Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 15:55, курсовая работа
Целью данной работы является обзор и анализ понятия и техники процесса сегментации с целью выяснения его роли в практическом маркетинге.
Введение ………………………………………………………………..……. 2
1. Сегментация рынков: теоретические основы ……………………………4
1.1. Критерии сегментации рынка …………………………………………. 4
1.2. Эффективность сегментации ………………………………………..… 6
1.3. Методы сегментирования ……………………………………………… 7
1.3.1. Сегментирование по методу «a priory» ……………………..…...… 12
1.3.2. Метод "К-сегментирования" ("post hoc" метод) ………….. ……….15
1.3.3. Критериальная оценка перспективных сегментов ………………... 17
2. Сегментация рынка чая и работа с целевым сегментом ………………19
Заключение ………………………………………………………………… 28
Список литературы ……………………………………………………..…. 30
Итак,
на рынке представлены различные виды,
сорта чая. Так, чай различается по весу
(от до), по цене (от до), по способу упаковки:
есть чай и пакетированный, и в железных
банках, и деревянных коробках, но это
скорее средства рекламы, или презентации
торговой марки. По качеству же чаи в принципе
схожи: если не брать в расчет подделки,
то обычно чай получается наваристый,
запашистый и с характерным чайным вкусом.
Что касается потребления товара, то оно
сводится к следующим показателям:
Таблица
5. Характеристика результатов потребления.
|
Применительно к чаю, можно говорить об отсутствии ярко выраженного сегментирования. Т.к. это товар массового потребления, группы потребителей недостаточно различаются, то маркетинговая политика носит массовый характер. В основном применяется стратегия товарно-дифференцированного маркетинга, т.е. фирма выпускает чай разных типов (пакетированный, листовой и т.д.), разной расфасовки, с наполнителями и без и т.д, хотя в последнее время начинает развиваться и целевой подход. В России определяющим фактором потребления чая являются, на мой взгляд, привычки потребителей: так, например, не “прижился” пакетированный чай, хотя во всем мире он имеет большое значение в структуре потребления. Так же практически неизвестными для нашего рынка являются фруктовые и травяные чаи без чайного листа (последние представлены только фирмами, предлагающими продукты для снижения веса).
Говоря о продвижении товара, можно отметить, что представленные фирмы используют разные стратегии: “Майский чай” рекламирует торговую марку, а уже сам потребитель волен выбирать различные сорта; “Lipton” представляет потребителю конкретный товар, выявляя его конкурентные свойства (например, чай “Черный жемчуг”), а “Pickwick” рекламирует определенный вид чая: чай с клубникой, с черной смородиной и т.д., акцентируя внимание потребителя на том, что это чай с ароматическими добавками. Продолжая тему, можно отметить рекламу чая “Teatly”, которая совершенно не отмечает вкусовые характеристики чая, зато сообщает об удобстве упаковки; или чая новой марки “Беседа”, ориентированная на потребителей и гранулированного, и листового чая. Здесь можно отметить наличие слабо выраженной сегментации, выделяющая группу потребителей, не предпочитающих определенную марку, которые не прочь попробовать чего-нибудь “новенького”.
Хотя чай является продуктом массового спроса, возможна определенная маркетинговая направленность. Так, например, пакетированный или растворимый чай можно ориентировать на группу деловых людей, которые пьют чай в офисах, где нет особых для этого условий; для кафе и закусочных, где пакетированный чай технологически более удобен и т. д. Рассмотрим проблему сегментации рынка чая более подробно. Начать следует с анализа запросов потребителей.
Исследование запросов потребителей основано на данных, опубликованных в периодической печати. На их основе можно сделать следующие выводы:
1) наиболее значимые для покупателя характеристики чая - это, естественно, вкусовые характеристики, причем среди них особенно важна крепость чая, густота чайного вкуса;
2) вторая по важности характеристика - это упаковка, причем она должна нести не только информативную функцию, но и рекламную, содержать название торговой компании и присужденные стандарты качества, поскольку для потребителя важнее не информация о том, с каких именно плантаций собран чай, а гарантия его качества;
3)
если говорить о предпочтительной разновидности
чая, то несмотря на недостаточный коэффициент
конкордации (0,39), это крупнолистовой чай.
(его коэффициент предпочтительности
равен 0,45.
На основе этой информации возможно позиционирование товара. Можно отметить, что эксперты предпочли наиболее популярные характеристики, и мы получили “стандартный” чай. Т.е. здесь налицо полная идентификация товара с пожеланиями и запросами потребителей. Однако если говорить о цели позиционирования, то это поиск ниши на рынке аналогичного товара. Т.к. рынок чая уже достаточно сформирован, то проникнуть на рынок можно только с чаем с абсолютно новыми свойствами (эксперты их не обнаружили). Но даже в случае появления уникального по своим свойствам напитка, нужна продуманная рекламная кампания, которая сможет доказать потребителю необходимость покупки такого чая. Поэтому первичные затраты на рекламу предполагаются высокими, что, несомненно скажется на предлагаемой цене. Повышенная цена, в свою очередь, вытолкнет товар за пределы массового рынка. Т.е. товар приобретет оттенок элитности. В этом случае перед фирмой встает также проблема выбора розничных торговцев с высоким уровнем обслуживания в сети престижных магазинов, привлекающих внимание состоятельных покупателей и очень хорошо продуманная стратегия маркетинга, ориентированная на престижность товара.
Если фирма предпочтет позиционирование товара на основе уже имеющихся разновидностей, то, выбрав уже традиционный товар, она должна найти способ дифференцировать свое предложение в глазах покупателей. Конкурентное позиционирование можно обеспечить, опираясь на свойства товара, его оформление, качество, цену и прочие характеристики. В условиях России можно предложить организовать лотерею для покупателей чая данной марки, либо широкая реклама в СМИ (т.е. здесь имеет место психологический аспект - если название чая “на слуху”, то среди прочих сортов чая покупатель выберет уже известную ему по рекламе среди менее известных фирм).
Рассмотрим вопрос охвата сегментов рынка чая. Для начала необходимо оговорить проблему продвижения чая как товара на рынок. Существуе тпонятие товародвижения - деятельности по планированию, осуществлению и контролю за физическим перемещением материалов и готовых изделий от мест их происхождения к местам пользования с целью удовлетворения нужд потребителей и с выгодой для себя. Основные издержки товародвижения складываются из расходов по транспортировке, последующему складированию товаров, поддержанию товарно-материальных запасов, получению, отгрузке и упаковке товаров, административных расходов и расходов по обработке заказов. Товародвижение - это потенциальное оружие создания спроса, т.к. за счет совершенствования системы товародвижения можно предложить лучшее обслуживание или понижение цены, привлекая тем самым дополнительных клиентов. Однако невозможно одновременно снизить издержки обращения и обеспечить максимальный сервис для клиентов, т.к. сервис подразумевает поддержание больших товарно-материальных запасов и наличие множества складов, поэтому для наилучшей организации товародвижения необходим системный подход. товародвижение проходит в несколько этапов:
Не менее важным для фирмы является вопрос о выборе канала распределения, т.е. выборе посредников в процессе товародвижения. Обращаясь к торговым посредникам, производитель теряет контроль над тем, кому и как продают товар. Но, вместе с тем, расходы на содержание собственной сети распределения высоки и не всегда оправданы. Так, в случае с товарами массового потребления, целесообразнее обратиться к оптовым посредникам, или, если фирма имеет локальное значение, к сети универмагов.
Несмотря на то, что сегментация обычно является ориентированным на потребителя, эффективным и прибыльным инструментом маркетинга, ею не следует злоупотреблять.
Из практики известно, что фирмы могут разбивать рынки на слишком маленькие сегменты, неправильно интерпретировать сходства и различия потребителей, быть неэффективными по издержкам, выпускать слишком много имитаций первоначальных моделей, проявлять близорукость в исследованиях и т.д. Некоторые ошибки в сегментации могут быть предусмотрены при моделировании и прогнозировании сбыта на конкретном целевом рынке.
С развитием коммерческих связей для любой фирмы может возникнуть необходимость освоения внешних рынков.
В
данной работе были рассмотрены основные
методы и принципы сегментного анализа
маркетинга. В реальности существует гораздо
больше методов определения рыночного
сегмента (справедливости ради следует
заметить, что все они являются подвидами
рассмотренных, т.е. не несут принципиальных
отличий). В конечном итоге, сегментация
не является самоцелью. Основной ее задачей
является ответ на вопрос - могут ли быть
выделены устойчивые группы потребителей
данного товара. Если такие группы не выделяются, то
деятельность фирмы может быть сориентирована
на всех возможных покупателей данной
продукции (так называемая стратегия массового
маркетинга). Вместе с тем, сегментация
рынка предпочтительна, поскольку она
позволяет, образно говоря, поднять «коэффициент
полезного действия» фирмы.
1. Котлер Ф. Основы
маркетинга. -М., 1996.
2.Справочник товароведа. Продовольственные товары. Ч.2. -М.: Экономика, 2001
3. Голубков Е.П.
Маркетинговые исследования.- СПб., 1999.
4. Басовский Л.Е.
Маркетинг. -М.: Инфра-М, 1999.
5. Дайн А. и др.
Маркетинг. -М.: Экономика, 1995.
6. Маркетинг. Под
ред. Романова А.Н. -М., 1996.
7. Пунин Е.М. Маркетинг, менеджмент, ценообразование на предприятии. -М.:
Международные отношения, 1999.
8. Ноздрёва
Р. «Маркетинг: как побеждать на рынке».
- М.: Инфра-М, 1992.
9. Алексунин В.А.
Маркетинг и основы предпринимательства.
-М.:Утро,1994.
10. Андреева О.Д.
Технология бизнеса. -М.: Инфра-М-Норма,
1997.