Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 08:40, курсовая работа
Структура маркетинга – это конкретное сочетание его элементов для достижения поставленных задач и удовлетворения целевого рынка. Структура включает четыре основных элемента: продукт (товар или услуги), распределение (сбыт), продвижение и цены.
Главное при разработке структуры маркетинга – ее целостность. Маркетолог должен получить ответы на ряд вопросов:
- увязаны ли элементы маркетинга между собой?
- создает ли их сочетание гармоничную и хорошо интегрированную целостность?
- используется ли каждый элемент наилучшим образом?
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………………………2
1. Рыночно-ориентированная система управления
1.1. Роль и место маркетинга в стратегии фирмы . . . . . . . . . . . . . 4
1.2. Дот рыночная и рыночная системы управления маркетингом . . 6
1.3. Из истории отечественного опыта организации маркетинговых служб . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………....10
2. Современная организационная структура управления маркетингом
2.1. Организационная структура маркетинговых служб . . . . . . . . . ...13
2.2. Основные требования к построению маркетинговых служб . . ..17
3. Организация деятельности маркетинговой службы . . . . . . . . . . . . …...19
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………23
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………24
3. Соответствие масштабов маркетинговой службы, степень ее эффективности и объем продаж фирмы.
Для российских предприятий,
для которых маркетинг в
4. Соответствие структуры
специфике ассортимента
Это касается выбора
структуры маркетинговой
3. Организация
деятельности маркетинговой
Функциональная организация.
Самой распространенной схемой является
функциональная организация службы
маркетинга. В этом случае специалисты
по маркетингу руководят разными
видами (функциями) маркетинговой деятельности.
Они подчиняются вице-
Основным достоинством функциональной организации является простота управления. С другой стороны, по мере роста товарного ассортимента и рынков фирмы эта схема все больше и больше теряет свою эффективность.
Вице президент
по маркетингу
Становится все труднее разрабатывать особые планы для каждого отдельного рынка или товара, а также координировать маркетинговую деятельность фирмы в целом.
Управляющий
службой
маркетинга
Управляющий
службой
рекламы
Управляющий
службой
сбыта
Управляющий
службой
маркетинговых
исследований
Управляющий
по новым
товарам
Рис.3. Функциональная организация службы маркетинга
Организация по географическому принципу. В компаниях, торгующих по всей территории страны, подчиненность продавцов нередко приобретает форму организации по географическому принципу.
При организации по географическому принципу торговые агенты могут жить в пределах обслуживаемых ими территорий, лучше узнавать своих клиентов и эффективно работать с минимальными издержками времени и средств на разъезды.
Задача закрепления территорий за конкретными продавцами должна фокусироваться на потребностях территории и способностях продавцов. Не все менеджеры по продажам имеют одинаковые способности, опыт, предпочтения или образование. Следует сделать попытку подобрать им территории таким образом, чтобы обеспечить максимальный уровень обслуживания заказчика и максимальное использование квалификации продавца. Например, продавец с хорошим техническим образованием должен получить территорию с наиболее технически грамотными заказчиками. Неопытного агента нельзя ставить на территорию с крупными клиентами, обслуживание которых требует высокой квалификации. Повышение эффективности продавца должно стать постоянной заботой руководства фирмы и основным соображением при образовании территории.
Управляющий региональными службами сбыта
Управляющий зональными службами сбыта
Районные управляющие по сбыту
Торговые агенты
Управляющий службой
маркетинговых
исследований
Управляющий службой
рекламы и стимулирования
сбыта
Управляющий
службой
маркетинга
Управляющий
общенациональной службой
сбыта
Управляющий по
новым товарам
Вице президент
по маркетингу
Рис.4. Организация маркетинговой службы по географическому принципу
Организация по товарному производству. Фирмы с широкой товарной номенклатурой или разнообразием марочных товаров используют организацию по товарному или товарно-марочному производству. Организация по товарному производству не заменяет функциональной организации, а является еще одним уровнем управления.
Организация по товарному производству оправдывает себя в тех случаях, когда выпускаемые фирмой изделия резко отличаются друг от друга или разновидностей этих товаров так много, что при функциональной организации маркетинга управлять всей этой номенклатурой уже не под силу.
У организации по товарному производству есть ряд преимуществ. Во-первых, управляющий по товару координирует весь комплекс маркетинга по этому изделию. Во-вторых, управляющий по товару может быстрее отдельных специалистов реагировать на возникающие, на рынке проблемы. В-третьих, не обойдены вниманием и более мелкие, второстепенные по значению марочные товары, поскольку производством каждого из них руководит собственный управляющий. В-четвертых, управление производством товара - прекрасная школа для молодых руководителей, ибо на этой работе они вовлекаются почти во все сферы оперативной деятельности фирмы.
Вице президент по маркетингу
Однако преимущества эти связаны и с издержками. Во-первых, система управления по товарному производству порождает ряд конфликтов и разочарований. Нередко управляющие по товарам не обладают достаточными правами для эффективного исполнения своих обязанностей. Во-вторых, становясь экспертами во всем, что касается их изделия, управляющие по товарам редко становятся специалистами в функциональных областях деятельности. В-третьих, система управления по товарным производствам часто обходится дороже, чем первоначально предполагалось, из-за возросших расходов на оплату труда большего числа работников.
Управляющий
службой
сбыта
Управляющий
службой
исследований
Управляющий
службой
маркетинга
Управляющий
службой
рекламы
Управляющий
по товарной
номенклатуре
Управляющий по товарам
Управляющий по группам товара
Организация по рыночному
принципу. Многие фирмы продают товары
своего ассортимента на разных по своему
характеру рынках индивидуальных потребителей,
деловых предприятий и
Продуманный маркетинговый план предусматривает особое обслуживание нескольких крупных заказчиков, которые составляют большую часть бизнеса (общеизвестно, что 80% всего бизнеса, как правило, приходится на 20% её клиентов). Эти 20% и дают фирме возможность заработать.
Организация по товарно-рыночному принципу. Перед фирмами, продающими множество разных товаров на множестве разных рынков, встает проблема: воспользоваться ли системой организации по товарному производству, требующей от управляющих по товарам знания сильно отличающихся друг от друга рынков, или - применить у себя систему организации по рыночному принципу, при которой управляющие по работе с рынками, обязательно должны быть знакомы с самыми разными товарами, приобретаемыми на их рынках. А еще фирма может одновременно иметь у себя и управляющих по товарам, и управляющих по рынкам, т.е. применить так называемую матричную организацию.
Заключение
Очевидно, что не существует
универсальной формы для
Желательность использования
маркетинга как средство
Ориентация на рынок сбыта является основным признаком маркетинговой стратегии управления фирмой и выражается, прежде всего, в перенесении центра управленческих решений в сбытовые звенья корпорации. Основными объектами изучения и воздействия выступают потребитель, конкуренты, конъюнктура самого рынка и характеристики товара. Задачей является гибкое и постоянное реагирование на изменения условий сбыта.
Литература
1. Котлер Ф. Управление маркетингом. - М.: Прогресс, 1997.
2. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 1992.
3. Нагапетьянц Н.А. Прикладной маркетинг. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
4. Питер Р. Диксон. Управление маркетингом. – М.: Бином, 1998.
5. Лобанова Т.П. и др. Бизнес-план. – М.: ПРИОР, 2000.
6. Методические
материалы по созданию и
7. Как составить план по маркетингу сервисной компании. – Пер. с англ. – М.: Дело, 1997.
8. Как составить план по маркетингу торговой компании. – Пер. с англ. – М.: Дело, 1997.
9. Бизнес-план: зарубежный и отечественный опыт / Под ред. В.М.Попова. – М.: Финансы и статистика, 1995.
10. Вествуд Дж. Маркетинговый план. – СПб: ПИТЕР, 2001.
11. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология. М: Финпресс, 1998.
12. Моисеева Н., Конышева М. Маркетинговая активность как фактор конкурентоспособности фирмы // Маркетинг. – 1999 - № 6, С. 22-34.
13. Ильенкова Н.Д. Спрос: анализ, управление. – М.: Финансы и статистика, 1997.
14. Пешкова Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. – М.: “Ось-89”, 1996.
15. Ильющенко Е.В. Маркетинг на предприятии. – М.: Экоперспектива, 2000.
16. Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2000.
Информация о работе Организация деятельности маркетинговой службы