Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 09:01, реферат
Потребность в развитии и использовании на практике маркетингового права стала особенно ощущаться в последнее время в связи с обострением конкурентной борьбы. Соотнесение маркетинга с правовыми нормами повышает обоснованность принимаемых решений по различным вопросам производственной, научно-производственной, финансовой и сбытовой деятельности, распространяя правовую оболочку на сферу маркетинговых связей.
1.Введение……………………………………………………………………стр.3
2. Предпосылки становления маркетингового права в Р.Ф……………….стр.4
3. Понятие и содержание маркетингового права………………………….стр.9
4. Источники маркетингового законодательства …………………………стр.16
5. Проблемы становления маркетингового права в РФ ………………….стр.20
6. Источники информации………………………………………………….
Таким образом,
речь идет о комплексном правовом
регулировании устойчивой группы общественных
отношений. Представляется, что в
перспективе необходимо принять
закон о маркетинговой
Современное отечественное законодательство, регламентирующее маркетинговую деятельность, достаточно унифицировано для использования международных учений о маркетинговых отношениях и их правового обеспечения в российском правопорядке, реципирующем в основном специфику европейского континентального права. Эти положения необходимо применять с учетом наших национальных особенностей.
Потребность в
развитии и использовании на практике
маркетингового права стала особенно
ощущаться в последнее время
в связи с обострением
Совершенствование
правового регулирования маркетинга
необходимо для установления торговых
связей с экономически развитыми странами,
ибо слабое развитие отечественной правовой
базы маркетинга является одной из причин,
по которым в российскую экономику не
хотят вкладывать средства многие иностранные
инвесторы. Это предопределяется прежде
всего тем, что отечественные законы недостаточно
гарантируют интересы и защищают права
бизнесменов, не гарантируют цивилизованного
развития бизнеса в современных российских
условиях. Одним из основных условий успешной
деятельности отечественных организаций
на мировом рынке является необходимость
продуманного системного изучения всего
арсенала правовых средств, применяемых
в зарубежных странах, чтобы, во-первых,
учитывать их при разработке экспортной
политики, во-вторых, использовать то положительное,
что имеется в правовом регулировании
маркетинга этих стран.
4.Источники маркетингового законодательства
На маркетинговую
деятельность распространяются как
общие положения права, так и
специальные нормы. Источники правового
регулирования маркетинга весьма многочисленны,
сложны и противоречивы. Основными из
них являются нормативные акты, которые
различаются по уровню и виду органа, издавшего
акт. В зависимости от того, каким органом
принят нормативный акт, определяется
его юридическая сила.
Главным источником в данной сфере
является Гражданский кодекс РФ, имеющий
статус федерального закона, иногда именуемый
"экономической конституцией". ГК
РФ содержит множество норм, регулирующих
элементы маркетингового комплекса, договоры,
применяемые в сфере маркетинга, а также
различные направления маркетинговой
деятельности в зависимости от области
рынка, вида товара, типов потребителей,
сферы предпринимательства (страховой,
строительный, транспортный, банковский
маркетинг и т.д.).
Помимо ГК РФ важнейшим звеном в системе
источников правового регулирования маркетинга
являются другие федеральные законы, которые
можно типологизировать в зависимости
от области маркетинга:
1) Конституция РФ
2) Закон РФ "О защите прав потребителей"
3) Федеральные законы
от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ "О поставках
продукции для федеральных государственных
нужд", от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О
лизинге"
4) Федеральный закон от 27 декабря 2002 г.
N 184-ФЗ "О техническом регулировании"
5) Закон РФ от 23
сентября 1992 г. N 3520-I "О товарных знаках,
знаках обслуживания и наименованиях
мест происхождения товаров"
6) Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. N
41-ФЗ "О государственном регулировании
тарифов на электрическую и тепловую энергию
в Российской Федерации"
7) Закон от 22 марта 1991 г. "О конкуренции
и ограничении монополистической деятельности
на товарных рынках"
8)Федеральный закон
от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции
на рынке финансовых услуг", от 17 августа
1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях"
9) Федеральный закон
от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации,
информатизации и защите информации"
, Законы РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I "О
средствах массовой информации" , от
9 июля 1993 г. N 5351-I "Об авторском праве
и смежных правах"
10) Федеральный закон от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ
"О рекламе";
11) Федеральный закон от 22 апреля 1996 г.
N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", Закон
РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-1 "О товарных
биржах и биржевой торговле";
- Федеральный закон
"О банках и банковской деятельности"
(в ред. от 3 февраля 1996 г.) - маркетинг банковской
деятельности;
- Закон РФ от 27 ноября
1992 г. N 4015-I "Об организации страхового
дела в Российской Федерации" - страховой
маркетинг;
- Федеральный
закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах
туристской деятельности в Российской
Федерации" - маркетинг в сфере туристской
деятельности;
- Федеральный
закон от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ "О государственном
регулировании внешнеторговой деятельности"
- международный маркетинг и т.д.
Естественно, нормы,
регулирующие маркетинг, содержатся не
только в ГК РФ и иных федеральных
законах, но и в подзаконных актах
- указах Президента РФ, постановлениях
Правительства, актах министерств
и иных федеральных органов
В ряду подзаконных нормативных актов,
опосредующих маркетинговую деятельность,
в частности, находятся:
- Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г.
N 221 "О мерах по упорядочению государственного
регулирования цен (тарифов)" и аналогичное
Постановление Правительства РФ от 7 марта
1995 г. N 239, которые регулируют ценообразование
в маркетинге;
- Порядок рассмотрения дел по признакам
нарушения законодательства о рекламе,
утвержденный Приказом Государственного
комитета РФ по антимонопольной политике
и поддержке новых экономических структур
России от 13 ноября 1995 г. N 147 <*>, связанный
с регулированием маркетинговых коммуникаций,
а также конкурентных отношений в маркетинге,
и многие другие.
В сфере маркетинговой
деятельности находят широкое применение
корпоративные (локальные) нормативные
акты. Такие акты регулируют хозяйственную
деятельность на уровне предприятий
и принимаются их учредителями либо
самими предприятиями. Целью локального
нормотворчества является, в частности,
формирование и закрепление в нормативных
документах правил маркетинговой деятельности
хозяйствующего субъекта. Например, режим
коммерческой тайны как разновидности
маркетинговой информации в организации
может регламентироваться локальным нормативным
актом - положением о коммерческой тайне
организации.
Для наибольшей эффективности работы
каждой структурной единицы предприятия
разрабатываются и издаются специальные
документы, регулирующие внутрихозяйственные
отношения, определяющие сферу деятельности,
права, обязанности и ответственность
подразделений и персонала.
К источникам, регулирующим маркетинг,
помимо нормативных актов следует отнести
обычаи делового оборота, применяемые
исключительно в сфере предпринимательских
отношений. Согласно статье 5 ГК РФ "Обычаем
делового оборота признается сложившееся
и широко применяемое в какой-либо области
предпринимательской деятельности правило
поведения, не предусмотренное законодательством,
независимо от того, зафиксировано ли
оно в каком-либо документе". Не подлежат
применению лишь такие обычаи, которые
противоречат обязательным для участников
маркетинговой деятельности положениям
законодательства или договору.
Обычаи делового оборота, по существу,
заполняют пробелы законодательства.
Юридическое значение обычаев состоит
в том, что они по очередности применения
находятся после нормативно-правовых
актов и договора. Обычаи широко применяются
во внешнеторговом маркетинге, в маркетинге
морских перевозок (см., например, ст. ст.
134 - 135 Кодекса торгового мореплавания
РФ).
Наряду с внутренними законами и иными
нормативными правовыми актами источниками
регулирования маркетинговых отношений
служат общепризнанные принципы и нормы
международного права. Они содержатся
в уставах ООН, декларациях и резолюциях
Генеральной Ассамблеи ООН, документах
других международных организаций по
наиболее общим и глобальным вопросам
международного правопорядка, многосторонних
договорах (конвенциях), решениях Международного
суда. Международные договоры Российской
Федерации могут быть как двусторонние,
например о торговле, экономическом сотрудничестве
двух государств, так и многосторонние,
например Евразийская патентная конвенция
(Москва, 9 сентября 1994 г.) , Парижская конвенция
по охране промышленной собственности
(Париж, 20 марта 1883 г.) . Как примеры источников
международного частного права, регулирующих
маркетинг, можно назвать Конвенцию ООН
о договорах международной купли-продажи
товаров (Вена, 11 апреля 1980 г.) , Международные
правила толкования торговых терминов
- ИНКОТЕРМС-2000 и т.д.
Российское законодательство
восприняло многие положения международного
права и международных
5.Проблемы становления маркетингового права в РФ
Развитие маркетинга в России как важнейшей сферы современной экономики имеет свои особенности:
Во-первых, переход России к рыночным отношениям обусловил развитие маркетинговой деятельности, а отсюда возникла объективная необходимость ее всестороннего регулирования. Так, до начала рыночных реформ в России все хозяйствующие субъекты были государственными, то есть исходили от государства и тотально контролировались государством. Сама же маркетинговая деятельность не отвечала своей природе, а складывающиеся в ходе ее реализации правоотношения можно было с полной уверенностью называть публичными.
Во-вторых, эмпирическая характеристика маркетингового права определяется тем, что маркетинговая деятельность в Российской Федерации осуществляется сравнительно недавно. Более того, приходится указать на то обстоятельство, что родоначальниками маркетинговой деятельности в России зачастую были неспециалисты. Они принимали маркетинговые решения, может быть, вполне разумно, но интуитивно.
В-третьих, правовое регулирование маркетинга в Российской Федерации сопровождается бесконечными ссылками на подзаконные нормативные акты, которые зачастую абсолютно не увязываются с требованиями федеральных и региональных законов и в связи со своей реальной применяемостью являются более значимыми, чем буква закона.
В-четвертых, появление широкого круга субъектов маркетинга, деятельность которых можно регулировать только с помощью права, развитие рыночных отношений вообще и рынка маркетинговых услуг в частности диктуют необходимость формирования данного направления отечественного права. Маркетинговое право вырастает не только из теоретических посылок, но и в значительной степени в связи с производственной необходимостью.
В-пятых, одним из
основных условий успешной деятельности
отечественных организаций на мировом
рынке является необходимость продуманного
системного изучения всего арсенала правовых
средств, применяемых в зарубежных странах,
чтобы, во-первых, учитывать их при разработке
экспортной политики, во-вторых, использовать
то положительное, что имеется в правовом
регулировании маркетинга этих стран.
6. Источники информации
1. Алексеев С.В. Правовое регулирование маркетинговой деятельности: Учебное пособие для экономических вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2003 (предисловие доктора юридических наук, профессора П.В. Крашенинникова).
2. Кашанина Т.В. Корпоративное право (Право хозяйственных товариществ и обществ): Учебник для вузов. М., 1999
3. Алексеев С.С.
Право: азбука, теория, философия.
Опыт комплексного
4. Маркетинг: Учебник / Колл. авт.; Под ред. А.Н. Романова. М.: Банки и биржи, Издательское объединение "ЮНИТИ", 1996.
5.
Информация о работе Проблемы становления и развития маркетингового права в РФ