Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 08:17, контрольная работа
Цель контрольной работы является изучение основных аспектов организации службы маркетинга на предприятии.
Задачи контрольной работы:
- изучить функции и организационную структуру службы маркетинга;
- рассмотреть показатели деятельности службы маркетинга;
Введение………………………………………………………………….…..3
1. Организация службы маркетинга………………………………………..4
1.1. Функции службы маркетинга ………………………………….……4
1.2. Организационная структура службы маркетинга……………….…8
1.3. Показатели деятельности службы маркетинга……………………11
Заключение……………………………………………………………….…16
Список литературы…………………………………………………………17
1.2. Организационная структура службы маркетинга
Для того чтобы отдел маркетинга успешно реализовал свои задачи, нужно определить его место и полномочия в существующей организационной структуре. Есть несколько вариантов взаимодействия маркетинговой службы с другими подразделениями компании. Отделы маркетинга, рекламы, продаж: могут подчиняться соответствующим директорам (по маркетингу, по рекламе, по продажам). При другом варианте отдел маркетинга и рекламы подчиняется директору по маркетингу, а отдел продаж — директору по продажам.
На мой взгляд, наиболее эффективна структура, в которой отдел маркетинга координирует работу отдела продаж и рекламы. В этом случае маркетологи ставят задачи перед ПР-менеджерами и определяют направление их деятельности, а менеджерам по продажам они своими мероприятиями помогают реализовывать товар (услуги).
Рассмотрим некоторые варианты построения структур служб маркетинга на предприятии, исходя из того, что её основные задачи сводятся к сбору и анализу исходной информации, планированию и прогнозированию, оперативной работе.
Организация по “функциям”- означает, что все рынки и виды выпускаемой продукции могут рассматриваться в виде некоторых однородностей, для которой вполне достаточно четкая специализация её подразделений по направлениям. Это оптимальная организация структуры, когда видов продукции и рынков немного. В этом случае можно рекомендовать выделить в самостоятельные направления следующие виды деятельности:
-изучение конъюнктуры рынка, планирование ассортимента и нового сервиса;
-реклама, выставки и паблик рилейшнз;
-организация товародвижения и создания дилерской сети [2, c. 45].
Организация “по видам продукции” - полезна в тех случаях, когда предприятие выпускает несколько видов продукции, ориентированных на разные категории Потребителей и требующих к тому же организации специального сервиса.
В этом случае за менеджерами по каждому виду продукции, как правило, закрепляются все вышеперечисленные виды деятельности за исключением рекламы, выставок и паблик рилейшнз, которые закрепляются за отдельным менеджером.
Организация “по рынкам”- означает, что под термином “рынок” может пониматься какая-либо конкретная отрасль. Такая структура считается целесообразной, если для продвижения продукции на рынок требуются специфические знания по её использованию в конкретных отраслях. В этом варианте за менеджерами также закрепляются предприятия конкретной отрасли, независимо от географического месторасположения, и весь спектр задач, кроме рекламы и т.д.
Организация “по территориям” считается выгодной, когда в каждом из выделенных регионов номенклатура не очень высока, а различия между Потребителями – незначительны. В структуре отдела маркетинга предприятия все менеджеры разбиты по географическим регионам. Это позволяет менеджеру не просто ясно представлять себе картину в регионе, но и поддерживать личностные контакты с руководителями оптового и розничного звеньев торговли в них. На практике нередко используются и различные смешанные схемы организации службы маркетинга.
Численность службы маркетинга определяется такими факторами, как размер чистого дохода фирмы, объем и сложность выпускаемых товаров, количество рынков. Задачи, стоящие перед службой маркетинга, очень сложные, и на этом нельзя экономить [2, c. 51].
Структура
службы маркетинга определяется множеством
факторов. На рис. 1.1 представлена примерная
структура службы маркетинга предприятия.
Рис. 1.1. Примерная структура службы маркетинга крупного предприятия
Обозначения к рис. 1.1:
1.3.
Показатели деятельности
Результаты деятельности отдела маркетинга могут быть рассмотрены в нескольких аспектах.
1.
Рыночные показатели
2.
Показатели маркетинговой
3.
Функциональные и процессные
результаты. К этой группе результатов
относят разработку и создание
внутрикорпоративных продуктов:
Принципиально важно не смешивать эти уровни результатов между собой.
Рассмотрим подробнее результаты деятельности отдела маркетинга от простого к сложному.
Функциональные и процессные результаты.
При
последовательном создании (оптимизации
деятельности) службы маркетинга возникает
потребность определить и оценить
результаты деятельности маркетинговой
службы. На первом уровне (внутри компании)
можно выделить результаты, связанные
с функциональной и процессной деятельностью
службы маркетинга в компании. В большинстве
случаев эти результаты предметны, и результатом
процессной и функциональной деятельности
является документ. Содержание документов,
подготавливаемых и разрабатываемых службой
маркетинга, определено функцией или процессом.
В таблице 1.2 приведен примерный перечень
таких документов.
Таблица 1.2
Функциональные и процессные результаты
|
Перечень документов, разрабатываемых службой маркетинга не приведен в полном виде. В каждом конкретном случае состав документов (результатов) службы маркетинга готовится с учетом целей, задач и функций маркетинга, а также принятой в компании номенклатуры документов. Документы отображаются в трех плоскостях — плановые, отчетные и практические (образцы). Формулирование результатов функционального и процессного уровня является необходимым условием успешности функционирования службы маркетинга [10, c. 80].
Показатели маркетинговой эффективности.
При условии, что маркетинговая деятельность в компании осуществима, т.е. при наличии функциональных и процессных результатов, формулируют следующий уровень маркетинговых результатов. В отношении этой группы результатов можно утверждать, что в их достижение свой вклад вносит не только служба маркетинга, но и другие подразделения компании. Специфика заключается в том, что маркетинг играет роль постановщика задач и организатора деятельности.
В содержательном отношении действия службы маркетинга оказывают влияние на все показатели данной группы. Так, обоснование и принятие решений на основе маркетингового анализа о выборе продуктовых групп (ассортиментная матрица) и установлении на них цен, а также системы скидок приводит к тому или иному уровню продаж и операционной рентабельности. Ставка на низкие цены и продукты эконом-сегмента приведет к снижению общей маржи (операционной рентабельности), но, возможно, и к ускорению оборачиваемости и росту валовых доходов. Ставка на премиум-сегменты (высокие цены и высокое качество) приведет к значительному увеличению общей маржи, но также, возможно, и к снижению оборачиваемости и падению валовых доходов. В связи с этим должен быть определен баланс продуктовых групп с целью оптимального сочетания прибыльности (маржи) и оборачиваемости.
Решения,
касающиеся сбытовой деятельности (выбор
каналов сбыта и формирование
системы дистрибуции), приводят к достижению
компанией определенного уровня доходов,
определенному уровню дебиторской задолженности
и оборачиваемости, а также прибыльности
операций компании.
Рыночные показатели деятельности компании.
Разработка и вывод на рынок новых продуктов — обязательное условие поддержания конкурентоспособности продукции компании. В этом смысле маркетинговая деятельность позволяет не только сохранять место компании на рынке, но и претендовать на увеличение доли рынка и доходности компании. Традиционные рынки, как правило, со временем теряют свою доходность — это связано как с устареванием продуктов, так и с ростом конкуренции [10, c. 82].