Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 11:42, курсовая работа
Маркетинг – относительно молодая научно-прикладная дисциплина. Впервые
термин появился в американской экономической литературе в 1902г. Начиная с
середины двадцатого столетия, концепция маркетинга стремительно завоевывала
умы, как теоретиков, так и практиков – экономистов и менеджеров. Интенсивное
развитие теории и практики менеджмента привели к тому, что был накоплен
огромный эмпирический материал о бизнес – процессах, о потребительском
поведении и конкурентной борьбе. Ряд ученых смогли систематизировать и обобщить
имеющиеся факты. Прогресс в теории, практической деятельности на рынке породил
новое течение в науке управления – маркетинг.
Введение ...................... 3
Глава 1 Сущность маркетинговых исследований ......... 5
1.1. Понятие, цели и задачи маркетинговых исследований ... 5
1.2. Процедура маркетингового исследования ........ 7
1.3. Кабинетные маркетинговые исследования ......... 9
Глава 2 Система маркетинговых исследований ......... 11
2.1. Сбор первичной информации ............... 11
2.2. План выборочного исследования ............ 15
2.3. Обработка данных и формирование отчета ......... 16
Глава 3 Направления и результаты маркетинговых исследований. 19
3.1. Типичные направления маркетинговых исследований ... 19
3.2. Использование результатов маркетингового исследова –ния .......................... 22
Заключение ....................... 26
Список использованной литературы ........... 27
q Проведение опроса;
q Обработка результатов опроса и его анализ;
q
Составление отчета и его
Обычно для составления анкеты требуется достаточно высокая квалификация.
Самые распространенные ошибки, встречающиеся в анкетах – это формулирование
вопросов, на которые трудно ответить. Очень важно правильно устанавливать
последовательность вопросов.
|
3.2. Интервью. Обычно интервью проводят на этапе поисковых исследований.
Дело в том, что исследователь не всегда в полной мере представляет себе
особенности той проблемы, которую исследует. Поэтому, прежде чем переходить к
сбору статистических данных о рынке, необходимо очертить круг наиболее значимых
вопросов. С этой задачей можно справиться с помощью проведения индивидуального
или группового интервью (фокус – группы).
Индивидуальное интервью – это опрос экспертов в той или иной области,
который в основном
имеет неструктурированный
вопросов). Если проблема достаточно формализована, то опрос может проходить по
закрытым вопросам для экспертной оценки проблем.
Простые интервью – это опрос респондентов по заранее составленному
сценарию. Такие интервью не предусматривают каких-либо аналитических выводов
непосредственно в ходе беседы и корректировки плана интервью. Главная задача
интервьюера – установление и поддержание коммуникативного контакта с
респондентом.
Глубинные интервью – более сложный метод проведения интервью, который
предусматривает более активное участие интервьюера в беседе. Сценарии глубинных
интервью должны базироваться на разветвленных маркетинговых моделях, а в
качестве интервьюера должен выступать квалифицированный специалист.
Фокус – группа – это группа, состоящая из 6 – 15 человек с определенными
характеристиками, обеспечивающими репрезентативность, осуществляющая
качественный анализ предмета обсуждения под руководством специально
подготовленного ведущего. Как правило, проведение фокус – группы требует
достаточно длительного времени (1 – 3 часа). В ходе направленной дискуссии
раскрывается качественное содержание поставленной проблемы. Основные задачи
использования фокус – групп:
·
Генерирование проверяемых
· Генерирование информации для опросных листов;
· Предоставление предварительной информации;
·
Получение представления о
· Стимулирование новых идей для новых товарных концепций;
· Интерпретация ранее полученных количественных результатов.
3.3. Телефонный опрос. Наиболее простое средство скорейшего сбора
информации. Он дешев и удобен, в ходе опроса по телефону интервьюер имеет
возможность разъяснить непонятные вопросы. К недостаткам следует отнести
невозможность соблюдения анонимности, ограниченное число достаточно простых
вопросов, требующих однозначных ответов.
3.4. Почтовый опрос. Простое средство достижения контакта с лицами,
которые либо не соглашаются на личную встречу, либо не хотят, чтобы на их
ответах невольно
сказывалось влияние
может содержать большое количество вопросов. К недостаткам можно отнести
ненадежность почтовых отправлений, нарушение анонимности и низкий процент
получения заполненных анкет.
Сводная сравнительная характеристика методов сбора первичной информации
представлена в таблице (см. Приложение № 5).
2.2. План выборочного исследования
Под выборкой понимается некое подмножество, принадлежащее более
крупной (генеральной) совокупности. Проблематика формирования выборки связана с
необходимостью получения требуемой маркетинговой информации наиболее
экономичным способом. Соответственно, в зависимости от степени охвата
источников информации различают сплошное и выборочное исследование.
Сплошное исследование предполагает, что все представители генеральной
совокупности войдут в число исследуемых. Выборочное исследование - это
то, при котором сведения получают только от части генеральной совокупности.
Сплошные исследования применяются достаточно редко, они громоздки и дороги.
Примером сплошного опроса может служить перепись населения. Для большинства
маркетинговых задач применяется выборочный метод. Во-первых, сбор данных
осуществляется гораздо быстрее. Во-вторых, можно получить более полную
информацию, т.к. есть
возможность углубляться в
изучаемые проблемы касаются только определенных групп участников рынка и
опрашивать всех не имеет никакого смысла.
|
|
|
|
|
Однако использование выборочного метода неразрывно связано с проблемой
обеспечения достоверной информации. Совокупность факторов, обеспечивающих
достоверность исследования, представлена на рис.1 Достоверность при
выборочных исследованиях включает, в первую очередь два требования –
количественная достаточность данных и их качество (репрезентативность), т.е.
соответствие структуры выборки структуре генеральной совокупности.
Рис.1. Факторы, обеспечивающие достоверность исследования
2.3. Обработка данных и формирование отчета
Полученная в ходе исследования информация (она включает в себя значительное
число заполненных анкет, записей с наблюдениями и экспертными заключениями)
подвергается всестороннему анализу. Для такого анализа используются
статистические методы и математические модели на базе современной
компьютерной технологии.
Маркетинговый анализ – анализ рынка или других объектов, так или иначе
связанных с рынком. Общая модель маркетингового анализа представлена в
приложении № 6.
Анализ – совокупность процедур, позволяющих сделать выводы о структуре,
свойствах объекта анализа и закономерностях его функционирования. Методы
маркетингового анализа могут быть объединены в следующие группы:
q Эвристические методы – приемы и методы решения задач и вывода
доказательств, основанные на учете опыта решения сходных задач в прошлом,
накопление опыта, учете ошибок, экспертных знаниях, а также интуиции.
q Формальные методы – приемы и методы анализа, связанные с
использованием детерминированных алгоритмов, процедур и т.д. в зависимости от
степени «жесткости» и предопределенности шагов анализа выделяют слабо
формализованные и сильно формализованные методы. Слабо формализованные
методы – это гибкие, итерациональные алгоритмы и процедуры, которые на
определенных этапах могут включать в себя даже вмешательство человека.
Формализованные (сильно, жестко, полностью формализованные) – это жесткие
алгоритмы, экономико-математические, статистические и тому подобные методы.
q
Комбинированные методы –
так и формализованные процедуры.
Банк методов – это совокупность современных методик обработки информации,
позволяющих производить арифметические операции, графическую обработку,
статистическую обработку в рамках подборки данных и устанавливать степень их
статистической надежности. Банк методов должен позволять комбинировать
различные методы[2]. Система анализа
маркетинговой информации указана в приложении № 7.
Составление и публикация итогового отчета. При завершении стадии
обработки и анализа информации необходимо отразить полученные результаты в
итоговом отчете.
Стандартный отчет о
следующих разделов:
1)
Вводная часть, содержащая
рабочие гипотезы, цели исследования;
2)
Описание методов получения
выборки, а также сроки проведения исследования;
3)
Описание полученных
методов представления информации;
4)
Выводы и рекомендации по
правило, либо подтверждают, либо опровергают рабочую гипотезу;
Информация о работе Основные направления маркетинговых исследований