Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 12:07, курсовая работа
Цель курсовой работы – определить коммуникативные особенности управления организацией.
Введение 3
1. Понятие межличностных коммуникаций 5
2. Роль межличностных коммуникаций в деятельности организации 10
3. Практическое применение методов развития коммуникационных сетей в организации 17
Заключение 22
Список использованных источников 25
Приложения 27
Во втором случае, понимание межличностно – коммуникативного успеха предусматривает «выигрыш» для обеих сторон. Очевидно, именно такой результат может считаться идеальным исходом межличностной коммуникации в управленческом процессе.
Представляется возможным выделить следующие условия успешной межличностной коммуникации:
1) наличие коммуникативной интенции – желания передать необходимую информацию;
2) открытость к восприятию социальных статусно – ролевых различий участников;
3) умелое использование
полученной информации, ее корректной
интерпретации, которая во
4) обратной связи на
основе коммуникативной
Необходимо рассмотреть
параметры коммуникативных
1. Проявление высокой
степени индивидуализма –
2. Конфликтность –
В этой связи следует заметить, что некоторые руководители считают «продуктивным лишь жесткий стиль общения, полагая, что вежливость будет интерпретирована другой стороной как слабость и, что только язык силы способен вызвать у другой стороны уважение» [2, c. 293].
3. Важным для адекватной
межличностной коммуникации
4. Одним из параметров
коммуникативной стратегии
Общепринятым является мнение,
что для одной категории
Такая категория может рассматриваться в двух аспектах:
а) скорость перехода к основной теме разговора;
б) прямота, как составляющая
коммуникативной стратегии, может
также рассматриваться как
В качестве составляющей коммуникативной
стратегии рассматривается
Участники межличностной коммуникации различаются с точки зрения порядка вступления в коммуникацию: а) очередности мены коммуникативных ролей; либо б) перебивания друг друга; либо в) способности выслушать реплику собеседника и т. д.; г) размера /объема репликового шага.
Коммуникативные стратегии также включают 6) сигналы желания или нежелания вступать в межличностную коммуникацию и использования молчания. Рассмотрим более подробно три позиции[3, c.123].
При нежелании одной из сторон в системе: «руководитель – подчиненный» общаться выделяются три возможные стратегии:
а) не вступление в коммуникацию;
б) неохотное вступление, сопровождающееся пассивным коммуникативным поведением;
в) попытка дисквалифицировать коммуникативный процесс.
Первая позиция – в ситуации, когда одна из сторон пытается избежать коммуникации, инициируемой другой стороной, может возникать по разным причинам:
- из боязни общения
с представителем другой
Вторая позиция - – если, не желая вступать в процесс коммуникативного взаимодействия, одна из сторон все же принимает попытку другой стороны установить с ним контакт, то он, как правило, выбирает путь наименьшего сопротивления в надежде, что общение это будет непродолжительным. При попытке дисквалифицировать коммуникацию субъект прилагает усилия, чтобы создать впечатление ее неадекватности, например, притворяясь, что плохо себя чувствует, болит горло, устал, нервничает и т.д. Можно притвориться и не понимать о чем идет речь.
Третья позиция – формы не вступления в коммуникацию могут пониматься и более широко, как стремление создать иллюзию общения, передав при этом как можно меньше информации. Типичным примером являются некоторые формы дискурса – использование общих слов или запутанной терминологии для того, чтобы утаить истинность необходимой или полезной информации.
В то же время в каждом участнике коммуникативного акта имеются присущие только ему социально – культурные значения, непосредственно закрепленные в языке, моральных нормах, убеждениях, особенностях коммуникативного поведения и т. п.
Именно выбор тем и
коммуникативных стратегий, контекст,
способ передачи сообщений, условия
их передачи, способ кодирования и
декодирования необходимой
Таким образом, коммуникативные
стратегии в управленческом процессе
необходимо использовать сознательно
и целенаправленно. При наличии
эффективных коммуникативных
3. Практическое применение методов развития коммуникационных сетей в организации
Управление организационными коммуникациями способствует созданию благоприятных коммуникационных условий для повышения эффективности деятельности машиностроительных предприятий. В приложении 1 представлен организационно-экономический механизм управления коммуникациями, представляющий собой совокупность организационных и экономических форм, структур, методов и инструментов управления, позволяющих принимать обоснованные решения и осуществлять необходимые воздействия на всех этапах управления коммуникациями.
На первом этапе проводится оценка эффективности организационных коммуникаций и определяются информационные и коммуникационные потребности предприятия. Полученные данные служат информационной базой для разработки коммуникационной стратегии - устойчивой линии осуществления коммуникационных взаимодействий в течение продолжительного временного интервала для реализации долгосрочных интересов развития предприятия за счет расширения коммуникационных возможностей и минимизации (или устранения) разрыва между коммуникационными потребностями и сложившимся уровнем коммуникаций. Управление коммуникациями осуществляется непрерывно: после определения эффективности коммуникационных мероприятий повторяется этап оценки и вносятся коррективы в коммуникационную стратегию.
В приложении 2 показана последовательность этапов процедуры интегральной оценки эффективности организационных коммуникаций.
Объект нашего исследования
– предприятия
Для предприятий г. Краснодара коэффициент функциональной эффективности согласно данным экспертов составил: 0,739 (МАО «Седин»); 0,748 (ОАО «Компрессорный завод»); 0,761 (ОАО «Импульс»). Во всех трех случаях низкие оценки были получены при ответах на вопросы, касающиеся, во-первых, информирования персонала о деятельности предприятия в целом – планах на будущее, причинах решений, целях; во-вторых – участия персонала в принятии решений и организации обратной связи руководства с сотрудниками; в-третьих, взаимодействия и обратной связи с потребителями. Руководители высшего и среднего звена низко оценили горизонтальные связи и межфункциональное взаимодействие.
Коэффициент экономической эффективности показывает соотношение выгод и затрат от функционирования организационных коммуникаций и приводится к нормативному уровню экономической эффективности. Уровень экономической эффективности коммуникаций, по экспертным оценкам высшего руководства, составляет для предприятий соответственно 0,72; 0,65; 0,62. Коэффициент стратегической результативности определяется экспертным путем и в интервале от 0 до 1 и характеризует направленность организационных коммуникаций на достижение целей предприятия. Коэффициент стратегической результативности, по экспертным оценкам высшего руководства, составляет 0,56 для МАО «Седин», 0,52 для ОАО «Компрессорный завод» и 0,55 для ОАО «Импульс». Таким образом, коэффициент интегральной эффективности составляет, соответственно 0,669; 0,652 и 0,641 (все значения соответствуют среднему уровню эффективности коммуникаций).
В силу того, что решения в коммуникационной сфере отличаются повышенной зависимостью от отношения персонала, при определении направлений воздействия на функциональное состояние организационных коммуникаций необходимо использовать инструментарий прогнозирования вероятности успешной реализации коммуникационных мероприятий. Для этого применялся методический подход, разработанный Д.В. Масловым и Э.А. Белокровиным, в основе которого лежит распределение объектов экспертной оценки по зонам (эффективная, рабочая, умеренная, проблемная) в зависимости от показателей согласия в коллективе и адекватности менеджмента.
Низкая вероятность успеха
мероприятий по повышению информированности
сотрудников ОАО «Импульс» и
ОАО «Компрессорный завод» делает их
на настоящий момент нецелесообразными.
Руководство считает, что сотрудникам
достаточно традиционно распространяемой
информации, в то время как сотрудники
заинтересованы в получении дополнительной
информации, касающейся развития предприятия
и планов руководства. Коммуникационные
мероприятия в других направлениях
возможны, но необходимо учитывать
отсутствие согласия в коллективе и
возможность сопротивления. Результаты
исследования свидетельствуют о
первостепенной значимости развития горизонтальных
связей. Для МАО «Седин» в проблемной
и умеренной зонах не находится
ни одной категории. В наибольшей
степени организация
Оценка организационных коммуникаций должна носить регулярный характер, что позволяет выделить мониторинг как инструмент управления, содержанием которого является систематическое наблюдение и анализ динамики развития организационных коммуникаций. Мониторинг коммуникационных процессов будет способствовать накоплению практического опыта в управлении коммуникациями и повышению точности прогнозирования последствий решений.
Рассмотрим алгоритм определения направлений развития организационных коммуникаций (рисунок 3.1.).
Рис. 3.1. Алгоритм определения направлений развития коммуникаций предприятия[14, c.178]
На первом этапе проводится анализ функциональной эффективности коммуникаций, оцениваются параметры внутренней и внешней среды, определяются проблемы, препятствующие развитию предприятия. На втором - предварительно формулируются направления развития организационных коммуникаций. На третьем этапе оценивается воздействие факторов, оказывающих влияние на возможность успешной реализации коммуникационных мероприятий.