Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:23, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение роли стратегии позиционирования торговых марок в рекламе. Исходя из выше изложенной цели, следуют задачи:
1. Рассмотреть сущность и роль концепции позиционирования торговых марок в рекламе.
2. Изучить понятие позиционирования.
3. Проанализировать, в чем заключается эффективность торговых марок.
4. Исследовать продвижение торговых марок спортивной продукции на примере ООО «Спортивный Мир».
5. Отразить методологию исследования.
Свое обещание марка должна давать публично. Маркетинг событий — еще один, пожалуй, даже более мощный способ добиться максимума подобной эффективности в расчете на каждый из драгоценного бюджета затраченный доллар. Andrex, ведущая британская марка туалетной бумаги, применила этот метод в своей бесконечной борьбе за право превосходства над марками розничных торговцев. [2,c.23] Британский рынок салфеток и туалетной бумаги отличается особой конкуренцией, причем значительная его доля принадлежит розничным маркам — 43% в 1996 г., с ростом в 19% всего за 4 года (данные M1NTEL Market intelligence, июль 1997 г.). Природа продукта порождает сильную тенденцию к получению наибольшей товарной выгоды. Отсюда задача для Andrex, ведущей марки: продолжать убеждать покупателей в том, что за их продукт стоит заплатить чуть-чуть больше. Одним из основных активов Andrex является давно уже идущая кампания и ее главный герой — «щенок Andrex»: золотистый Лабрадор, который очаровывает публику каждый раз, когда появляется в рекламном ролике. Основная тема рекламы заключается в следующем: «бумага Andrex мягкая, прочная и невероятно длинная». Ролик представляет собой в основном демонстрацию продукта: щенок разматывает из рулона длинные-предлинные ленты и в конце концов запутывается в красивой мягкой куче целехонькой туалетной бумаги. По существу, щенок стал одним из классических брендов-икон в британской рекламе. Благодаря этому он обладает отличным потенциалом для использования и в других средствах информации и коммуникационных каналах, так что переход к маркетингу событий выглядел совершенно естественно. По сути, сотрудничество ассоциации «Собаки-поводыри для слепых» и Andrex длится уже 10 лет, однако приближавшееся 25-летие щенка, отмеченное в 1997 г., четко выделило это направление, в результате в честь юбилея была основана программа МС. В тот год она была одной из крупнейших в своем роде в Великобритании: в результате использования жетонов, вложенных в упаковки, в пользу «Собак-поводырей» было собрано свыше 263 300 фунтов стерлингов. «Территориальное соответствие» между маркой и благотворительной организацией не вызывает сомнений, и тем более удивительно, что компания Kimberly Clark, которой принадлежит марка Andrex, провела опрос покупателей, чтобы еще раз убедиться в правильности выбранного направления. Конечно, люди целиком и полностью поддержали сотрудничество. Перед кампанией МС ставились преимущественно цели по увеличению объемов продаж, а также по празднованию двадцатипятилетия знаменитого щенка и подъему известности марки Andrex. счет освещения в местных программах новостей. Также кампания должна была помочь позиционировать фирму как примерного жителя корпоративного мира. Кампания проводилась в апреле—июне 1997 г. В упаковки туалетной бумаги вкладывались жетоны (их количество зависело от размера упаковки), которые нужно было собирать и отсылать назад в Andrex. Каждый возвращенный жетон означал пожертвование в пользу «Собак-поводырей» в размере 5 пенсов. Или же к жетонам можно было приложить квитанцию об оплате 4,99 фунта и получить одного из ограниченной серии юбилейных щенков Andrex. За всю кампанию было продано 400 000 мягких игрушек, что, несомненно, явилось неплохим физическим подкреплением и без того знаменитого рекламного образа. Помимо рекламы на упаковках кампания активизировалась PR-кампанией в местных СМИ, что соответствовало стратегической цели сделать общенациональную марку более знакомой и на региональном уровне. На пользу кампании пошла и добровольная помощь со стороны Ассоциации девочек-скаутов. Они помогали собирать жетоны, а отряд, собравший их больше всех в своем регионе, получал от Andrex денежный приз. «Собаки-поводыри» получили пожертвований на сумму в 263 300 фунтов стерлингов, что, несомненно, оказало благотворительной ассоциации большую помощь. Кроме того, ей на пользу пошла и телевизионная реклама Andrex, эффективно доводимая до различных слоев населения. Главным результатом для ассоциации стало понимание ее деятельности широкой публикой, например того, что они отвечают за более чем 6750 собак, которые служат настоящими помощниками для слепых людей. Все участвовавшие в кампании стороны отзываются о ней как о крайне успешной. Kimberly Clark не могло не порадовать 15% увеличение продаж марки Andrex, а также резко возросшее освещение в прессе: в пять раз выше среднего уровня. По окончании кампании страсти поутихли, но все равно марка упоминалась в два раза чаще, чем раньше, во многом благодаря налаженным за время кампании связям с местными изданиями. Безусловно, Andrex получила прибыль и от продажи 400 000 мягких игрушек, не говоря уже о долгосрочном эффекте от их присутствия в домах по всей стране. Но, пожалуй, самой главной выгодой для марки стало то, что в результате установившейся в общественном сознании связи между Andrex и ассоциацией «Собаки-поводыри для слепых» щенок теперь обладает еще одной особенностью имиджа. Каждый раз, когда человек видит его на экране, у него подсознательно возникает ассоциация с собаками-лабрадорами, которые чаще всего используются в качестве поводырей. Так бывшее средство эффективной массовой рекламы стало новым уровнем «кредо», или духовной ценностью. «Щенок Andrex» теперь имеет «душу». Как показала кампания Andrex, одним из факторов, подкупающих человека, является сильное желание наделять неодушевленные объекты, животных и другие окружающие предметы человеческими характеристиками. От довольно прозаического стремления к конкретным выгодам, через эпоху бихевиористской психологии с ее интересом к эмоциям, личности и воображаемому ею собственному образу, и далее, к взгляду на бренд как на человекоподобное существо — таков путь развития отношения к торговой марке. Все это можно очень просто подытожить. Люди часто рассматривают марки либо буквально, «как людей», либо как обладающие определенными личностными чертами, посредством которых марки вступают с ними в отношения, опять же, как люди. В любой фокус-группе потребителям проще всего описать марку так, как они описывали бы человека, и эта обратная связь очень часто становится основой для подкрепления или смены позиционирования и коммуникационной стратегии. Является ли марка «недружелюбной», «холодной» и «негостеприимной», или она «общительная», «ваш лучший друг» и «кто-то, на кого можно положиться»? Такова привычная манера потребителей говорить о неодушевленных товарах и услугах, которые стали марками. Это означает, что торговую марку можно анализировать, как живое существо. Как зовут марку (имя), диапазон ее расширения и вариаций (родственники), как она выглядит (ее «одежда»), что она говорит (на своей упаковке, в рекламе), что говорят о ней другие (в пропагандистских статьях), что она делает (ее поведение) и какую репутацию имеет (характер и личность) - все это допустимые и совершенно правильные способы определения марки в представлениях потребителей. За полностью ограненной маркой стоит стратегия позиционирования, которая проявляется во всех направлениях, как если бы это была не торговая марка, а актер в пьесе. Фирма как импресарио этого актера должна сделать так, что ее герой будет соответствовать потребностям аудитории (покупателей) и постепенно развиваться, отражая изменчивую природу постановки (жизненные требования и стремления покупателей). [10,c.23]
В рекламе много исполнительских типологий, однако, превалирующими и наиболее успешными из них являются те, в которых в полной мере используется антропоморфизм торговых марок. Примеров тому множество: это и «Зеленый гигант», и «Бибендум» — человечек Michelin, и персонаж из теста Pillsbury, и другие. Речь идет о марках, представленных символами, часто вымышленными существами. Привлекательность их в том, что они полностью подконтрольны владельцам марки: ими можно управлять по своему усмотрению, они будут говорить именно то, что хочет сказать «хозяин».
Подобно маркам, связанным с людьми, версии марок, связанных с животными, могут идти в ногу со временем. Если домашние ценности, олицетворяемые английской овчаркой, никогда не стареют, — что ж, тем лучше, однако условия, в которых сегодня приходится работать нефтеперерабатывающим компаниям, неизбежно заставляют отражать окружающие перемены и в марке-иконе. Поэтому-то тигр Esso, который в начале своей «карьеры» олицетворял чистые, природные ценности, смягчился и стал заботливым семейным созданием, живущим в гармонии со своим окружением.
Таким образом, сегодняшние потребители нуждаются в более округлых, целостных марочных личностях. Торговая марка третьей волны должна содержать эти антропоморфные аспекты более высокого уровня, чтобы отражать интересы своих покупателей. Секрет успешного позиционирования торговой марки заключается в отличительном преимуществе продукции или компании. Отличительное преимущество – это то, что свойственно данному товару или компании, чего нет у конкурентов, и что необходимо целевой аудитории.
Рынок спортивной одежды и обуви в России в последнее время признается одним из самых динамично развивающихся рынков, и Тюмень не является исключением. ООО «Спортивный мир» было создано 04.12.1997. Организационно-правовая форма предприятия – общество с ограниченной ответственностью. Сеть магазинов ООО «Спортивный мир» реализует спортивную и модную одежду, а также спортивный инвентарь, ориентируясь на розничную торговлю, охватывая более широкий круг потребителей. На данный момент компания спортивный мир представлена тремя магазинами, которые находятся различных в городах, в том числе и в Тюмени.
Магазин является мультибрендовым, чем и обосновывается его название. В нем представлена, прежде всего, продукция трех титанов-производителей в мире спортивной одежды, таких как Nike, Reebok, Adidas. Причем в каждом магазине «Спортивный мир» им отводится свой собственный отдел. Все остальные производители размещаются также отдельно друг от друга, правда в меньших количествах и в основном на разных стойках. Подобная выкладка товара позволяет потребителю быстрее сориентироваться, не растрачивая при этом время на поиски вещи определенной фирмы. Также преимуществом подобной выкладки товара является еще и то, что потребитель может сразу определить возможность приобретения полной экипировки одной фирмы, что позволит ему создать модный и стильный имидж при минимальных временных затратах.
Понятие «качественного» ассортимента исследуемой компании «Спортивный мир» в данном исследовании осуществляется через сравнение параметров, характеризующих ассортимент, с параметрами наиболее преуспевающего конкурента компании — сети магазинов «Спортмастер». Ассортиментная политика розничного торгового предприятия ООО «Спортивный мир» является одним из ключевых факторов формирования потребительского спроса, а также его конкурентоспособности.
В ООО «Спортивный мир» представлены 28 торговых марок, производящих одежду, и 11 торговых марок, производящих спортивную обувь. Эта же картина в сети магазинов «Спортмастер» выглядит по-другому. Так, в «Спортмастере» представлены 47 торговых марок одежды и 23 марки обуви, что в общей массе почти в два раза превышает то же самое количество представленных производителей в «Спортивном мире». Это говорит об ограниченности ассортимента магазина «Спортивный мир» по сравнению с его основным конкурентом. Но делать выводы только на основании представленных в магазинах брэндов, необоснованны. Поэтому рассмотрим общее количество товаров в каждом из магазинов, а также количество видов и разновидностей товаров для более полной и адекватной картины. Бренды, которые представляют аксессуары, оборудование, спортивный инвентарь, сопутствующие материалы, различного рода снаряжение, белье, носки и другую продукцию, также имеющую немаловажное значение в мире спорта и отдыха, рассмотрены не были.
Продукция компаний Nike, Reebok, Adidas давно завоевала уважение, доверие и любовь потребителей. Согласно проведенным исследованиям эти бренды являются самыми популярными среди опрошенных респондентов. Так, например, компании Adidas отдают предпочтение 38% жителей Тюмени. На втором месте по популярности идет Reebok, ему свои голоса отдали 27% респондентов. На третьем месте — компания Nike, 13% опрошенных готовы купить одежду и обувь данного производителя спортивной одежды и обуви. Таким образом, эти три производителя занимают более трех четвертей рынка спортивных товаров, а именно 78% от общей доли рынка. Значит, если говорить об ассортименте спортивной одежды и обуви в сети магазинов «Спортивный мир» и сети магазинов «Спортмастер», то для успешной торговли обеих компаний необходимо, чтобы основную массу товаров в торговом зале занимали именно эти три известных всем торговые марки. [1,с.22]
Как видно из рисунков (см.приложения) ситуация в магазине «Спортивный мир» не сильно отличается от ассортиментной политики компании «Спортмастер», если говорить о лидирующей четверке производителей.
Исследования показали, что у самой популярной и самой старой компании в мире спортивной одежды и обуви Adidas процентное соотношение составляет 22,65% от всего количества представленного товара и 18,80% от общего количества видов продукции (см.приложения). И это не лидирующее место, а всего лишь второе в ассортиментной политике компании. Почетное первое место занимает компания Nike - 24,26 и 25,07% от всего количества представленного товара и от общего количества видов продукции соответственно. [1,c.23] Что же касается третьего и четвертого брендов, а именно Reebok и Puma, то у них ситуация от конкурентов сильно не отличается. Все четыре основополагающих бренда относятся к категории товаров со средним либо выше среднего ценовым уровнем. Что же касается остальной трети производителей, представленных в обоих магазинах, картина кардинально отличается. Так, в магазине «Спортивный мир» в остаточной доле ассортимента превалируют бренды, также как и предыдущие лидеры, относящиеся к среднему и выше среднего ценовому сегменту рынка спортивной одежды и обуви. И опять же немаловажную часть имеет разнообразие производителей. Так, в «Спортивном мире» их почти в два раза меньше, чем в сети магазинов «Спортмастер». Что же касается магазина «Спортмастер», основная масса представленных в оставшейся трети брэндов относится к ценовому уровню ниже среднего либо эконом, за счет чего формируется широкая группа покупателей спортивной одежды и обуви, относящаяся к разному социальному и материальному уровням. Эта группа практически не представлена в магазине «Спортивный мир», что приводит к оттоку покупателей к конкуренту, так как в современной ситуации изобилия товаров любой человек хочет иметь выбор, даже при минимальном уровне оплаты той или иной покупки.
Проводя анализ ассортиментной политики магазинов и сравнивая результаты с итогами исследования, необходимо отметить, что самый популярный товар среди опрошенных— кроссовки/обувь, 55,1% от общего количества голосов респондентов. На втором месте идут шорты/брюки, данной категории товаров респонденты отдали в общей массе 13,1% своих голосов. Третье место занимает (пуховик/куртка) — 10%. К другим вариантам, предложенным самими опрошенными, относятся спортивный костюм (5,6%) и футболки / майки (6,3%). Эти данные были получены на основании ответов респондентов на вопрос о покупках, совершенных ими за год. [1,c.24]
Исходя из сведений, полученных в ходе исследования, было выявлено, что портрет современного потребителя спортивной одежды и обуви характеризуется следующими параметрами: это мужчины (41,8%) и женщины (58,2%) в возрасте от 18 до 39 лет (74,5%), с достатком до 30 000 рублей (79%) ежемесячно на человека, не состоящие в браке (59%). Сфера деятельности потенциального покупателя спортивных товаров следующая:
1. работник среднего звена — 33,2%;
2. индивидуальные предприниматели, собственники бизнеса - 18,4%;
3. управленцы (аппарат управления) - 13,8%.
Рис.2.1.Сфера деятельности потенциального покупателя спортивных товаров
Для наибольшего количества респондентов спортивная одежда и обувь — это комфорт (42%) и необходимость для занятий спортом (32%). [1.c.24]
Исходя из вышесказанного, можно предположить, что основной потребитель на данном рынке в качестве главной мотивации при покупке спортивной одежды и обуви использует стремление к красоте и привлекательности своего внешнего вида, и, как следствие, изменение социального статуса.
В ходе исследования было выявлено, что большая часть респондентов приобретает спортивные товары раз в год (41 %), 25% из числа опрошенных покупают спортивную одежду и обувь два раза в год, и лишь 13% делают это раз в квартал. Такая тенденция объясняется тем, что покупка этих товаров происходит не для профессионального занятия спортом, а скорее для поддержания физической формы, т. е. для занятий в спортивном зале не чаще трех раз в неделю в течение двух часов, либо в качестве просто удобной одежды/обуви. Исходя из этого, срок службы спортивной одежды и обуви варьируется в пределах год — полтора. В течение этого же срока приобретенная модель остается актуальной и модной. Количество респондентов, которые покупают данные товары реже одного раза в год, составляет 17%.
За последние два года в г.Тюмени открылось большое количество торговых комплексов, находящихся рядом с домом, включающих огромное число разнообразных магазинов. Такое объединение различных видов товаров в одном месте существенно облегчает процесс покупки. Поскольку большая часть потребителей осуществляет крупные покупки (на крупную сумму) один два раза в месяц, что связано с графиком получения денежных средств на работе, им удобно приобретать за один поход в магазин различные виды товаров (продукты, бытовая химия, одежда, обувь и т. д.). Результаты исследования это подтверждают — 74% респондентов предпочитают покупать спортивную одежду и обувь в спортивных отделах торговых центров, и лишь 13% опрошенных делают это в фирменных отдельно расположенных магазинах. [1.c.24] Стоит также обратить внимание на предпочтения потребителей относительно популярных спортивных брэндов. Самым популярным брендом, по мнению опрошенных, как уже отмечалось, является Adidas (38%), далее за ним следует Reebok (27%), затем Nike (13%), Columbia (9%) и Puma (5%). Данное процентное соотношение объясняется, в частности, ценовым фактором. Поскольку Puma является одним из самых дорогих брэндов среди наиболее популярных, потребитель предпочитает покупать более доступные по цене и не менее качественные товары других марок. Популярность бренда Adidas, в свою очередь, объясняется тем, что эта марка спортивной одежды и обуви интенсивно позиционировалась на рынке Российской Федерации в 90-е годы, что привело потребителей к народной любви и абсолютному доверию к этому бренду и по сей день. Факторами, определяющими покупательский выбор того или иного товара, помимо цены, являются качество, дизайн и предпочтение того или иного бренда. Наиболее важными факторами, определяющими выбор потребителя, являются цена и качество товара. Так считают соответственно 26% и 25% опрошенных респондентов. Затем следует внешняя привлекательность товара, т. е. дизайн, этот фактор назвали наиболее важным 22% респондентов. Приверженность к бренду в качестве определяющего фактора выбрали 13,5% опрошенных покупателей. Наиболее привлекательными для потребителя являются различные маркетинговые акции так или иначе связанные с понижением цены на конкретные товары. Самой популярной акцией по итогам проведенного исследования является скидка, с этим согласны 48% респондентов. Менее популярными являются дисконтные карты. Такой формой стимуляции интересуется 31% опрошенных респондентов. Желающих приобрести два товара по цене одного всего 13%. Исследование позволило выделить четыре сегмента покупателей: от покупателей с малыми покупками (от 1 до 3 тыс. рублей) до покупателей с крупными покупками (более 10 тыс. рублей) за одно посещение магазина. Принципиальная роль больших и крупных покупателей заключается в том, что вместе они приносят от 65 до 70% дохода магазина. При этом количество этих людей небольшое. В нашем случае эта цифра равна 35,6% покупателей, т. е. одна треть покупателей приносит две трети выручки. [1.c.26]
Информация о работе Позиционирование торговых марок в рекламе