Организация и содержание маркетинговых исследований (МИ)

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 15:45, лекция

Краткое описание

Маркетинговые исследования (МИ) – систематический сбор, анализ, отражение и интерпретация информации относительно проблем по всем направлениям маркетинговой деятельности с учетом влияния внешней среды.
МИ – это функция маркетинга, которая через информацию связывает предприятие с рынком, потребителем, конкурентами и др. субъектами внешней среды рынка.

Оглавление

1) Понятие, цели, задачи и факторы эффективности МИ
2) Группы целей МИ
3) Этапы процесса МИ
4) Маркетинговая среда предприятия в МИ
5) Информация в МИ: источники, методы сбора и анализа, маркетинговые информационные системы (МИС)
6) Представление результатов МИ и структура заключительного отчета
7) Маркетинговая программа

Файлы: 1 файл

1_tema.docx

— 40.20 Кб (Скачать)

Тема 1: « Организация и содержание маркетинговых исследований (МИ)»

  1. Понятие, цели, задачи и факторы эффективности МИ
  2. Группы целей МИ
  3. Этапы процесса МИ
  4. Маркетинговая среда предприятия в МИ
  5. Информация в МИ: источники, методы сбора и анализа, маркетинговые информационные системы (МИС)
  6. Представление результатов МИ и структура заключительного отчета
  7. Маркетинговая программа

 

1 вопрос

Маркетинговые исследования (МИ) – систематический сбор, анализ, отражение и интерпретация информации относительно проблем по всем направлениям маркетинговой деятельности с учетом влияния внешней среды.

МИ – это функция маркетинга, которая через информацию связывает предприятие с рынком, потребителем, конкурентами и др. субъектами внешней среды рынка.

Цель МИ: решение следующих проблем  предприятия:

    • Изучение и установление потенциала рынка или продукта с прогнозом возможного объема продаж, условий реализации, уровня цен и возможностей потенциальных клиентов.
    • Исследование поведения конкурентов, направления их действий, потенциальных возможностей, стратегий в отношении комплекса маркетинга
    • Исследование сбыта с определением региона и территории с точки зрения продаж, доли рынка, его насыщенности и уровня деловой активности

МИ  помогает фирме решить следующие  задачи:

  1. Определить возможность массового производства товаров и услуг.
  2. Установить характеристики товаров (услуг), способных обеспечить их успех на рынке.
  3. Провести анализ технологий и мотиваций реальных и потенциальных потребителей.

Цели  и задачи МИ определяет процесс исследования на основе выявленной проблемы с последующим  изучением и описанием объекта  с целью нахождения закономерностей  в проблеме и прогноза.

В зависимости от характера их делят  на 3 направления:

  1. Разведочные исследования - направлены на сбор информации, необходимой для определения проблемы и выдвижения гипотез.
  2. Описательные исследования – направлены на описание проблем, ситуаций, объектов и процессов.
  3. Казуальные исследования – проводимые для проверки гипотез, относительно причинно-следственных связей.

Направления МИ по объекту включают:

  • Изучение рынка
  • Исследование товаров
  • Поведение потребителей
  • Поведение конкурентов и т.д.

По характеру получаемой и анализирующей  информации (на основе первичной и  вторичной информации):

  • Количественные
  • Качественные

Объекты МИ сводятся к 3 основным группам:

1 – потребители  и рынок

2 – товар  и его свойства

3 – конкуренты

Исследование  рынка означает изучение рыночной конъюнктуры , тенденции развития рынка, ёмкости, сбалансированности, масштаба, сегментов, наиболее эффективных способов продаж, мотивов потребителей, анализ цен, эффективность рекламной деятельности.

 

Изучение  товаров включает:

  • Исследование потребительских свойств
  • Отличие от конкурирующих аналогов
  • ЖЦТ
  • Позиционирование
  • Насыщенность товара
  • Спрос на товар
  • Возможности расширения производства товаров

При исследовании конкурентов необходимо:

  • Изучить реальных и потенциальных конкурентов
  • Объемы их продаж
  • Финансовое положение дохода
  • Доли рынка
  • Политику цен
  • Сильные и слабые стороны по комплексу маркетинга

К основным факторам эффективности МИ относят:

  • Объем информации
  • Релевантность информации
  • Доступность информации
  • Условия проведения и результативность, с учетом факторов среды маркетинга

 

2 вопрос

Группы  целей МИ включают:

  • Разведочные исследование – проводятся с целью установления приоритетов

Если  разведочные исследования направлены на испытание гипотез или измерение  взаимосвязи, то используются специальные методы:

    • Анализ вторичных данных
    • Анализ конкретных ситуаций
    • Работа фокус-групп
    • Проекционные методы
  • Описательные исследования – при его проведении получают ответы на вопросы «кто?» , «что?», «куда?» и «как?». Например, в отношении потребителей к продукции, демографической ситуации, сегментации рынка.

Основными методами являются:

    • Анализ вторичных данных
    • Наблюдение
    • Опросы
    • Эксперименты
  • Каузальные исследования – в их основе лежит явление логики, определяющее причины следствия, оно может осуществляться на основе логико-смыслового моделирования (пример факторного анализа).

Методы:

    • Математический
    • Логико-смысловое моделирование
    • Экспериментный

 

3 вопрос

МИ -  это сложная и объёмная функция маркетинга, проведению которой предшествуют этапы проектирования МИ.

Этапы и описание этапов:

    1. Определить проблему исследования – определение информации помогающей реагировать на проблему менеджмента.
    2. Оценка ценности информации, которую нужно получить при исследовании – ценность информации увеличивается когда:
      1. Увеличиваются потери от неправильного решения
      1. Увеличивается точность информации, полученной в ходе исследования
      2. Уровень знаний относительно правильного решения уменьшается
    1. Выбор метода сбора данных – оценка возможности использования вторичных данных, данных опроса, данных эксперимента.
    1. Выбор метода измерения – определение возможностей использования наблюдений, методов прогнозирования, шкал отношений, анкет для получения  требуемой информации.
    2. Определение выборки – выбор респондентов и их количество для проведения исследования
    3. Выбор метода анализа – определение подходящего способа анализа данных для получения требуемой информации.
    4. Оценка этичности исследований – рассмотрение всех аспектов исследований для выявления этических противоречий.
    5. Оценка требуемого времени и затрат  на проведение исследований – с использованием сетевого графика.
    6. Подготовка предложений по проведению исследований – предложения:
      • Предложения для руководителя
      • Формулировка проблемы менеджмента и факторов влияющих на него
      • Описание типов данных, которые будут получены при выполнении проекта исследований и их связь с проблемой менеджмента
      • Не техническое описание методов сбора данных, методов измерении и аналитических методов

 

После разработки проектов процесса МИ разрабатывается схема МИ:

Выявление проблемы

Отбор источников информации:

  • Выбор места исследования
  • Подготовка инструментов
  • Разработка плана выборки
  • Выбор способа связи с целевой аудиторией

Сбор информации:

  • Опрос
  • Наблюдение
  • Эксперимент

Анализ собранной информации:

  • Разработка форм
  • Определение средних уровней распределения частотности, дисперсии
  • Обработка информации с помощью статистических, математических и экономических методов и моделей принятия решений

Представление собранной информации

 

После получения  результатов анализа подготавливается отчет, включающий интерпретацию причин проблемы и разрабатываются рекомендации по решению проблемы.

 

Процесс МИ включает следующие этапы:

  1. Определение проблемы и целей исследования
  2. Определение объектов исследования
  3. Разработка плана исследования
  4. Сбор информации
  5. Анализ информации
  6. Представление результатов

 

4 вопрос

Маркетинговая среда – совокупность активных субъектов и сил действующих за пределами организации и влияющих на возможности руководства службами маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества.

Состоит из внешней макросреды и внешней  микросреды.

 

Макросреда:

  • Политическое окружение
  • Правовое окружение
  • Природное окружение
  • Технологическое окружение
  • Культурн6ое окружение
  • Демографическое окружение
  • Экономическое окружение
  • Социальное окружение

 

↓  ↓  ↓

 

Микросреда:

Поставщики

   Контрольные аудитории    ↔   Фирма производитель    ↔    Конкуренты

↕                                   ↕

Посредники и продавцы    ↔       Покупатели и  потребители

 

Макросреда включает основные факторы, влияющие на деятельность организации на определенном сегменте рынка.

Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой организации и ее возможностям по обслуживанию потребителей предприятия. Поэтому основной задачей системы управления маркетингом является исследование влияния макро и микросреды на деятельность организации с це6лью получения прибыли, через удовлетворение потребностей целевого рынка, путем производства, необходимых рынку, товаров и услуг.

 

5 вопрос

Маркетинговая информация – это новые знания, сведения, данные об объектах, процессах, событиях и т.д., необходимые для подготовки и принятия маркетинговых решений.

 

Источники возникновения и потоки маркетинговой информации:

Демографические

Экономические

Природные

Научно-технические

Политические

Культурные

 

         

Объекты исследования

  • Потребители
  • Товары
  • Каналы сбыта     
  • Конкуренты
  • Реклама

Информация о рынке товаров  и услуг

Служба маркетинга

Информация внутрипроизводственной среды

  • Дирекция
  • Финансовый отдел
  • Бухгалтерия
  • Отдел сбыта
  • Служба научных исследований

Служба маркетинга

Информация о работе Организация и содержание маркетинговых исследований (МИ)