Понятие и специфика международного маркетинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 22:57, лекция

Краткое описание

Роль международных фирм в мировой системе хозяйства важна, так как концентрация производства и капитала в руках сверх гигантских компаний оказывает влияние на содержание и формы международных экономических отношений. Однако на мировом рынке появляются и новые экономические субъекты, а именно небольшие по размерам международные фирмы.

Файлы: 1 файл

Семинар 11.docx

— 247.72 Кб (Скачать)

Маркетинг

Семинар 11

Занятие 1.

Вопрос 1.

Понятие и специфика международного маркетинга

Традиционно термин “международный маркетинг” относят к деятельности международных  фирм, сфера производственной и коммерческой деятельности которых распространяется на зарубежные страны. Роль международных  фирм в мировой системе хозяйства  важна, так как концентрация производства и капитала в руках сверх гигантских компаний оказывает влияние на содержание и формы международных экономических  отношений. Однако на мировом рынке  появляются и новые экономические  субъекты, а именно небольшие по размерам международные фирмы. За последние 15-20 лет рекордное количество мелких предприятий обратило свои взоры  за границу. По оценкам американских специалистов из 100 000 американских компаний, занимающихся экспортом, около 80 процентов – небольшие. Это явление они называют “пробуждением”. Маленькие компании понимают, что имеется жизнь и за пределами внутреннего рынка. Подобный процесс происходит и в России. С либерализацией внешнеэкономической деятельности предприятий открываются новые возможности для тех, кто готов работать на иностранном рынке.

Чем активнее работают фирмы  на внешних рынках, тем больше они  понимают, что необходимо ориентироваться  на международный маркетинг.

Международный маркетинг, глобальный маркетинг, многонациональный маркетинг  и транснациональный маркетинг – вот некоторые из терминов, применяемых в отечественной и зарубежной литературе к маркетингу, осуществляемому через национальные границы.

Под международным маркетингом понимают маркетинг товаров и услуг за пределами страны, где находится фирма (предприятие). В международный маркетинг вовлекаются как коммерческие, так и некоммерческие организации. Например, религиозные организации, которые посылают миссионеров за границу для поиска новобранцев, университеты, которые привлекают студентов из разных стран. Поэтому определение международного маркетинга может быть уточнено.

Международный маркетинг – это деятельность лиц и организаций по удовлетворению потребностей людей посредством обмена через национальные границы.

Деятельность международных  компаний охватывает порой несколько  десятков стран. Так, основанная в США  компания Colgate-Palmolive работает более чем в 160 странах. Такие компании используют многонациональный маркетинг.

Глобальный (многонациональный) маркетинг – это сложная форма международного маркетинга, когда маркетинговые операции осуществляются во многих иностранных государствах.

Каждая международная  компания по-своему подходит к освоению иностранного рынка. Однако исследователи  причин выхода фирм на зарубежные рынки  полагают, что ключевыми факторами  являются тип и качество руководства  фирмой и более высокий уровень  образования руководителей. В действительности мотивация выхода на иностранные  рынки обусловлена множеством факторов, которые можно подразделить на две  группы.

Первая группа – это факторы вовлечения в международный маркетинг. К ним относят:

1.  Преимущество в прибыли. Руководство фирмой осознает, что международная торговля является потенциальным источником более высокой прибыли. Несмотря на тщательное планирование, неподдающиеся учету причины часто значительно изменяют предполагаемую сумму прибыли. Например, внезапное изменение курса обмена валюты может сильно изменить прогнозируемую прибыль.

2.  Уникальность продукта или технологические преимущества. Фирма может производить товар или услуги, которые она считает уникальными и которые не производят иностранные предприятия. Одним из важных моментов, с которым фирма может столкнуться при этом, является опережение потенциальных конкурентов во времени. Если раньше такие фирмы могли считаться единственными производителями на рынке другой страны в течение нескольких лет, то теперь этот период значительно меньше из-за конкурирующих технологий и часто недостаточной защиты международных патентов.

3.  Эксклюзивная рыночная информация. Она включает сведения об иностранных покупателях, рынках, нишах рынка и др. Эта информация может быть результатом проницательности ее сотрудников, международных исследований, специальных контрактов фирмы. Однако исключительность информации не может быть хорошей исходной причиной для деятельности на внешнем рынке длительное время, т.к. конкуренты наверняка тоже получат эту информацию.

4.  Преимущества в налогообложении. В ряде стран существует законодательство, позволяющее фирмам, экспортирующим свой товар, иметь налоговые льготы. Условия такого льготного налогообложения разные и часто зависят от степени вовлечения в международную деятельность. Например, Корпорация по международной торговле (FSC) в США позволяет фирме продавать товар по более низкой цене и получать более высокую прибыль, если фирма создает иностранные филиалы и проводит Советы директоров за границей.

5.  Экономия на масштабах производства товаров (услуг). Принимая участие в международной деятельности, фирма увеличивает выпуск продукции (услуг) и в результате этого добивается роста выручки и снижения издержек. Бостонская консалтинговая группа доказала, что увеличение объема выпуска вдвое позволяет снизить издержки производства на 30 %. Многие фирмы, работающие в этом направлении, добились такого эффекта. Увеличение объема производства продукции для иностранного рынка способствует снижению издержек и для внутреннего рынка, что делает фирму более конкурентоспособной.

Вторая группа – подталкивающие факторы.

Усиление конкуренции  на внутреннем рынке. Этот фактор является причиной поиска зарубежного рынка. Другая ситуация – выход на иностранный рынок внутренних конкурентов. Видя, что другие отечественные конкуренты начинают выходить на внешний рынок, и зная, что фирме, которая первой вышла на рынок, легче удержать свою долю рынка, фирмы выходят на международный рынок “вверх тормашками”. Результатом такого выхода может быть быстрое удаление с рынка, когда фирма поймет, что ее приготовления были недостаточными.

Перепроизводство  товара.

Этот фактор исторически  рассматривает выход на иностранный  рынок не как цель, а скорее, как  защитную деятельность в периоды  спада во внутреннем экономическом  цикле или при спаде жизненного цикла товара. Вместо того чтобы  продлить жизненный цикл товара на внутреннем рынке или в дополнение к этому, фирма расширяет рынок  сбыта, выходя за национальные границы. Раньше такие попытки были более  успешными, поскольку существенным было отставание иностранных конкурентов  в освоении таких импортных товаров. Теперь если отставание и существует, то оно совсем невелико, теперь этот фактор имеет значение в отношении  развивающихся стран, которые покупают товары, находящиеся на этапе спада  в развитых странах.

Избыточная производственная способность фирмы.

Если производственное оборудование используется не на полную мощность, то экспансия на иностранные рынки – идеальная возможность распределения постоянных издержек на большее количество товара, что позволит фирме выйти на иностранные рынки с системой цен, основанной на переменных издержках. Однако надо помнить, что использование таких цен длительное время невозможно, т.к. постоянные издержки должны покрываться, чтобы осуществлять замену оборудования и другие мероприятия.

Близость покупателей  и портов. Физическая и психологическая близость к иностранным рынкам играет часто главную роль в экспортной деятельности фирмы. Например, американские фирмы, расположенные рядом с канадской границей, или фирмы стран ЕС, где расстояния измеряются лишь десятками миль.

Вовлекаясь в сферу  международного маркетинга, руководство  фирмы должно четко представлять его специфику и роль в управлении. Принципы организации международного маркетинга в плане выбора целевого рынка, позиционирования товара, формирования комплекса маркетинга и др. те же, но на практике международный маркетинг  имеет свою специфику. Она вызвана  особенностями функционирования зарубежного  рынка, воздействием национального  правительства, окружающей средой. Для  успешной работы на внешнем рынке  необходимо выполнять дополнительные функции и требования.

Во-первых, прилагать более значительные усилия в изучении внешнего рынка и тщательно соблюдать принципы маркетинга.

Во-вторых, предъявлять высокие требования к качеству, наукоемкости, техническому уровню товаров, сервису, рекламе, упаковке, дизайну и др.

В-третьих, строго учитывать требования внешних рынков, их конъюнктуру, потенциал, возможности диверсификации на нем.

В-четвертых, использовать тесные прямые связи с иностранными потребителями, посредниками, брокерами, участвовать в аукционах, ярмарках и выставках, использовать лизинг и другие методы, способствующие расширению внешнеэкономических связей.

В-пятых, учитывать особенности мирового рынка: наличие конкурентов, их цены, условия реализации товара, объем продаж, рекламу, методы распределения и продвижения товаров и услуг.

Для выполнения перечисленных  требований и функций должна быть особая организация международного маркетинга. Она включает следующие  элементы:

1)  система эффективного наблюдения за совокупностью рынков, на которых работает фирма (с присутствием на месте), что позволяет быстро узнавать об изменениях и принимать необходимые меры;

2)  система быстрого реагирования на специфические запросы потребителей, что предполагает высокую степень приспособляемости производственных и административных служб;

3)  система, позволяющая отслеживать результаты работы и контролировать эффективность принятых мер, несмотря на различия в формах отчетности, используемой валюте, управлении предприятием;

4)  система сбора и обработки информации о деятельности фирмы, состоянии и динамике рынка и др.

При организации международного маркетинга исходят из того, что  существуют национальные рынки по всему  миру, и нет такой вещи как “многонациональный рынок”. Каждый из них уникален, не похож на другие и поэтому имеет  свою маркетинговую среду.


Сложности в международном маркетинге 

 

Главной сложностью при завоевании нового рынка является то, что каждый рынок уникален. На любой рынок выходить сложно, и  исключений в этом деле нет. А сложность  заключается в том, что экспортеру на любом новом рынке не знакомы  законы и условия работы на нем. В  итоге к каждому рынку приходится подходить индивидуально, и начинать все с самого начала в каждом отдельном  случае. А для того чтобы внедриться на иностранный рынок, нужно в  разных направлениях провести большую  исследовательскую работу.

У каждого  рынка свои особенности. и порой рынки разных регионов одной страны существенно отличаются. Вот некоторые факторы, обуславливающие работу на рынках:

•    Всегда существует вероятность того, что придется изучать и подстраиваться под вкусы, желания и требования потребителей на новом рынке.

•    Наличие культурного пробела (языкового барьера). Возникает ряд сложностей, когда стороны до конца не понимают речь друг друга. При этом усложняется проведение анализа и понимание обстоятельств деятельности на рынке.

•    Соблюдение норм деловой этики.

•    Наличие разных вариантов каналов распространения.

•    Высокая стоимость и сложности систем логистики.

•    Осложнения, вызванные новой финансовой системой.

•    Факторы урегулирования (квоты, налоги, таможенные сборы и т. д.).    

•    Разница в часовых поясах.        

Получается  так, что при освоении нового рынка  нужно начинать сначала все мероприятия. Однако когда есть опыт освоения заграничного рынка, начинать работать на рынке нового государства будет гораздо проще. Ведь есть основная схема действий, в которую в свое время вы сами вносили коррективы. Нужно только адаптировать ее под новую рыночную среду, что, в свою очередь, позволит сэкономить время и средства. А  работа с учетом перечисленных выше факторов поможет адаптировать программу  действий.

Первый шаг  в международном маркетинге        

Первым делом  компания, желающая работать на зарубежном рынке, должна проверить собственные  способности экспортировать. Проведя  ряд несложных проверок, руководство  компании выяснит для себя, способна ли компании соответствовать требованиям, выдвигаемым международным маркетингом и экспортным менеджментом. Если после проведения тестов выяснится, что у компании нет достаточных механизмов для работы в заданных стандартах, то нужно срочно провести реструктуризацию проблемных отделов.

Во время  проверки компании на готовность работать на экспорт в первую очередь проверяется  степень организационной готовности, затем - степень готовности продукции  к экспорту.

Проверяя  организационную готовность компании, обращают внимание на наличие производственных мощностей, которые будут отвечать новым требованиям. Проводят анализ финансовых ресурсов компании, оценку знаний и опыта работы в области  маркетинга и экспорта. Определяют уровень компетентности менеджеров и их преданность работе. Проводят проверку соответствия сертификации и  т. д.

 

Определяя готовность продукции к экспорту, проверяют  ее конкурентоспособность: пользуется ли продукция спросом на рынке, систему  ценообразования, дизайнерские качества, сопутствующую документацию и т. д. Менеджеры должны детально изучить  каждый из пунктов, чтобы располагать  исчерпывающей информацией, во избежание  сложных ситуаций при выходе с  данным товаром на международный  рынок.    

Проверка  разных уровней деятельности компании может носить как формальный, так  и неформальных характер. Значимость проверки от этого не становится меньше. Поскольку именно по результатам проверки начинается обсуждение готовности компании работать на международным рынке и соответствовать всем новым требованиям. Во время проверки деятельности компании можно выявить аспекты, которые нуждаются в доработке или реконструкции перед выходом на международный рынок. Обсуждение готовности компании к работе на экспорт может быть прервано в том случае, если руководство понимает, что не обладает полной информацией, способной обеспечить плодотворное обсуждение. В этом случае задача менеджеров – собрать максимальный объем информации по всем интересующим аспектам и предоставить ее руководству.

Менеджеры международного маркетинга должны, прежде всего, обладать знаниями языка и культуры стран  и регионов, с которыми собираются работать. Но самое главное - обладать теоретическими и практическими  навыками проведения и заключения международных  соглашений.

 

Вопрос 2.

Этапы становления  и развития международного маркетинга

Сущность  и этапы развития международного маркетинга

В своем развитии международный маркетинг прошел следующие этапы развития, сущность которых представлена в табл. 1.

Таблица 1 Сущность и этапы развития международного маркетинга

 

Этап

Сущность

 

1 Традиционный экспорт

Продажа товара за границу без дальнейшего  его сопровождения. Экспортер несет  ответственность перед покупателем  только до момента продажи и поставки и, как правило, не интересуется дальнейшей судьбой проданного товара

 

2. Экспортный маркетинг

Экспортер систематически изучает заграничный  рынок и приспосабливает свое производство под требования этого  рынка. При этом он пытается контролировать весь путь товара до конечного потребителя

 

3. Международный маркетинг

Экспортер глубоко исследует рынок  и использует для его обработки  весь набор инструментов маркетинга, а также различные формы внешнеэкономических  связей: научно-технический обмен, контрактные  производства, СП, создание дочерних предприятий  и др., а не только экспорт

 

4. Глобальный маркетинг - интегрированный  маркетинг.

Маркетинговая деятельность за границей охватывает не только сбыт, но и практически  все функциональные сферы деятельности предприятия: снабжения, исследования и разработки, персонал, финансы... Это  рыночно ориентированное управление предприятием в заграничных условиях

 
     

Таким образом, международный маркетинг может  рассматриваться как один из этапов развития маркетинговой деятельности компании. Это более широкое понятие, чем национальный маркетинг, специфика  которого определяется необходимостью учета большого количества факторов, влияющих на предприятие на зарубежных рынках. Требуется более глубокое понимание социально-экономических  и национально-культурных условий, сложившихся в конкретных странах, различий в понимании рекламных  обращений, потребительского поведения. Соответственно возникают различия в организации сбыта, хранения, транспортировки  товаров, таможенного регулирования  и т.д.

Экспорт товара позволяет расширять границы  внутреннего рынка, но при этом фирма  переносит за пределы национальных границ свою маркетинговую практику, внося минимальные коррективы. В  процессе развития экспортного маркетинга происходит усложнение маркетинговой  функции фирмы, в основном в связи  с изучением зарубежного рынка, адаптацией товара к требованиям  зарубежных потребителей.

При экспортном маркетинге производство располагается  в стране фирмы, там же находятся  источники ресурсов.

Международный маркетинг является более сложным  по сравнению с предыдущими этапами, так как связан не только со сбытом продукции, но также охватывает снабжение  необходимыми ресурсами в международном  масштабе, производство товара может  располагаться как в стане  базирования, так и за рубежом (табл.1).

Глобальный  маркетинг характеризуется тем, что на данном этапе развития фирма  рассматривает весь мир в качестве единого рынка сбыта и фокусирует внимание на общности поведения потребителей (табл.1).

2.3 Этапы перехода  к международному маркетингу

Национальная  компания, трансформируясь в международную, проходит несколько последовательных ступеней развития:

1. Национальная  компания;

2. Экспортная  компания;

3. Международная  компания.

Ha первом этапе компания юридически привязана к одному государству и зарубежная деятельность может не оказывать заметного влияния на ее положение в целом.

Ha втором этапе международная деятельность компании начинает приобретать относительную самостоятельность, что инициирует качественные изменения в ее маркетинговой деятельности в целом. Производя продукцию внутри страны, компания уже ориентируется на ее сбыт за рубежом. Это означает необходимость реализации экспортного маркетинга.

На третьем  этапе доля зарубежной деятельности становится более значительной, и  внутренний рынок теряет приоритетность и даже может рассматриваться  в одном ряду с внешними рынками. Происходит полная интеграция внутреннего  и внешнего рынков. Компания занимается производством продукции и сбытом, как в стране пребывания, так и  за рубежом. Ее менеджмент интернационализируется, и реализуется уже непосредственно  концепция международного маркетинга.

 

Вопрос 3.

Маркетинговая среда

Наибольший  интерес при проведении маркетинговых исследований представляет изучение маркетинговой среды. Маркетинговая среда постоянно преподносит сюрпризы — то новые угрозы, то новые возможности. Для каждой фирмы жизненно важно постоянно отслеживать происходящие изменения и своевременно адаптироваться к ним. Маркетинговая среда представляет собой совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности ее успешного сотрудничества с целевыми клиентами. Иными словами, маркетинговая среда характеризует факторы и силы, которые влияют на возможности предприятия устанавливать и поддерживать успешное сотрудничество с потребителями. Эти факторы и силы, не все и не всегда подвластны прямому управлению со стороны предприятия. В этой связи различают внешнюю и внутреннюю среды маркетинга.

Маркетинговая среда — все, что окружает предприятие, все, что влияет на его деятельность и само предприятие.

Маркетинговая среда фирмы — совокупность субъектов и сил, действующих за пределами предприятия и влияющих на возможности предприятия устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами успешные взаимовыгодные отношения сотрудничества.

В основе маркетингового окружения принято выделять внутреннюю и внешнюю среду.

Внешняя среда

Внешняя маркетинговая среда фирмы состоит  из микросреды и макросреды. К ней относятся все объекты, факторы и явления ,которые находятся за пределами предприятия, которые оказывают непосредственное влияние на его деятельность. В микросреду фирмы включаются взаимоотношения фирмы с поставщиками, посредниками, клиентами и конкурентами. Макросреда фирмы представлена более общими для большинства фирм факторами преимущественно социального плана. К ним относятся факторы демографического, экономического, природного, политического, технического и культурного характера.

Внутренняя  среда

Внутренняя среда характеризует потенциал предприятия его производственные и маркетинговые возможности.

Сущность  маркетингового управления предприятием заключается в том, чтобы приспособить компанию к изменениям внешних условий  с учетом имеющихся внутренних возможностей.

К внутренней среде маркетинга относят  те элементы и характеристики, которые  находятся внутри самого предприятия:

  • Основные фонды предприятия
  • Состав и квалификация персонала
  • Финансовые возможности
  • Навыки и компетенция руководства
  • Использование технологии
  • Имидж предприятия
  • Опыт работы предприятия на рынке

Информация о работе Понятие и специфика международного маркетинга