Оценка устройства и оборудования торгового зала магазина (на примере «Универсама» № 4 ОАО «Заднепровье»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:24, реферат

Краткое описание

Цель настоящей работы – исследование и анализ организации устройства и оборудования торгового зала магазина самообслуживания на конкретном примере – «Универсаме» № 4 ОАО «Заднепровье» города Могилева, а также выявление основных путей повышения эффективности их использования.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть ряд взаимосвязанных между собой вопросов и дать на них соответствующие ответы:
1 дать определение и раскрыть сущность метода самообслуживания и выявить аспекты эффективности данного метода;
2 очертить тенденции внедрения развития самообслуживания в Республике Беларусь;
3 показать основные требования, предъявляемые к торговому залу магазина; описать коэффициенты, отражающие степень эффективности его использования;
4 описать основные формы планировки торгового зала;
5 выявить особенности планировки торгового зала магазина самообслуживания;
6 дать определение и раскрыть сущность мерчандайзинга;
7 дать характеристику магазину, выбранному в качестве предмета исследования данной курсовой работы;
8 сформулировать основные выводы, касающиеся путей и направлений для совершенствования устройства, планировки и оборудования торгового зала данного магазина.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………..........4
1 Теоретические подходы к планировке и оборудованию торгового зала магазина самообслуживания:
1.1 Самообслуживание в розничной торговле..……………………………....6
1.2 Устройство и планировка торгового зала магазина...…………………..12
1.3 Планировка торгового зала магазина самообслуживания…………… ..20
2 Оценка устройства и оборудования торгового зала магазина (на примере «Универсама» № 4 ОАО «Заднепровье»):
2.1 Характеристика магазина «Универсам» № 4 ОАО «Заднепровье»……27
2.2 Устройство и оборудование торгового зала магазина «Универсам» № 4 ОАО «Заднепровье»…………………………………………………………..28
3 Пути совершенствования устройства и планировки торгового зала магазина:
3.1 Использование технологий мерчандайзинга в планировке торгового зала магазина самообслуживания……………………………………………33
3.2 Совершенствование торгового зала магазина «Универсам» № 4 ОАО «Заднепровье»…………………………………………………………………36
Заключение…………………………………………………………………….....41
Список использованных источников…………………………………………...45
Приложение А…………………………………………………………………....47
Приложение Б…………………………………………………………………... 49
Приложение В……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Введение 2.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

1 2    

 
Содержание 
Введение ……………………………………………………………………..........4 
 
1 Теоретические подходы к планировке и оборудованию торгового зала магазина самообслуживания: 
 
1.1 Самообслуживание в розничной торговле..……………………………....6 
 
1.2 Устройство и планировка торгового зала магазина...…………………..12 
 
1.3 Планировка торгового зала магазина самообслуживания…………… ..20 
 
2 Оценка устройства и оборудования торгового зала магазина (на примере «Универсама» № 4 ОАО «Заднепровье»): 
 
    2.1 Характеристика магазина «Универсам» № 4 ОАО «Заднепровье»……27 
 
    2.2 Устройство и оборудование торгового зала магазина «Универсам» № 4 ОАО «Заднепровье»…………………………………………………………..28 
 
3 Пути совершенствования устройства и планировки торгового зала магазина: 
 
3.1 Использование технологий мерчандайзинга в планировке торгового зала магазина самообслуживания……………………………………………33 
 
3.2 Совершенствование торгового зала магазина «Универсам» № 4 ОАО «Заднепровье»…………………………………………………………………36 
 
Заключение…………………………………………………………………….....41 
 
Список использованных источников…………………………………………...45 
 
Приложение А…………………………………………………………………....47 
 
Приложение Б…………………………………………………………………... 49 
 
Приложение В……………………………………………………………………50 
Введение 
Торговля Республики Беларусь, как одна из важных отраслей народного хозяйства на пути рыночных преобразований в настоящее время столкнулась с рядом проблем, которые привели эту отрасль в состояние глубокого кризиса.  
 
Развитие и образование рыночных механизмов, появление многообразия организационно-правовых форм предприятий торговли, вовлечения в торговлю значительного числа населения республики, развитие конкуренции, необходимость широкого внедрения современного оборудования и новых технологий обусловили потребность в новых подходах к организации и планированию торговых предприятий. 
 
Достижение этой цели, с одной стороны, предполагает совершенствование законодательной, финансовой налоговой, среды, в которой работают торговые предприятия, а с другой — требует кардинального улучшения работы самих предприятий в условиях рыночных отношений. 
 
Очевидно, что торговая деятельность розничного предприятия на современном этапе преобразований в РБ имеет свои национальные особенности, связанные, например, со слабостью экономики, инфляции, несовершенным законодательством  и т.д., поэтому готовые рецепты реформирования торговли отсутствуют. 
 
Как отмечается в литературе, использовать эффективно зарубежный опыт по повышению эффективности работы торгового предприятия, пока не представляется возможным. Различие в экономическом потенциале стран Запада с экономикой России, Беларуси и др. стран, недостаточно сформированных рыночных отношений, неразвитости торговой инфраструктуры, несоответствия законов в этой области не позволяют слепо копировать лучшие достижения стран Запада. 
 
Основная задача торговых предприятий, как оптовых, так и розничных – это максимальное приближение торговой сети к покупателям, обеспечение необходимого ассортимента товаров на торговом предприятии, обеспечение каждому торговому предприятию необходимого объема товарооборота при высокой прибыльности и рентабельности. 
 
Достижение этих целей невозможно выполнить без совершенствования устройства и планирования новых торговых предприятий, без их модернизации  и реконструкции, без учета новых современных требований, учитывающих спрос покупателя, минимальные потери времени при продаже, высокую культуру обслуживания, без набора всевозможных услуг и т.д. 
 
Очевидно, что для этого необходимо, чтобы торговое предприятие розничной торговли, независимо от формы собственности, имело оптимальную планировку своих торговых площадей, имело современное оборудование, развитую сеть рекламы и т.д. [11] 
 
Все вышесказанное подтверждает актуальность и необходимость выбора темы настоящей курсовой работы. В связи с этим основная цель настоящей работы – исследование и анализ организации устройства и оборудования торгового зала магазина самообслуживания на конкретном примере – «Универсаме» № 4 ОАО «Заднепровье» города Могилева, а также выявление основных путей повышения эффективности их использования.  
 
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть ряд взаимосвязанных между собой вопросов и дать на них соответствующие ответы: 
 
1 дать определение и раскрыть сущность метода самообслуживания и выявить аспекты эффективности данного метода; 
 
2 очертить тенденции внедрения развития самообслуживания в Республике Беларусь; 
 
3 показать основные требования, предъявляемые к торговому залу магазина; описать коэффициенты, отражающие степень эффективности его использования; 
 
4 описать основные формы планировки торгового зала; 
 
5 выявить особенности планировки торгового зала магазина самообслуживания; 
 
6 дать определение и раскрыть сущность мерчандайзинга; 
 
7 дать характеристику магазину, выбранному в качестве предмета исследования данной курсовой работы; 
 
8 сформулировать основные выводы, касающиеся путей и направлений для совершенствования устройства, планировки и оборудования торгового зала данного магазина. 
 
1 Теоретические подходы к планировке и оборудованию торгового зала магазина самообслуживания 
1.1 Самообслуживание в розничной торговле  
Самообслуживание – это форма продажи, сущность которой состоит в том, что покупатель самостоятельно осматривает, отбирает и доставляет отобранные товары в узел расчета. 
 
Магазином самообслуживания считается магазин, продающий товары, стоимость которых составляет не менее 70 % товарооборота магазина. Самообслуживание не исключает возможности отпуска товаров, требующих нарезки, отмеривания, взвешивания продавцами, при условии, если их рабочие места находятся в зале самообслуживания, а товары отпускаются без предварительной оплаты их стоимости в кассе. [5, с. 111] 
 
В Республике Беларусь насчитывается около 10 тыс. магазинов самообслуживания, удельный вес которых составляет 43,5 % торговой площади. [5, с. 111] 
 
При самообслуживании обязательными являются методы организации торгово-технологического процесса, приведенные в таблице 1.  
Таблица 1 – Методы организации торгово-технологического процесса 

 
Основные элементы торгово-технологического процесса

 
 
 
Обязательные методы торгово-технологического процесса

 
1

 
2

 
Самостоятельный осмотр и отбор  товаров покупателями

 
Применение оборудования, позволяющего покупателям самостоятельно осматривать и отбирать товары, расфасованные или подготовленные иным способом к продаже (тары-оборудования, холодильного оборудования, поддонов, вешал, кронштейнов, корзин, кассет и др.)  
 
Применение линейной системы расстановки оборудования в торговом зале (продольной, поперечной, смешанной – в зависимости от конфигурации торгового 
зала) 
 
Рациональное размещение товаров в торговом зале с учетом частоты спроса, исключения встречных потоков покупателей и перекрещивания путей товародвижения в торговом зале (с учетом требований типовых технологических решений) 
 
Использование наиболее эффективных приемов выкладки товаров (навалом, штабелем, расположением в ряд, подвешиванием, стопкой) и способов размещения на оборудовании (вертикального, горизонтального и смешанного) в соответствии со специальными рекомендациями по отдельным видам товаров 
 
Группировка товаров по потребительским комплексам и микрокомплексам в универмагах, Домах торговли и магазинах комплексного спроса 
 
Оказание помощи покупателям работниками магазина при осмотре и выборе конкретных товаров, консультация специалистов о потребительских свойствах товаров 
 
Создание условий для самостоятельной проверки покупателями (или при необходимости с помощью продавцов) качества, правильности массы и меры отобранных товаров (устройство электророзеток, установка на доступном месте контрольных весов, метров и других измерительных приборов) 
 
Четкое обозначение цен, наличие плакатов, схем, аннотаций о потребительских свойствах товаров (рекламных проспектов, буклетов, каталогов, информационных листков) 
 
Организация внутримагазинной рекламы и информации о размещении товаров в торговом зале, оказываемых услугах, правилах работы магазина и др.; в крупных магазинах – организация бюро обслуживания с оказанием в нем комплекса услуг; служба информации (применение аппаратуры, снабженной магнитофонной записью, справочно-информационных данных для ответа покупателям, радио- и телерекламы товаров, справок по телефону), упаковка товаров, купленных в разных секциях, прием заказов на доставку и установку товаров и др. 
 
Обеспечение покупателей индивидуальными корзинами, тележками, лотками и другими средствами для отбора товаров и доставки их к месту расчета 
Организация хранения личных вещей покупателей 
 
Использование телевидения и других средств контроля за процессом осмотра и отбора товаров покупателями 
 
Организация выкладки широкого ассортимента мелких непродовольственных товаров повседневного спроса у кассовых кабин в универсамах и крупных магазинах самообслуживания с универсальным ассортиментом товаров

   

 
Доставка отобранных товаров к  узлу расчета, расчет за покупку покупателями

 
Доставка покупателями отобранных товаров в тележках, корзинах и  другой инвентарной таре к узлу расчета 
 
Организация единого узла расчета (в том числе поэтажного) в продовольственных и непродовольственных магазинах (при продаже непродовольственных товаров допускается организация узлов расчета на линиях оборудования) 
 
Регулирование работы узлов расчета в соответствии с покупательскими потоками по дням недели и часам дня (привлечение работников на неполный рабочий день и другие способы организации труда) 
 
Применение приемов (методов) и технических средств, способствующих ускорению расчетов («экспресс-кассы», быстродействующие кассовые аппараты, автоматы по выдаче сдачи, кассовые кабины с удлиненной полкой для корзин, сканирующая аппаратура)


 
 
 
         Эффективность самообслуживания как  формы продажи состоит в следующем: 
 
         1) оно освобождает покупателей от необходимости общаться с продавцом, наводить у него справки, просить показать товар, затем расплачиваться в кассе, с чеком возвращаться к продавцу и ожидать подготовки товара к отпуску; 
 
         2) предоставляет покупателям полную возможность свободно отбирать в корзину или специальную отборочную тележку любые, заранее подготовленные и выложенные на соответствующем оборудовании товары. Только один раз покупателю приходится встретиться с работником магазина, чтобы расплатиться за отобранный товар; 
 
         3) позволяет убрать все прилавки, секционные и другие перегородки в торговом зале, сделать его единым и свободным для покупателей, установить параллельными линиями пристенные и островные горки и выложить на них товары в ассортименте и количестве, в несколько раз превышающем возможности прежних рабочих мест  продавцов. Места нахождения в линиях каждой группы товаров обозначаются крупными указателями, свободно читающимися при входе в магазин; организуется удобное движение покупательских потоков. В результате каждый покупатель может сделать комплексную покупку, состоящую из нескольких товаров разных групп, за 7-10 мин. [5, с. 114] 
 
         Доказано, что, применяя надлежащие методы обслуживания покупателей, которым форма самообслуживания дает широкий простор, можно в 5-8 раз сократить средние затраты времени покупателей на совершение покупок. В этом заключается социальная эффективность торговли с применением самообслуживания; [5, с. 114] 
 
         4) позволяет коренным образом реорганизовать процесс продажи товаров, ликвидировать традиционные рабочие места, убрать прилавки и все прочие средства и орудия труда продавцов. С введением самообслуживания резко сокращается численность продавцов. Вместо продавца появляется новая профессия – продавец-консультант. От него требуется знание более широкого круга товаров, а не одной группы, психологии покупателей, умение вовремя прийти им на помощь, дать исчерпывающую консультацию.         Вместо кассира-оператора в магазине самообслуживания вводится специальность кассира-контролера. От кассира-контролера требуется не только отличное знание кассовых аппаратов и умение быстро на них работать, но и знание ассортимента, цен на товары, умение быстро ориентироваться в проверяемых покупках, знать психологию покупателей, уметь их отлично обслуживать; 
 
         5) важны направлением в достижении социальной эффективности торговли является сокращение тяжелого физического труда работников магазина. 
 
         Одновременно с социальной эффективностью эта форма продажи позволяет получить ощутимую экономическую эффективность от сокращения живого труда на единицу розничного товарооборота; от повышения фондоотдачи за счет лучшего использования торговых площадей и других элементов материально-технической базы магазинов. 
 
         Расчеты, сделанные учеными, показали, что при внедрении самообслуживания: 
 
         отпадает деление единого торгового зала на секции. Следовательно, должности заведующих секциями и заместителей заведующих секциями не нужны. Вместо нескольких заведующих секциями при самообслуживании можно обойтись одним дежурным по залу; 
 
         вместо трех сокращенных продавцов нужно 1,5 фасовщика; [5, с. 115] 
 
         при увеличении объема поставки в магазин фасованных товаров на одного кассира-контролера предусматривается 0,5 должности продавца-консультанта, т.е. самообслуживание позволяет сократить численность работников торговых залов более чем вдвое. [5, с. 115] 
 
         Расчет экономической и социальной эффективности внедрения самообслуживания осуществляется при сравнении показателей: 
 
а) работы магазина до и после перевода; 
 
б) работы магазинов самообслуживания с показателями работы аналогичных магазинов с традиционными формами продажи; 
 
в) работы магазинов самообслуживания между собой. 
 
При расчетах необходимо обеспечить сопоставимость результатов по времени, структуре ассортимента, торговым площадям, численности обслуживаемого контингента и т.п.  
 
         Все сравниваемые показатели условно делятся на три группы. 
 
         1 Экономические – уровень издержек обращения, рентабельности, расходов на заработную плату, товарооборот на 1 мвсей площади магазина и на 1 мторговой площади, товарооборот на одного работника магазина и на одного работника торгового зала, товарооборачиваемость в днях оборота, уровень потерь товаров и др. 
 
         2 Технико-технологические – доля площади торгового зала в общей площади магазина, доля товарных запасов в торговом зале, коэффициенты установочной и экспозиционной площадей, коэффициент использования емкости оборудования, количество разновидностей реализуемых товаров. 
 
         3 Социальные – общие затраты времени на покупку, в том числе на поиск товаров, осмотр, выбор, консультацию и расчет, коэффициент завершенности покупки, количество дополнительных услуг для покупателей. 
 
         Сопоставляя уровень развития и эффективности самообслуживания в нашей стране и за рубежом, следует отметить значительное отставание в этом плане. 
 
         Развитие самообслуживания в Республике Беларусь сдерживается более низкой экономической эффективностью по сравнению с традиционными формами продажи. Анализ показывает, что товарооборот на 1 мв магазинах самообслуживания на 15-20 % ниже, чем в аналогичных магазинах с традиционными формами продажи. Это обусловлено причинами как межотраслевого, так и внутриотраслевого характера. [5, с. 116] 
 
         Высокий уровень эффективности магазинов самообслуживания возможен при условии, что примерно 80-90 % продовольственных и значительная часть непродовольственных товаров будут поставляться фасованными. Вместе с тем предприятия промышленности в должной мере не обеспечивают торговлю фасованными товарами. Это вынуждает розничную торговлю самой фасовать продукцию, что менее производительно и значительно дороже. [5, с. 116] 
 
         Одним из путей решения этой проблемы является централизация фасовки в специальных цехах оптовой торговли, концентрация там оборудования и фасовщиков. 
 
         Существенно снижает эффективность работы магазинов самообслуживания нерациональная технология товародвижения. Отечественный и зарубежный опыт показывают, что наиболее экономичной является технология товародвижения с применением тары-оборудования, внедрение которой позволяет механизировать и ускорять погрузочно-разгрузочные работы, значительно сокращать количество технологических операций, численность работников, простои транспорта и т.п. 
 
         Однако во многих случаях низкая эффективность работы магазинов самообслуживания объясняется рядом причин внутриотраслевого характера. Прежде всего это касается узости ассортимента наших магазинов самообслуживания и неправильное его формирование. Ассортимент универсамов, например, должен включать в зависимости от площади       1700-2000 наименований, в действительности же в большинстве случаев он достигает 150-200 наименований продовольственных товаров. Незначительный удельный вес занимают в ассортименте универсамов непродовольственные товары (примерно 3-5 %), в то время как в зарубежных странах – 35-40 %. [5, с. 117] 
 
         Недостаточно эффективно используется материально-техническая база магазинов самообслуживания. Прежде всего структура площадей магазинов самообслуживания не соответствует этой форме продажи. Если в зарубежных магазинах соотношение торговых и вспомогательных площадей 3:1, то в наших, наоборот, 1:3. Неэффективно используется торговая площадь магазинов, в большинстве из них коэффициент установочной площади составляет 0,15–0,20 (по нормативу – в среднем 0,30), экспозиционной – 0,50–0,60 (по нормативу – 0,70–0,85). [5, с. 118] 
 
         Низкая эффективность магазинов самообслуживания объясняется также и нерациональной организацией труда. Вследствие неравномерности покупательских потоков потери рабочего времени в розничной торговле достигают 30-40 %. Эта проблема может решаться за счет как внутренних (внедрения передовых приемов и методов труда, более рационального использования рабочего времени за счет привлечения работников на неполный рабочий день или неделю, совмещения профессий и т.п.), так и внешних факторов (применения более современных средств торгового оборудования, электронно-вычислительной техники и т.п.). Так, например, к розничной торговле в зарубежных странах широко привлекаются работники (до 50 % штата) на условиях неполного рабочего дня и неполной рабочей недели. В условиях рыночной экономики такая практика способствовала бы значительному снижению затрат на заработную плату и в конечном итоге повышению эффективности магазинов самообслуживания. [5, с. 111-118] 
         1.2 Устройство и планировка торгового зала магазина 
         Основным торговым помещением является торговый зал, который, как правило, занимает большую долю в общей площади магазина. Он служит для размещения рабочего и выставочного запаса товаров, здесь производится отбор товаров покупателями, осуществляются расчетные операции за отобранные товары, оказываются различные дополнительные услуги покупателям. В торговом зале организованы рабочие места продавцов, кассиров, продавцов-консультантов, кассиров-контролеров и других работников магазина. Поэтому устройство и планировка торгового зала должны отвечать требованиям рациональной организации совершаемых здесь операций. Важнейшими из этих требований являются: свободное движение покупательского потока; обеспечение кратчайших путей движения товаров из зон хранения и подготовки товаров к продаже к местам их выкладки и размещения; создание условий хорошей просматриваемости и удобств для ориентации покупателей. [2, с. 377] 
 
         Наиболее рациональной формой планировки торгового зала является прямоугольник, приближенный к квадрату, т.е. соотношение сторон 1:1 при максимальном шаге колонн. Эта форма характерна для новых предприятий, особенно универсамов. В таких залах покупатели легко ориентируются, здесь лучшие условия для расстановки оборудования, организации кратчайших путей движения покупательских потоков и товаров. На практике чаще встречаются торговые залы с соотношением сторон 1:2, 1:3, 1:4 и более. В зарубежной практике квадратная форма планировки характерна для большинства супермаркетов, но встречаются и другие формы (круглая, овальная, треугольная). [5,  с. 53] 
 
Торговый зал должен иметь по возможности больший периметр глухих стен и перегородок, что очень важно для расширения возможности установки торгового оборудования. [2, с. 377] 
 
Зонирование пространства в магазине – это, прежде всего, рациональная технологическая планировка торгового зала, предусматривающая такое размещение оборудования, при котором эффективно используются торговые площади и создаются максимальные удобства покупателям при движении, осмотре, выборе товаров и расчете за них. 
 
Площадь торгового зала магазина по своему назначению подразделяется: 
 
на площадь, занимаемую оборудованием для выкладки и демонстрации товаров; 
 
площадь проходов для покупателей; 
 
площадь, занимаемую узлами расчетов; 
 
площадь для дополнительного обслуживания покупателей. 
 
Площадь, занимаемая оборудованием для выкладки и демонстрации товаров, состоит из установочной площади торгового оборудования под непосредственное размещение товаров, а также площади, занятой оборудованием, обеспечивающим процесс их выбора (примерочные кабины, зеркала и т.п.). 
 
Площадь, занимаемая узлами расчетов, включает в себя площадь для установки кассовых кабин и организации рабочего места кассиров. 
 
Площадь проходов для покупателей включает пространство между оборудованием, а также зону, прилегающую ко входу в торговый зал и выходу из него. [12] 
 
Установочная площадь магазина – это часть площади торгового зала, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей. В нее включается и площадь, занятая основаниями крупногабаритных товаров, размещенных на полу. Обычно для этих целей отводится 27-30 % площади торгового зала. 
 
Степень эффективности использования площади торгового зала можно определить путем расчета коэффициента установочной площади по следующей формуле (1): 
 
              
 
                                               ,                                                  (1) 
где  – коэффициент установочной площади; 
 
                – установочная площадь, м2
 
       – площадь торгового зала, м2
 
         Однако эффективность использования площади торгового зала определяется не только степенью использования ее под установку оборудования. Важно еще и то, чтобы установочная площадь была эффективно использована под выкладку товаров, что может быть достигнуто при оснащении торгового зала оборудованием, имеющим достаточно большую площадь выкладки. 
 
         Площадь выкладки (экспозиционная) исчисляется как суммарная площадь горизонтальных, вертикальных и наклонных плоскостей торгового оборудования, используемого для показа и демонстрации товаров в торговом зале. Сюда же включается и площадь, занятая под установку крупногабаритных товаров. 
 
         Для островных и пристенных универсальных горок экспозиционная площадь определяется путем суммирования площади всех полок оборудования; перфорированных щитов с кронштейнами – как произведение длины кронштейна на его условную ширину и на их общее количество; вешал – как произведение длины кронштейна на высоту; подиумов, лотков, столов – как произведение длины на ширину; контейнеров – путем умножения площади их основания на количество полок; для корзин или других товароносителей, имеющих круглое сечение, экспозиционная площадь рассчитывается как площадь круга по среднему диаметру. 
 
         Показателем, характеризующим степень использования площади торгового зала под выкладку товаров, является коэффициент экспозиционной площади. Он определяется как отношение экспозиционной площади (площади выкладки товаров) к площади торгового зала по следующей формуле (2): 
                                               ,                                                   (2) 
где  – коэффициент использования экспозиционной площади (площади выкладки); 
 
                   – экспозиционная площадь, м2
 
                   – площадь торгового зала, м2
 
         Этот показатель не может беспредельно увеличиваться, так как от его завышения может пострадать рациональная организация технологических процессов, ухудшиться обозримость товаров. Считается, что наиболее приемлемыми отношениями между экспозиционной площадью и площадью торгового зала в магазинах самообслуживания являются 0,7-0,75, или          70-75 %. Значение этого показателя зависит от типа используемого оборудования, его высоты, количества полок, кронштейнов и других элементов, используемых для выкладки товаров. [2, с. 377-379] 
 
         Эффективность использования установочной и экспозиционной площадей определяется коэффициентом эффективности, который определяется как отношение фактического коэффициента установочной (экспозиционной) площади к оптимальному показателю. [5, с. 54] 
 
         Часть площади торгового зала отводится под зоны для проходов покупателей. [2, с. 379]  
 
Она должна составлять не менее 50-55 % площади торгового зала, что обеспечивает свободное движение покупателей, тележек с товарами. [5, с. 55]  
 
Ширина проходов устанавливается строительными нормами и правилами. Однако при определении ширины проходов в каждом конкретном магазине следует учитывать плотность покупательского потока, т.е. число покупателей, приходящихся на единицу площади. Для создания комфортных условий перемещения покупателей необходимо от 4 до 10 мторговой площади на покупателя. 
 
         Проходы для покупателей подразделяют на магистральные (основные) и внутренние (второстепенные). Магистральные проходы связывают все зоны торгового зала и идут вдоль стен. Их ширина должна обеспечивать беспрепятственное перемещение основных покупательских потоков. 
 
         В магазинах, где торговля ведется через прилавок обслуживания, выделяется площадь для организации рабочих мест продавцов. Ее размер определяется умножением длины фронта прилавка на глубину рабочего места. При этом глубина рабочего места включает ширину прилавка, ширину прохода между прилавком и торговым оборудованием для выкладки и размещения рабочего запаса товаров и глубину этого оборудования. 
 
         Площадь зоны контрольно-кассового узла магазина включает площадь, занятую кабинами контролеров-кассиров, площадь проходов между кабинами и площадь, необходимую для оказания дополнительных услуг покупателям в процессе расчетных операций. 
 
         Для расчета числа рабочих мест контролеров-кассиров используют формулу (3): 
                                                ,                                           (3) 
где К – количество рабочих мест контролеров-кассиров; 
 
                П – площадь торгового зала, м2
 
       в – среднее время расчета с одним покупателем; 
 
       п – площадь торгового зала, приходящаяся на одного покупателя, м2
 
       3600 – количество секунд в 1 ч; 
 
       и – коэффициент использования рабочего времени контролером-кассиром. [2, с. 379-380] 
 
         При переводе магазинов на самообслуживание количество рабочих мест кассиров-контролеров может определяться исходя из интенсивности покупательского потока и затрат времени на ожидание обслуживания по следующей формуле (4): 
                                               ,                                                  (4) 
где К – количество рабочих мест; 
 
                Пт.з. – площадь торгового зала, м2
 
       п – площадь торгового зала на одного покупателя, м(стесненное движение – 1-3 м2, свободное, поточное – 4-7,5 м2, свободное – 10 м2); 
 
       Т – средние затраты времени покупателя на обслуживание (примерно 10 мин). 
 
         В целом площадь под узлами расчета должна занимать примерно       15-20 % площади торгового зала магазина. [5, с. 55] 
 
         Площадь для дополнительного обслуживания покупателей определяется в соответствии со строительными нормами и правилами (СНиП). Исходными данными для расчетов является площадь торгового зала магазина. В зависимости от ее размера устанавливаются размеры площадей кафетерия, отдела раскроя тканей, мастерских по подгонке одежды, отдела оформления кредита, бюро обслуживания и т.п.  
 
         В зависимости от площади и конфигурации торгового зала применяется несколько форм его планировки.  
 
         Линейная планировка – это такая планировка, при которой торговое оборудование располагают вдоль стен или в виде нескольких параллельных линий торгового зала. [5, с. 55] 
 
         Линейная планировка торгового зала является наиболее рациональной для продажи товаров с помощью самообслуживания. Она удобна для покупателей, так как позволяет им свободно передвигаться по всему торговому залу и рассчитываться за все отобранные товары в одном месте. 
 
         При линейной планировке создаются благоприятные условия и для рациональной технологии работы магазина: наиболее оптимально используется площадь торгового зала; имеются условия для создания одной бригады материально ответственных лиц и взаимозаменяемости работников магазина. 
 
         Линейная планировка может быть трех вариантов: продольная, поперечная и смешанная (рисунок 1). [2, с. 381-382] 
1 – продольная; 2 – поперечная; 3 – смешанная.  
 
          
 
Рисунок 1 – Варианты линейной планировки 
 
          
 
При островной форме планировки торгового зала оборудование размещается в виде отдельных островков, имеющих круглую, овальную или прямоугольную форму. Этот метод увеличивает фронт экспозиции товаров на горках и стендах, обеспечивает свободный доступ, повышает пропускную способность магазина. Однако при этом ограничивается емкость оборудования для хранения рабочих запасов, затрудняется доставка товаров из подсобных помещений в течение рабочего дня. 
 
         Комбинированная планировка представляет собой сочетание линейной и островной. Применяется при неправильной форме торгового зала магазина. [5, с. 57] 
 
         При боксовой планировке всю площадь торгового зала разбивают на изолированные друг от друга боксы (отделы). Каждый бокс имеет самостоятельный узел расчета. 
 
         Обычно боксовая планировка применяется в крупных магазинах с большой торговой площадью. По сравнению с линейной она менее удобна, так как при комплексной покупке покупатель вынужден обращаться в различные отделы и производить оплату за отобранные товары в нескольких узлах расчета. [2, с. 381] 
 
         При боксовой планировке недостаточно эффективно используются торговые площади, усложняется движение потоков покупателей и управление ими. [5, с. 57] 
 
         Выделение отдельных боксов может быть оправдано при продаже специфических товаров, требующих специального выбора (ювелирных изделий и т.п.). 
 
         Смешанная планировка предусматривает расстановку оборудования в торговом зале с использованием комбинаций линейной и боксовой планировок.  
 
         При разработке схемы технологической планировки для конкретного магазина следует учитывать его тип, размер торговой площади, конфигурацию торгового зала и т.д. Технологическая схема должна отвечать следующим основным требованиям: 
 
         создавать для покупателей условия беспрепятственного выбора товаров в минимально короткий срок; 
 
         обеспечивать применение самообслуживания при продаже большинства товаров; 
 
         оптимально использовать торговые площади; 
 
         создавать необходимые условия работникам магазина для рациональной организации торгово-технологического процесса. [2, с. 383-384] 
 
1.3 Планировка торгового зала магазина самообслуживания 
         По данным журнала «Новый маркетинг», перепланировка традиционных «советских» гастрономов с прилавочной торговлей под магазины самообслуживания приводит к росту розничных продаж в первый же месяц на 15-20 %, а при отсутствии жесткой конкуренции в городе/районе – до 60 %. [7, с. 23] 
 
         При переходе на систему самообслуживания товарооборот увеличивается в несколько раз: первый месяц – в 1,5 раза, через 3 месяца – в 2, через год – в 3 раза. [7, с. 23] 
 
         Срок переоборудования – от двух недель до 2 месяцев. Период окупаемости – 6-9 месяцев. [7, с. 23] 
 
         Финансовые вложения оправдываются, если площадь магазина превышает 100 м2. Для полноценного магазина, торгующего продовольственными товарами, площадь должна составлять 200-250 м2. Стоимость переоборудования может колебаться в пределах 2000 рос. р./м2. Все зависит от выбранного типа оборудования. Если магазин с выносным холодом, то 70-80 % стоимости займет холодильное оборудование. [7, с. 23] 
 
При составлении технологической планировки торгового зала большое значение имеет рациональное использование площади магазина за счет правильного размещения и применения торгового оборудования. 
 
По методу самообслуживания наиболее рациональна линейная планировка торгового зала, когда расстановка оборудования и проходы для покупателей спланированы в виде параллельных линий, расположенных, как правило, перпендикулярно линии узла расчета. При этом часть оборудования устанавливают вдоль стен торгового зала, что позволяет с большей эффективностью использовать его площадь. [11] 
 
Распределение площади торгового зала между товарными группами, с учетом поведения посетителя и природной системы человека, имеет большое значение для организации торговой деятельности.  
 
При формировании отделов (секций) могут учитываться следующие принципы (признаки) классификации товаров: 
 
в зависимости от торговой политики предприятия (товарная специализация или комплексное обслуживание покупателей);  
 
типа торгового предприятия (супермаркет, универсам, гипермаркет и др.) и используемых методов обслуживания покупателей (самообслуживание, через прилавок и др.);  
 
особенностей товаров (товары тяжелые, большого объема, товары, которые чаще воруют, и т.п.);  
 
потребительских свойств товаров;  
 
роли и статуса товара в удовлетворении комплекса потребностей покупателей;  
 
поведения покупателей внутри магазина. [4]     
 
Размер площадей для размещения отдельных товаров зависит от затрат времени покупателей: чем больше времени на выбор, тем больше должна быть площадь торгового зала для их размещения. Примерное распределение площади торгового зала универсама приведено в таблице 2. 
           Таблица 2 - Примерное распределение площади торгового зала  универсама, м2 

 
Группа товара

 
Размер универсама, м2

 
400

 
650

 
1000

 
1500

 
2000

 
Хлеб

 
20

 
30

 
45

 
70

 
95

 
Кондитерские изделия

 
15

 
25

 
40

 
60

 
80

 
Бакалея

 
35

 
50

 
80

 
125

 
170

 
Молочные продукты

 
30

 
45

 
70

 
114

 
150

 
Гастрономия

 
45

 
65

 
100

 
160

 
215

 
Вино, пиво, напитки

 
15

 
20

 
35

 
50

 
75

 
Мясо

 
24

 
40

 
62

 
95

 
130

 
Рыба

 
10

 
15

 
25

 
40

 
56

 
Овощи

 
35

 
50

 
80

 
125

 
170

 
Фрукты

 
15

 
20

 
35

 
55

 
75

 
Белье

 
5

 
10

 
20

 
30

 
40

 
Обувь (домашняя)

 
5

 
5

 
10

 
15

 
20

 
Чулки, носки

 
15

 
25

 
35

 
55

 
75

 
Галантерея, парфюмерия

 
40

 
65

 
110

 
160

 
220

 
Посудохозяйственные товары

 
35

 
55

 
90

 
150

 
180

 
Культтовары

 
15

 
30

 
40

 
60

 
80

 
Спортивные товары

 
5

 
10

 
15

 
20

 
30

 
Итого площадь торгового зала

 
364

 
560

 
892

 
1374

 
1856


 
 
 
Принципы размещения: 
 
размещение товаров, обеспечивающее их широкий выбор; 
 
создание максимальных удобств покупателям при выборе;  
 
учет движения покупательских потоков;  
 
обеспечение должной обозримости товаров покупателями;  
 
учет физико-механических, химических и других свойств товаров;  
 
рациональное использование торговых площадей;  
 
сокращение путей движения товарных потоков в торговом зале;  
 
обеспечение бесперебойной торговли. [10] 
 
Размещение отделов в торговом зале определяет планировку всего магазина. Несмотря на эксперименты по размещению отделов, наиболее удачной считается традиционная форма, при которой обход начинают с правого угла торгового зала и движутся против часовой стрелки. Отдел бакалейно-гастрономических товаров, как правило, размещается в центре торгового зала, отдел фруктов и овощей – вдоль правой стены, мясной примыкает к задней стенке, а молочных товаров и замороженных продуктов – вдоль левой стены, узел расчета – перед фасадной стеной. Такая схема размещения считается традиционной, хотя в нее могут вносится и определенные изменения.  
 
Трудной задачей при планировке отделов является привлечение покупателей в углы торгового зала, которые обычно психологически покупатели обходят стороной. Поэтому рекомендуется размещать здесь отделы, которые покупатель сразу видит и знает (винный отдел, отдел кулинарии или свежевыпеченных изделии, иногда молочные товары). 
 
По вопросу размещения отдела непродовольственных товаров существуют различные точки зрения. Он может быть выделенным, не иметь пространственных границ и сочетать оба эти метода. 
 
Наилучший результат достигается при комбинированном методе, когда сопутствующие непродовольственные товары размещают по всему торговому залу (кофейные чашки рядом с кофе, стаканы рядом с соками и т.п.), товары, явно не являющиеся сопутствующими, продаются в отдельной секции (книги, игрушки, хозтовары и т.п.). [5, с. 66-68] 
 
         В магазине необходимо предусмотреть кассовые зоны (на каждые 100 мплощади – один кассовый терминал, хотя все зависит от проходимости магазина; иногда, при большой проходимости, на эту площадь требуется 3-4 терминала), двусторонние стеллажи, кассовые боксы, программное обеспечение, тележки, корзины, охлаждаемые горки, морозильные ванны. [7, с. 24] 
 
Об эффективности использования площади торгового зала судят по коэффициенту установочной площади. 
 
Если значение коэффициента установочной площади низкое (меньше 0,25), то это говорит о нерациональном использовании торговой площади из-за небольшого количества оборудования. Если же значение коэффициента завышено (более 0,35), то это может привести к неудобствам для покупателей, поскольку недостаточная ширина проходов между оборудованием в таком случае будет препятствовать их свободному перемещению. 
 
Этот показатель может изменяться в зависимости от размера магазина (чем больше торговая площадь, тем, как правило, меньше доля установочной площади) и от его специализации. 
 
Наряду с рациональным использованием торговой площади под установку оборудования в магазине необходимо максимально эффективно использовать ее под выкладку товаров. Это достигается за счет применения оборудования, имеющего большую экспозиционную площадь. 
 
Этот показатель зависит от видов и типов применяемого для выкладки товаров оборудования, а также от его габаритов и количества элементов, увеличивающих экспозиционную площадь (полок, корзин и т. п.). Оптимальным между экспозиционной площадью и площадью торгового зала в магазине самообслуживания считается соотношение, 0,7. 
 
Увеличение коэффициента экспозиционной площади за счет применения островных горок и стеллажей большой высоты может  привести к ухудшению обозримости товаров, вызвать неудобства при их выкладке, а также затруднить отбор товаров покупателями. [11] 
 
В зависимости от размера торгового зала и форм специализации магазина рекомендуются следующие показатели  и  для магазинов самообслуживания (таблица 3). [5, с. 54] 
Таблица 3 – Примерные оптимальные показатели коэффициентов установочной и экспозиционной площадей в магазинах самообслуживания 

Информация о работе Оценка устройства и оборудования торгового зала магазина (на примере «Универсама» № 4 ОАО «Заднепровье»)