Понятие и специфика международного маркетинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 22:57, лекция

Краткое описание

Роль международных фирм в мировой системе хозяйства важна, так как концентрация производства и капитала в руках сверх гигантских компаний оказывает влияние на содержание и формы международных экономических отношений. Однако на мировом рынке появляются и новые экономические субъекты, а именно небольшие по размерам международные фирмы.

Файлы: 1 файл

Семинар 11.docx

— 247.72 Кб (Скачать)

Одной из важнейших  частей внутренней среды является характеристика маркетинговых возможностей. Они  зависят от наличия специальной  службы маркетинга предприятия, а так  же опыта и квалификации его сотрудников.

 

Структура анализа маркетинговой среды

Для упрощения  рассмотрения внешней среды предприятия  ее следует разграничить на макровнешнюю и микровнешнюю (рис. 5.1).

Микровнешняя среда (среда прямого воздействия) маркетинга включает совокупность субъектов и факторов, непосредственно влияющих на возможность организации обслуживать своих потребителей (сама организация, поставщики, маркетинговые посредники, клиенты, конкуренты, банки, средства массовой информации, правительственные организации и др.). Микровнешняя среда также испытывает непосредственное воздействие со стороны организации.

Рис. 5.1 Маркетинговая среда предприятия

 

Когда сама организация  рассматривается как фактор внешней  среды маркетинга, то имеется в  виду, что успешность управления маркетингом  зависит и от деятельности остальных (кроме маркетинговых) подразделений  организации, интересы и возможности  которых следует принимать во внимание, а не только маркетинговых  служб.

Макровнешняя среда (среда косвенного воздействия) маркетинга — совокупность крупных общественных и природных факторов, воздействующих на все субъекты микровнешней среды маркетинга, но не немедленным, прямым образом, включающая в свой состав: политические, социально-экономические, правовые, научно-технические, культурные и природные факторы.

Политические  факторы характеризуют уровень стабильности политической обстановки, защиту государством интересов предпринимателей, его отношение к различным формам собственности и др.

Социально-экономические характеризуют жизненный уровень населения, покупательную способность отдельных слоев населения и организаций, демографические процессы, стабильность финансовой системы, инфляционные процессы и др.

Правовые — характеризуют законодательную систему, включая нормативные документы по защите окружающей природной среды, стандарты в области производства и потребления продукции. Сюда же относятся законодательные акты, направленные на защиту прав потребителей; законодательные ограничения на проведение рекламы, на упаковку; различные стандарты, влияющие на характеристики выпускаемых продуктов и материалы, из которых они изготавливаются.

Научно-технические — дают преимущества тем организациям, которые быстро берут на вооружение достижения НТП.

Культурные — оказывают порой главное влияние на маркетинг. Предпочтения, отдаваемые потребителями одному продукту по сравнению с другими продуктами, могут основываться только на культурных традициях, на которые влияют также исторические и географические факторы.

Природные — характеризуют наличие природных ресурсов и состояние окружающей природной среды, которые как сама организация, так и субъекты микровнешней среды должны учитывать в своей хозяйственной и маркетинговой деятельности, так как они оказывают непосредственное влияние на условия и возможности ведения этой деятельности.

Даже если руководству организации такие  условия внешней среды, как, например, политическая нестабильность и отсутствие проработанной правовой базы не нравятся, изменить их непосредственным образом  оно не может, а скорее должно в  своей маркетинговой деятельности приспосабливаться к этим условиям. Однако иногда организации придерживаются более активного и даже агрессивного подхода в своих стремлениях  воздействовать на внешнюю среду, здесь прежде всего имеется в виду микровнешняя среда маркетинга, стремление изменить общественное мнение о деятельности организации, установить более теплые взаимоотношения с поставщиками и т. п.

Микросреда  фирмы

Микросреда  фирмы представлена:

  • Поставщиками
  • Маркетинговыми посредниками
  • Клиентурой
  • Конкурентами
  • Контактной аудиторией

Микросреда  маркетинга

  • Внешняя микросреда - хозяйственные субъекты , с которыми предприятие имеет непосредственные контакты в ходе своей деятельности( потребители, поставщики, конкуренты: прямые, потенциальные)
  • Прямые конкуренты — предприятия предполагающие аналогичные товары и услуги на тех же самых рынках.
  • Производство товаров заменителей — предприятия, производящие товары, удовлетворяющие одну и ту же потребность.
  • Потенциальные конкуренты — предприятия, которые могут выйти на целевой рынок производителя.
  • Контактные аудитории — органы власти и управления (федер, регеон и т.д., работники средств массовой информации ,общественные партии и движения , профсоюзы , представители финансовых кругов).

Внешняя среда  маркетинга является частью внешней  среды организации в целом  или ее внешней предпринимательской среды, рассматриваемых в курсах по менеджменту и характеризующих проблемы управления на уровне организации.

Поставщики — субъекты маркетинговой среды, в функцию которых входит обеспечение фирм-партнеров и других компаний необходимыми материальными ресурсами. В условиях сетевого подхода к процессу взаимодействия субъектов маркетинговой системы целесообразно изучать возможности различных поставщиков с целью отбора наиболее надежного и экономичного поставщика с точки зрения капитальных и текущих затрат фирмы. Комплексное исследование цепи "поставщик — фирма — потребитель" — необходимое условие экономической оценки при обосновании выбора поставщика.

Конкуренты — фирмы или физические лица, соперничающие,  
т. е. выступающие в качестве соперника по отношению к другим предпринимательским структурам или предпринимателям на всех этапах организации и осуществления предпринимательской деятельности. Конкуренты своими действиями на рынке, при выборе поставщиков, посредников, потребительских аудиторий могут оказывать воздействие на результаты деятельности предприятия-соперника, на его позицию и преимущества в конкурентной борьбе.

Зная сильные  и слабые стороны конкурентов, фирма  может оценить и постоянно  укреплять свой производственный и  маркетинговый потенциал, цели, действующую  и перспективную стратегию предпринимательства.

Посредники — фирмы или отдельные физические лица, которые помогают предприятиям-производителям продвигать, доставлять потребителям и продавать их продукты. Различают торговых, логистических, маркетинговых и финансовых посредников. К торговым посредникам относят оптовых и розничных торговцев. Логистические посредники занимаются услугами в системе складирования, транспортировки товаро- и потокодвижения. Маркетинговые посредники оказывают помощь в системе взаимодействия фирмы со всеми субъектами маркетинговой системы в сфере организации маркетинговых исследований и оптимизации спроса на товары и услуги. Финансовые посредники осуществляют банковские, кредитные, страховые и другие финансовые услуги.

Потребители — фирмы, отдельные физические лица или их потенциальные группы, готовые приобрести товары или услуги, находящиеся на рынке, и обладающие правами выбирать товар, продавца, предъявлять свои условия в процессе купли-продажи. Потребитель — король рынка, поэтому задача маркетолога — постоянно изучать поведение потребителя, его потребности, анализировать причины отклонений в его отношении к продукту фирмы и своевременно разрабатывать мероприятия по корректировке деятельности фирмы в целях сохранения эффективных коммуникаций с потребителем.

Макросреда  фирмы

Макросреду  маркетинга образуют факторы, в которых  предприятие осуществляет свою деятельность.

Основные  факторы макросреды:

  • Демографические условия (численность населения, темпы его изменения, распределения по регионам страны, половозрастная структура, показатели смертности и рождаемости).
  • Социально-экономические условия (темпы экономического развития, размер и динамика доходов)
  • Социально-культурные условия (традиции, религия, обычаи, привычки, язык, уровень развития образования и культуры страны)
  • Научно-исследовательские изобретения и открытия, возможность создания новых, более совершенных товаров, обновление выпускаемой продукции)
  • Природно-климатические условия (климат, место расположение предприятия. В последнее время их стали относить к коммерческим факторам)
  • Политико-правовые условия.

Для маркетинга наибольшее значение имеет налоговое законодательство, методы регулирования ВЭД, нормативные документы, регламентирующие отдельные вопросы маркетинга ( права потребителя, закон о рекламе, закон о товарных знаках)

Маркетинговая система функционирует в определенной среде, которая характеризуется  постоянно меняющимися факторами  
(табл. 5.1).

Таблица 5.1 Характеристика факторов внешней  среды маркетинговой системы

Факторы

Основные характеристики

Природные

Уровень развитости, использования потенциала природных ресурсов. Источники топливно-энергетических ресурсов и сырья. Экологические  показатели, их нормативы и уровень  их соблюдения. Развитость системы  государственного контроля охраны окружающей среды и регулирования интенсивного использования (выработки) запасов  топлива, энергии и сырья

Демографические

Структура, численность, плотность и  воспроизводные характеристики населения. Рождаемость, смертность, устойчивость семейных союзов, религия, этническая однородность

Экономические

Финансовое положение рабочих, служащих и пенсионеров, их покупательная  способность. Показатели финансово-кредитной  системы. Экономическая конъюнктура  и инфляция. Развитость системы налогообложения, ее адекватность к потребительской  корзине населения. Цены и тенденции  потребления населения, эластичность спроса

Политико-правовые

Развитость правовой защиты населения  и законодательства, сопровождающего  предпринимательскую деятельность. Наличие внешнеполитических союзов и программ, обеспечивающих устойчивость и стабильность формирования и развития рыночных отношений. Роль государства  в системе выработки и принятия государственных и правительственных  решений

Научно-технические

Состояние и развитие научно-технического прогресса в базовых отраслях экономики. Развитость приватизации и  инновационных процессов субъектов  маркетинговой системы. Степень  внедрения новых технологий и  уровень их разработанности в  общественном производстве. Показатели экономической и технической  безопасности существующих и перспективных  технологий

Социально-культурные

Развитость рыночного менталитета  населения, культурные и нравственные показатели потребителей, организационная  и потребительская культура, устойчивость обычаев и обрядов, динамика культурного  поведения


 

Внутренняя  и внешняя среда маркетинга

Маркетинговая среда фирмы, предприятия - совокупность активных сил и субъектов, имеющих место в самом предприятии, фирме и вне их, влияющих на экономическую эффективность деятельности.

Внутрифирменное управление и управление фирмой как  субъектом рынка - две ступени  в иерархии управления жестко связаны  между собой диалектическим единством  внешней и внутренней среды фирмы.

Внешняя среда  фирмы (рис. 7.1.) выступает как нечто  заданное.

Рис. 7.1. Внешняя  среда фирмы

Внутренняя  среда фирмы является по существу реакцией на внешнюю среду.

Основные  цели, которые ставит перед собой  фирма, сводятся к одной обобщенной характеристике - прибыли. При этом, естественно, должны учитываться и  внутренняя среда фирмы, и внешняя. Все многообразие внутренней среды  предприятия можно свести к следующим  укрупненным , сферам:

-  производство,

-  маркетинг и материально-техническое снабжение МТС);

-  НИОКР,

-  финансовое управление, бухучет и отчетность;

-  общее управление.

Такое деление  на сферы деятельности носит условный характер и конкретизируется в общей  и производственной организационной  структурах.

Основными задачами фирмы, предприятия являются усилия по изменению в нужном направлении  поддающихся управлению факторов и  приспособлению к деятельности неподдающихся, неуправляемых факторов.

Любой управленческий процесс, в том числе и ориентирующийся  на маркетинг, начинается с целеполагания, т. е. прогнозного осмысления положения, в котором может оказаться  предприятие, фирма через 10-15 лет (долгосрочный прогноз), 5 лет (среднесрочный) и 1 – 1,5 года (краткосрочный прогноз).

При осмыслении этого прогноза всегда учитывается  изменения и на самом предприятии  и во внешней среде маркетинга.

 

Занятие 2.

Вопрос 1.

Предпосылки возникновения международного маркетинга

Требования международного маркетинга приводят к разработке производственных программ по выпуску продукции с учетом потребителей. В этой связи приведем высказывание Генри Шлезингера — одного из руководителей автомобильного гиганта "General Motors": "Мы не являемся экспертами в автомобилях. Только наш клиент является автомобильным экспертом. Только заказчик знает, соответствуют ли характеристики автомашины его ожиданиям", что требует последовательного проведения активной производственно-сбытовой политики, повышения конкурентоспособности выпускаемых изделий; ускорения реализации производимых товаров и оборачиваемости вложенных средств. 
Отметим, что участники рынка в условиях бурно развивающихся рыночных страновых взаимоотношений по мере насыщения рынка вынуждены пользоваться современными методами маркетинга, иначе они утратят свои позиции на рынке. 
Реализация маркетинговой политики требует перестройки всей системы управления производством, повышения эффективности деятельности всех подразделений. Благодаря маркетингу предприятия выявляют покупательский спрос. Предъявляемые ими требования к качеству направлены на обеспечение долговременных связей с потребителями. 
Основной принцип международного маркетинга ориентирует на получение конечных результатов производства с учетом зарубежных потребителей. 
Из этого принципа вытекает ряд требований: 
- знание международного рынка, динамики развития потребительского спроса товаров (услуг); 
- обоснованное применение полученной информации в процессе разработки производственных программ; 
- адаптация производства к требованиям рынка; 
- оказание влияния на рынок и потребительский спрос в соответствии с выбранной маркетинговой стратегией фирмы; 
- развитие сферы услуг с целью получений дополнительной прибыли; 
- своевременное предложение нового продукта на рынке; 
- постоянное отслеживание и корректировка по расширению дополнительных сегментов рынка; 
- повышение качества надежности предлагаемой продукции на рынке; 
- обеспечение конкурентных преимуществ за счет освоения новых технологий производства и доставки товара на рынок; 
- постоянное повышение квалификации персонала с учетом требований рынка; 
- разработка перспективной стратегии по обеспечению удержания и расширения своих позиций на международном рынке.

Информация о работе Понятие и специфика международного маркетинга