Организация службы маркетинрга на предприятие

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение проблемы организации маркетинговой службы в гостинице.

Объектом исследования является гостиница «Беккер».

Предметом исследования - служба маркетинга гостиницы «Беккер».

Файлы: 1 файл

kursovaya-rabota-organizaciya-marketingovoy-sluzhby.doc

— 936.00 Кб (Скачать)

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ СЛУЖБЫ

 

Оглавление

 

 

 

 

 

Введение

 

Маркетинг в настоящее время является ведущей функцией управления, определяющей стратегию поведения компании на рынке. Маркетинговая деятельность компании направлена на поиск и реализацию эффективного пути развития, именно на основе маркетинговой информации о рынке, продукции и услугах производится принятие решения о введении новых видов услуг или сокращении производства, модернизации старых видов продукции, изменении цен и т.п.

Служба маркетинга является структурой, ответственной за качественное функционирование маркетинга на предприятии. Без этого подразделения эффективная деятельность компании на рынке невозможна. Специалисты службы маркетинга проводят исследовательские работы и анализ рынка и услуг. Это позволяет определить наиболее оптимальные пути развития фирмы. Службы маркетинга реализует маркетинговую политику предприятия, что является логическим продолжением исследований. Товарная политика содержит перечень основных инструментов воздействия на продукцию и услуги компании – именно такие, с помощью которых можно предсказать устаревание продукции и предотвратить ее или вовремя вывести на рынок новый вид продукции. Это в конечном итоге способствует экономии и повышению эффективности, что очень важно в условиях наступившего экономического кризиса.

Ценовая политика определяет настоящую цену продукции или услуг и помогает выявить факторы, влияющие на изменение цены, а также выработать стратегию ценообразования. Правильная стратегия ценообразования позволит руководству компании вовремя принять решение о поднятии или снижении цены.

Стратегия сбыта помогает выбрать канал распространения  продукции или услуг, выбрать  поставщиков и перепродавцов, метод  сбыта. А без тактики продвижения  продукции или услуг невозможна их реализация в необходимом объеме.

Целью данной курсовой работы является изучение проблемы организации маркетинговой службы в гостинице.

Для достижения указанной  цели были определены следующие задачи:

    • Изучить теоретические аспекты создания и функционирования службы маркетинга – роль службы маркетинга, ее функции, основные формы и методы создания.
    • Проанализировать необходимость создания служба маркетинга в гостинице «Беккер» и составить План организации маркетинговой службы для этого предприятия.

Объектом исследования является гостиница «Беккер».

Предметом исследования - служба маркетинга гостиницы «Беккер».

Работа строится по традиционной схеме: теоретическая часть и  практическая часть. В теоретический  части изучены теоретические  вопросы, касающиеся создания и функционирования маркетинговой службы в компании. Практическая часть содержит рекомендации по созданию службы маркетинга в гостинице «Беккер».

В качестве источников информации при выполнении данной работы были использованы учебная литература по маркетингу, менеджменту и управлению проектами, статьи и монографии, а также данные официальной статистики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы организации службы маркетинга на предприятии

1.1. Понятие  и функции службы маркетинга

 

Маркетинговая служба –  это неотъемлемая и самая важная часть маркетинговой системы компании. Маркетинговая система – это сотрудники, технические средства, правила поведения, комплекс информации, с помощью которых выстраиваются и функционируют бизнес-процессы взаимодействия компании с рынком.

Важнейшей функцией службы маркетинга является планирование маркетинга, организация и контроль маркетинговой деятельности. Планирование маркетинговой деятельности предприятия можно подразделить на разработку стратегии деятельности и определение тактики реализации разработанной стратегии. Контроль как одна из функций управления занимает в маркетинге очень важное место. Прежде всего, это форма целенаправленного воздействия на коллектив компании, систематическое наблюдение за деятельностью предприятия, сравнение фактических результатов деятельности  с запланированными.

Основными объектами контроля выступают объем продаж, размеры прибыли и убытков, реакция покупателей на новые товары. Управление маркетингом должно быть гибким, адаптивным, а система контроля – способствовать поиску и внедрению новых методов руководства коммерческой деятельностью, соответствующих изменениям во внешней среде.

Процесс деятельности маркетинговой  службы представлен на рисунке 1. В основе данной схемы лежат маркетинговые исследования возможностей рынка и ресурсов предприятия, а также цели, выдвигаемые руководством. Окончательное определение целей и задач службы маркетинга осуществляется на основе именно маркетинговых исследований, а цели исследований определяются целями и стратегией предприятия в целом.

 

Рисунок 1– Процесс управления маркетингом

 

Вообще достижение целей  предприятия зависит от трех факторов:

  • Стратегии предприятия.
  • Организационной структуры.
  • От качества функционирования организационной структуры.

Организационная структура службы маркетинга является конструкцией, на основе которой осуществляется управление маркетингом на предприятии. В целом службе маркетинга можно дать следующее определение: это совокупность служб, отделов, подразделений, в состав которых входят работники, занимающиеся той или иной маркетинговой деятельностью.

Можно выделить следующие основные функции службы маркетинга на предприятии:

  1. Обработка и анализ информации.
    1. Мониторинг и систематизация информации о рынке (конкуренты, цены, продукты и услуги, целевые сегменты рынка, изменения в макроэкономике).
    2. Сбор информации и подготовка проектов управленческих решений (стратегия, планы продвижения продукции и т.п.).
    3. Разовые маркетинговые исследования (по новым видам продукции и различным идеям по улучшению бизнеса).
  2. Рекламная составляющая.
    1. Медиа-планирование, изготовление рекламных и презентационных материалов.
    2. Организация рекламной кампании.
    3. Контроль эффективности рекламы.
  3. Организационная составляющая.
    1. Диагностика проблем предприятия и формулировка задач.
    2. Планирование собственной деятельности.

В общем виде функции службы маркетинга представлены на рисунке 2.

 

Создание службы маркетинга на предприятии поможет  добиться следующих положительных результатов:

  • Выбор более ликвидных и рентабельных товаров и услуг, отказ от менее ликвидных и рентабельных.
  • Повышение удовлетворенности клиентов за счет улучшения их обслуживания.
  • Выход на новые рынки раньше конкурентов.
  • Повышение качества существующей продукции.
  • Выбор оптимальной цены на товары и услуги.
  • Точное ценообразование и минимизация товарных запасов.
  • Грамотное позиционирование.
  • Повышение эффективности рекламы.
  • Повышение качества работы товаропроводящей сети.

 

 

Рисунок 2 – Функции службы маркетинга

 

1.2. Формы организации службы маркетинга

 

Организация службы маркетинга на предприятии состоит  из следующих мероприятий:

    1. Построение организационной структуры службы маркетинга.
    2. Подбор специалистов по маркетингу надлежащей квалификации.
    3. Распределение задач, прав и ответственности.
    4. Создание условий для эффективной работы.
    5. Организация эффективного взаимодействия службы маркетинга с другими подразделениями компании.

Служба маркетинга может  быть двух типов – центральная  служба маркетинга или оперативная  служба маркетинга. Центральные службы маркетинга координируют, планируют и контролируют маркетинговую деятельность компании. Оперативная служба маркетинга занимается оперативным решением текущих вопросов.

Организационная структура службы маркетинга должна строиться на основании следующих размерностей: функции, географические зоны деятельности, продукты, потребительские рынки.

Основными видами организационных структур службы маркетинга на предприятии являются:

    • Функциональная
    • Товарная
    • Рыночная
    • Товарно-рыночная (матричная).

Для большинства компаний рекомендуется организация службы маркетинга по функциональному типу. Обычно в компаниях каждое подразделение службы маркетинга соответствует одному звену структуры: отдел исследований занимается маркетинговыми исследованиями, отдел рекламы – рекламой, отдел развития регионов – маркетингом в регионах и т.п. Такая структура присуща небольшим компаниям с логично выстроенным коротким перечнем продукции или услуг. Такие предприятия производят, как правило, индивидуализированный товар, а рынок, на котором они существуют – однороден и стабилен. Недостатками такой структуры являются отсутствие специализированных подразделений службы маркетинга (продуктовые отделы, региональные отделы и др.) – это может вызывать затруднения при разработке и выводе новой продукции или услуг на рынок. Если же компания работает на большое количество регионов и не имеет специализации по территориальному признаку, то могут возникать сложности с выводом и продвижением продукции на конкретные рынки.

Во многих европейских компаниях получила широкое распространение структура службы маркетинга, сформированная по продуктовому принципу. Предприятия с широким ассортиментов продукции или услуг, специализирующиеся на большом количестве рынков – портрет таких компаний. Они лучше приспосабливаются к изменениям рынка и его изменениям по каждому конкретному продукту и мобильней реагируют на изменения в товарной конкуренции. Недостатком подобной структуры является чрезмерное утяжеление системы управления из-за большого количества товаров и рынков, и как следствие – ослаблении координации и контроля, дублирование функций.

Компании, регионально  ориентированные в сбыте продукции, имеют структуру, учитывающую специфику  каждого региона. Как правило, процессы разработки и вывода продукции или услуг на рынки здесь тонко проработаны, а сама продукция учитывает все предпочтения потребителей конкретных рынков. Региональная структура формирования маркетинговой службы дает преимущества компаниям, осуществляющим свою деятельность, к примеру, за рубежом. Недостатками данной структуры являются дублирование функций внутри подразделений, затрудненность координации.

В настоящее время  все более широкое распространение  получила структура формирования службы маркетинга по группам потребителей. С помощью такой структуры компания становится ориентированной на конкретного потребителя и может осуществлять комплексную маркетинговую политику. Недостатком может быть дублирование функций.

Сравнительный анализ всех возможных организационных схем службы маркетинга приведен в таблице 1.

 

 

Достоинства

Недостатки

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ  ОРГАНИЗАЦИЯ

  • Простота управления
  • Однозначное описание обязанностей каждого сотрудника
  • Возможность функциональной специализации маркетологов как фактор их профессионального роста
  • Конкуренция между отдельными сотрудниками как стимул роста эффективности работы
  • Снижение качества работы при расширении номенклатуры товаров
  • Отсутствие механизма поиска нетрадиционных видов и направлений деятельности компании
  • Конкуренция между сотрудниками – борьба за частный, а не корпоративный интерес

ТОВАРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

  • Полный маркетинг каждого товара
  • Возможность изучения специфики потребностей и основных потребителей по каждому продукту
  • Широкий круг обязанностей одного сотрудника, затрудняющий рост квалификации
  • Наличие дублирующих друг друга в функциональном плане сотрудников

РЫНОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

  • Лучшая координация служб при выходе на рынок
  • Возможность разработки комплексной программы выхода на рынок
  • Более достоверный прогноз рынка с учетом его специфики
  • Сложная структура
  • Низкая степень специализации работы сотрудников
  • Дублирование функций
  • Плохое знание товарной номенклатуры
  • Отсутствие гибкости

ТОВАРНО-РЫНОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

  • Лучшая организация работ при выходе на рынок
  • Возможность разработки комплексной программы выхода на рынок
  • Более достоверный прогноз рынка с учетом его специфики
  • Достаточно полное знание товара
  • Наиболее высокая себестоимость содержания службы
  • Возможность конфликта при неоднозначном решении вопроса

Информация о работе Организация службы маркетинрга на предприятие