Межличностные коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 12:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – определить коммуникативные особенности управления организацией.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие межличностных коммуникаций 5
2. Роль межличностных коммуникаций в деятельности организации 10
3. Практическое применение методов развития коммуникационных сетей в организации 17
Заключение 22
Список использованных источников 25
Приложения 27

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa_-_Vlianie_mezhlichnostnykh_kommunikatsy_n.docx

— 131.99 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

1. Понятие  межличностных коммуникаций 5

2. Роль межличностных  коммуникаций в деятельности  организации 10

3. Практическое  применение методов развития  коммуникационных сетей в организации 17

Заключение 22

Список использованных источников 25

Приложения 27

 

 

 

Введение

 

Важнейшая форма взаимодействия людей – общение.

Способность к общению  всегда относилась к числу наиболее существенных человеческих качеств. Общение  лежит в основе практически всего, что мы делаем. Менеджмент – та сфера  человеческой деятельности, где общение  играет определяющую роль. От того, насколько  грамотно построено общение, зависят  результативность переговоров, степень  взаимопонимания с партнерами, сотрудниками, удовлетворенность своим трудом, морально-психологический климат в  организации. Практически все проблемы бизнеса тем или иным образом  связаны с общением – процессом  передачи идей, мыслей, чувств, доведения  их до понимания другими людьми. Менеджеры расходуют на различные  виды общения в среднем 80% своего рабочего времени.

Понимание процессов передачи информации, закономерностей, существующих в этих процессах, выработка навыков  эффективного взаимодействия с людьми необходимы менеджеру любого уровня. Сегодня опытный руководитель тратит большую часть рабочего времени  на решение финансовых, технических  или организационных проблем, а  на решение психологических задач, возникающих в процессе общения  с подчиненными, коллегами и начальством. Знания и умения в области общения  необходимы  не только менеджерам, но и любому из нас, ибо через общение  человек организует и оптимизирует свою производительную, научную, коммерческую, учебную и любую иную деятельность. Общение позволяет решать не только вопросы организации, но и проблемы его сотрудников.

Коммуникации являются важнейшей  составляющей в деятельности руководителя, поскольку коммуникации – это  обмен информацией между людьми.

Без обмена информацией они  не могут вместе работать, формулировать  задачи и решать их.

Коммуникации – важнейший  элемент обеспечения эффективности  управления Не только слово, цифра и  другая информация, которая может  быть представлена письменно или  графически, занимает основное место  и является важнейшим в коммуникационном процессе, но и другие элементы (жесты, мимика, паузы) могут быть определяющим с позиции оценки эффективности  управления.

В связи с этим высокопрофессиональный менеджер должен понимать, каким образом  среда влияет на обмен информацией, и владеть искусством устного  и письменного общения.

Цель курсовой работы –  определить коммуникативные особенности  управления организацией.

Предмет исследования –  управление организацией.

Объект исследования –  коммуникации в организациях машиностроительной отрасли Краснодара.

Курсовая работа состоит  из двух частей: теоретической, в которой  рассмотрены процесс коммуникации и эффективность управления; в  практической части рассмотрены  коммуникации на примере предприятия предприятий машиностроительной отрасли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие межличностных коммуникаций

 

Изучение непосредственных взаимоотношений между людьми оказывается  возможным только в том случае, если исследователи располагают  развитой системой категорий, понятий, терминов.

К числу базовых понятий  теории межличностного общения можно  отнести такие, как «межличностный контакт», «межличностное взаимодействие», «межличностные отношения», «межличностное общение», «межличностная коммуникация». Каждое из них фиксирует разнообразие целей и задач, которые стоят  перед людьми в процессе общения.

Так, понятие «межличностный контакт» указывает на саму возможность  общения, поскольку обозначает то, что  люди находятся в пределах доступности  для восприятия друг друга, при этом физически и психологически направлены друг на друга.

Понятие «межличностное взаимодействие»  подчеркивает активность общающихся, позволяя более пристально исследовать  формы и виды индивидуальных действий, приводящих к взаимным изменениям поведения, деятельности, отношений и установок.

Понятие «межличностные отношения» акцентирует эмоционально-чувственный  аспект взаимодействия, временные параметры  общения, поскольку только при условии  постоянной межличностной связи  путем непрерывного обмена личностно  значимой информацией возникает  взаимная эмоциональная зависимость  вступивших в контакт людей, их взаимная ответственность за сохранение сложившихся  отношений.

Понятие «межличностное общение» означает взаимопонимание и согласование действий между людьми, выработку  ими единой стратегии взаимодействия, то общее, что было сформировано вступившими  в контакт индивидами.

Итак, понятие «межличностная коммуникация» означает процесс обмена сообщениями и их интерпретацию двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом.

Обратим внимание на следующие  принципиальные моменты этого определения.

Говоря о межличностной  коммуникации, имеют в виду прежде всего процессы обмена, т.е. взаимосвязи, обращенности друг к другу, отклику друг на друга участвующих в общении людей.

Во-вторых, коммуникативные  действия - это действия, ориентированные  на смысловое восприятие их другими  людьми, это связь, в ходе которой  происходит обмен сообщениями (или  информацией). Информация всегда облекается в форму каких-то знаков, иначе  она не может быть представлена для  человека. Поскольку точного соответствия между различными знаковыми системами  не существует, перевод из одной  знаковой формы (или системы кодирования) в другую всегда предполагает переформулирование, или интерпретацию[9, c.97].

Особенности истолкования и  понимания переданного сообщения (как вербального, так и невербального) в контексте межличностного взаимодействия - важный ракурс рассмотрения межличностной  коммуникации.

В-третьих, межличностный  характер коммуникации предполагает, что имеет место обмен сообщениями  между небольшим числом людей; это  непосредственное взаимодействие, когда  его участники находятся в  пространственной близости, имеют возможность  легко осуществлять обратную связь; это взаимодействие личностно ориентировано, т.е. предполагается, что каждый из его  участников признает незаменимость, уникальность своего партнера, принимает во внимание особенности его эмоционального состояния, самооценки, личностных характеристик  и в свою очередь рассчитывает на встречное внимание.

Теория межличностной  коммуникации исходит из того, что  межличностное поведение индивидов  отличается от их поведения вне ситуации взаимодействия. Основной единицей анализа  является взаимосвязь, взаимодействие вступивших в общение людей. Каждый из его участников существенным образом  влияет на поведение другого, между их высказываниями и поступками возникают причинные зависимости. Обмениваясь сообщениями, они приспосабливают их к конкретной ситуации общения, содержание полученной информации в значительной мере перерабатывается, переструктурируется в зависимости от неизбежно возникающей оценки самих себя, друг друга, окружающей обстановки.

Межличностную коммуникацию можно считать эффективной, если цели, поставленные коммуникаторами, достигаются  в наибольшей степени. Любой человек  может оценить степень эффективности  взаимодействия (как собственного, так и другого человека) со сверстниками или людьми иной возрастной группы, с родственниками или коллегами  по работе, с представителями своего или противоположного пола. Большинство  из нас более успешны в общении  с одной категорией людей и  менее успешны с другой. Значительно  меньше тех, кто умеет найти общий  язык в разных ситуациях с самыми разными людьми. Не случайно их называют мастерами общения.

Результаты наблюдений за поведением людей в межличностном  взаимодействии позволили сформулировать важный постулат теории межличностной  коммуникации: эффективная межличностная  коммуникация предстает как система  конкретных действий, умений и навыков, которые не являются врожденными, им следует учиться, отрабатывать и  тренировать (подобно тому, как работает музыкант или спортсмен). Искусство  межличностной коммуникации прямо  связано с тем, насколько человек  оказывается способным заметить, воспринять и развить эти действия.

Выделим виды межличностных  коммуникаций.

Общение людей осуществляется с помощью вербальных и невербальных коммуникаций.

Рис. 1.1. Виды межличностных  коммуникаций[4, c.78]

 

Вербальные коммуникации реализуются посредством устных и письменных сообщений. Устная передача информации осуществляется в процессе речевого диалога, совещания, переговоров, презентаций, телефонного разговора, когда наибольший объем информации передается посредством голосовой  связи. Письменные коммуникации реализуются  через документы в форме писем, приказов, распоряжений, инструкций, положений, когда руководитель передает подчиненному письменные указания. В процессе чтения литературы мы изучаем историю, экономику, политику, культуру и тем самым  черпаем знания из книгохранилища мировой  культуры. Несмотря на развитость вербальных коммуникаций, их удельный вес в  процессе человеческого общения, по мнению ученых, не превышает 10%.

Невербальные коммуникации осуществляются посредством языка  телодвижений и параметров речи. Язык телодвижений - главный компонент  невербальных коммуникаций, оказывающих  воздействие на другого человека (до 55% всех коммуникаций). К нему относятся одежда, осанка, жесты, собственно телодвижения, фигура человека, поза, выражение лица, контакт глазами, размер зрачков, расстояние между говорящими. Параметры речи – второй по значимости компонент невербальных коммуникаций, который составляет до 35% всех коммуникаций. К параметрам речи мы относим интонацию, тембр голоса, темп речи, частоту дыхания, выбор слов, употребление жаргона, громкость голоса, произношение слов и др.

Итак, межличностные коммуникации – это способ общения и передачи информации от человека к человеку в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и параметров речи. 

2. Роль межличностных  коммуникаций в деятельности  организации

 

Следует обратить внимание на тот факт, что главным условием успешной межличностной коммуникации является целостность коммуникативной  цепочки: от коммуникативной интенции адресанта через закодированное, в данном случае, вербальной форме  информации, до содержания, понятого адресатом; и соответствующей обратной связи. При этом, под пониманием имеется в виду не столько уяснение значения отдельных языковых единиц и синтаксических структур, сколько способность уловить суть передаваемой информации – смысл, извлеченный из коммуникативной взаимосвязи на основе «коммуникативного контакта, достигаемого в том случае, если коммуникативные интенции, реализованные в высказывании, и их понимание слушателем создают общую основу для относительно скоординированных действий» [2, с. 298].

Процесс эффективного коммуникативного взаимодействия людей выражает динамику осуществления координированного  управления конкретными личностями, который «превращается в процесс  действия, изменяющийся, развивающийся  и совершенствующийся в, так называемую, управленческую деятельность» [3,с.13].

Категория «деятельность» трактуется в социологии как «общественно необходимый  способ активности социальных субъектов, направленный на удовлетворение социально  значимых потребностей» [4, с. 27].

Вследствие этого, как  утверждает Е. М. Бабосов, «коммуникация является основным и связующим процессом в осуществлении управленческой деятельности.

Сам же коммуникативный процесс включает в себя взаимный обмен специальными знаковыми образованиями – символами, значениями (т.е. информационными сообщениями), в которых отображены мысли, идеи, знания, опыт, навыки, ценностные ориентации, программы деятельности между общающимися сторонами, каждая из которых выступает в качестве актора – субъекта социального действия»[5, с.95].

Общепринятым является мнение, что процесс коммуникации необратим. Это означает, что он не может  быть обращен вспять, хотя и может  быть скорректирован [2, с. 298]. Умелое использование  механизма обратной связи в ситуациях  «руководитель – подчиненный» делает ее одним из основных факторов успешного  обмена информацией в межличностно – коммуникативном процессе. Так как именно на основе обратной связи адресант может делать выводы о правильности интерпретации информации со стороны адресата и корректировать результаты коммуникации, направленные на относительно скоординированное действие, т.е. на динамику коммуникативного поведения и характер управленческого взаимодействия в организации.

Не случайно философский  словарь подчеркивает, что в соответствии с научным понятием информации, (т.е. в противовес ее обыденному пониманию  как сообщения, знания и пр.), последняя является «мерой организации системы» [6,с.153], а по мнению

С.В. Бориснева «как явление интегративное» [7, c.151]; объектами ее отражения являются, как правило, общество, человек, явления и процессы, реальные действия.

Необходимо обратить внимание на такое понятие, как оптимизация  успешности.

Оптимизация успешности межличностно – коммуникативного процесса предполагает:

1) донесение адекватной  информации от адресанта к  адресату; 2) достижение взаимного  удовлетворения со стороны реципиентов.  В первом случае – может  передаваться не только положительная  информация, но и отрицательная,  которая не всегда желательна  или приятна для адресата (в  лице подчиненного). Следует отметить, что в этом случае адресат  не может этого избежать, и  тогда цель отправителя необходимой  информации окажется достигнутой. Осуществляя свои стратегические цели участники межличностной коммуникации пытаются: а) «обыграть» своего партнера (достижение коммуникативной цели), либо б) «проиграть» ему (коммуникативная неудача) или предложить в) «ничью», как в шахматной игре [2, с. 299].

Информация о работе Межличностные коммуникации