Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 21:21, реферат
Цель настоящей работы - изучение составляющих эффективного взаимодействия во время личных контактов с работниками организации, и возникающих при этом определённых проблем. В соответствии с поставленной целью в работе решены следующие задачи теоретического характера:
- определение коммуникации в современной организации. Т.е. задание определённых рамок излагаемого материала.
- особенности межличностных коммуникаций которые заключаются в понимании работником существа своей работы и своих обязанностей, способности принимать решения и достигать производительности что в сою очередь в целом зависит от качества и объема получаемой им информации. Коммуникация, прежде всего - передача информации. Для эффективного общения во время личных контактов требуется умение настроится на "позитивную волну" и способность воспринимать сообщения в целом, а не только содержащиеся в них слова.
- Повышение эффективности коммуникации на уровне отдельного сотрудника. Эффективность внутриорганизационной коммуникации или то, насколько затрачиваемые на этот процесс организационные ресурсы способствуют реализации организационных целей зависит, в частности, от минимизации риска неисполнения межличностных коммуникативных целей. Что возможно путём снижения проблем обусловленных коммуникационными барьерами т.е. формирование коммуникативных навыков у работников. Здесь, это понятие, следует понимать как совокупность представлений об успешных и неуспешных коммуникативных тактиках, ведущих или не ведущих к реализации соответствующих коммуникативных стратегий как средства достижения цели.
Раздел 1. Коммуникация в современной организации
1.1. Цели коммуникации и человеческие потребности
1.2. Роль коммуникации в управлении персоналом
Раздел 2. Особенности межличностных коммуникаций
2.1. Вербальная коммуникация
2.2. Невербальная коммуникация
Раздел 3. Успешность коммуникации на уровне отдельного сотрудника
3.1. Стратегия и тактика в коммуникативном процессе
3.2. Повышение эффективности межличностной коммуникации
Заключение
Список использованной литературы
Коммуникативная тактика, в противовес стратегии, как общей канве коммуникативного поведения, рассматривается как совокупность практических ходов в реальном процессе речевого взаимодействия. Коммуникативная тактика - более мелкий масштаб рассмотрения коммуникативного процесса, по сравнению с коммуникативной стратегией. Она соотносится не с коммуникативной целью, а с набором отдельных коммуникативных намерений.
В идеале каждый работник в той или иной должен обладать определенными коммуникативными навыками, то есть, он должен
· уметь эффективно
формировать коммуникативную
· уметь эффективно пользоваться разнообразными тактическими приемами коммуникации;
· уметь эффективно представлять себя (или свою компанию) как участника коммуникативного процесса.
Под эффективностью
здесь подразумевается
Эффективность
внутриорганизационной
Под индивидуальными
факторами понимается все то, что связано
с сотрудниками организации, их способностью
и мотивацией участвовать в информационном
обмене.
3.2. Повышение эффективности
межличностной коммуникации
Существует несколько хорошо апробированных стратегий, которые позволяют достаточно успешно преодолевать коммуникационные барьеры и повышать эффективность коммуникации на уровне сотрудников организации.
Во-первых, организации должны обратить специальное внимание именно на развитие коммуникационных навыков своих сотрудников. К числу наиболее важных навыков относятся: активное слушание Смысл активного слушания как приема коммуникации состоит в способности слушателя помочь говорящему сказать именно то, что он намеревался сказать. Существует несколько принципов активного слушания:
· не перебивать
говорящего, не начинать говорить, пока
говорит собеседник;
· расположить
собеседника к себе, создать атмосферу
дружелюбия;
· нейтрализовать
отвлекающие факторы, избегать постороннего
вмешательства;
· продемонстрировать
симпатию и заинтересованность к собеседнику;
· быть терпеливым
и избегать споров на этапе получения
информации;
· задавать вопросы.
Профессор Кит Дэвис приводит 10 правил эффективного слушания Мескон М. Основы менеджмента стр. 202. Прочитав очередное правило, на минуту прервитесь, вообразите разговор с конкретным человеком и представьте, как вы пользуетесь только что прочитанным правилом. .
1. Перестаньте
говорить. Невозможно слушать, разговаривая.
Полоний (Гамлету): "Дай каждому твой
слух, но никому--твой голос".
2. Помогите говорящему
раскрепоститься. Создайте у человека
ощущение свободы. Это часто называют
созданием разрешающей атмосферы.
3. Покажите говорящему,
что вы готовы слушать. Необходимо выглядеть
и действовать заинтересованно. Не читайте
почту, когда кто-либо говорит. Слушая,
старайтесь понять, а не искать поводов
для возражений.
4. Устраните
раздражающие моменты. Не
5. Сопереживайте
говорящему. Постарайтесь встать в положение
говорящего.
6. будьте терпеливым.
Не экономьте время. Не прерывайте говорящего.
Не порывайтесь выйти, не делайте шагов
в направлении двери.
7. Сдерживайте
свой характер. Рассерженный человек
придает словам неверный смысл.
8. Не допускайте
споров или критики. Это заставляет говорящего
занять оборонительную позицию, он мо-жет
замолчать или рассердиться. Не спорьте.
Имен-но победив в споре, вы проиграете.
9. Задевайте
вопросы. Это подбадривает
10. Перестаньте
говорить! Это наставление идет и первым,
и последним, ибо все остальные зависят
от него. Вы не сможете эффективно слушать,
если будете разговаривать.
Помимо умения активно слушать существует еще ряд навыков, которые можно использовать для снижения вероятности возникновения барьеров и для повышения отдачи межличностных коммуникаций.
Прояснение своих
идеи перед началом их передачи.
Прояснение собственных идей перед их
передачей означает, что вам необходимо
систематически обдумывать и анализировать
вопросы, проблемы или идеи, которые вы
хотите сделать объектами передачи. Для
любой передачи в адрес вышестоящего руководителя,
подчиненного или коллеги вам в принципе
нужна определенная тема как объект передачи.
Примеры тем для передачи.
1. Сообщение
работникам о своем понимании
предстоящих изменений в
2. Получение
от вашего руководителя
3. Сообщение
руководителю о проблеме, с которой
вы столкнулись.
4. Обсуждение с
подчиненным менее чем удовлетворительных
результатов его работы.
5. Поощрение
подчиненного похвалой и
6. Сообщение
работникам об идее, над которой
им следовало бы, по вашему
мнению, подумать.
7. Выяснение реакции
работников на ваши идеи.
8. Сообщение
руководителю другого отдала
об изменениях, возможность которых
рассматривает ваш отдел, и
выяснение его мнения о том,
как это может отразиться на
работе его отдела.
9. Сообщение
подчиненным о новых целях или системе
приоритетов.
10. Сообщение
секретарю о важнейших делах
текущей недели.
Восприимчивость к потенциальным семантическим проблемам.
Не жалейте сил на то, чтобы исключить из сообщения двусмысленные слова или утверждения. Употребляя точные слова, а не общего характера, вы выигрываете в результативности.
"Взгляд со
стороны" Следите за
Излучение эмпатии и открытости. Эмпатия - это внимание к чувствам других людей, готовность "влезть в их шкуру". Это все равно что спрашивать самого себя: "Кто этот человек, к которому я собираюсь обратиться? Каковы его потребности и интересы? В каком он -сегодня настроении?" Активно пользуясь эмпатией при обмене информацией, мы пытаемся соответствующим образом настроить принимающую сторону и приспособить вариант кодирования и передачи сообщения к индивиду или группе и ситуации. Удачное применение эмпатии может заметно уменьшить возможность неверного понимания при декодировании сообщения принимающей стороной.
Например, некоторые люди предпочитают структурированность, детальность и повторения. К таким людям, вероятно, наиболее эффективно было бы обратиться с письмом или подробным меморандумом. Другие, напротив, не любят структурированности и детальности сообщений. В этом случае наиболее подходящей была бы неформальная беседа. Некоторые люди чувствуют себя тревожно или небезопасно в определенных ситуациях или остро реагируют на критику. Они могут реагировать избирательно или неправильно истолковывать предложения по усовершенствованию, если они не представлены в дипломатичной и обещающей поддержку манере. Эмпатия означает также честную попытку увидеть ситуацию, поднимаемые вопросы и проблемы с точки зрения другого человека.
Эмпатия при обмене информацией подразумевает также поддержание открытости в разговоре. Старайтесь избегать скороспелых суждений, оценок и стереотипов. Вместо этого старайтесь увидеть, прочувствовать и понять ситуацию и затрагиваемые проблемы в контексте собеседника. Это вовсе не означает, что вам следует соглашаться с тем, что говорит собеседник. Это значит только, что вы пытаетесь понять его слова.
Установления обратной связи. Обратная связь, делающая процесс коммуникации двусторонним, значительно повышает его эффективность, поскольку дает возможность уточнения полученного послания. Эффективная обратная связь должна:
· быть своевременной,
т.е. не задерживаться от момента
получения оригинального послания;
· содержать
перефразированное оригинальное послание;
· включать уточняющие
вопросы;
· не давать оценок
оригинальному посланию.
Существует ряд способов установления обратной связи. Один из них -- задавать вопросы. Для сравнения услышанного с тем, что именно вы изначально намеревались сообщить.
Другой способ задавать вопросы -- заставить человека пересказать ваши мысли. Вы можете сказать, например: " я не уверен, что охватил все моменты, поэтому будьте добры рассказать мне, что вы считаете наиболее важными вопросами в связи с проектом, над которым вам предстоит работать?"
Еще один способ создания обратной связи заключается в оценке языка поз, жестов и интонаций человека, которые как будто указывают на замешательство или непонимание. Например, если вы даете новое задание работнику, не появляется ли в выражении его лица напряженность? Не заметно ли в нем легкое раздражение, не смотрит ли человек вниз, слушая вас? Эти сигналы, если они присутствуют, должны сообщить вам, что человек, может быть, не вполне понимает задание или расстроен им. Может случиться, что работник отреагирует на ваши слова с колебаниями в голосе. Любой из этих знаков -факт обратной связи, свидетельствующий о возможной неудовлетворенности или непонимании. Если вы чувствуете это, можно прибегнуть к методам задавания вопросов, описанным выше.
Ещё один способ
установления обратной связи - проведение
с подчиненными политики открытых дверей.
Пусть они знают, что вы готовы обсудить
с ними любые вопросы, затрагивающие их
интересы, и подкрепить свои слова действиями.
Если работнику, пришедшему поговорить
с вами, вы сообщаете о том, что заняты,
ваши подчиненные узнают "реальный"
стиль вашего управления. С другой стороны,
вы не хотите, чтобы вас без конца прерывали.
Поэтому вы, к примеру, можете выделить
определенный час в течение дня, когда
вы готовы выслушать подчиненных по любому
интересующему их вопросу.
Во-вторых, очень
важно обеспечить развитие у сотрудников
чисто- технических навыков коммуникации:
владение электронной почтой, умение пользоваться
факсом, писать меморандумы.
В-третьих, руководство
должно создавать управленческие системы
и формировать культуру, поощряющую открытую
коммуникацию в организации. Современные
организации используют такие методы
поощрения информационного обмена, как
корпоративные "горячие линии", дающие
каждому сотруднику возможность высказать
свои мысли или задать вопросы в любое
время, совместные завтраки или обеды
с участием сотрудников различных отделов
и уровней, совместные поездки на экскурсии,
пикники и т.д.
Заключение
Эффективная коммуникация в силу ряда причин очень важна для успеха в управлении как организационной системой в целом так и её частными подсистемами. Во-первых, решение многих управленческих задач строится на непосредственном взаимодействии людей (начальник с подчинённым, подчинённые друг с другом) в рамках различных событий. Во-вторых, межличностная коммуникация, возможно, является лучшим способом обсуждения и решения вопросов, характеризующихся неопределённостью и двусмысленностью.
Управление в организации осуществляется через людей. Одним из важнейших инструментов управления в руках руководителя является находящееся в его распоряжении данные. Преобразуя их в информацию и передавая её , а также получая обратные сигналы, он организует, руководит и мотивирует подчинённых. Многое зависит от его способности передавать информацию таким образом, чтобы достигалось наиболее адекватное восприятие данной информации теми, кому она предназначена.
Информация о работе Межличностные коммуникативные связи и эффективность управления персоналом