Осведомленность потребителей о своих правах

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 06:11, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение уровня осведомленности потребителей о своих правах. А также, рассмотрение прав потребителей и разработка некоторых путей совершенствования в области защиты их прав.

Оглавление

Введение 3
1. История развития потребительского права 4
2. На что следует обратить внимание при покупке товара 6
5. Исследование осведомленности потребителей о своих правах в городе Зеленодольске и Зеленодольском районе 15
6. Пути совершенствования осведомленности потребителей о своих правах 17
Заключение 18
Список используемой литературы 19

Файлы: 1 файл

Маркетинг к.р.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине: «Маркетинг»

на тему: «Осведомленность потребителей о своих правах» 
 
 
 
 

                  Выполнила:

                  студентка 1 курса

                  группы 90-005

                  Экономического  факультета

                  Леонтьева Е.В.

                  Проверила:

                  Горбунова Н.И. 
                   
                   
                   
                   
                   

г. Казань

2011г.

Содержание:

 

Введение

    Ежедневно, каждый из нас, покупая продукты, одежду, предметы обихода, украшения и так далее, мы не обращаем внимание на правовую сторону этих отношений. Необходимость оценки своих действий, как потребителя и действий продавца (изготовителя) с точки зрения закона возникает у нас, к сожалению, лишь после нарушения каких-либо прав. Однако, даже зная свои права, отстоять свои интересы бывает очень не просто.

    Актуальность  данной темы состоит в том, что  правовая осведомленность потребителей, внимательность во время приобретения товаров и услуг позволяют избежать недоразумений, защитить свои права, сэкономить средства и время, а также поберечь свои нервы. Эта тема важна особенно теперь, когда наша страна встала на путь правового государства и защита прав личности, постепенно, встает на равную ступеньку с защитой государственных интересов.

    Основной  правовой документ, который регулирует отношения между потребителями  товаров (услуг) и производителями (исполнителями, продавцами) — Закон РФ «О защите прав потребителей». В соответствии с этим документом потребитель — это гражданин, который приобретает, заказывает или намеревается приобрести, заказать товары (работы, услуги) для собственных бытовых потребностей. Из этого определения следует, что потребитель может быть только гражданин. Таким образом, приобретая товары или удовлетворяя бытовые потребности, каждый из нас, даже не задумываясь об этом, становится участником правоотношений, которые возникают между потребителем с одной стороны и предприятием, организацией или гражданином-предпринимателем с другой.

    Целью данной работы является определение  уровня осведомленности потребителей о своих правах. А также, рассмотрение прав потребителей и разработка некоторых  путей совершенствования в области  защиты их прав.

 

1. История развития  потребительского права

    Общий уровень потребления в той  или иной стране в ту или иную историческую эпоху всегда определялся  достигнутым уровнем развития производительных сил. Одновременно с этим формировалось  законодательство.

    Потребительское право как самостоятельная отрасль законодательства возникла в Российской федерации в начале 90-х гг. ХХв. До этого отношения по удовлетворению потребностей граждан в основном регулировались нормами кодифицированного гражданского законодательства, предназначенными для установления общих норм и призванными служить базой для специального законодательства. Поэтому отсутствовала система специальных гарантий прав граждан-потребителей при взаимоотношениях с торговыми организациями и предприятиями в сфере обслуживания. Тем более что все действовавшие ранее законы основывались на приоритете интересов производителя, изготовителя и продавца, являвшихся государственными организациями. Это не вполне соответствовало нормам международного права, прежде всего, Руководящим принципам для защиты интересов потребителей, признанных мировым сообществом.

    Такое положение способствовало созданию условий для навязывания потребителям явно невыгодных для них условий  договора розничной купли-продажи  товаров, которые не пользовались спросом, были низкого качества. В условиях тотального дефицита и отсутствия культуры потребления проблема принятия специального закона о защите прав потребителей встала особенно остро еще в перестроечные времена.

    7 февраля 1992г. в Российской Федерации  был принят аналогичный Закон  «О защите прав потребителей», ставший отражением международного права в национальном законодательстве. Правда, первые законы в потребительской сфере были приняты в 1991г. в Казахстане и Украине. Кроме внутреннего законодательства страны — участницы Содружества Независимых Государств подписали соглашения между собой. Так, 23 мая 1994г. было подписано Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины о сотрудничестве в области защиты прав потребителей./10/

    Первая  Международная конференция по потребительскому образованию и просвещению потребителей стран СНГ прошла в 2002г. в Костроме. В работе форума приняли участие представители стран СНГ: Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Российской Федерации, Украины. Конференция была посвящена десятилетию вступления в действие Закона о защите прав потребителей, с которого началось формирование потребительского законодательства не только нашей страны, но и других стран — участниц СНГ, а также сотрудничество между ними в сфере защиты прав потребителей. Участники конференции отметили, что организация системы потребительского воспитания и потребительского обучения школьников и студентов всех уровней, развитие потребительского просвещения, информирования и консультирования населения является одной из самых важных задач правительств стран — участниц СНГ.

    Впервые Всемирный день защиты прав потребителей в западных странах отмечался 15 марта 1983г. В Российской Федерации Всемирный  день защиты прав потребителей отмечается с 1992г., когда потребительские права  граждан получили законодательное закрепление. Особенно усилилось значение этой даты в 1996г. — с момента вступления Российской Федерации во Всемирную организацию союзов потребителей./2/

 

2. На что следует обратить внимание при покупке товара

    Проблема  товарного дефицита, слава Богу, ушла в прошлое. Сейчас – были бы деньги – купить можно практически все, что угодно. Вот только все чаще приходится сталкиваться с другой проблемой – качества товаров. Как уберечь себя от брака и заведомого обмана?

    Правило первое. Чтобы защищать свои права – нужно их знать. В любом книжном магазине можно приобрести дешевую брошюру, содержащую закон «О защите прав потребителей». Прочтите – и будете защищены.

    Правило второе. Не стесняйтесь интересоваться качеством товара, требуйте показать сертификат соответствия. Сохраняйте чек – именно эта крохотная бумажка станет основным документом, который поможет «разрулить» возникшую проблему. Иначе продавец вас просто «не узнает»!

    Правило третье. Согласно законодательству, продукты ненадлежащего качества у вас обязаны принять обратно и вернуть деньги. Кроме того:

    – всегда проверяйте на упаковке срок годности.

    – не берите стеклянные консервы с неплотно прилегающей или вздутой крышкой  – это так называемый «бомбаж»!

    – не покупайте консервы в помятых  банках, внутреннее покрытие у них может быть повреждено, и тогда в продукт проникают вредные вещества.

    – остерегайтесь магазинов, где не соблюдены условия расстановки  – на одной полке расположены  пирожные и селедка, фрукты и окорочка.

    Правило четвертое. Не забывайте о гарантиях. Это касается покупки бытовой техники, сотовых телефонов и прочих полезных, и, кроме того, дорогостоящих вещей:

    – тщательно проверяйте правильность оформления гарантийного талона. Он должен содержать полное наименование фирмы, магазина, ЧП и т.п.; печать; реальные номера изделия, сертификата соответствия.

    – не выбрасывайте до истечения гарантийного срока заводскую упаковку.

    – не стесняйтесь проверять инструкцию, она должна содержать текст на русском языке.

    – найдите на упаковке или в инструкции пометку о гарантийном сроке завода-изготовителя. Продавец не имеет права снижать этот срок.

    Правило пятое. Детские вещи и игрушки следует покупать очень бдительно, непременно спрашивать сертификат. Не покупайте игрушку ребенку, если:

    – она окрашена «поверху». Такая краска легко отстает при нажатии пальцем или ногтем.

    – имеет сильный запах, это, значит, что происходит выделение из нее  химических веществ.

    – детали плохо обработаны, например, пластмасса «оплывшая» или имеет  «заусеницы».

    А также, особенно осторожно следует приобретать вещи на рынках. Фирменная одежда или обувь не может стоить в 2-3 раза дешевле, чем в других местах. Скорее всего, это подделка. Они, кстати, встречаются и в крупных магазинах. Но на рынке вам не дадут чека, разве что товарный, заверенный администрацией, впрочем, их имеет на руках редкий продавец. Так что в случае «прокола» призвать к ответу вы никого не сможете. Поэтому, постарайтесь соблюсти хотя бы элементарные правила:

    – проверьте пуговицы, молнии, швы;

    – чем больше на одежде ярлыков, наклеек, этикеток, тем вероятнее, что вещь – от хорошего производителя;

    – не поддавайтесь на уговоры типа «разносится», «растянется», «утопчется». Скорее всего, ничего подобного не произойдет!

    – если это возможно – не покупайте  вещи с прилавка, попросите запакованную, только не забудьте осмотреть ее.

    – сомневаетесь – не покупайте./8/

    Но  также следует обратить внимание на то, что вы вправе обменять товар  надлежащего качества в течение 14 дней, после приобретения, если он по каким-то причинам вас не устраивает. Причем день покупки не учитывается при отчете этих 14-ти дней. Товар можно обменять, если он не был в употреблении, если сохранен его товарный вид, не оторваны ярлыки, бирки, сохранена упаковка и прочее. При предъявлении продавцу требования об обмене товара, вам необходимо будет предъявить кассовый или товарный чек. Даже, если чек или другой документ вами утерян, то вы имеете право сослаться на свидетелей, которые смогут подтвердить факт покупки меняемого товара именно у этого продавца. Но перед обращением к продавцу с требованием обменять товар без брака, посмотрите, не подпадает ли он под одну из описанных категорий товаров, обменять которые просто так нельзя./12/

    К таким товарам относятся:

  1. Лекарства, а также товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях;
  2. Предметы личной гигиены;
  3. Косметика и парфюмерия;
  4. Товары, отпускаемые на метраж, такие как различные ткани, кабели, провода, линолеум, плёнки и прочие;
  5. Белье и чулочно-носочные изделия;
  6. Пластиковая упаковка для пищевых продуктов;
  7. Бытовая химия и другие химикаты;
  8. Мебель;
  9. Драгоценности;
  10. Автомобили, мотоциклы, велосипеды и другие транспортные средства, а также их номерные агрегаты;
  11. Бытовая техника и электроника, а также станки, газовое оборудование, электронные игрушки и музыкальные инструменты;
  12. Оружие;
  13. Растения и животные;
  14. Книги, брошюры, альбомы, календари и другие непериодические издания./14/

 

3. Что делать, если Вы все же столкнулись с ненадлежащим товаром

    Многие  в нашей стране отлично осведомлены  о существовании закона по защите права потребителя. Но, купив тот или иной товар несоответствующего качества, или же попросту сталкиваясь с недостаточно качественным обслуживанием, далеко не все спешат отстаивать собственные законные права. К примеру, 18 статья этого закона предоставляет потребителю право, разумеется, если ему был продан товар с несоответствующим качеством, требовать от самого продавца:

    - Осуществить замену на такой  же товар, с таким же артикулом  и маркой;

    - Осуществить замену на товар  аналогичной или другой модели, артикула и марки, с требуемым перерасчетом стоимости;

    - Соответствующим образом снизить  цену;

    - Безвозмездного устранения дефектов, имеющихся на товаре, либо возмещения  средств, которые были потрачены  на то, чтобы устранить все  эти дефекты посредством действий самого покупателя или третьего лица;

    - Разорвать договор о купли-продаже,  признать его недействительным  и вернуть потраченные на товар деньги в полном объеме.

    А вот статья 29 этого закона говорит, что в случае, когда потребителю  оказываются услуги ненадлежащего качества, то он имеет право расторгнуть сам договор, а также потребовать, чтобы ему возвратили потраченные деньги./1/

Информация о работе Осведомленность потребителей о своих правах