Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 20:05, курсовая работа
Целью данной работы является анализ потребителя в системе маркетинга.
Задачи, поставленные для реализации данной цели:
Рассмотреть поведение потребителей в системе маркетинга;
Дать характеристику процесса принятия решения о приобретении товара или услуги с теоретической и практической точки зрения;
Описать способы эффективного воздействия на потребителя.
Введение 3
Глава 1. Пoведение пoтребителей в системе маркетинга 5
1.1. Потребитель: сущнoсть, его место и рoль в системе маркетинга 5
1.2. Модель пoведения пoтребителей 9
1.3. Принципы поведения пoтребителей 16
1.4. Оснoвные факторы оказывающие влияние на пoтребителя 21
Глава 2. Характеристика процесса принятия решения о покупке 27
2.1. Этапы прoцесса принятия пoребителем решения о покупке 27
2.2. Анализ процесса принятия решения о покупке стиральной машины
на рынке бытовой техники г. Набережные Челны 31
Глава 3. Спoсoбы эффективнoгo воздействия на пoтребителя 37
Заключение 39
Списoк литературы 41
Прилoжение 42
Содержание
Введение 3
Глава 1. Пoведение пoтребителей в системе маркетинга 5
1.1. Потребитель: сущнoсть, его место и рoль в системе маркетинга 5
1.2. Модель пoведения пoтребителей 9
1.3. Принципы поведения пoтребителей 16
1.4. Оснoвные факторы оказывающие влияние на пoтребителя 21
Глава 2. Характеристика процесса принятия решения о покупке 27
2.1. Этапы прoцесса принятия пoребителем решения о покупке 27
2.2. Анализ процесса принятия решения о покупке стиральной машины
на рынке бытовой техники г. Набережные Челны 31
Глава 3. Спoсoбы эффективнoгo воздействия на пoтребителя 37
Заключение 39
Списoк литературы 41
Прилoжение 42
Маркетологи всегда были ориентированы на покупателей. На сегодняшний день практически все ориентировано на покупателя. Знать, чего хотят люди не слишком помагает фирмам, так как помимо одной фирмы, о потребностях человека знают десятки фирм. Для специалиста, работающего в сфере маркетинга, главной целью является подъем уровня продаж, тех товаров и услуг, которые производит его компания. В наше время, имеется масса людей которые переодически приобретают товары и услуги. Редко на рынке предлагает определенный товар только один производитель,и из-за этого у покупателя есть выбор. На рынке, товар различается стоимостью, характеристиками, качествами, обладает какими либо дополнительными свойствами. Решение потребителя о приобретении товара невозможно предугадать. Если задаться вопросом, почему конкретный покупатель решил приобрести тот или иной товар, то можем понять, что ответить на него не так-то и просто. Возмо лишь выдвинуть какое либо предположение о его намерениях,но точно сказать невозможно.
Работа с потребителем – анализ, прогноз, формирование потребительского отношения, т.е. управление его поведением – основная составляющая профессиональной деятельности специалистов занятых в сфере маркетинга. Тем не менее, необходимость знания целевого рынка, умение создавать новые сегменты рынка и сохранять существующие растет на сегодняшний день не только для маркетинг–специалистов. С развитием рыночных отношений и усилением конкуренции в России работа с потребителем становится все более актуальной для каждого участника рыночных отношений.
Эффективное обслуживание способствует стимулированию сбыта продукта, то есть побуждает покупателя приобретать товары (услуги), а эффективность обслуживания потребителей способствует повышению основных экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия.
Целью данной работы является анализ потребителя в системе маркетинга.
Задачи, поставленные для реализации данной цели:
Теоретические аспекты изучения процесса принятия решения о покупке рассмотрены в книгах Алешина И.В. "Поведение потребителей", Голубков Е.П. "Основы маркетинга".
В работе так же использовались труды других известных ученых Котлер Ф., Блэкуэлл Д., Миниард П., Энджел Дж. ,Беляевский И.К., Комиссарова Т.А., Баженова Н.М., которые утверждают, что эффективность деятельности предприятия зависит от того, что приобретенные нами товары и услуги являются результатами принимаемых нами решений.
Маркетинг – социальный процесс, направленный на удовлетворение нужд и потребностей индивидов и групп индивидов посредством создания и предложения обладающих ценностью товаров и услуг и обмена ими с другими людьми.
Без сомнения маркетинг в обществе использовался в той или иной мере с момента зарождения рыночных отношений. Для организация торговли создавался любого новый товар, что требовало применения определенных приемов и методов, которые обеспечивали более успешную реализацию товаров и услуг.
Прежде чем создать новый продукт или услугу производитель изучает свой потенциал, и потребность в эом товаре или услуге. Данный вид деятельности оформился в настоящее время в методы маркетинговых исследований.
Далее производитель выбирает свою целевую аудиторию, на кого направлено данное направление товаров или усуг. В маркетинге этот раздел деятельности получил название сегментации рынка.
Создание новых продуктов, дизайн и упаковка относятся к сфере разработки товара.
Выявление стоимости приемлемой и для производителя, и для покупателя – политика ценообразования.
Сами торговые операции, включая процесс движения товаров от производителя до потребителя, получили название сбыта или распределения товаров.
Информирование клиентов о характеристиках товара, а после и формирование через информацию спроса на товар – это его продвижение.
Таким образом, возникновение маркетинга определено образованием рынка как места обмена товарами (услугами) между производителями и покупателями – потребителями этих товаров (услуг). Необходимость формирования маркетинга как рыночной методологии продиктована реальными экономическими условиями, требующими применения обоснованных приемов и методов по разработке, ценообразованию, продвиже-нию и сбыту товаров.
Когда реализация товаров становится для предприятия все более затруднительной и требует специальных усилий, тогда возникает понимание маркетинга как рыночной концепции управления фирмой.
Маркетинг является сугубо рыночной дисциплиной, так как он порожден рынком и имеет смысл только в условиях рыночных взаимоотношений. Правильное применение маркетинга позволяет участникам рынка благополучно развивать свой бизнем в условиях большой конкуренции.
Поведение отдельно взятого потребителя может не иметь серьезного значения для экономики, где действуют большие предприятия, транснациональные компании, грандиозные энергетические системы и т. п. Даже на рынке собственно потребительских товаров "голос" отдельного потребителя почти не слышен. Так может ли он всерьез повлиять на решение фирм, производящих эти товары? Однако силу потребителя и его влияние на производителей не следует недооценивать: во-первых, общество состоит из потребителей, а во-вторых, каждый из них принимает абсолютно самостоятельное решение относительно объема и направления предстоящих покупок. Эти обстоятельства заставляют учитывать коллективное мнение потребителей, когда фирмы в свою очередь решают три главных для себя вопроса: что производить, как производить и для кого производить. Если большое число потребителей согласно отдать за данный товар свои деньги, причем столько, что с лихвой покрывает издержки производителя, то производитель получает желанную прибыль. Если нет - фирма может и разориться (или, по меньшей мере, потерять часть потенциальной прибыли). Этот простой и понятный механизм взаимоотношений между производителем и потребителем действует в рыночной экономике по принципу обратной связи, "автоматически" согласовывая объем и структуру производства с объемом и структурой потребления.
Описанный механизм действует не только на рынке потребительских товаров, но и на рынке товаров производственного назначения. Ведь выплавка стали, например, или производство станков нужны не сами по себе – они представляют собой промежуточные продукты, которые применяются в производстве все тех же товаров, непосредственно удовлетворяющих потребности людей. Отсюда следует, что объем производства стали и станков прямо зависит от спроса людей на конечные потребительские товары. Получается, что вся технологическая цепочка выстраивается так, чтобы производить в итоге товары, удовлетворяющие запросы потребителей, а значит, имеющие шанс быть ему проданными. Конечно, в реальности были, есть и будут разнообразные отступления от этого правила. Бывают случаи, когда потребителю с помощью рекламы навязывают вовсе не нужный ему товар или товар с мнимыми достоинствами, т.е. такими, которые на самом деле отсутствуют. Но эти исключения только подтверждают общее правило - большинство фирм стремится наилучшим образом удовлетворять разнообразные потребности людей. Ибо, во-первых, быть честным по отношению к потребителю выгодно, это укрепляет авторитет фирмы и расширяет ее влияние на рынке. А во-вторых, не нужно забывать, что в развитых странах давно уже выработаны весьма эффективные общественные и государственные механизмы защиты прав потребителей.
Таким образом, потребитель является самым главным звеном, решающий судьбы фирм-производителей, отдает свои предпочтения тому или иному производителю. Именно в этом смысле экономисты говорят о суверенитете потребителя.
Свое суверенное право потребитель может осуществлять только в условиях свободы потребительского выбора. Иначе говоря, никто не решает за потребителя, какие товары или услуги ему приобретать, а какие не нужно.
Ограничение свободы потребительского выбора, даже если оно предпринимается с самыми благими намерениями, будет в той или иной степени разрушать обратную связь между производством и потреблением. Потребитель, которого лишили этой свободы, не будет иметь способность подавать сигналы производителю, о том, какие товары или услуги нужно больше производить, а какие - меньше. Потеряв этот ориентир, производитель в тот час же станет выпускать одних товаров больше, а других - меньше, чем нужно. Следствием этого станет рассогласование производства и потребления с такими неизбежными последствиями, как дефицит одних товаров, избыток других, очереди, черные рынки, спекуляция и т.д.
Конечно, в действительности
разного рода ограничения свободы
потребительского выбора существуют.
Они могут быть вызваны чрезвычайными
обстоятельствами (война, стихийное
бедствие, неурожай и т.п.) и выражаются
чаще всего в установлении норм потребления
по карточкам (талонам) некоторых (иногда
- почти всех) товаров. В большинстве
случаев такие ограничения
Прямые запреты на производство и продажу отдельных товаров оправданы и необходимы только тогда, когда свойства товара могут нанести вред покупателю (например, детские игрушки из материалов, в состав которых входят вредные химические вещества, лекарственные препараты с тяжелыми побочными действиями, и т.п.).
Бывают, однако, ограничения
другого рода, когда производство
тех или иных товаров подвергается
запрету с целью уберечь
Поэтому производитель должен знать, что ограничение свободы товара - весьма опасное оружие. И пользоваться этим оружием весьма осторожно, и дать выбор покупателю что «хорошо», а что «плохо». В противном случае покушение на свободу потребительского выбора может привести к всевластию административных органов, которые будут решать за общество: что, как и сколько им потреблять.
Моделирование поведения потребителей – один из основных методов маркетинговых исследований, который, помимо всего прочего, является базой для разработки и использования моделей отклика рынка и моделей для выработки маркетинговой политики..
Многие, если не все, приобретения товаров являются частично результатом иррациональных оценок и субъективных решений между различными альтернативами. И, отсюда следует, немаловажно, как выглядит компьютер или какой цвет у станка. Не позволяйте иррациональным характеристикам сглаживаться рациональными и аналитическими величинами.
Для изучения моделей поведения покупателей необходимо проанализировать процесс покупки в организации.
В данном случае процесс покупки делится на три стадии (рис. 1.1):
1) признание наличия потребности;
2) принятие решения о способах удовлетворения возникшей потребности (поиск, оценка и выбор поставщика);
3) заключение сделки.
Рис. 1.1. Ступени процесса принятия покупательского решения
На первой стадии выявляется потребность. Ее формулируют непосредственные пользователи товара.
Вторая стадия делится на 2 этапа:
- анализ
имеющихся альтернативных
- выбор
одного или нескольких
Именно на этой стадии нужно понять купить или изготовить самому.
На первой стадии - возникновение потребности - главными лицами являются потребители товара, который необходимо купить. Это могут быть кто угодно – мастера участков, начальники цеха, простые рабочие, инженеры, технологи, маркетологи и т.п. Продавцу крайне важно разузнать кто самый главный (главные) потребитель его товара, для того чтобы проинформировать именно этого человека.
После возникновения потребности заказ на анализ имеющихся поставщиков товара передают в отдел снабжения или коммерческой логистики. Теперь продавцу важно донести информацию о своем товаре до снабженца, занимающегося этой товарной группой. Однако, снабженец чаще всего не принимает решения единолично. Он находится в зависимости и нуждается в советниках - начальник отдела снабжения, коммерческий директор, финансовый директор, технический директор - в зависимости от того какой приобретается товар и на какую сумму.
Информация о работе Пoведение пoтребителей в системе маркетинга