Организация службы маркетинга в компании

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – показать этапы внедрения на предприятии маркетинговой службы, ее теоретическое и практическое значение в повышении эффективности предприятия.
Постановка цели обусловила решение следующих задач:

- рассмотреть теоретические основы маркетинговой деятельности;

- провести анализ состояния маркетинговой деятельности в компании ООО «Мороз»;

- исследовать возможность дальнейшего развития службы маркетинга на предприятии.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. История возникновения, сущность и содержание маркетинга
История маркетинга и его сущность……………………………….…....5
Функции маркетинга…………………………………………………......8
Принципы маркетинга…………….………………………………..…....10

Глава 2. Предприятие как субъект маркетинговой деятельности

2.1. Цели предприятия и его ресурсный потенциал…………………………..12

2.2. Маркетинговая среда предприятия (элементы микро и макро среды)…13

2.3 Взаимодействие предприятия с внешней средой …………..…………….16

Глава 3. Механизм формирования маркетинговой деятельности

3.1. Структура организации отдела маркетинга……………………………….17

Глава 4. Организация отдела маркетинга в компании ООО «Мороз»

4.1. Краткая характеристика предприятия ООО «Мороз»…………………….22

4.2. Маркетинговая среда предприятия…………………………………………23

4.3. Организация отдела маркетинга на предприятии, рекомендации к ее усовершенствованию………………………………………………………………25

Заключение…………………………………………………………………………28

Список литературы…………………………………………………………………30

Приложение №1

Приложение №2

Файлы: 1 файл

Курс Маркетинг.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

Функции управления и контроля нацелены на установление максимально возможной планомерности  и пропорциональности в деятельности предприятий. Планирование хозяйственной деятельности подразделяется на оперативное (текущее) и стратегическое (перспективное).

Завершающая стадия маркетинговой деятельности - контроль. Осуществляется он как правило с помощью «ситуационного анализа». Руководство анализирует ситуацию, в которой находиться предприятие, оценивает успехи, выявляет недостатки. По результатам ситуационного анализа  вносятся необходимые корректировки  как в оперативные, так и в стратегические планы. Контроль позволяет не только выявлять различные отклонения  и недостатки, но находить резервы развития предприятия, приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.  

1.3 Принципы маркетинга.

Принципы маркетинга во многом перекликаются и являются общими для наук,  с которыми он взаимодействует. Одним из наиболее ярких является взаимодействие маркетинга с экономической теорией. Отсюда распространение на маркетинг принципов экономического выбора и убывающей предельной полезности [1].

Принцип экономического выбора – выбор решений («Что производить?», «Как производить?», и «Для кого производить?») должен осуществляться на основе оптимального, т. е. наилучшего в данных условиях, использования ресурсов.

Принцип убывающей  предельной полезности – каждая последующая единица данного продукта приносит все меньше удовлетворения, и потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что его цена снижается.

    Взаимодействие  маркетинга с теорией управления позволяет выделить:       1)принцип единства экономики и политики при приоритете экономики;

  1. принцип самостоятельности;

    3)принцип научной  обоснованности и эффективности  управленческих решений;

    4)принцип сочетания  общих и локальных интересов  при приоритете интересов более  высокого ранга и стимулировании личной и коллективной заинтересованности в выполнении управленческих решений;

  1. принцип обеспечения оптимальной пропорциональности ресурсов на основе выделения ведущих рынков;
  2. принцип единства и комплексности прогнозов стратегических программ и планов;

    7) принцип глубокого и всестороннего научно-практического исследования рынка и экономической конъюнктуры, а так же производственно-сбытовых показателей предприятия;

    8) принцип сегментации рынка;

  1. принцип гибкого реагирования производства и сбыта на требования активного и потенциального спроса;

    10) принцип инновации;

    11)принцип планирования;

Знание и реализация принципов маркетинга позволяет:

  1. максимально приспосабливать производство к требованиям рынка;
  2. воздействовать на рынок и потребительский спрос;
  3. развивать и поощрять на предприятии творческий и инновационный подход к решению задач по повышению качества продукции;
  4. организовывать рациональную доставку  продукции потребителю;
  5. своевременно выходить на рынок;
  6. сегментировать рынок; завоевывать рынок товарами наивысшего качества и надежности;
  7. оказывать содействие торговым посредникам;
  8. ориентировать стратегию маркетинга на перспективу;
  9. рационально организовывать управление маркетингом.
 

Глава 2. Предприятие как субъект маркетинговой деятельности.

2.1 Цели, функции предприятия и его ресурсный потенциал.

Предприятие – это всегда социально-экономическая система (еще правильнее- социальная эколого-экономическая система), так как оно имеет в своем составе социальный элемент- человеческий фактор. Стенли Янг утверждал, что «предприятия как социально-экономические системы придуманы людьми для удовлетворения их специфических человеческих потребностей, они целенаправленны, сознательно построены, рациональны и способны к адаптации во всех ее проявлениях» [5].

Возникновение предприятий в рыночных условиях предшествует существующий или формируемый  на рынке спрос на продукцию, способную  удовлетворять потребности потребителей.

Мнения специалистов по вопросам целей предприятия расходятся. Наиболее часто упоминается основная цель предприятия, состоящая в создании прибыли(источника дохода) для его собственника. На втором месте по частоте высказываний находиться цель предприятия , состоящая в удовлетворении потребностей путем создания товаров и услуг в процессе соединения  материальных, финансовых и информационных ресурсов(в производственно-управленческом процессе). Наконец, нередким является мнение о том, что основная цель предприятия состоит в обеспечении занятости населения.

Оптимальной является все же цель социально-экономической системы, в достижении необходимого наилучшего результата. При этом под термином «наилучший» понимается эффективное использование потенциала предприятия, совокупности всех применяемых ресурсов,  а под термином «необходимый» - соответствие оценки результата, его потребительских свойств требованиям потребителя.

Роль предприятия  в обществе определяется не только его связями с другими субъектами, но и его отношением как процессу функционирования и развития, так  и к цели (результату). В самом общем виде целевая установка предприятия характеризуется способностью в каждый момент времени иметь в наличии потенциал, обеспечивающий нормальное функционирование и развитие предприятия. Под потенциалом в данном случае понимаются совокупные активы предприятия (все виды располагаемых и применяемых ресурсов, включая маркетинговую и экологическую составляющие) [2]:

-технические  ресурсы;

-технологические  ресурсы;

-человеческий  фактор;

-пространственные  ресурсы ;

-организационные  ресурсы;

-информационные  ресурсы;

-финансовые  ресурсы;

-маркетинговые  ресурсы;

-экологические  ресурсы.

К потенциалу предприятия  мы так же относим позитивные рыночные характеристики, накопленный опыт, конкурентное преимущество, имидж, деловая репутация и связи фирмы с ее партнерами. 

2.2 Маркетинговая среда предприятия (элементы микро и макросреды). 

Обеспечение конкурентноспособности предприятия, его самосохранение и  развитие достигается лишь при успешном функционировании в окружающей среде.

Маркетинговая среда предприятия – совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами предприятия и влияющих на разработку комплекса маркетинга и реализацию маркетинговых мероприятий. Маркетинговая среда обладает качествами изменчивости, неопределенности, наложения ограничений и глубоко затрагивает деятельность предприятия.  С точки зрения маркетинга факторы окружающей среды, создающие совокупность условий существования предприятия, могут зависеть от него в той или иной мере или быть независимыми. В первом случае речь идет о микросреде, во втором  - о макросреде предприятия [1].

Элементами микросреды при ориентации на маркетинг являются все другие, помимо отдела маркетинга, структурно-функциональные службы предприятия: руководство, НИОКР, производство, финансирование, кадры и т. д. (перечисленные элементы специфичны для каждого предприятия  и у отдельных авторов именуются внутренней средой предприятия); поставщики сырья, материалов, комплектующих изделий и пр.; промежуточные звенья канала распределения (посредники); общественная среда, в которой создается определенное мнение о данном товаропроизводителе.

К элементам  макросреды относятся: географические, демографические, экологические факторы и условия; экономические, политические; правовые, социально-культурные и бытовые факторы; состояние технологии производства продукции отрасли; конкуренция.

Элементы микросреды предприятия

Клиенты (заказчики) — покупатели (потребители) продукции  и услуг предприятия.

Предприятие может выступать на пяти типах клиентурных рынков. К клиентурным рынкам относятся следующие.

  1. Потребительский рынок - отдельные лица и домохозяйства, приобретающие товары и услуги для личного потребления.
  2. Рынок производителей — предприятия и фирмы, приобретающие товары и услуги для использования их в процессе производства.
  3. Рынок промежуточных продавцов - предприятия и фирмы, при обретающие товары и услуги для последующей их перепродажи с прибылью для себя.
  4. Рынок государственных учреждений — государственные организации, приобретающие товары и услуги для последующего их использования в сфере коммунальных: услуг либо для передачи этих товаров или услуг тем, кто в них нуждается. 
  5. Международный рынок — покупатели за рубежами страны, включая зарубежных потребителей, производителей, промежуточных 
    продавцов и государственные учреждения.

Каждому типу рынка присущи свои специфические черты которые продавцу необходимо изучать. Предприятие, которое разобралось в том, как реагируют потребители на различные характеристики товара, цены, рекламные аргументы и т.п, будет иметь значительное преимущество перед конкурентами. Необходимо постоянно исследовать зависимость между побудительными факторами маркетинга и ответной реакцией потребителей.

Элементы макросреды предприятия.

Производственно-рыночная деятельность предприятия испытывает постоянное влияние внешней среды, определяемое действием элементов макросреды. В отличие от элементов микросреды элементы макросреды более стабильны и в силу своей природы не поддаются воздействию маркетинговых мероприятий, вынуждая предприятие приспосабливаться к условиям внешней среды [1].

К элементам макросреды относятся:

  1. Демографические — возрастной состав населения, соотношение городского и сельского населения, распределение доходов, социальная мобильность, стили жизни, отношение к труду и отдыху, консыомеризм, уровни образования, общественная организация, лингвистическая развитость.
  2. Экономические — ориентация и структура народного хозяйства, показатели экономической интеграции, состояние финансовой системы, бюджетные дефициты (профициты), уровень инфляции, конвертируемость национальной валюты, покупательная способность населения, безработица.
  3. Природные — климат, наличие сырьевых ресурсов, источников энергии, экология.
  4. Технологические — определяют уровень научно-технического прогресса 
    и позволяют производить новые виды продукции, устанавливать новые стандарты производства и потребления и тем самым проводить эффективную маркетинговую деятельность. Это и государственная поддержка науки, национальные проекты, специализация промышленных исследований, интенсивность инноваций, темпы передачи технологий, скорость устаревания инноваций.
  5. Социокультурные — культурные ценности, традиции, обряды, вероисповедание.
  6. Политические — социально-политический строй, расстановка политических сил и общественных движений, особенности законодательной системы и ее исполнения, экономические и торговые блоки, отношение к международным союзам (ВТО, Евросоюз), стабильность государственной власти.
  7. Международные — отдельные международные события (войны, региональные конфликты, отдельные решения международных организаций), влияющие па мировые уровни добычи природных ресурсов, и т. п.
 

2.3.  Взаимодействие предприятия с внешней средой

Гармоничное взаимодействие предприятия как социально-экономической системы с внешней средой может быть обеспечено интеграцией функций предприятия и выработкой системы целей, складывающихся из следующих компонентов:

-улучшение удовлетворения потребностей субъектов внешней среды предприятия (внешний маркетинг) и индивидов, работающих на предприятии (внутренний маркетинг); 
-совершенствование структуры предприятия — ее адаптация к внешним и внутренним изменениям; 
-создание и поддержание потенциала предприятия для развития его в будущем как гарантии его непрерывного конкурентноспособного функционирования (внешний маркетинг). 
Представляется, что реализация перечисленных целей должна осуществляться одновременно и на основе системного маркетингового управления, так как только в этом случае предприятие может успешно функционировать, развиваться и быть конкурентоспособным.

В управлении конкурентоспособностью любого предприятия обычно различают его внешние и внутренние конкурентные преимущества в сравнении с другими предприятиями в рассматриваемой нише рынка.

Конкурентное  преимущество является «внутренним», если оно базируется на превосходстве фирмы в отношении издержек производства, управления фирмой или товаром, которое создает «ценность для изготовителя», позволяющую добиться себестоимости меньшей, чем у конкурента.

Внутреннее конкурентное преимущество — это следствие  более высокой «производительности», которая обеспечивает фирме большую рентабельность и большую устойчивость к снижению цены, навязываемому рынком или конкуренцией.

Стратегия, основанная на внутреннем конкурентном преимуществе,   - это стратегия доминирования по издержкам, которая базируется главным образом на организационном и производственном ноу-хау фирмы.

Стратегия, основанная на внешнем конкурентном преимуществе, - это стратегия предоставления товара, обладающего такими элементами дифференциации, которые являются наиболее привлекательными для потребителей по сравнению с конкурентными товарами [1]. 

Глава 3.  Механизм формирования маркетинговой деятельности

3.1 Структура  организации отдела маркетинга

Структура организации  представляет собой логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно с точки зрения соотношения результата и затрат достигать цели предприятия.

Информация о работе Организация службы маркетинга в компании