Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 06:11, контрольная работа
Целью данной работы является определение уровня осведомленности потребителей о своих правах. А также, рассмотрение прав потребителей и разработка некоторых путей совершенствования в области защиты их прав.
Введение 3
1. История развития потребительского права 4
2. На что следует обратить внимание при покупке товара 6
5. Исследование осведомленности потребителей о своих правах в городе Зеленодольске и Зеленодольском районе 15
6. Пути совершенствования осведомленности потребителей о своих правах 17
Заключение 18
Список используемой литературы 19
Часто случается так, что в магазинах вы видите на ценнике вполне приемлемую цену, а подходя к кассе, узнаете, что она совершенно другая и, естественно, отличается от заявленной в большую сторону. В наших магазинах это настолько распространеное явление, что большинство покупателей давно с ним смирилось, а совершенно зря. В такой ситуации покупатель прав, а магазин заведомо вводит его в заблуждение с собствнными целями (чтобы покупатель оставил в магазине как можно большую сумму денег).
В таком случае спорить с кассиром совершенно бессмысленно. Нужно звать администратора. В вежливой форме, но достаточно твердо, сообщите администратору о несоответствии цены указанной на ценнике и в чеке и потребуйте у администратора продать вам товар по заявленной на ценнике цене. Не стоит перегибать палку и устраивать скандал. Закон на вашей стороне, а холодная, но требовательная вежливость действует гораздо сильнее, чем крики и скандалы. Если вы спокойны и уверены в себе, продавец понимает, что вы знаете свои права и собираетесь их отстаивать.
Во-первых, не надо забывать, что по Закону о защите прав потребителя продавец, в данном случае магазин, обязан представить вам, в данном случае покупателю, полную и достоверную информацию о товаре и цена входит в понятие информация.
Во-вторых, в экономике есть такое понятие как оферта. Это задокументированное предложение. Ценник в магазине является офертой. Если магазин в лице администратора страдает провалами памяти стоит им об этом напомнить.
Кроме
того, на вашей стороне закон и
организации, призванные следить за
исполнением закона. Обычно обещание
покупателя обратиться с жалобой
в Роспотребнадзор или
Скидки сегодня – дело привычное. Но если продавец заявляет вам в ответ на претензии к товару, приобретенному со скидкой, что вещь не подлежит обмену или возврату, не верьте.
Подобные утверждения противоречат Закону РФ «О защите прав потребителей». Потребитель в любом случае имеет право предъявлять претензии по качеству купленного товара, если оно не было оговорено продавцом при покупке.
И все же, оказавшись один на один с продавцом, отказывающимся принимать назад бракованный фен, или охранником, без причины не пускающим в клуб, большинство из нас чувствуют себя абсолютно беспомощными. "Обращайтесь в суд" - самый распространенный совет, который можно услышать в таких случаях. Но ведь суд - это время и деньги, а ведь есть и другие, не менее эффективные, но более дешевые способы отстоять свои права.
Менеджер, выходи! Большинство случаев неуважительного обращения с клиентом возникают по инициативе так называемых сотрудников первой линии - продавцов, официантов, кассиров и т.д. Людей, работающих по принципу "вас много, я одна". Между тем стоящий на ступеньку выше менеджер уже понимает, для чего компании нужны клиенты, и в конфликтных ситуациях занимает их сторону. У многих частных фирм существуют жесткие внутренние правила, по которым работник, вызывающий жалобы клиентов, штрафуется либо увольняется.
К жалобной книге многие относятся с иронией, а зря. Конечно, в наше время ее уже не штудируют ревизоры из торговой инспекции, зато с отзывами посетителей любят время от времени знакомиться хозяева заведения. И кто знает, может, именно ваше послание найдет в их душе горячий отклик. Закон предписывает, что жалобная книга должна быть в каждом предприятии, оказывающем услуги. Хранить тетрадку или альбом для отзывов и предложений нужно так, чтобы любой клиент мог без помощи менеджера открыть ее и поделиться впечатлениями от обслуживания. Закон также обязывает сотрудников выдавать жалобную книгу по первому же требованию, не задавая лишних вопросов. /11/
Взывайте к общественности. Если книгу жалоб вам все же отказываются предоставить, то воспользуйтесь альтернативными способами достучаться до топ-менеджеров. Например, обратившись в общественные отраслевые организации. Их услуги не бесплатны, зато они досконально знают закон и одним монологом о том, какая страшная кара постигнет фирму по укладке паркета, если она не ликвидирует кочки на полу, заставят паркетчика проникнуться должным уважением к заказчику и его правам./13/
Мы к вам с проверочкой! Есть и еще один древний, но не утративший своей актуальности способ добиться справедливости - нажаловаться в надзорные органы. Организаций, куда можно было бы пожаловаться в наше время не так уж много. Прежде всего это Роспотребнадзор. Чиновники в идеале должны помочь вам получить компенсацию за некачественную услугу или обменять бракованный товар. Вот только реакции придется ждать долго - месяц. Да и нет никаких гарантий, что по факту вашего обращения будет проведена проверка, хоть так и положено. И все-таки встреч с чиновниками российские бизнесмены, даже самые нерадивые, боятся. Обращение в Роспотребнадзор можно составить в произвольной форме - главное не забыть указать себя и свои контакты.
Экспертизу заказывали? Если вы хотите вернуть некачественный или бракованный товар, то лучше иметь на руках подтверждение того, что он на самом деле изначально были с дефектами. Для установления подобных фактов существуют независимые экспертизы. Согласно действующему законодательству, в случае недовольства клиента экспертиза должна проводиться за счет продавца или изготовителя в срок от 7 до 20 дней. Потребителю обязаны сообщить о времени и месте проведения экспертизы, на которой он вправе присутствовать. Кстати, до назначенного дня товар может храниться у вас. Если результаты экспертизы вас не удовлетворят, вы сможете провести независимую экспертизу самостоятельно. Обходится эта процедура в среднем в 10% от стоимости покупки./15/
Откройте, милиция! Есть также несколько успешных попыток отстаивания потребителями своих прав с помощью правоохранительных органов. В первом случае он сам вызвал милицию за отказ продавцов предоставить ему жалобную книгу, чем изрядно напугал заведующего магазином. Во втором - светский обозреватель "Известий" Божена Рынска, не получив вовремя платье из химчистки, написала в милицию заявление о его краже. Платье вернули на следующий же день с извинениями./3/
Будем честными, защита прав потребителей - дело не милицейское. Но, как мы видим, такой экстренный призыв о помощи, как обращение к людям в погонах, может оказаться весьма действенной мерой. Ведь они реагируют и выезжают. Пусть не всегда, но почаще и пооперативнее, чем Роспотребнадзор. Звонить 02 можно, если вас обсчитали в магазине или отказались обменивать бракованный товар. Усомнившись в происхождении мяса, поданного в кафе, звоните в УБЭП (Управление по борьбе с экономическими преступлениями). Сотрудники именно этого ведомства занимаются такими проблемами.
А главное, милиция - единственный способ бороться с охранниками. Оговоримся сразу, стравливать эти две категории людей не всегда целесообразно. Если речь идет о клубах, то их охрана, как правило, находится в хороших отношениях с ближайшими отделениями милиции. И искать помощи у блюстителей правопорядка себе дороже выйдет. Не станут связываться милиционеры и с охраной крупных банков или госкомпаний. В остальных же случаях вполне можно попробовать. Хотя сами охранники любят угрожать милицией, они меньше всего хотят с ней сталкиваться.
Как видим, не так уж и беззащитен наш потребитель, как кажется на первый взгляд. Главное помнить, что вы - тот самый клиент, который всегда прав. В разумных пределах, конечно.
Если ваши угрозы и уговоры не помогают и магазин не идет вам навстречу, для предъявления своих требований следует написать, претензию.
Претензия - это требование истца к ответчику о выполнении определенных обязательств: уплате долга, возмещении убытков, уплате штрафа, устранении недостатков поставленной продукции, проданной вещи или выполненной работы. Претензия может быть составлена в произвольной форме, однако Вам нужно указать:
К
претензии приложите копии
Претензия должна быть написана в двух экземплярах, один из которых передается в магазин, а второй работники магазина должны заверить своей подписью и датой. Этот экземпляр останется у Вас, как подтверждение того, что претензия магазином получена.
Если продавец отказывается подписывать Ваш экземпляр претензии или просто его не принимает, отправьте его по почте (заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении). Отказ выполнить Ваши требования, изложенные в претензии, должен быть оформлен в виде резолюции на Вашем экземпляре или в отдельном документе.
Просматривается закономерность: чем больше спрос на товар или услугу, тем больше и претензий. Специалисты это объясняют тем, что возросла грамотность и уверенность людей в своей правоте. Есть и другая причина: на рынке появилось много "левого", не сертифицированного товара.
По количеству обращений в Роспотребнадзор города Зеленодольска были определены самые актуальные вопросы. В основном, население интересуют вопросы покупки некачественного товара, начисление и оплата услуг ЖКХ, а также недовольство оказанными услугами.
По словам сотрудников Роспотребнадзора, по вопросам, касающимся услуг ЖКХ, обращаются чаще всего. Из 29 письменных заявлений о нарушении прав потребителей, 14 было по жилищно-коммунальным услугам.
Большое количество жалоб поступает на качество сложной бытовой техники, а вот на продукты питание жалоб становится все меньше./4/
Но это только то, что касается письменных заявлений. Также, многие обманутые потребители предпочитают разбираться напрямую с продавцами, не прибегая за помощью к третьим лицам. А значит, можно сделать вывод, что наши граждане не только знают о своих правах, но и не бояться их отстаивать./9/
В результате проделанной работы: консультаций, разъяснений прав потребителя в соответствии с законодательством о защите прав потребителей представителям продавца, требование покупателя было удовлетворено.
Согласно статистике опроса по всей России за 2010г, было задано несколько вопросов. /5/
1) Знаете ли вы о существовании Закона РФ «О защите прав потребителей»?
Чтобы выяснить, как наши соотечественники применяют закон на практике, был задан следующий вопрос.
2) Приходилось ли Вам когда-либо отстаивать свои права как потребителя товаров или услуг?
Ни разу не отстаивали своих потребительских прав 32% опрошенных. Есть среди них и счастливчики, которым этого делать до сих пор не приходилось, так как «не было прецедентов» и «пока везет». Некоторые уверены, что их минует чаша сия, поскольку «делая покупки в солидных организациях, отстаивать права не приходится. Сервис становится более качественным, и большинство неприятных вопросов по поводу некачественного обслуживания решаются на месте очень быстро». У других же «нет на это времени и жалко на это своих сил» или они и вовсе считают, что попытка отстоять свои права – пустая трата времени и нервов: «Себе дороже!»; «В наше время это нереально для работающего человека. Только тот, у кого есть время, зная закон и свои права, может дойти до конца, да и то – если нервы в порядке».
Уровень осведомленности потребителей о своих правах растет, но этого еще не достаточно. К сожалению, не только потребители должны знать о своих правах, но и продавцы (производители, исполнители) должны о них чаще вспоминать. Далеко не все идут навстречу потребителям, даже если ошибка изготовителя или продавца очевидна. И далеко не все потребители пытаются отстоять свои права.
К сожалению, как показывает практика, простого человека, не знающего своих прав, очень легко обвести вокруг пальца. Те же, кто юридически подкован или хотя бы знает, куда обратиться за защитой своих интересов, в накладе не остаются. Еще и выслушивают извинения работников предприятий торговли и сферы услуг.
Информация о работе Осведомленность потребителей о своих правах