Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 18:08, курсовая работа
Эффективность закупок во многом зависит от правильного выбора источников поступления и поставщиков, поэтому коммерческим службам предприятия следует уделить этому вопросу много внимания.
Здесь актуальным становится систематическое выявление и изучение источников закупки и поставщиков товара, а также совершенствование организации хозяйственных связей с поставщиками.
Системе установленных критериев может отвечать несколько поставщиков. В этом случае необходимо их ранжировать, опираясь на влияние непосредственных контактов с представителями поставщиков.
Окончательный выбор поставщика производится лицом, принимающим решение в отделе логистики (закупок), и, как правило, не может быть полностью формализован.
Заслуживает внимание шкала критериев выбора поставщика, предлагаемая Майклом Р., Линдерсом и Харольдом Е. Фироном (критерии расположены в порядке приоритета):
Главные критерии, на которых рекомендуется строить систему выбора поставщиков:
1. В современных условиях
в качестве основного критерия
выбора следует выдвигать качес
2. Надежность поставщика – достаточно емкий критерий, включающий следующие параметры: честность, отзывчивость, обязанность, заинтересованность в ведении бизнеса с вашей фирмой, финансовая стабильность, репутация в своей сфере, соблюдение ранее установленных объемов поставки материальных ресурсов/готовой продукции. Оценка своевременности доставки упрощается, если ведется четкий учет запланированных и реально выполненных доставок. При осуществлении доставки, например, по технологии JIT невыполнение сроков так же недопустимо, как и неудовлетворительное качество.
3. Цена. В цене должны учитываться все затраты на закупку конкретного ресурса или готовой продукции, которые включают транспортировку, административные расходы, риск изменения курсов валют, таможенные пошлины и т.д. В аналитическом поле логистического менеджера всегда должен находиться комплекс затрат.
4. Качество обслуживания. Оценка по данному критерию требует сбора информации у достаточно широкого круга лиц из различных подразделений компании и сторонних источников. Необходимо собирать мнения о качестве технической помощи, об отношении поставщика к скорости реакции на изменяющиеся требования и условия поставок, к просьбам о технической помощи, о квалификации обслуживающего персонала и т.п. Желательно наличие у поставщика сертификата ISO9000 на систему управления качеством его продукции/услуг.
5. Условия платежа и возможность внеплановых поставок. Как уже упоминалось выше, нехватка оборотных средств существенно ограничивает возможности выбора поставщиков. В бизнесе случаются внештатные ситуации, требующие внеплановых поставок или отсрочки платежа. Это ситуации особенно характерны для российской действительности. Поэтому поставщики, предлагающие выгодные условие платежа (например, с возможностью получения отсрочки, кредита) и гарантирующие возможность получения внеплановых поставок, позволяют избегать многих проблем снабжения.
Глава 3. Формы оптовых закупок
Оптовая торговля – торговля, при которой купля-продажа осуществляется партиями с целью их дальнейшей перепродажи.
Оптовая продажа – это продажа товаров крупными партиями оптовым покупателям по безналичному расчёту.
Оптовые закупки, как правило, проводятся у поставщиков, которые удачно зарекомендовали себя на рынке сбыта. Основные критерии, предъявляемые к поставщикам – это популярность (раскрученность бренда, торговой марки), наличие интереса в совместном бизнесе, надежность и доступность, наличие квалифицированного персонала, минимальное время поставок и другое. При выборе поставщика может встать задача выбора одного или нескольких поставщиков. Тут уже все зависит от руководителей оптовой компании, а также от объемов оптовых закупок. Ориентированность на время от времени меняющиеся желания потребителей, способность чутко улавливать малейшие изменения в тенденциях продаж отличают хорошую оптовую компанию от посредственной. Хорошее знание своего собственного товара и умение плодотворно общаться с покупателями – вот важнейшие составляющие образцовой работы руководства оптовых предприятий, товары и услуги оказываемые которыми мгновенно становятся узнаваемыми и востребованными клиентами.
Формы оптовых закупок существуют следующие:
3.1. Оптовые закупки на ярмарках
Ярмарки занимают особое место в арсенале средств рекламного воздействия, так как представляют очень широкие возможности демонстрации рекламируемых изделий для установления прямых контактов с непосредственными покупателями и потребителями. Несмотря на то, что границы между понятиями торговой ярмарки и выставки часто не различимы и на практике имеют тенденцию к ограничению до минимума, было бы целесообразным провести смысловое противопоставление торговых ярмарок и выставок.
Торговая ярмарка – кратковременное мероприятие, периодически проводимое в одном и том же месте, в рамках которого большое количество предприятий с помощью образцов представляет объективный масштаб товаров, услуг одной или нескольких отраслей, с тем чтобы посетитель-коммерсант получил ясное представление об их предпринимательских возможностях, тогда как экспонент при помощи экспонируемых товаров стремится распространить информацию о своей фирме и ее продукции и заключить прямые торговые сделки.
Целью ярмарки является: создание условий для осуществления многосторонних контактов продавцов и покупателей независимо от форм собственности и местонахождения.
Задачи торговой ярмарки:
Классификация ярмарок:
1. Экономическое значение (по формированию рыночных ресурсов; коммерческие ярмарки);
2. Территориальное расположение участников (местные; республиканские; международные);
3. Товарно-отраслевой профиль (специализированный; универсальный);
4. Срок действия (периодического действия; постоянно действующие; сезонные);
5. По отраслевому признаку (отраслевые; межотраслевые).
Инициаторами проведения ярмарок выступают - Министерство торговли, Министерство промышленности РБ, Белкоопсоюз, Национально-выставочный центр, местные власти и т. д.
Помимо создания Ярмаркома,
создаётся рабочая группа, которая
разрабатывает положение о
3.2. Оптовые закупки на выставках
Выставочная деятельность является аналогичной деятельностью по отношению к ярмарочной торговле. Существенным отличием от ярмарочной торговли является, то что на выставках, как правило не происходит коммерческих операций, связанных с заключением договоров.
Целю выставочной продажи является – демонстрация, показ и представление, с последующей реализацией новых видов продукции, товаров, подготовка новейшей информации и создание условий для установления деловых контактов с потенциальными покупателями.
Выставочные мероприятия позволяют:
1. Продемонстрировать потенциальным покупателям и партнёрам возможности предприятия;
2. Привлечь внимание к предлагаемым товарам;
3. Установить контакты
с поставщиками и
4. Изучить передовой опыт
организации производства и
5. Проанализировать предложения конкурентов;
7. Определить существующий спрос и составить прогноз развития спроса;
8. Получить информацию о конъюнктуре рынка и её тенденциях.
3.3. Оптовые закупки на аукционах
Аукционная торговля – способ реализации товаров, при котором продавец получает максимальную прибыль, используя конкуренцию покупателей.
Аукционы – особые рынки, создаваемые в определённых местах для продажи товаров, обладающие уникальными свойствами, путём публичных торгов.
Предметами аукционных торгов служат – пушно-меховое сырьё, шерсть, чай, антиквариат, ювелирные изделия, художественные ценности, недвижимость.
Различают следующие формы аукционов: принудительный аукцион – организаторами являются государственные органы (продажа конфискованного, невостребованного и другого товара), добровольный аукцион – проводится по инициативе владельца товаров, с целью получения наибольшей выгоды.
Проведение аукционов можно разделить на следующие этапы: подготовительный, предаукционная выставка товаров, аукционные торги, оформление аукционной сделки.
Виды аукционов: согласный, немой, аукцион с понижением цен, заочный аукцион.
3.3. Внеярмарочная форма оптовой торговли
Внеярмарочная форма оптовой торговли целесообразна в том случае, если речь идёт об общественных товарах с постоянными характеристиками, простого ассортимента, о малых партиях закупок, а также о разовых закупках. Это обстоятельство связано с тем, что торговля при установлении прямых договорных связей с изготовителями товаров получает более высокие доходы, чем при поставке товаров через оптовое звено, за счет закупки товаров по более низким ценам в результате сокращения числа посредников, участвующих в торговом обороте, а, следовательно, и уменьшения величины торговых надбавок, устанавливаемых каждым посредником.
В этом случае проводится коммерческая деятельность по поиску поставщика, чаще всего это бывают местные поставщики. С ними ведётся переписка, телефонные разговоры, значительная подготовительная работа по изучению и согласованию условий поставки. Таким образом, может быть закуплена часть продовольственных товаров: молоко, хлеб, масло животное и т.д., а также некоторые общественные непродовольственные товары (бензин, шифер, кирпич и т.п.), когда печатная или устная информация даёт возможность сформировать однозначное представление о товаре.
Такая форма может быть использована иногда и при закупке товаров сложного ассортимента, когда торговая организация ведёт поиск каких-то товаров, находит их и заключает договор, который в последствии может превратиться в длительный, т.е. хозяйственные связи партнёров могут развиваться.
Однако внеярмарочная
форма оптовых закупок
3.4. Оптовые закупки у посредников
Посредники – предприятия или физические лица, осуществляющие покупку и последующую перепродажу товара или оказывающие помощь в доведении товара до потребителей, с целью получения прибыли.
Преимущества работы с посредниками:
1. Изучают динамику спроса и предложения, могут ориентировать изготовителя в каком направлении следует развивать производство;
2. Вкладывают в сферу обращения свой капитал;
3. Могут оказывать помощь в организации транспортировки грузов, их растаможивание, страховании;
4. Принимают на себя
финансовые гарантии
5. Сокращают сроки поставок
при продвижении товаров со
своих складов, повышают
6. Могут быстрее найти
фирму, заинтересованную в