Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:57, реферат
Общество потребления возникло как феномен западноевропейской культуры. Не удивительно, что основные положения теории и методологии его исследования впервые были сформулированы именно западными учёными. Однако происходящие сегодня изменения в культуре (в частности, процессы «медийной глобализации») создали почву для информационной экспансии потребительских стереотипов в российскую действительность. Эта ситуация спровоцировала исследовательский интерес к феномену общества потребления в отечественном научном дискурсе, в том числе в рамках культурологических исследований.
До революции в ходу были модные журналы, предназначавшиеся для представителей городских сословий – мещан, дворянства. В крестьянской среде в основном имело место традиционное потребление. После революции новое правительство начало радикально пересматривать устройство быта. В обществе навязывалась марксистская доктрина устройства жизни, гласящая, что вещи должны быть доступны и «понятны» каждому человеку: «Наша «мода» должна быть простая, удобная, легко выполнимая, недорогая, доступная работнице по ее заработку и прежде всего должна отвечать требованию одежды вообще, то есть должна защищать человека от холода, пыли, грязи и т. п., сохранив изящество» [18].
В середине 1930-х годов произошло изменение отношения к моде, уюту и другим явлениям, свойственным капиталистическим обществам. Историки и социологи связывают это с «великим отступлением», сменой идеологической ориентации с новаторских большевистских экспериментов по изменению социальной и культурной жизни на консервативные идеалы сталинской эпохи. По версии историка Веры Данэм, в обмен на поддержку государственной политики и видимости согласия Сталину требовалась материально устроенная жизнь с потребительскими благами, предметами роскоши и досугом. Происходит переориентация человека к ценностям, имитирующим ценности середины XIX века, присущие российскому образованному классу этого времени. В результате вещи легитимируются и становятся предметом нескрываемого потребительского интереса.
В середине 1950-х годов вновь меняется идеологический подход к потреблению. Страна находится в послевоенном состоянии, переживает новый подъем экономики. Также в это время происходит проникновение в советскую действительность западной культуры. Такой поворот событий связан с деятельностью Н. Хрущева и периодом его правления, называемым «оттепелью».
В 1960-е годы стала доминировать кон- цепция «вкуса», гласящая следующее: «Воспитание вкуса – одна из важных форм борьбы за становление советской социалистической культуры, за культурный рост всех советских людей».
Необходимость внедрения «вкуса» вполне могла быть обусловлена излишним проникновением образцов западной культуры, идеологическим соревнованием с буржуазными странами. Как следствие началась кампания по борьбе с представителями молодежной культуры, со стилягами, активно использующими потребительские практики западного образца.
В понятие «потребление» в СССР закладывался глубокий идеологический смысл. У людей, проживавших в тот период, не было выбора между различными стилями потребления. Потреблять надо было так, как пропагандировала коммунистическая партия. С конца 1980-х годов культура потреб- ления резко перестраивается на новые ценности, спонтанно образовавшиеся после перестройки. Активная практика «демонстративного потребления» началась в середине 1990-х годов. Общество, где еще не так давно все стремились к классовой солидаризации, к всеобщему равенству, стало постепенно превращаться в общество потребления.
Потребление на современном этапе развития российского общества
Процесс потребления в современной России складывается под воздействием множества факторов, таких, как многонациональность, многоконфессиональность, климатические особенности, географическое положение региона, этнические особенности населения. Таким образом, в России не может быть сформирован единый стиль потребления.
Потребление превращается в интегральный аспект социальной жизни, элемент повседневной жизни, который способен по-новому структурировать общество, объединить, а может быть, скорее разъединить индивидов, интегрировать или скорее изолировать их. Ситуация складывается таким образом, что общество сильно дифференцируется посредством потребления. В соответствии с содержанием и уровнем потребления в России выделяются следующие субкультуры: богатых и бедных, населения города и деревни, жителей мегаполисов и провинции и т. д. [19]
Заключение
Как и любой другой феномен «общество потребления» имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К положительным мы можем отнести качественное повышение уровня жизни большинства населения; развитие широких сетей магазинов, кафе, спектра предлагаемых товаров позволяет осуществлять более свободный выбор в соответствии со своими вкусами; стремление к максимально рациональному и оптимальному производству позволяет внедрять новейшие научные разработки, характеризующиеся чаще так же большей экологичностью. Негативные аспекты таковы: безудержное потребление невосполнимых или медленно восполнимых ресурсов – по данным статистики «более трех четвертей всей так называемой первичной энергии (т.е. энергии, образующейся при горении топлива) со времени завершения антропогенеза израсходовано в XX столетии» [20]; поляризация мирового сообщества, укрепление позиций «золотого миллиарда» и обнищание стран Третьего мира; культурная деградация населения, подмена социально-исторических этических ценностей на кратковременные, псевдоистинные; невероятное психофизиологическое давление на индивида со стороны все ускоряющегося темпа жизни; всеобщая стандартизация, рационализация и подмена личностной индивидуальности персонализированными моделями.
Поскольку феномен «общества потребления» является новым, судить о нем довольно сложно. Однако оно обладает рядом особенностей. Наиболее специфическим является «знак». В связи с формированием нового потребительского мировоззрения необходимым становится появление некой умозрительной единицы – меновой валюты. Ей становится знак. Им можно обозначить что угодно, будто то техническая новинка, модная одежда, деталь интерьера, музыка, кафе, ювелирное украшение, – это универсальная модель, имеющая в своей сущности абстрагированный образ потребляемого объекта. Иными словами, изобилие и потребление рождают эффект отчуждения: любая вещь ценна не сама по себе, а как материальный знак, как образ, как символ статуса, дохода, персонализации.
Относительно российского
потребления можно сделать
Таким образом, потребление
из чисто экономического явления
перерастает в социо-
Проведенный общий обзор проблемы потребительства дает возможность сделать некоторые общие выводов:
В середине 50-х годов предполагалось, что именно общество потребления приведет к всеобщему благополучию и комфорту и станет надежной опорой для экономики развитых стран. Однако в современном постиндустриальном мире все эти надежды терпят крах. Люди начинают понимать, что:
Терпит крах и психология потребительства, которая не оправдала себя ни с экономической, ни с гуманистической точек зрения. Она лишь развращает людей создавая иллюзии потребностей и так же символично удовлетворяя их. Люди все больше перестают подчиняться извечным потребительским законам. Многие общественные движения призываю обратить внимание на особенность и оригинальность каждого человека, отказаться от потребления товаров массового производства, говорят о том что нужно перестать тратить деньги в пустую, приобретая излишнее. Они открыто заявляют, что производителям не должен ориентироваться на удобство, легкость и простоту производства товаров массового потребления, в первую очередь он должен следовать нуждами людей.
Однако подобные выступления ныне еще весьма редки и не распространены. Современному человечеству похоже нравиться жить в нереальном, придуманном, виртуальном мире, когда каждый его шаг и действие заранее просчитано и несет материальную выгоду и пользу небольшой кучке людей, программирующих его существование.
Конечным результатом развития идеологии и психологии потребительства становится то, что цель жизни каждого человека начинает пониматься не как стремление к счастью, любви, внутреннему душевной гармонии, а смысл существования человечества – не как социальный и духовный прогресс. Человек превращается в "потребительскую машину". Люди забывают о главном: что жизнь, это не совокупность окружающих их вещей, и не их бездумное присвоение, а вечное стремление к красоте и истине.
Список использованной литературы:
Информация о работе Потребительские ценности и культура потребления