прибыли.
Что же касается целей маркетинга по отношению к остальной части общества, то здесь, по мнению большинства теоретиков маркетинга, возможны четыре альтернативных варианта:
1. Достижение
максимально возможного
2. Достижение
максимальной потребительской
3. Обеспечение максимально возможного разнообразия товаров с целью предоставления потребителю максимально широкого выбора.
4. Максимальное повышение качества жизни за счет широкого ассортимента, высокого качества, доступности продукции и сохранения окружающей среды.
2. Задачи Маркетинга
РЫНОК – это сфера обмена, где происходит покупка товаров и услуг, которые предлагаются одним или конкурирующими производителями.
Рынки делятся:
Рынок покупателя – это такой рынок, где предложение превышает спрос, то есть конечное слово за совершением покупки принадлежит потребителю.
Рынок продавца – спрос превышает предложение, и господствующее положение принадлежит продавцу.
Основными категориями Рынка являются:
- предложение;
- спрос;
- цена.
Это система
измерителей, характеризующая материально-
Т.-э. п. применяются для планирования и анализа организации производства и труда, уровня техники, качества продукции, использования основных и оборотных фондов, трудовых ресурсов; являются основой при разработке техпромфинплана предприятия, установления прогрессивных технико-экономических норм и нормативов.
Имеются Т.-э. п. общие (единые) для всех предприятий и отраслей и специфические, отражающие особенности отд. отраслей.
Перечень специфических отраслевых Т.-э. п., как правило, определяется в соответствующих отраслевых формах (разработках) и планах. Например, в электроэнергетике, в металлургии. Т.-э. п. ж.-д. транспорта служит среднесуточная производительность грузового вагона рабочего парка, измеряемая в тонно-километрах нетто, приходящихся на условный четырёхосный вагон.
Для оценки технико-экономического уровня производства и выпускаемой продукции используется система общих показателей:
- доля продукции, т.-э. п. которой превосходят или соответствуют высшим достижениям отечественной и зарубежной науки и техники;
- удельный вес продукции, морально устаревшей и подлежащей модернизации или снятию с производства;
- степень механизации и автоматизации труда (количество рабочих, выполняющих работу полностью механизированным способом;
- количество рабочих, переводимых в планируемом периоде с ручного труда на механизированный и автоматизированный труд в основном и вспомогательном производствах);
- абсолютное и относительное уменьшение численности работников;
- снижение себестоимости и рост производительности труда за счёт повышения технического уровня производства.
Специфические показатели технико-экономического уровня характеризуют: качественные и структурные изменения выпускаемой продукции
Чёткая система
Т.-э. п. по отраслям промышленности в
сочетании с правильной методикой
их исчисления позволяет проводить
систематическое сравнение
5 . Уровни цен в Маркетинге
Цена – это экономическая категория, которая характеризует стоимость на определённом этапе существования.
Выделяют следующие уровни цен:
Нулевая цена может быть на рынке даже выше отпускной цены, но лишь как временное средство борьбы с конкурентами, усиления позиции на рынке и приобретения монопольного влияния.
В Нулевую цену входят затраты:
- на покупку сырья;
- на производство товара;
- на зарплату;
- на аренду здания;
- на оплату налогов.
нулевая цена + прибыль производителя (Ц0+Ц1).
цена производителя + прибыль крупного производителя (Ц1+Ц2).
Качество продукции – совокупность свойств продукции, которые должны удовлетворять определенные потребности в соответствии с её назначением.
При анализе показателей работы предприятия должны быть учтены качественные характеристики выпускаемой продукции.
В зависимости от особенностей продукции и предъявляемых к ней требований показатели качества могут быть объединены в несколько групп. Возможна также группировка: показатели технического уровня, надежности и долговечности, эстетические, экономические.
В процессе анализа качества продукции необходимо: оценить технический уровень продукции, выявить отклонение технического уровня отдельных изделий по сравнению с базовым уровнем; проанализировать структуру выпуска продукции по параметрам, характеризующим качество её изготовления и подготовки; выявить факторы, сдерживающие рост технического уровня продукции, обосновать возможности повышения качества.
В отношении каждого изделия целесообразно по возможности проанализировать соблюдение установленных этими показателями параметров. Показатели качества должны быть приведены в стандартах или технических условиях на соответствующее изделие. Эти показатели различны, ибо их содержание определяется потребительскими свойствами продукции.
При изыскании резервов совершенствования продукции необходимо проанализировать в первую очередь уровень (количественные значения) показателей качества продукции.
Для оценки выполнения плана
по качеству целесообразно определить
средневзвешенный балл качества продукции
и посредством сравнения
По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитывается доля продукции каждого сорта в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, (отношение количества продукции первого сорта к общему количеству или отношение стоимости всех сортов к возможной стоимости продукции по цене первого сорта), средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях.
Качество продукции следует анализировать в тесной связи с показателями её себестоимости, поскольку между ростом издержек производства и улучшением изделий существует определенная зависимость.
Особое внимание должно быть уделено анализу брака. Брак следует анализировать по следующим основным направлениям в зависимости от того, является ли он окончательным или исправимым: по отдельным бракованным изделиям; по цехам и операциям, где допущен брак; по причинам его происхождения; по характерным признакам брака; по размерам нанесенного ущерба; по виновникам (поставщик, рабочий, предприятие).
В процессе анализа необходимо определить удельные значения брака в себестоимости продукции.
Анализируя качество продукции,
целесообразно изучить
В условиях высокой насыщенности товарных рынков, превышения на них предложения над спросом, каждый товар (и стоящие за ним товаропроизводитель и продавец) вынужден вести жестокую борьбу за предпочтения потребителя.
В этой ситуации предпочтения потребителя отдается товару, который в маркетинге определяется как конкурентоспособный.
Распространенным является подход
к конкурентоспособности как
комплексу потребительских
Нельзя делать выбор среди группы
товаров-конкурентов
Чтобы выявить сущность категории "конкурентоспособность" продукции прежде всего необходимо учитывать, что она в условиях рыночной экономики, должна рассматриваться с точки зрения потребителей.
Для определения конкурентоспособности существенным является не только сравнение товаров по степени соответствия конкретной потребности, но и учет затрат потребителя, связанных с данными товарами.
Таким образом, затраты
потребителя на удовлетворение его
потребности посредством
- расходов на покупку (продажная цена);
- расходов, связанных с затратами на эксплуатацию изделия в период срока его службы (ремонт, уход, технологическое обслуживание, покупка запасных частей, энергопотребление и др.)
В целом же общая сумма этих расходов выступает для потребителя в качестве цены удовлетворения потребности (цены потребления).
Уровень цены потребления
представляется для покупателя составным
элементом
Показатели или коэффициенты конкурентоспособности могут быть:
- простые;
- интегральные.
Простой коэффициент обозначается буквой «К»
, где «Р» - это характеристика, которая показывает полезный эффект, а «С» - это стоимость продукции.