Предмет и метод комплексного анализа и прогнозирование товарных рынков

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 01:30, контрольная работа

Краткое описание

Рынок всегда должен рассматриваться как системная сфера деятельности фирмы, которая характеризуется сложными и взаимосвязанными процессами. Обычно для своей практической деятельности фирма занимается конкретным исследованием рынков, на которые она либо уже вышла и стремится закрепиться, либо собирается выходить и осторожно исследует возможности и опасности, либо собирается организованно покинуть тот или иной рынок.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Комплексное изучение рынка 5
1.1 Определение требований потребителей к товару 6
1.2. Емкость рынка 10
1.3. Изучение цен 14
1.4. Изучение фирменной структуры рынка 15
1.5. Анализ характера конкуренции и маркетинговых действий конкурентов 20
1.6. Изучение форм и методов торговли 25
Глава 2. Составление прогноза развития рынка 27
Заключение 29
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

Маркетинг полная.doc

— 227.00 Кб (Скачать)

     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

     ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

     ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

     ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

     ИНСТИТУТ  ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

     Специальность «Финансы и кредит» 
 

     Контрольная работа по дисциплине

     «Маркетинг» 

     На  тему: Предмет и метод комплексного анализа и прогнозирование товарных рынков

     Вариант №16 
 
 

     Выполнил:

     Студент  __ II __ курса

     _____ IV ______ семестр

     Зяблицева Лариса Леонидов 

       Проверил: _______________

      ________________________ 
 

     Нижневартовск  - 2010 г. 

     Содержание 

     Введение

 

     Рынок  всегда должен рассматриваться как системная сфера деятельности фирмы, которая характеризуется сложными и взаимосвязанными процессами. Обычно для своей практической деятельности фирма занимается конкретным исследованием рынков, на которые она либо уже вышла и стремится закрепиться, либо собирается выходить и осторожно исследует возможности и опасности, либо собирается организованно покинуть тот или иной рынок.

     При анализе рынка фирма обязана  учитывать конкретные особенности, например, такие, как:

     – национальные, региональные рынки (например, Франция, Юг Франции);

     – рынки определенных товаров или  услуг (горнолыжное снаряжение, туризм, путешествия и т.п.);

     – рынки с нестабильной конъюнктурой;

     – рынки с повышенной долей финансового  риска;

     – рынки с наибольшей стабильностью  прибыли и т.д.

     При анализе рынков наибольший интерес  представляют такие факторы, как:

  • определение емкости рынка, то есть возможных объемов продаж того или иного товара, в зависимости от общей экономической конъюнктуры и складывающихся политических условий;
  • конъюнктурные и прогнозные исследования сбыта;
  • исследование поведения покупателей (отношение к товару, фирме–производителю, методы и способы покупки и т.п.);
  • изучение практики конкурентов;

     Рыночные  исследования обычно осуществляются комплексно, всем персоналом фирмы, еще задолго  до выхода товаров на рынок. Постепенно набирается статистический материал о  емкости рынка, динамике изменения его показателей. Все вышесказанное более подробно будет рассмотрено в данной контрольной работе.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.  Комплексное изучение рынка

 

     Изучение  рынка предполагает исследование комплекса  характеристик и данных, определяющих его особенности.

     Во-первых, это изучение требований рынка к товару, т.е. требований покупателей к потребительским свойствам продукта и соответствующему набору сопутствующих продаже и потреблению товара услуг. При этом для продавца и производителя данные запросы со стороны покупателей и потребителей товара предстают в качестве составляющих его конкурентоспособности. Поэтому в данной части исследований особое внимание должно быть уделено определению уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции и ее соответствия характеру запросов конкретного рынка и его сегментов.

     Во-вторых, комплексное исследование рынка предполагает изучение его емкости, а также характера и эластичности спроса. Именно эти показатели определяют возможные перспективы сбыта продукции, динамику продаж и особенности необходимых для успешного продвижения товаров маркетинговых мер.

     В-третьих, маркетологи-исследователи внимательно следят за уровнем цен и тенденциями их изменения.

     В-четвертых, исследованию подвергаются фирменная структура рынка и состав партнеров фирмы, а именно: потребителей, посредников, поставщиков и конкурентов. При этом важно выявить не только активных покупателей товаров и услуг, но и потенциальные фирмы-нейтралы, которые еще не проявили заинтересованность в отношении данного товара, но могут рассматриваться как потенциальные покупатели и при должной организации маркетинговых действий продавца имеют шансы стать его активными партнерами. В отношении каждой фирмы, в зависимости от ее принадлежности к той или иной группе, проводятся соответствующие исследования степени ее надежности, платежеспособности, конкурентных слабостей и преимуществ и т.д.

     В-пятых, объектами маркетингового анализа служат степень и характер рыночной конкуренции, а также маркетинговые методы работы конкурентов (их товарная, ценовая, сбытовая и коммуникационная политика).

     В-шестых, исследуются формы работы, принятые в торговой практике по данному товару на данном рынке и его сегментах. Специалистов в области маркетинга и коммерсантов интересует, прямо или косвенно осуществляется большинство сделок купли-продажи, какие формы посреднических соглашений типичны, какие виды сделок применимы на данном рынке, какие формы торговли используются и т.д.

     1.1 Определение требований потребителей к товару

 

     Изучение  рынка базируется на хорошем знании экономики товарного рынка, что предполагает детальное знакомство с потребительскими свойствами товара. Знание совокупности свойств товара, удовлетворяющих потребности покупателя, дает возможность определить место товара в ряду потребительских предпочтений:  является  ли товар, включая сырье, средством производства или предметом потребления. Деление товаров на две категории — производственного назначения и широкого потребления — дает ключ к пониманию особенностей спроса и предложения на конкретном рынке и его сегментах, характера колебаний рыночной конъюнктуры, которые с особой силой обнаруживаются на разных фазах экономического цикла.

     Конкурентоспособность товара

     Понятие конкурентоспособности товара весьма емкое и многогранное и не может быть сведено только к технико-экономическим показателям изделия. Конкурентоспособность товара — это совокупность характеристик продукта и сопутствующих его продаже и потреблению услуг, отличающих его от продуктов-аналогов по степени удовлетворения потребностей потребителя, по уровню затрат на его приобретение и эксплуатацию. Это способность товара соответствовать ожиданиям потребителей, способность товара быть проданным.

     Немаловажное  место в определении уровня конкурентоспособности товара занимают вопросы имиджа и престижа как фирмы, производящей данный товар, так и коммерческих и торговых специалистов фирмы, работающих по представлению и продаже товара потребителям, а также авторитет той страны, где производится товар. Показателями престижности фирмы могут служить степень признания на рынке и у потребителей авторитета ее товарного знака (за что они согласны платить дороже), ее доля в общем объеме продаж данного товара, динамика его роста и т.д.

     Качество  товара

     Качество товара — основная составляющая его конкурентоспособности. При определении качества продукта следует выделить наиболее предпочтительные свойства товара для потребителя. Необходимо при этом иметь в виду, что придать все желаемые качества товару практически невозможно, да и не имеет смысла с точки зрения требований конкретных сегментов рынка, а также с точки зрения обеспечения эффективности предпринимательской деятельности фирмы в целом.

     Качество  включает множество компонентов. Прежде всего к ним относятся технико-экономические показатели качества продукции, а также качество технологии ее изготовления и эксплуатационные характеристики. Показатели назначения продукции, надежности и долговечности, трудоемкости, материалоемкости, наукоемкости — определяющие в этом ряду.

     В последние годы все большее значение приобретают такие свойства и характеристики продукции, как экологические, эргономические, эстетические. Экологические показатели характеризуют соответствие товара требованиям защиты окружающей среды и основываются на рациональном и бережном природопользовании. Эргономические — связаны с учетом свойств и особенностей человеческого организма и призваны соблюдать гигиенические (освещенность, токсичность, шум, вибрация, запыленность и др.), антропометрические (соответствие формы и Конструкции изделия размерам и конфигурации человеческого тела), физиологические, психологические и другие требования. Эстетические показатели определяют внешнюю форму и вид продукции, ее дизайн, привлекательность, выразительность, эмоциональность воздействия на потребителя и т.д.

     При определении уровня качества товара следует учитывать нормативные составляющие: соответствие продукции обязательным стандартам качества, принятым в законодательном порядке в странах-партнерах, куда предполагается ее поставлять.

     Важный  критерий определения качества изделия  и, соответственно, его конкурентоспособности — обеспечение патентной чистоты и патентной защиты товара. Патентная чистота обеспечивается, если оригинальные технические решения, использованные при производстве данного товара, осуществлены только разработчиками предприятия-изготовителя или основаны на приобретенной у других фирм соответствующей лицензии и не подпадают под действие патентов других фирм в конкретных странах.

     Экономическая составляющая конкурентоспособности

     Помимо  вышеперечисленных моментов конкурентоспособность  товара характеризуется также и экономической составляющей, включающей выгодность или невыгодность данного товара с точки зрения расходов на его использование и утилизацию: количество и стоимость потребляемых сырья и материалов, топлива и энергии, расходы и сроки осуществления ремонтных работ и снабжения запчастями, количество рабочих, требуемых для обслуживания данного товара, расходы на их заработную плату, обучение и повышение квалификации и др.

     Цена  потребления товара

     В целом все указанные выше составляющие конкурентоспособности образуют цену потребления товара. При этом следует оговориться, что продавец и покупатель в процессе согласования контрактной цены, т.е. в процессе установления продажной цены, или цены приобретения, стремятся как можно полнее учесть выгоды и недостатки от последующего использования товара как с точки зрения предстоящих экономических преимуществ, так и с точки зрения престижности приобретения.

     Со  стороны продавца наблюдается желание  к включению преимуществ экономической и престижной составляющих в цену продажи, со стороны покупателя — желание обратное. Продавцам в последние годы приходится все чаще идти в этом вопросе на уступки. Тогда при соблюдении примерно одного ценового уровня с конкурентами они получат значительные конкурентные преимущества, так как предоставляют потребителю более экономичный (с точки зрения расходов на использование) и престижный товар.

     Конкурентоспособность товара — понятие не абсолютное, а относительное: не может быть товара, каким бы совершенным с точки зрения качества он ни был, обладающего высокой конкурентоспособностью на всех рынках и всех его сегментах. Так, например, станки с числовым программным управлением не обладают конкурентоспособностью на рынках отсталых в экономическом отношении регионов и стран, поскольку они дороги и требуют высокого образовательного уровня, профессионализма и культуры в работе и обслуживании. 
 

     1.2. Емкость рынка

     Емкость рынка в простейшем понимании этого термина представляет объем реализуемых товаров в течение года. Емкость рынка исчисляется, как правило, в физическом и стоимостном выражении на определенный период. Например: емкость рынка велосипедов города «N» составляет 200 тыс. шт. (50 млн руб.) в год.

     Емкость рынка можно определить различными способами, два наиболее представительных из которых ниже и будут рассмотрены.

     Во-первых, емкость рынка по данному товару определяется по формуле: 

     Е = П + И- Э + 3, 

     где Е — емкость рынка данного товара;

     П — объем производства данного товара на данном рынке (или его сегменте);

     И — объем импорта данного товара;

Информация о работе Предмет и метод комплексного анализа и прогнозирование товарных рынков