Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:27, курсовая работа
Общие тенденции концентрации и специализации рыночной конъюнктуры формируют объективные предпосылки исследования взаимодействия между производителем и покупателем на микроуровне рыночной системы с учетом базовых принципов современной концепции маркетинга. Синтезирующая направленность различных точек зрения по данному вопросу проявляется в смещении приоритетов от количественного исследования структурного состава внешней среды организации к качественному анализу обменных рыночных процессов с включением новых групп переменных, позволяющих учитывать специфику отрасли, ресурсов производителя и потребностей покупателя.
Общие
тенденции концентрации
и специализации
рыночной конъюнктуры.
1.
Общие тенденции концентрации.
Общие тенденции концентрации и специализации рыночной конъюнктуры формируют объективные предпосылки исследования взаимодействия между производителем и покупателем на микроуровне рыночной системы с учетом базовых принципов современной концепции маркетинга. Синтезирующая направленность различных точек зрения по данному вопросу проявляется в смещении приоритетов от количественного исследования структурного состава внешней среды организации к качественному анализу обменных рыночных процессов с включением новых групп переменных, позволяющих учитывать специфику отрасли, ресурсов производителя и потребностей покупателя. Это является следствием закономерного перехода от индустриально-экономической парадигмы стратегического управления, рассматривающей деятельность предприятия через призму факторов внешней среды и отраслевых показателей, к новой парадигме управления, ориентированной на ресурсный потенциал и внутренние возможности предприятия. Необходимость интеграции указанных подходов в целостную теорию объясняется с позиций общесистемных принципов взаимозависимости и взаимообусловленности объекта (организации), который рассматривается как система, и его среды (рынка), исследуемой как надсистема для данного объекта. При этом ключевым для создания логически целостного механизма описания рынка будет являться понимание единства анализа – декомпозиции структуры рынка до элементарного уровня “производитель-покупатель ”и последующего синтеза полученных элементов в рыночную систему.
Формирование
исходных знаний о рыночной
системе посредством анализа
предполагает ее
С
учетом этого детерминация
Необходимость детального изучения причинно-следственных связей между структурными единицами данной модели вытекает из общих закономерностей концентрации и специализации и ставит задачи выявления эндогенных факторов их возникновения с учетом специфики конкретного рынка. На промышленных рынках отмеченные тенденции проявляются в виде персонификации рыночного предложения для каждого конкретного покупателя. На рынках конечных потребителей альтернативным вариантом создания дифференцированного предложения служит сегментирование покупательских потребностей и выделение целевых покупательских сегментов. Таким образом, понимание специфики обменных процессов будет лежать в плоскости исследования побудительных мотивов субъектов рынка, внутренних законов их формирования для каждого конкретного случая взаимодействия покупателя и производителя C (Customer) – P (Product) – S (Supplier).
В
результате анализа отдельно
взятой структурной единицы C
– P – S должен быть получен
набор вербальных критериев,
Таким
образом, необходимость учета
действия неценовых факторов, нейтрализующих
влияние цены, формирует объективные
предпосылки включения в
Представленная модель отражает комплексность и неоднозначность понятия “товар”, который будет оцениваться потребителем с точки зрения его ценности, а производителем с точки зрения стоимости затраченных ресурсов. Следует отметить, что понятия ценности и стоимости имели различное толкование в работах таких экономистов как А.Смит, Д.Рикардо, Т.Мальтус, К.Маркс, Дж.С.Милль и др. Английские классики политической экономии В. Петти, А. Смит, Д. Риккардо понимали под стоимостью воплощенный в товаре общественный труд. Таким образом, равенство продуктов по их стоимости означает, что в них заключено одинаковое количество труда. Очевидно, что при этом полностью элиминировалась неоднородность покупательских потребностей, которая могла коренным образом повлиять на процесс обмена. Основатели австрийской школы предельной полезности К. Менгер, О. Бём-Баверк и Ф. Визер дали объяснение стоимости (ценности) и цены благ и услуг с позиции экономической психологии покупателя, потребителя полезных вещей. Ценность блага сводилась к пониманию человеком значения потребляемой вещи для его жизни и благосостояния. Основное противоречие двух направлений заключалось в различиях эндогенного объяснения стоимости товара, которое осуществлялось либо со стороны производителя, либо со стороны покупателя. Комплексный подход к анализу обменных процессов требует разграничения данных понятий, поэтому в этом контексте под стоимостью будем понимать денежную оценку затраченных ресурсов, а под ценностью – денежную оценку предельной полезности товара для конкретного покупателя.
Анализ
соотношения между ценностью
и стоимостью приводит к
Проецирование
системы “товар” на систему
координат “покупатель”
Следует
отметить, что конечный потребитель
часто является единственным
лицом, оценивающим товар
В системе “производитель” проекция системы “товар” описывается координатами “ресурсы” и “стоимость ресурса”, которые определяют вид и стоимость ресурсов, используемых для создания покупательской ценности. Следовательно, закон спроса и предложения будет в той или иной степени отражать зависимость между “денежной оценкой ценности” товарного предложения покупателем, и “денежной оценкой стоимости” и оценкой желаемой нормой прибыли производителем. Взаимообусловленность процессов формирования ценности и стоимости товара требует установления причинно-следственных связей между ними с учетом динамики их изменения и анализа механизма их координации во времени. Согласно современной концепции маркетинга в качестве инициирующих факторов обменной деятельности необходимо рассматривать покупательские потребности, а в качестве исходного направления – формирование ценности товара для покупателей. Необходимо отметить, что процесс создания потребительской ценности представляет собой многомерный и циклический процесс. Единичный цикл данного процесса можно условно представить в виде вектора, начало которого будет совпадать с неосведомленностью покупателя о товаре, а конец с готовностью совершить покупку данного товара. Текущее значение этого вектора будет характеризовать степень готовности покупателя приобрести товар в данный момент. Очевидно, что данное значение отражает кумулятивный эффект, полученный в результате всех контактов между покупателем и производителем, совершенных к настоящему моменту времени (Рисунок 4).
Каждый
вектор единичного (единовременного)
контакта, в свою очередь, может
быть задан в пространственно-
Таким
образом, структурная
Исследование
текущего и перспективного
Представление рынка предприятия в виде элементарных связей “заказчик-товар” позволяет выявить внутренние законы формирования индивидуального спроса, но в тоже время требует снижения разнообразия управляемой системы и повышения нормы управляемости за счет агрегирования схожих структурных единиц в отдельные сегменты.
Переход
к синтезу структуры
Информация о работе Общие тенденции концентрации и специализации рыночной конъюнктуры