Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 12:07, курсовая работа
Цель курсовой работы – определить коммуникативные особенности управления организацией.
Введение 3
1. Понятие межличностных коммуникаций 5
2. Роль межличностных коммуникаций в деятельности организации 10
3. Практическое применение методов развития коммуникационных сетей в организации 17
Заключение 22
Список использованных источников 25
Приложения 27
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Понятие межличностных коммуникаций 5
2. Роль межличностных коммуникаций в деятельности организации 10
3. Практическое
применение методов развития
коммуникационных сетей в
Заключение 22
Список использованных источников 25
Приложения 27
Введение
Важнейшая форма взаимодействия людей – общение.
Способность к общению
всегда относилась к числу наиболее
существенных человеческих качеств. Общение
лежит в основе практически всего,
что мы делаем. Менеджмент – та сфера
человеческой деятельности, где общение
играет определяющую роль. От того, насколько
грамотно построено общение, зависят
результативность переговоров, степень
взаимопонимания с партнерами, сотрудниками,
удовлетворенность своим
Понимание процессов передачи информации, закономерностей, существующих в этих процессах, выработка навыков эффективного взаимодействия с людьми необходимы менеджеру любого уровня. Сегодня опытный руководитель тратит большую часть рабочего времени на решение финансовых, технических или организационных проблем, а на решение психологических задач, возникающих в процессе общения с подчиненными, коллегами и начальством. Знания и умения в области общения необходимы не только менеджерам, но и любому из нас, ибо через общение человек организует и оптимизирует свою производительную, научную, коммерческую, учебную и любую иную деятельность. Общение позволяет решать не только вопросы организации, но и проблемы его сотрудников.
Коммуникации являются важнейшей
составляющей в деятельности руководителя,
поскольку коммуникации – это
обмен информацией между
Без обмена информацией они не могут вместе работать, формулировать задачи и решать их.
Коммуникации – важнейший
элемент обеспечения
В связи с этим высокопрофессиональный менеджер должен понимать, каким образом среда влияет на обмен информацией, и владеть искусством устного и письменного общения.
Цель курсовой работы – определить коммуникативные особенности управления организацией.
Предмет исследования – управление организацией.
Объект исследования – коммуникации в организациях машиностроительной отрасли Краснодара.
Курсовая работа состоит
из двух частей: теоретической, в которой
рассмотрены процесс
1. Понятие межличностных коммуникаций
Изучение непосредственных взаимоотношений между людьми оказывается возможным только в том случае, если исследователи располагают развитой системой категорий, понятий, терминов.
К числу базовых понятий теории межличностного общения можно отнести такие, как «межличностный контакт», «межличностное взаимодействие», «межличностные отношения», «межличностное общение», «межличностная коммуникация». Каждое из них фиксирует разнообразие целей и задач, которые стоят перед людьми в процессе общения.
Так, понятие «межличностный контакт» указывает на саму возможность общения, поскольку обозначает то, что люди находятся в пределах доступности для восприятия друг друга, при этом физически и психологически направлены друг на друга.
Понятие «межличностное взаимодействие» подчеркивает активность общающихся, позволяя более пристально исследовать формы и виды индивидуальных действий, приводящих к взаимным изменениям поведения, деятельности, отношений и установок.
Понятие «межличностные отношения»
акцентирует эмоционально-
Понятие «межличностное общение» означает взаимопонимание и согласование действий между людьми, выработку ими единой стратегии взаимодействия, то общее, что было сформировано вступившими в контакт индивидами.
Итак, понятие «межличностная коммуникация» означает процесс обмена сообщениями и их интерпретацию двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом.
Обратим внимание на следующие принципиальные моменты этого определения.
Говоря о межличностной коммуникации, имеют в виду прежде всего процессы обмена, т.е. взаимосвязи, обращенности друг к другу, отклику друг на друга участвующих в общении людей.
Во-вторых, коммуникативные действия - это действия, ориентированные на смысловое восприятие их другими людьми, это связь, в ходе которой происходит обмен сообщениями (или информацией). Информация всегда облекается в форму каких-то знаков, иначе она не может быть представлена для человека. Поскольку точного соответствия между различными знаковыми системами не существует, перевод из одной знаковой формы (или системы кодирования) в другую всегда предполагает переформулирование, или интерпретацию[9, c.97].
Особенности истолкования и
понимания переданного
В-третьих, межличностный
характер коммуникации предполагает,
что имеет место обмен
Теория межличностной
коммуникации исходит из того, что
межличностное поведение
Межличностную коммуникацию
можно считать эффективной, если
цели, поставленные коммуникаторами, достигаются
в наибольшей степени. Любой человек
может оценить степень
Результаты наблюдений за
поведением людей в межличностном
взаимодействии позволили сформулировать
важный постулат теории межличностной
коммуникации: эффективная межличностная
коммуникация предстает как система
конкретных действий, умений и навыков,
которые не являются врожденными, им
следует учиться, отрабатывать и
тренировать (подобно тому, как работает
музыкант или спортсмен). Искусство
межличностной коммуникации прямо
связано с тем, насколько человек
оказывается способным
Выделим виды межличностных коммуникаций.
Общение людей осуществляется с помощью вербальных и невербальных коммуникаций.
Рис. 1.1. Виды межличностных коммуникаций[4, c.78]
Вербальные коммуникации реализуются посредством устных и письменных сообщений. Устная передача информации осуществляется в процессе речевого диалога, совещания, переговоров, презентаций, телефонного разговора, когда наибольший объем информации передается посредством голосовой связи. Письменные коммуникации реализуются через документы в форме писем, приказов, распоряжений, инструкций, положений, когда руководитель передает подчиненному письменные указания. В процессе чтения литературы мы изучаем историю, экономику, политику, культуру и тем самым черпаем знания из книгохранилища мировой культуры. Несмотря на развитость вербальных коммуникаций, их удельный вес в процессе человеческого общения, по мнению ученых, не превышает 10%.
Невербальные коммуникации осуществляются посредством языка телодвижений и параметров речи. Язык телодвижений - главный компонент невербальных коммуникаций, оказывающих воздействие на другого человека (до 55% всех коммуникаций). К нему относятся одежда, осанка, жесты, собственно телодвижения, фигура человека, поза, выражение лица, контакт глазами, размер зрачков, расстояние между говорящими. Параметры речи – второй по значимости компонент невербальных коммуникаций, который составляет до 35% всех коммуникаций. К параметрам речи мы относим интонацию, тембр голоса, темп речи, частоту дыхания, выбор слов, употребление жаргона, громкость голоса, произношение слов и др.
Итак, межличностные коммуникации
– это способ общения и передачи
информации от человека к человеку
в виде устных и письменных сообщений,
языка телодвижений и параметров
речи.
2. Роль межличностных коммуникаций в деятельности организации
Следует обратить внимание
на тот факт, что главным условием
успешной межличностной коммуникации
является целостность коммуникативной
цепочки: от коммуникативной интенции
адресанта через
Процесс эффективного коммуникативного
взаимодействия людей выражает динамику
осуществления
Категория «деятельность» трактуется в социологии как «общественно необходимый способ активности социальных субъектов, направленный на удовлетворение социально значимых потребностей» [4, с. 27].
Вследствие этого, как утверждает Е. М. Бабосов, «коммуникация является основным и связующим процессом в осуществлении управленческой деятельности.
Сам же коммуникативный процесс включает в себя взаимный обмен специальными знаковыми образованиями – символами, значениями (т.е. информационными сообщениями), в которых отображены мысли, идеи, знания, опыт, навыки, ценностные ориентации, программы деятельности между общающимися сторонами, каждая из которых выступает в качестве актора – субъекта социального действия»[5, с.95].
Общепринятым является мнение, что процесс коммуникации необратим. Это означает, что он не может быть обращен вспять, хотя и может быть скорректирован [2, с. 298]. Умелое использование механизма обратной связи в ситуациях «руководитель – подчиненный» делает ее одним из основных факторов успешного обмена информацией в межличностно – коммуникативном процессе. Так как именно на основе обратной связи адресант может делать выводы о правильности интерпретации информации со стороны адресата и корректировать результаты коммуникации, направленные на относительно скоординированное действие, т.е. на динамику коммуникативного поведения и характер управленческого взаимодействия в организации.
Не случайно философский словарь подчеркивает, что в соответствии с научным понятием информации, (т.е. в противовес ее обыденному пониманию как сообщения, знания и пр.), последняя является «мерой организации системы» [6,с.153], а по мнению
С.В. Бориснева «как явление интегративное» [7, c.151]; объектами ее отражения являются, как правило, общество, человек, явления и процессы, реальные действия.
Необходимо обратить внимание на такое понятие, как оптимизация успешности.
Оптимизация успешности межличностно – коммуникативного процесса предполагает:
1) донесение адекватной
информации от адресанта к
адресату; 2) достижение взаимного
удовлетворения со стороны