Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:57, реферат
Общество потребления возникло как феномен западноевропейской культуры. Не удивительно, что основные положения теории и методологии его исследования впервые были сформулированы именно западными учёными. Однако происходящие сегодня изменения в культуре (в частности, процессы «медийной глобализации») создали почву для информационной экспансии потребительских стереотипов в российскую действительность. Эта ситуация спровоцировала исследовательский интерес к феномену общества потребления в отечественном научном дискурсе, в том числе в рамках культурологических исследований.
Оглавление
Введение
Феномен общества потребления стал объектом научных исследований в ряде гуманитарных дисциплин во второй половине прошлого века. Первоначально оказавшись в центре внимания социальных философов, увидевших в нём качественно новый тип социокультурного порядка, этот феномен быстро привлёк к себе внимание психологов, культурологов, экономистов, социологов и политологов. Его осмысление актуализировало целый ряд вопросов, связанных с пониманием механизмов организации мира современной культуры, способов её внутренней дифференциации, а также выявлением новых технологий манипулирования человеческим сознанием.
Общество потребления возникло как феномен западноевропейской культуры. Не удивительно, что основные положения теории и методологии его исследования впервые были сформулированы именно западными учёными. Однако происходящие сегодня изменения в культуре (в частности, процессы «медийной глобализации») создали почву для информационной экспансии потребительских стереотипов в российскую действительность. Эта ситуация спровоцировала исследовательский интерес к феномену общества потребления в отечественном научном дискурсе, в том числе в рамках культурологических исследований.
Объектом изучения данного реферата является феномен культуры общества потребления.
Основная цель реферата – рассмотреть и изучить различные подходы разных авторов и ученых к проблеме развития общественных систем потребления и к так называемому феномену «общества потребления».
1. Понятие «общества потребления» и его основные черты в современном обществе
Мы живем во время интенсивных социальных изменений. Они затрагивают все сферы человеческой жизни: разрушаются старые устои общества, меняются приоритеты поколений, появляются новые тенденции в культуре, политике, экономике и т.д. Многие связывают это с приходом нового типа общества – постиндустриального, открывающего эру белых воротничков, информационных войн, развитой сферы услуг и общества потребления – которое мы можем наблюдать в США, Канаде, странах Западной Европы, Японии. Потребление в этом случае становится самодовлеющим [2], определяет взаимоотношения индивида и общества, социальных институтов, способствует формированию системы ценностей и мотиваций, определяет динамику и направление социальных процессов. Понимание новых явлений социальной действительности жизненно необходимо для построения стратегии дальнейшего развития и максимальной стабилизации во всех сферах человеческой жизни (социальной, экономической, политической, экологической, культурной и т.д.), предотвращения кризисов в будущем и философского понимания, куда движется все человечество.
Изучением развития общественных систем занималось множество ученых. Среди них наиболее известны К. Маркс, Д. Белл, П. Сорокин, А. Вебер, Ф. Теннис, Т.Б. Веблен. Максимальную научную разработанность теория постиндустриального общества получила в работах Д. Белла «Грядущее постиндустриальное общество» и Э. Тоффлера «Третья волна». Д. Белл определил основные критерии нового типа общества, главными из которых являются 1) центральная роль теоретического знания и 2) увеличение доли сферы услуг. Э. Тоффлер же выделил особые волны, коренным образом меняющие устройство любой общественной системы. Так существует аграрная, индустриальная и постиндустриальная волны, неравномерно распространяющиеся среди различных обществ и накладывающиеся одна на другую (новая волна не отменяет абсолютно все элементы старой). Теоретический анализ феномена потребления наиболее полно представлен в работах Дж. Ритцера «Современные социологические теории», Ж. Бодрийара «Общество потребления: его мифы и структуры», об особенностях российского потребления писал В.И. Ильин. Так, Дж. Ритцер рассматривал макдонализацию, как одну из форм массового максимально рационализированного потребления, появившегося сравнительно недавно. Ж. Бодрийар представил очень детальное и полное исследование феномена «общества изобилия», проявляющегося во всех сферах человеческой жизни в перспективе развития. В.И. Ильин же дал анализ современной ситуации в России, соотношение потребительских ориентиров общества и его реальных возможностей.
Общество потребления
стало возможным при переходе
индустриальных стран в постиндустриальный
уровень развития, характеризуемый
в первую очередь переориентацией
экономики к сервису и
Экономический рост, улучшение качества жизни, появление массового производства позволило сформироваться широкому среднему классу, обладающему высокой покупной способностью. Так потребление перестает быть вынужденной, биологически обусловленной потребностью и перерастает в социо-культурный феномен. Жизнь без потребления уже немыслима и невозможна – на его основе строится большинство общественных отношений [1].
Общество потребления — это совокупность общественных отношений, в которых ключевое место играет индивидуальное потребление, опосредованное рынком. Отсюда проистекает новое отношение к «человеческим ресурсам». «Способ, которым сегодняшнее общество «формирует» своих членов, — пишет З. Бауман, — диктует в первую очередь обязанность играть роль потребителей». Такое общество является закономерным порождением зрелого капитализма. Разумеется, в любом обществе индивидуальное потребление составляет наряду с производством его базис. Но лишь на определенном этапе развития индивидуальное потребление подвергается глубокой институционализации и превращается в ключевой фактор экономического развития страны. С одной стороны, оно все глубже опосредуется институтом рынка, а с другой — существование рынка, относительно независимого от индивидуального потребления, невозможно. Общество потребления возникает как логический результат развития капитализма.
Наиболее важные черты модели общества потребления:
- Массовое производство
позволяет втянуть в активное
потребление, выходящее за
Производство становится не только массовым (конвейерным), но и гибким, что позволяет потребителям конструировать свою индивидуальность с помощью вещей.
- Поскольку возможности
производства существенно
- В обществе потребления происходят революционные изменения в организации торговли, сферы обслуживания. Ключевые позиции занимают крупные торговые центры, супермаркеты, превращающиеся в места проведения досуга, музеи современной культуры потребления.
Формируется социальная стратификация, в основании которой лежат различия в возможности доступа к пространству общества потребления.
- Расцветают сети
кафе, пивных баров, ресторанов, ночных
клубов и т.д. Они
- С наступлением эпохи
общества потребления
- Революция в средствах
коммуникации резко уплотняет
общение. Возникает новое
- Такие универсальные формы человеческих отношений, как любовь и секс, также все в больших масштабах приобретают форму рыночных услуг, превращаются в формы потребления. Знакомства, заключение брака в существенных масштабах обеспечиваются услугами фирм-посредников.
- Кардинально меняется роль потребителя в экономической системе. «Система, — как отмечал Ж. Бодрийяр, — <...> все больше нуждается в них (людях) как потребителях».
- Изменение роли и
места потребителей в
- Экономика общества
потребления опирается на
- Общество потребления
порождает массовую
- Главной формой свободы в обществе потребления является свобода потребительского выбора. Здесь царствует демократия потребителей.
- Появляется развитая
система кредита,
- Система массового
потребительского кредита
- Реклама становится,
с одной стороны, ключевым
Существенно меняется
структура стоимости товаров
и услуг. К традиционным
- Результатом производства
являются не только, а порою
и не столько товары, наделенные
какими-то функциональными
- В результате глобализации
местный рынок превращается в
один из филиалов мирового
рынка. Каждый местный
Мода превращается в двигатель производства, поскольку она обеспечивает моральное устаревание вещи гораздо раньше ее физического износа. Вещи обесцениваются, как деньги во время инфляции. И вполне обеспеченный человек постоянно чувствует себя в той или иной мере символически обездоленным.
- Упаковка является
одной из важных характеристик
товара. Без нее даже очень
хороший товар остается
- Происходит эстетизация потребления, что резко повышает роль дизайна.
- Образование (прежде
всего высшее) выступает как услуга,
приобретаемая в массовых
- С появлением телевидения
формируется виртуальная
- Политика приобретает
форму политического
Информация о работе Потребительские ценности и культура потребления