Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 08:40, курсовая работа
Структура маркетинга – это конкретное сочетание его элементов для достижения поставленных задач и удовлетворения целевого рынка. Структура включает четыре основных элемента: продукт (товар или услуги), распределение (сбыт), продвижение и цены.
Главное при разработке структуры маркетинга – ее целостность. Маркетолог должен получить ответы на ряд вопросов:
- увязаны ли элементы маркетинга между собой?
- создает ли их сочетание гармоничную и хорошо интегрированную целостность?
- используется ли каждый элемент наилучшим образом?
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………………………2
1. Рыночно-ориентированная система управления
1.1. Роль и место маркетинга в стратегии фирмы . . . . . . . . . . . . . 4
1.2. Дот рыночная и рыночная системы управления маркетингом . . 6
1.3. Из истории отечественного опыта организации маркетинговых служб . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………....10
2. Современная организационная структура управления маркетингом
2.1. Организационная структура маркетинговых служб . . . . . . . . . ...13
2.2. Основные требования к построению маркетинговых служб . . ..17
3. Организация деятельности маркетинговой службы . . . . . . . . . . . . …...19
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………23
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………24
1.3. Из
истории отечественного опыта
организации маркетинговых
Одна из первых попыток сформулировать общие положения по организации и структуре службы маркетинга относится к периоду «перестройки» (тогда еще – в СССР): «Для успешного изучения и стимулирования спроса на продукцию предприятия, ее рекламы и сбыта, технического обслуживания необходима соответствующая система управления. В этих целях в соответствии с мировым и передовым отечественным опытом должны быть предусмотрены возможность и условия создания на предприятиях отделов (бюро) конъюнктуры рынка, спроса и рекламы продукции (маркетинга), с введением в необходимых случаях должности заместителя директора по вопросам конъюнктуры рынка, спроса, рекламы и сбыта продукции или с возложением исполнения этих обязанностей на одного из заместителей директора».
Выбор оптимальной организационной структуры управления службы маркетинга, сбыта и технического обслуживания выпускаемой продукции рекомендовалось осуществлять в зависимости от масштабов предприятия (объема производства):
- крупное предприятие;
- среднее предприятие;
- малое предприятие.
На рис. 1 и 2 приведены схемы рекомендованных организационных структур управления службы маркетинга.
Заместитель директора по маркетингу
Отдел сбыта
Отдел технического
(гарантийного) обслуживания
Выпускаемой продукции
Отдел маркетинга
Управление маркетинга, сбыта и
Технического обслуживания
Выпускаемой продукции
Бюро прогнозирования и
планирования маркетингом
Бюро рекламы
Бюро изучения и
спроса рынка
Рис. 1. Для крупного предприятия.
Для крупных предприятий (схема на рис. 1) рекомендовалась ввести должность заместителя генерального директора по маркетингу, которому подчиняется управление маркетинга, сбыты и технического обслуживания выпускаемой продукции. В состав управления входят отдел технического (гарантийного) обслуживания выпускаемой продукции, отдел конъюнктуры рынка, спроса и рекламы продукции (маркетинга) и отдел сбыта. В структуре отдела маркетинга предусмотрены три бюро:
- прогнозирования и планирования маркетинга;
- изучения рынка сбыта и опроса;
- рекламы.
Для средних предприятий рекомендовалось вместо управления маркетинга создавать отдел конъюнктуры рынка, спроса и рекламы продукции.
Для небольших предприятий была рекомендована другая структура службы, подчиненная заместителю директора по коммерческим вопросам.
В состав службы
рекомендуется ввести: отделы материально-
Заместитель директора по коммерческим вопросам
Отдел
маркетинга
Отдел внешней
кооперации и
комплектации
Отдел материально-
технического
обслуживания
Отдел
сбыта
Рис.2.Для малого предприятия
2. Современная
организационная структура
2.1. Организационная структура маркетинговых служб
Маркетинговые службы могут
представлять собой два уровня управления:
центральные маркетинговые
В общем аппарате управления фирмой центральные маркетинговые службы - координирующие, планирующие и контролирующие органы стратегии производственно-сбытового управления. При этом большинство оперативных вопросов по реализации комплексной рыночной и товарной политики решается на низовом уровне - непосредственными производителями конкретного товара.
Структура маркетинговых
служб разнообразна. Однако, прослеживая
системы линейных и
1. по функциям маркетинговой деятельности;
2. по продукту;
3. по регионам;
4. по группам потребителей;
5. матричная.
1. В организациях функциональных
маркетинговых подразделений
Недостатки:
2. Организация маркетинговых
служб по продукту получила
широкое распространение в
Недостатки:
3. Организация маркетинговых
служб по регионам характерна
для фирм региональной
Недостатки:
Чаще всего такая
4. В современных условиях
дифференцированного рынка в
зависимости от специфики
5. Двойственность руководства, присущая орг. структуре управления матричного типа обуславливает возникновение следующего недостатка: если возникают сложности с выполнением программы руководству предприятия бывает, часто трудно выявить, кто виноват и в чем причины и суть появившихся проблем, соответственно, возникают обычные трения и неразбериха, которые и следует ожидать при отсутствии единоначалия. Эти трудности можно преодолеть при установлении четких границ полномочий и ответственности функциональных руководителей и руководителей программ. Последние наделяются обычно всей полнотой ответственности за осуществление всей программы. Они, как правило, устанавливают контакты с заказчиками, наделяются полномочиями для составления графиков и установления приоритетов по своим программам. Функциональные руководители наделяются полномочиями, по руководству работающими в их сфере сотрудниками и осуществляют контроль над целостностью и полнотой выполнения проводимых ими исследований, конструкторских и других работ.
Данная структура
как достаточно гибкая и
2.2. Основные требования
к построению маркетинговых
Структура создаваемых
служб маркетинга должна
1. Гибкость, мобильность и адаптивность.
Как система управления
маркетинг требует
2. Относительная простота структуры.
Как упоминалось выше, чем проще структура и меньше уровень управления, тем более мобильна система управления, оперативнее процесс принятия решений и выше шансы на успех.
Информация о работе Организация деятельности маркетинговой службы