Проведение маркетинговых исследований организацией ООО "Две линии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 15:13, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ проблем в сфере адаптации производственно-сбытовой деятельности предприятий, производящих современные системы безопасности к условиям рынка для выработки рекомендаций по принятию управленческих решений.
Основные задачи данной работы следующие:
- анализ сложившейся ситуации на рынке косметической продукции сигнализаций в г.Бийске,
- рассмотрение теоретического аспекта проведения маркетингового исследования;
- проведение исследования рынка с использованием вторичной и первичной информации,
- обоснование выбора маркетингового решения на основе использования маркетинговых данных.

Оглавление

Введение........................................................................................................... 4
Часть I. Теоретические основы маркетинговых исследований на ООО "Две линии" 6
1.1 Общая схема и направления маркетинговых исследований…………….6
1.2 Сбор маркетинговой информации......................................................... 9
1.3 Орудия маркетинговых исследований................................................. 17
Часть II. Проведение маркетинговых исследований организацией ООО "Две линии" 20
2.1 Общая характеристика предприятия ПКФ ООО "Две линии" г. Бийск 20
2.2 Определение и оценка контингента потребителей продукции ООО "Две линии" 22
2.3 Рассмотрение результатов опроса проводимого ООО "Две линии".. 26
Часть III. Рекомендации по совершенствованию проведения маркетинговых исследований в организации ООО «Две линии»………………………………29
3.1 Общие рекомендации по проведению маркетинговых исследований.........................................................................................................29
3.2 Рекомендации по автоматизации управления маркетинговой деятельностью на предприятии ООО «Две Линии»…………………………..32
3.3 Использование математической модели для исследования рынка прдприятий………………………………………………………………...…….40
3.4 Рекомендации по улучшению эффективности проведения маркетинговых исследований проводимых компанией ООО «Две линии»……………………………………………………………………...…..…47
3.5 Вариант проведения уличного опроса для организации ООО «Две линии» …..……………………………………………………………..…..…….49
Заключение..................................................................................................... 52

Файлы: 1 файл

маркетинговые исследования рынка на предприятии.docx

— 515.12 Кб (Скачать)

 
Содержание 
 
Введение........................................................................................................... 4 
 
Часть I. Теоретические основы маркетинговых исследований на ООО "Две линии"      6 
 
1.1  Общая схема и направления маркетинговых исследований…………….6 
 
1.2  Сбор маркетинговой информации......................................................... 9 
 
1.3  Орудия маркетинговых исследований................................................. 17 
 
Часть II. Проведение маркетинговых исследований организацией ООО "Две линии"     20 
 
2.1  Общая характеристика предприятия ПКФ ООО "Две линии" г. Бийск 20 
 
2.2  Определение и оценка контингента потребителей продукции ООО "Две линии"   22 
 
2.3  Рассмотрение результатов опроса проводимого ООО "Две линии".. 26 
 
Часть III. Рекомендации по совершенствованию проведения маркетинговых исследований в организации ООО «Две линии»………………………………29                                                                                      
 
    3.1  Общие рекомендации по проведению маркетинговых исследований.........................................................................................................29 
 
    3.2 Рекомендации по автоматизации управления маркетинговой деятельностью на предприятии ООО «Две Линии»…………………………..32 
 
   3.3 Использование математической модели для исследования рынка прдприятий………………………………………………………………...…….40 
 
    3.4 Рекомендации по  улучшению эффективности  проведения маркетинговых   исследований   проводимых   компанией   ООО «Две  линии»……………………………………………………………………...…..…47 
 
   3.5 Вариант проведения уличного опроса для организации ООО «Две  линии» …..……………………………………………………………..…..…….49 
 
Заключение..................................................................................................... 52 
 
Список литературы ……………………………………………………………...54 
 
Приложение………………………………………………………………………56 
 
 
 
Введение 
Основной характеристикой современной действительности  является  острый недостаток  правильной  и  проверенной  информации, важной   для принятия управленческого  решения.  При  этом  отечественные   фирмы действуют   на своеобразной стадии  шума,  где из-за  постоянных  изменений,  колебаний  и присутствия  большого  количества  ненужных,  либо  устаревших   данных   не представляется возможным делать какие-либо долгосрочные прогнозы.  
 
В условиях рынка возникла необходимость адаптировать производственно-сбытовую деятельность организации  к  сложившейся ситуации.  Очевидно,  что использование  маркетинговой информации способствует разработке и  внедрению планов  развития предприятия,  о  чем   свидетельствует   опыт   эффективно действующих компаний, в том числе и российских. 
 
    Основанием для принятия решения о  расширении  или  сокращении объемов производства, модернизации продукции или снятия ее с  производства  являются маркетинговые  данные,  полученные  в  результате   исследований   рынка   и внутреннего потенциала предприятия. 
 
    Однако, проблемы сбора и анализа маркетинговых данных, а главное - их продуктивное   применение  далеко не  просты   для  большинства  российских руководителей    и  требуют   профессиональных  подходов   к   их   решению. 
 
Актуальность  темы  курсовой  работы   связана  с  необходимостью   изучения подходов  и  методов  проведения  маркетинговых исследований  для   решения проблемы  адаптации деятельности предприятий  к рыночным условиям. 
 
    Серьезность   и  важность  рассматриваемых  вопросов  в  данной  работе подтверждает необходимость освоения  знаний  и  навыков  в  области  сбора, анализа   и   использования   маркетинговой   информации   для    российских руководителей. 
 
    Целью   данной  работы  является  анализ   проблем  в  сфере  адаптации производственно-сбытовой   деятельности  предприятий,    производящих современные  системы   безопасности  к   условиям   рынка    для   выработки рекомендаций  по принятию управленческих решений. 
 
    Основные задачи данной работы следующие: 
 
 -  анализ  сложившейся  ситуации   на   рынке косметической продукции сигнализаций   в г.Бийске, 
 
 - рассмотрение   теоретического   аспекта    проведения    маркетингового исследования; 
 
 - проведение исследования рынка  с  использованием  вторичной  и  первичной информации, 
 
 - обоснование  выбора   маркетингового  решения  на  основе   использования маркетинговых данных. 
 
Объектом  исследования  является косметическая продукция г. Бийск (шампуни, средства по уходу за кожей и ногтями и т.д.: 
 
Предметом – производственно - сбытовая  деятельность ООО «Две линии»   и его поведение  их  в условиях рыночной ситуации. 
1      Теоретические основы маркетинговых исследований 
1.1 Общая схема и назначение маркетинговых исследований 
         Определение и роль маркетинговых исследований. 
 
  Под  маркетинговыми исследованиями понимают систему планирования, сбора и анализа информации,    необходимых для решения маркетинговых проблем. 
 
Маркетинговые исследования выполняют три основные функции: 
 
1. Описательная (исследователь собирает информацию о каких-либо явлениях и процессах и дает характеристику объему и структуре по вариации и динамике явлений); 
 
2. Аналитическая (исследователь отвечает на вопрос: почему явление достигло такого уровня, развивалось именно такими темпами и какие факторы повлияли на это развитие); 
 
3. Прогнозная (основывается на данных 1 и 2 функции; предназначена для прогноза дальнейшего развития событий)./1/ 
 
Цель маркетинговых исследований состоит в информационно-аналитическом обеспечении маркетинговой деятельности на всех уровнях: 
 
·        на макроуровне дается анализ состояния рынка, закономерности и тенденции его развития, проводится анализ спроса; 
 
·        на микроуровне осуществляется анализ и прогноз собственных возможностей предприятия, оценка его конкурентоспособности, состояния и перспектив развития того сегмента рынка, на котором функционирует данное предприятие./3/ 
 
Роль маркетинговых исследований в процессе планирования маркетинговой деятельности: 
 
1. Ситуационный анализ  
 
·     понимание окружающей среды и рынка 
 
·     определение риска и возможности предприятия 
 
·     оценка позиции конкурента 
 
2. Развитие стратегии 
 
·     определение сферы влияния и целевых рыночных сегментов 
 
·     возможности повышения конкурентоспособности 
 
·     определение направлений достижения целей 
 
3. Разработка программы маркетинга 
 
·     разработка решений, касающихся продуктов, цен, каналов распределения и продвижения 
 
4. Выполнение маркетинговой программы 
 
·     осуществление маркетингового мониторинга (наблюдения) 
 
·     разработка усовершенствованной стратегии и программы маркетинга/11/ 
 
Области применения маркетинговых исследований. 
 
Области применения маркетинговых исследований представлены в виде таблицы (приложение). 
 
Последовательность проведения маркетинговых исследований и процесс маркетинговых исследований: 
 
1. Постановка проблемы и разработка плана исследования (подготовка к исследованию). 
 
Для выявления существования проблемы есть несколько способов: 
 
·     Проблема появляется в ходе вторичного обследования, когда основная цель данного исследования не была выдвинута. 
 
·     Экспертные оценки (высказывают свои суждения специалисты в этой области) 
 
·     Фокус-группы, являющиеся разновидностью качественных методов исследования, когда группа участников дискуссии (8-12 человек) подвергается тщательному изучению с целью выяснения их отношения к предмету, предприятию, концепции и идее... 
 
План исследования основывается на уже имеющейся информации описательного характера, при этом выбираются основные методы исследования, включая методы определения  выборки. Определить критерии отбора, дать точные формулировки вопросов в интервью, время получения данных; рассчитать бюджет маркетингового исследования. 
 
2. Сбор маркетинговой информации. Под маркетинговой информацией понимают цифры, факты, сведения, необходимые для обеспечения аналитических целей. Во избежание ошибок и неверных выводов необходимо проверить надежность и достоверность данных, а также обеспечить репрезентативность. 
 
3. Учет и анализ полученных данных. Для учета и анализа данных используются методы: качественный и статистический аппарат. Система сбора базируется на теории статистического наблюдения; в сводке данных роль принадлежит группировкам, для выявления и моделирования взаимосвязей используется регрессивный, корреляционный и факторный анализы.  
 
4. Разработка рекомендаций/7/ 
 
Разработка рекомендаций осуществляется по двум основным направлениям: 
 
1. Выработка новой функциональной стратегии маркетинга для рассматриваемой сферы деятельности, для новой сферы. Поскольку маркетинговая стратегия включает себя выбор целевого рынка и маркетинговый комплекс, рекомендация связана с двумя стратегиями. 
 
2. Совершенствование оперативного управления маркетинговыми мероприятиями. Рекомендации могут быть связаны с организационными изменениями в управлении маркетинговой деятельностью или с обеспечением соответствующих функций маркетинга. 
 
Результатом практической реализации предложений является количественная оценка экономической эффективности, хотя бы по ориентировочным и прогнозным показателям (объем продажи, доля прибыли и т.д.)/1/ 
1.2 Сбор маркетинговой информации 
Методы сбора маркетинговой информации 
 
Сбор маркетинговой информации может осуществляться либо кабинетными методами, либо полевыми, либо их комбинацией. 
 
Кабинетное исследование – метод сбора и оценки существующей маркетинговой информации, содержащейся в источниках (статистических данных или отчетах), подготовленных для других целей. 
 
Полевое исследование – метод сбора и оценки информации непосредственно об объекте исследования, регистрируемой путем опроса, эксперимента и наблюдения в момент их возникновения. 
 
Разделение методов сбора информации на две группы предопределено двумя видами источников маркетинговой информации. Кабинетные методы сбора информации используют вторичные источники, поэтому часто называются методами работы с документами.В то же время методы работы с документами могут быть необходимы для обработки некоторых результатов исследования, полученных с помощью полевых методов. Таким образом, комбинирование методов сбора маркетинговой информации естественно в логике процесса исследования и помогает решить проблему с большей эффективностью, т. е. получить необходимые результаты при наименьших затратах./10/ 
 
Кабинетные методы сбора информации 
 
Проведение исследования кабинетными методами обладает рядом преимуществ: осуществляется быстро и недорого, позволяет ознакомиться 
 
с отраслью, отследить основные тенденции рынка, получить данные, которые фирма не в состоянии собрать самостоятельно, часто задействует несколько источников, что позволяет сопоставить данные, выявить несколько подходов к решению проблемы. 
 
Недостатки кабинетных исследований связаны с недостатками качества используемой информации. Кабинетные методы сбора информации используют источники вторичной информации. Источники вторичной информации — это субъекты, предоставляющие информацию о других объектах или из других источников в уже обработанном виде, предназначенном для других целей изучения объекта. Как правило, трудно проверить достоверность и надежность вторичной информации, она обладает низкой релевантностью, может быть устаревшей. Разные источники вторичной информации используют различные системы классификаций объектов, методики измерения, поэтому сведения из разных источников могут быть противоречивы и не всегда сопоставимы. Могут быть опубликованы не все результаты исследования, поэтому информация будет неполной. 
 
Для того чтобы обеспечить качество вторичной информации, используются такие приемы: 
 
1.       Для обеспечения сопоставимости информации сравниваются используемые единицы измерения показателя, классификация данных, интервалы значений, методики измерения показателя, сроки публикации. 
 
2.       Для обеспечения достоверности информации оцениваются цель 
публикации, источник сообщения (репутация автора, его квалификация и имеющиеся у него возможности собрать необходимые 
сведения), методы сбора информации и их правильность, согласованность информации с данными из других источников, степень 
первичности источника. 
 
Степень первичности источника вторичной информации означает приближенность к первоначальному источнику, источнику происхождения данных. Первичный источник вторичной информации, как правило, раскрывает методику исследования, на основе которой осуществлялся сбор первичной информации и ее обобщение, расчет показателей, содержит необходимые ссылки и комментарии. 
 
Вторичные источники не являются непосредственным сборщиком обработанной информации, а предоставляют ее на основе публикаций из других источников, при этом точность предоставления информации снижается, так как при цитировании возможны неточности, ошибки, сокращения, методика сбора информации не указывается. 
 
Кабинетные исследования могут использоваться для изучения таких источников, как материалы газет, журналов и других печатных изданий, радио- и телепередачи, кинофильмы, материалы анкет, фокус-групп и свободных интервью, инструкций и других документов. 
 
Кабинетные методы сбора информации задействуют традиционный (классический) метод анализа документов, информативно-целевой анализ, контент-анализ документов. Общая характеристика методов анализа документов представлена в таблице 2./13/ 
 
Таблица 2

 
Метод

 
Характеристика

 
Достоинства

 
Недостатки

 
Традиционный (классический) анализ документов

 
Метод анализа сути материала с конкретной точки зрения

 
Выделяет основные мысли и идеи, прослеживает логику связей, противоречия. 
 
Анализирует зависимость контекста материала и обстоятельств его появления

 
Субъективность, трудоемкость

 
Информативно-целевой анализ

 
Метод анализа информативности материалов

 
Оценивает способность автора реализовать  коммуникативные намерения

 
Анализу могут быть подвержены только текстовые материалы

 
Контент- 
 
анализ документов

 
Метод анализа 
 
определенных 
 
смысловых 
 
категорий 
 
в содержании 
 
материалов

 
Предоставляет возможность статистической обработки. Высокая объективность

 
Должно быть задано однозначное  правило формализации содержания, не исчерпывающее раскрытие содержания. 
 
Использование ограничивается обязательным наличием большогомассива информации


 
Полевые методы сбора информации 
 
Полевые методы сбора информации работают с источниками первичной информации. 
 
Источники первичной информации — это непосредственно сам объект исследования, который создает информацию в соответствии с поставленными целями ее сбора. Источники первичной информации лишены указанных выше недостатков вторичной информации и обладают принципиальными достоинствами: 
 
♦  собираются в точном соответствии с целями исследования; 
 
♦  методика сбора информации контролируется самой фирмой; 
 
♦  результаты надежны, предоставляют всю полноту информации и недоступны для конкурентов. 
 
Однако сбор информации из первичных источников является длительным, дорогим и трудоемким. Подход фирмы к изучению объекта может носить ограниченный характер, а некоторые виды информации (например, данные переписи) не могут быть получены с помощью источников первичной информации. 
 
Так как процесс сбора первичной информации опирается на коммуникации, ему присущи три вида проблем: семантические, прагматические и технические. 
 
Семантические проблемы связаны с возможностями толкования смысла сообщения получателем в сравнении с тем смыслом, который вкладывал отправитель. Если респондент не подготовлен к восприятию формулировки вопроса, вероятность искажения информации в этом случае велика. Также важно исследователю правильно понять высказывания или действия респондента. 
 
Прагматические проблемы связаны с возможностью оказывать посредством информации определенное воздействие на ее получателя. Характер собираемой информации в значительной степени зависит от ее назначения для принятия решений. 
 
Технические проблемы связаны со сбоями в работе аппаратуры, ошибками персонала, нарушениями процедуры сбора информации. К полевым методам сбора информации относятся наблюдение, эксперимент и опрос. 
 
Наблюдение— это метод сбора первичной информации путем пассивной регистрации исследователем определенных процессов, действий, поступков людей, событий, которые могут быть выявлены органами чувств. Наблюдение проводится с соблюдением ряда условий: 
 
♦       короткий отрезок времени наблюдения, чтобы изменения в окружающей обстановке не повлияли на изучаемое поведение; 
 
♦  наиболее значимые характеристики условий и ситуаций, в которых происходит наблюдение, также должны фиксироваться; 
 
♦  наблюдаемые процессы должны быть доступны для наблюдения и происходить на публике; 
 
♦  наблюдению подвергается такое поведение, которое люди не имеют желания запоминать. 
 
К достоинствам этого метода можно отнести: независимость хода исследования от объекта наблюдения, от его желания участвовать в этом процессе испособности выражать свои мысли; высокая объективность, так как наблюдению подвергаются только фактически произошедшие события; возможность восприятия неосознанного поведения людей; возможность учета окружающей обстановки 
 
К недостаткам относятся: низкая репрезентативность, так как невозможно обеспечить случайный порядок составления выборки; селективный отбор объектов наблюдения; субъективность восприятия наблюдаемых событий (наблюдатель может воспринять определенные жесты или мимику неправильно); наличие эффекта наблюдения (неестественное поведение перед камерой, когда она замечена наблюдаемыми); невозможность наблюдения многих факторов. 
 
Процесс подготовки и проведения наблюдения предполагает несколько этапов: 
 
1. Определение цели, задач, объекта и предмета наблюдения 
 
2. Выбор места и времени наблюдения, обеспечение доступа к среде наблюдения 
 
3. Выбор формы наблюдения 
 
4. Разработка процедуры наблюдения (системы понятий, которая включает в себя единицы и рамки наблюдения) 
 
5. Разработка бланка наблюдения 
 
6. Подготовка технических документов и оборудования 
 
7. Подготовка инструкции для исполнителей 
 
8. Подбор кадров и инструктаж наблюдателей 
 
9. Организация наблюдения в полевых условиях, контроль наблюдения 
 
10. Подготовка отчета/15/ 
 
Эксперимент — это метод сбора первичной информации путем активного вмешательства исследователя в определенные процессы с целью установить взаимосвязи между событиями. 
 
В процессе эксперимента происходит активное вмешательство исследователя в процесс возникновения данных, осуществляется проверка причинно-следственных связей между событиями на основе изолированных изменений переменных, т. е. изменению подвергается только одна независимая переменная, состояние остальных переменных фиксируется. 
 
Как метод сбора маркетинговой информации эксперимент имеет достоинства и недостатки, представленные в таблице 1 
 
Таблица 1

 
Достоинства

 
Недостатки

  • Возможность изучать причинно-следственные связи между событиями
  • Высокая объективность, так как результаты эксперимента — это фактически произошедшие события

 
·  Возможность проверки маркетинговых решений, особенно по новым товарам (пробный маркетинг)

  • Возможность контроля окружающей обстановки
  • Сложность отнесения влияния на зависимую переменную на счет конкретной независимой переменной
  • Неопределенность пригодности результатов эксперимента для других условий среды
  • Наличие временного лага (периода времени) между экспериментом и принятием маркетинговых решений
  • Влияние посторонних факторов
  • Большие затраты времени и средств

 
Эксперименты классифицируются: 
 
1.                 по степени материализации объекта исследования на  
 
·                          реальные эксперименты — проводятся на реально существующих объектах. 
 
·                          мыслительные (имитационные) эксперименты —проводятся на основе компьютерного моделирования объекта 
 
2.                 по характеру окружающей обстановки на 
 
·                       лабораторные (тестирование продукта) — проводятся искусственно созданных условиях, чтобы имелась возможность контролировать одни переменные и манипулировать другими.  
 
·                          полевые (тестирование рынка) — проводятся в реальных условиях 
 
3.                 по масштабу поставленной задачи 
 
·        Однофакторные — исследуется влияние только одного фактора. 
 
·        Многофакторные — исследуется влияние нескольких факторов/9/ 
 
Опрос — это метод сбора первичной информации путем выяснения субъективных мнений, предпочтений, установок людей в отношении какого-либо объекта. 
 
Опросы можно классифицировать следующим образом: 
 
По виду преследуемой цели – на качественные и количественные; 
 
По типу опрашиваемого объекта – на экспертные и потребительские; 
 
По частоте проведения – на единичные и многоразовые; 
 
По количеству одновременно опрашиваемых лиц – на индивидуальные и групповые; 
 
По способу сбора данных делятся на устные, письменные; телефонные и почтовые./8/ 
1.3     Орудия маркетинговых исследований 
При сборе первичной информации исследователи должны определить, какие орудия исследованиябудут использоваться для сбора информации: рабочиедокументыили механические устройства. 
 
Анкета— орудие исследования при сборе первичных данных методом опроса, представляющее собой оформленную композицию вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответы. 
 
Анкета — инструмент очень гибкий в том смысле, что вопросы можно задавать множеством разных способов, однако требует тщательной разработки, опробования и устранения выявленных недостатков до начала ее широкого использования. 
 
Хотя анкета является самым распространенным орудием исследования, в маркетинговых исследованиях находят применение разного рода формы документов для регистрации информации (дневник регистрации покупок, форма для наблюдения и др.) и механические устройства, например видеокамеры, диктофоны и др. 
 
Гальванометры — приборы, которые фиксируют малейшее выделение пота, сопровождающее эмоциональное возбуждение. Служат для замеров интенсивности интереса при контакте с конкретными рекламными объявлениями. 
 
Тахистоскоп — экспонирует для опрашиваемого рекламное объявление в интервале от одной сотой до нескольких секунд. После каждого показа опрашиваемый рассказывает обо всем, что успел увидеть и запомнить. 
 
Электронное устройство под названием аудиметр, подключаемое к телевизору в домах опрашиваемых, фиксирует сведения обо всех его включениях и каналах, на которые он настроен. 
 
Планирование концепции и разработка рабочих документов Под рабочими документами подразумеваются анкеты, бланки наблюдений и другие формы, предназначенные для фиксирования сведений в момент их возникновения. Исходя из назначения рабочих документов, их концепция должна учитывать ряд моментов: 
 
♦  состав и характер собираемой информации определяются поставленными целями и задачами, так как рабочие документы предоставляют исходную информацию для дальнейшего анализа; 
 
♦  качество измерения показателей в момент регистрации сведений определяет качество получаемой информации, поэтому подготовка рабочих документов требует выполнения процедуры проверки и апробации; 
 
♦  в случае, когда сведения собираются методом опроса, при разработке анкеты необходимо учитывать проблемы, присущие процессу коммуникации (семантические, прагматические и технические)./11/ 
 
Проектирование рабочих документов решает проблему идентификации и измерения состояния изучаемого явления. Рассмотрим подробнее разработку анкет. 
 
Проектирование анкеты 
 
Композиция анкеты учитывает, во-первых, избранную исследователем методику построения последовательности вопросов в анкете, во-вторых, цели постановки вопроса, в-третьих, приемлемую для респондента форму вопросов, учитывая его возможности дать на них ответ, в-четвертых, способ связи с респондентом. 
 
Последовательность вопросов в анкете может определяться на основании двух подходов: 
 
♦  туннельный подход предполагает постепенный переход от широких, общих вопросов к узким, частным; 
 
♦  секционный подход предполагает группировку вопросов по темам, организуя переход к следующей теме с помощью некоторой вступительной фразы. 
 
В зависимости от цели постановки вопросы подразделяются на такие группы: 
 
♦  вопросы, характеризующие самого респондента – вопросы о поле, возрасте, семейном положении, образовании, уровне доходов и т. д.; 
 
♦  результативные вопросы, имеющие непосредственное отношение к задачам исследования; 
 
♦  функциональные вопросы, управляющие процессом коммуникации с респондентом. Эта группа необходима для упорядочения опроса; сведения, полученные с ее помощью, могут не обрабатываться для целей исследования, но могут быть использованы для уточнения методик проектирования анкет. 
 
Функционально-психологические вопросы помогают перейти к вопросам другой направленности или тематики, снять психологические барьеры для ответа на сложные с точки зрения статуса или оценки поведения вопросы, завершить беседу. 
 
Вопросы-фильтры призваны установить принадлежность респондента к какой-либо аудитории, например к пользователям какого-то товара. 
 
Контрольные вопросы (так называемый детектор) оценивают как искренность и серьезность респондента, так и порядочность интервьюера, используя дублирующие вопросы, противоречивые позиции, вопросы с заранее известными ответами. 
 
Форма вопроса (закрытая или открытая) учитывает возможности респондента предоставить достоверные сведения. 
 
Закрытые вопросы предлагают респонденту «подсказки» в виде какого-то набора возможных вариантов ответа; имея подсказку, респонденту проще отвечать на поставленный вопрос, если присутствует вариант, соответствующий его мнению или положению. Однако отсутствие нужного варианта приведет к искажению сведений. 
 
Открытая форма вопроса не предполагает каких-либо подсказок и может быть рекомендована в тех случаях, когда отсутствует информация о возможных вариантах ответов на поставленный вопрос, аудитория имеет четкое представление об изучаемой проблеме (например, эксперты, специалисты) или требуется осуществлять разнообразную группировку ответов. 
 
Композиция анкеты должна принимать во внимание способ связи с респондентом. При почтовом опросе анкета обязательно должна содержать преамбулу, в которой респонденту сообщаются цели и характер исследования, название организации, поводящей исследование, а также подробные инструкции по заполнению анкеты. При личном интервью преамбулу можно удалить из текста, поручив озвучить ее самому интервьюеру./14/ 
 
2    Проведение маркетинговых исследований рынка организацией                    ООО «Две линии» 
2.1                 Общая характеристика предприятия ООО ПКФ «Две линии» г. Бийск 
 ООО «Две линии» специализируется на создании и производстве оригинальных, нестандартных средств по уходу за внешностью, обладающих лечебно-профилактическим действием (космецевтические средства). Ряд разработок имеет стабильно растущий спрос, как у российских, так и у зарубежных потребителей. 
 
Ассортимент продукции, выпускаемой предприятием, разнообразен: это косметические средства по уходу за кожей лица и тела, специальные комплексы для профилактики проблемных состояний кожи, волос и ногтей. 
 
Номенклатура производимой продукции в настоящее время насчитывает более 50 наименований. 
 
Косметические средства по уходу за кожей лица и тела и косметические средства по уходу за волосами составляют наибольшие и примерно равные доли в ассортименте косметических средств, и только 5% от всего объема производимой продукции приходится на выпуск средств по уходу за ногтями. 
 
Основой для производства косметических средств, выпускаемых ООО «Две линии», являются различные комбинации растительных экстрактов, продуктов животного происхождения и натуральных масел. При разработке препаратов технологи предприятия используют опыт народной медицины и современные технологии. 
 
Предприятием «Две линии» установлены партнерские связи с крупными оптовыми фармацевтическими организациями страны, такими как: Дом «Народного здоровья», «Протек», «Фора-Фарм» (г. Москва), «Риа-Панда» (г. Санкт-Петербург), ЗАО НПК «Катрен» (г. Новосибирск), ООО «Прагмафарм» и ЧП «Боговиз» (г. Барнаул), предприятиями Владивостока и Хабаровского края. 
 
Большая часть продукции (65%) реализуется оптовым фармацевтическим предприятиям Москвы и Санкт-Петербурга. В городе Бийске остается малая доля выпускаемой косметической продукции — всего 5%. Таким образом, рынок косметической продукции г. Бийска в основном потребляет продукцию других предприятий, что указывает на то, что служба маркетинга предприятия проводит недостаточную работу по продвижению продукции на внутреннем рынке. 
 
Основные экономические показатели финансовой деятельности ООО «Две линии». 
 
Динамика основных показателей

 
Показатели

 
2004 г., тыс. руб.

 
2005 г., тыс. руб.

 
Отклонение, тыс. руб.

 
Темп роста, %

 
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг

 
 
 
26456

 
 
 
30321

 
 
 
3865

 
 
 
+14,61

 
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

 
 
 
24679

 
 
 
28113

 
 
 
3434

 
 
 
+13,91

 
Валовая прибыль

 
1777

 
2208

 
431

 
+24,25

 
Прибыль от продаж

 
1777

 
2208

 
431

 
+24,25

 
Проценты к уплате

 
67

 
534

 
467

 
+697,01

 
Прочие операционные расходы

 
454

 
283

 
-171

 
-37,66

 
Прибыль до налогообложения

 
1256

 
1391

 
135

 
+10,75

 
Текущий налог на прибыль

 
44

 
116

 
72

 
+163,64

 
Чистая прибыль отчетного года

 
1212

 
1275

 
63

 
+5,20


 
 
 
В компании есть отдел маркетинга, который  отвечает за все маркетинговые мероприятия, в том числе за проведение исследований рынка. 
 
В пункте 2.2 будет описано маркетинговое исследование с целью оценки качества продукции ООО «Две линии» 
2.2 Определение и оценка контингента  потребителей продукции ООО «Две линии» 
Для оценки качества косметической продукции, выпускаемой OOO «Две линии», использовались органолептический, инструментальный и социологический методы исследования. Экспертиза качества проводилась на соответствие продукции требованиям действующих нормативных документов и имела цель установить, соответствует ли качество выпускаемой продукции качеству, заявленному производителем. 
 
Основные потребительские свойства косметических средств определяются не только органолептическими, физико-химическими и микробиологическими показателями, но и показателями, определяемыми при практических испытаниях. В основе этих испытаний лежит анализ мнений потребителей о качестве данной продукции. Результаты практических испытаний носят субъективный характер, при них определяют, например, увлажнение кожи, впитываемость средства, косметический эффект; для шампуней - смываемость, ощущение на коже, податливость волос при укладке, натуральный блеск, пышность, мягкость и шелковистость волос. 
 
В рамках данной исследовательской работы в период с января по март 2006 года были проведены маркетинговые исследования среди городского среднеобеспеченного населения города Бийска. Целью опроса являлось изучение спроса на косметические средства, производимые предприятием ООО «Две линии». Характеристика выборки отражает характеристику генеральной совокупности. 
 
Численность генеральной совокупности (ГС) потребителей можно представить таблицей 3. 
 
Таблица 2 
 
Численность генеральной совокупности потребителей г. Бийска

 
Составная часть ГС

 
Число, чел.

 
Доля в общем составе, %

 
г. Бийск

 
238 000

 
67,77

 
Бийский район

 
35 000

 
9,97

 
Граничные районы

 
54 000

 
15,38

 
Районы второй очереди

 
24 180

 
6,88

 
Итого

 
351 180

 
100


 
Общая численность населения по половой структуре разделяется  следующим образом: 48% от общего числа населения составляют мужчины, 52% составляют женщины, которые и являются основными потребителями косметической продукции с лечебно-профилактическим действием. Поправку на потребителей-мужчин сделаем только для продукции «средства по уходу за волосами». 
 
Среди женщин потребителями косметической продукции являются ярко выраженные возрастные группы. Если принять среднюю продолжительность жизни женщин за 65 лет и их равномерное распределение по каждому году жизни, то на один год жизни женщин приходится 1,538%. Продолжительность жизни мужчин составляет по Алтайскому краю 58 лет, тогда доля мужчин на каждый год их жизни приходится 1,724%. Исходя из этих долей рассчитаем численности генеральных совокупностей по группам косметических средств. 
 
Для группы «крема по уходу за лицом» — это женщины в возрасте от 25 до 65 лет. Доля таких женщин в их общем числе составляет 61,53%. 
 
Для группы «гели» или «средства по уходу за кожей тела» — это девушки и женщины от 15 до 55 лет. Эта возрастная группа обусловлена тем, что гели служат в качестве средства личной гигиены, обладают антибактериальными свойствами, что очень важно для молодого организма с повышенной гормональной активностью. Верхняя граница возраста потребления данной продукции связана со снижением покупательской способности из-за выхода женщинами на пенсию в 55 лет. Доля таких женщин в общем числе  женщин составляет 63,52%. 
 
Для группы «шампуни и уход за волосами» можно очертить круг потребителей: женщины от 11 до 65 лет, что составляет 84,62% от общего числа женщин-потребителей, мужчины от 20 до 45 лет, что составляет 43,10% от общего числа мужчин-потребителей. 
 
Для группы «общеукрепляющие» примем численность ГС как самую многочисленную из вышеперечисленных. 
 
Таким образом, можно представить численности генеральных совокупностей потребителей косметической продукции по условным группам (см. табл. 3). 
 
Таблица 3 
 
Численность ГС для расчетов в выборочном наблюдении

Информация о работе Проведение маркетинговых исследований организацией ООО "Две линии"