Образовательный модуль 3. икт в профессиональной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:55, лекция

Краткое описание

В рамках этого образовательного модуля предполагается познакомить специалистов в области государственного и муниципального управления с практическим применением информационных технологий в сфере управления.

Файлы: 1 файл

модуль 3_2 .doc

— 1.05 Мб (Скачать)


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ  МОДУЛЬ 3.

ИКТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Введение

В рамках этого образовательного модуля предполагается познакомить специалистов в области государственного и муниципального управления с практическим применением информационных технологий в сфере управления.

Управление – это совокупность целенаправленных скоординированных действий, ориентированных на достижение тактических или стратегических целей  организации или субъекта управления.

Любой процесс управления связан с информационным обменом, который заключается в периодическом осуществлении следующих процедур:

      сбор информации о текущем состоянии управляемого объекта;

      анализ полученной информации и сравнение текущего состояния с желаемым;

      выработка управляющего воздействия с целью перевода управляемого объекта в желаемое состояние;

      передача управляющего воздействия объекту.

Процесс управления нуждается в предоставлении своевременной, достоверной и полной информации, т. е. информационном обеспечении. Более того, в задачах управления информация является предметом труда и одновременно средством и продуктом труда. 

Информационная технология (ИТ) — процесс, использующий совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления и обработки информации на базе программно-аппаратного обеспечения для решения задач управления экономическим объектом. Таким образом, применение информационных технологий в управлении – это основной резерв повышения качества принимаемых решений и скорости реагирования системы управления.

Поскольку принятие управленческого решения – это результат анализа и обработки информации, специалист в области управления нуждается в предоставлении своевременной, достоверной и полной информации, т. е. информационном обеспечении. Именно эту задачу и призвано решить внедрение ИКТ в государственное и муниципальное управление.

Несмотря на огромное многообразие современных информационных систем и информационных технологий, можно выделить следующие основные  технологии, которые неизбежно входят как составляющие в большинство информационных систем, применяемых в управлении:

1.    Сбор, хранение, передача и извлечение данных, основанные на технологии баз данных.

2.    Документационное сопровождение процессов управления, электронный документооборот.

3.    Сетевые технологии, Интернет/Интранет, как среда передачи данных и среда принятия решений.

4.    Методы углубленного анализа данных с целью выявления скрытых знаний, экспертные системы и системы поддержки принятия решений.

5.    Вспомогательные технологии, например, для описания бизнес-процессов и их реинжиниринга с последующей корректировкой документооборота.

6.    Технологии защиты информации от несанкционированного доступа, спама, вирусных атак и действий злоумышленников и хакеров.

В небольшой по объему статье невозможно даже кратко остановиться на всех аспектах применения ИКТ в управлении. Поэтому мы рассмотрим только некоторые, наиболее актуальные в данный момент, проблемы внедрения ИКТ в государственное и муниципальное управление и обсудим следующие вопросы:

1.    Почему на современном этапе развития государственной системы управления нельзя обойтись без внедрения ИКТ? Как оценить степень «зрелости» электронного правительства в регионе?

2.    Какие преимущества дает специалистам в области управления система электронного документооборота и какие проблемы придется решать при ее внедрении?

3.    Как защитить электронные  документы от несанкционированного доступа и удостовериться в подлинности электронного документа?

При подготовке этой статьи широко использовались  материалы, размещенные в сети  Интернет (как правило, ссылки на эти ресурсы приведены непосредственно в тексте), и литература, приведенная в списке ниже.

Список использованной литературы

  1. Граничин О. Н., Кияев В. И. Информационные технологии в управлении. Интернет ресурс  http://www.intuit.ru/department/itmngt/itmangt/
  2. Румянцева Е. Л,.  Слюсарь В. В. Информационные технологии. М.: ИД «Форум»:  ИНФРА – М, 2007.
  3. Саак А. Э., Пахомов Е.В., Тюшняков В.Н. Информационные технологии управления. СПб: Питер, 2008.
  4. Титоренко Г. А. Информационные технологии управления. М.: ЮНИТИ, 2007.


1. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ КАК
СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

1.1.  Почему на современном этапе развития государственной системы
управления необходимо внедрять ИКТ?

Развитие муниципальных и региональных информационных систем управления является сегодня актуальной задачей, поскольку эти системы являются составной частью государственной системы управления.

Как известно, в декабре 2009 г. было принято Постановление правительства РФ от 25.12.2009 № 1088  «О единой вертикально интегрированной государственной автоматизированной информационной системе ”Управление”» (полный текст постановления можно найти по электронному адресу:  http://www.government.ru/gov/results/8819/). 

Система «Управление» предназначена для решения следующих задач:

    обеспечения информационно-аналитической поддержки принятия высшими органами государственной власти решений в сфере государственного управления, а также планирования деятельности этих органов;

    осуществления мониторинга, анализа и контроля исполнения принятых указанными органами решений, реализации основных направлений деятельности правительства Российской Федерации, выполнения приоритетных национальных проектов, повышения эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Другой побудительной причиной, требующей безотлагательного внедрения информационный технологий в практику муниципального управления, является последовательная реализация Концепции административной реформы в Российской Федерации, одобренной Распоряжением правительства РФ 25 октября 2005 г. № 1789-р, и закрепленной Постановлением правительства  РФ от   9 июня 2010 г.    № 403 «О внесении изменений   в федеральную целевую программу "Электронная Россия”    (2002 – 2010 годы)».  В последнем документе в качестве задачи программы, в частности, заявлен переход на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти; развитие инфраструктуры доступа к государственным и муниципальным услугам и к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; обеспечение решения задач государственного управления с использованием элементов электронного правительства; развитие инфраструктуры электронного  правительства.

Пятиэтапный план перехода к электронному правительству определен Распоряжением правительства РФ от 17 октября 2009 года № 1555-р. Согласно этому плану к 2014 г. федеральные и муниципальные органы власти должны предоставлять в электронном виде уже 74 госуслуги (текст этого документа можно найти на сайте http://region.adm.nov.ru/upload/1_files/1555.htm).

Третьей насущной проблемой, требующей безотлагательного применения информационных технологий в управлении, является организация электронных государственных закупок. Этот сегмент экономики является важнейшим элементом рынка B2G, наиважнейшим элементом электронной торговли по объему оборота средств, а по степени его организации судят о том, насколько государство продвинулось по пути создания электронного правительства.

Государственные закупки, составляющие основную часть расходов государственных ведомств, организаций и учреждений для осуществления государственных функций, выступают в качестве одного из важных факторов формирования среды ожидания для устойчивого развития национальной экономики в долгосрочном периоде и обеспечения притока инвестиций в приоритетные ее отрасли.

Мировая практика выработала достаточно надежный метод решения задачи оптимизации государственных закупок и борьбы с коррупцией — законодательно закрепленное проведение открытых торгов (конкурсов).

С 1 января 2010 г. федеральные ведомства обязаны закупать на пяти электронных торговых площадках (ЭТП Сбербанка, правительства Москвы, Татарии, РТС и ММВБ)  товары и услуги из перечня, утвержденного Распоряжением правительства № 1996-р от 17 декабря 2009 г. Перечень содержит 23 позиции, начиная с сырой нефти, автомобилей и продуктов питания и заканчивая услугами по канализации. С 1 июля 2010 г. вступил в силу расширенный список, утвержденный Распоряжением правительства № 236 от 27 февраля 2008 г.. В него вошло более полусотни кодов экономической деятельности по общероссийскому классификатору, охватывающих подавляющее большинство товаров и услуг, закупающихся для госнужд. Предполагается, что с 2011 г. перечень станет обязательным для региональных и муниципальных структур. Пока размещение госзаказа на ЭТП было добровольным, ведомства не торопились на биржу. В 2011 г. положение кардинально изменилось.

Становление электронной торговли для государственных нужд в России долгое время сдерживалось из-за отсутствия в федеральном законодательстве норм, регламентирующих применение электронного формата госзакупок. Действовавшее законодательство четко очерчивали «бумажные» процедуры госзакупок. Электронные же госзакупки лишь в отдельных звеньях поддерживались соответствующими нормативно-правовыми актами.

Положение решительно изменилось в 2006 г., когда вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации № 94-ФЗ от 21 июля 2005 г. «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». К сожалению, этот закон был достаточно противоречивым, содержал обязательное требование «бумажной» формы документооборота при проведении госзакукок. Несовершенство закона № 94-ФЗ и острота проблемы достаточно эффективного проведения госзакупок привели к тому, что за неполные пять лет к этому закону вышло 19 поправок. Последнюю редакцию этого закона со всеми поправками можно найти на сайте http://www.gov-zakupki.ru/zakon/2 .

Проблема перехода к электронному формату государственных закупок требует внедрения систем электронного документооборота в органах регионального и муниципального управления (поскольку только в этом случае всегда можно проследить всю историю создания и продвижения документов), широкого применения технологии цифровой электронной подписи для аутентификации документа и технологии криптографической защиты документов. 

Можно сказать, что внедрять информационные технологии в государственное и муниципальное управление сегодня настолько же необходимо, как было необходимо внедрять программу  «1С» в деятельность бухгалтерий в 1995 – 1996 г. Без внедрения ИКТ в сферу управления органы регионального и муниципального управления просто не смогут функционировать в ближайшей перспективе.

 

1.2. Как оценить степень «зрелости» электронного правительства в регионе?

Несмотря на очевидный рост внимания правительства РФ к вопросам информатизации управления, особенно после 2009 г., в рейтинге зрелости ЭП (индекс E-government Readiness Index), ежегодно рассчитываемом ООН для всех стран — членов ООН, и в комплексе, учитывающем уровень развитости веб-услуг, развитость телекоммуникационной инфраструктуры и готовность граждан пользоваться информационными услугами, по состоянию на 1 января 2011 г. Россия занимает 59-е место рядом с такими странами, как Белоруссия и Украина (более полный обзор рейтинга стран по уровню зрелости перехода к электронному правительству можно найти в статье  Е. Гребнева http://www.cnews.ru/reviews/free/gov2010/articles/articles7.shtml). 

Еще одним показателем уровня развития информационных технологий управления в стране может служить рейтинг стран по уровню развития электронного правительства, который ежегодно рассчитывает университет Васэда (Япония) для 50 стран. Учитываются следующие показатели:

      наличие современной инфраструктуры, позволяющей сделать электронные госуслуги доступными для всех граждан страны;

      уровень оптимизации механизмов государственного управления с помощью ИКТ;

      удобный и доступный интерфейс для 9 основных электронных услуг;

      наличие и функционал национального портала государственных услуг;

      правительственная ИТ-стратегия и наличие лица, отвечающего за ее осуществление;

      реклама и продвижение услуг электронного правительства;

      вовлечение граждан в работу электронного правительства.

Полный ежегодный рейтинг стран мира на 2011 г, рассчитанный университетом Васэда, по уровню развития электронного правительства, включающий в себя 50 государств можно найти на сайте http://www.gosbook.ru/node/17419.

Правительство РФ также ведет свой рейтинг  зрелости электронного правительства в субъектах  РФ. Лидером здесь является Республика Татарстан. Свердловская область  на 1 января 2011 г. занимает 19 – 20-е место в России и 3-е место в Уральском федеральном округе после Ямало-Ненецкого АО и Челябинской области (полный рейтинг субъектов РФ по уровню внедрения электронного правительства можно найти на сайте http://www.gosman.ru/electron?news=4920).

Успех  применения информационных технологий в государственном и муниципальном управлении зависит не только от готовности аппарата управления, но и от готовности населения пользоваться электронными услугами. Оценить степень готовности населения к использованию ИКТ-технологий можно достаточно просто, использую онлайн-статистику, которую предоставляют поисковые веб-серверы, например Яндекс.

Информация о работе Образовательный модуль 3. икт в профессиональной деятельности