Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 18:20, реферат
Неоценимый вклад в мировую цивилизацию внесли великие мыслители Древней Греции, среди которых не меркнет имя Сократа (ок. 469—399 гг. до н. э.) — Учителя и Гражданина, создателя знаменитой афинской школы философии и риторики. Основы учения Сократа, который принципиально ничего не писал, известны лишь из сочинений его многочисленных учеников: Платона, Аристиппа, Антисфена, Евклида и позже — Аристотеля. Платон так высоко чтил своего учителя, что вывел его главным персонажем всех своих философских диалогов
руководителями структурных подразделений, можно подготовить соответствующий
приказ и обязать
коллектив выполнять
оппозиционных настроений, а может быть, и прямой критики в свой адрес
руководителю не избежать. Но можно пойти и иным путем: пригласить двух-трех
ведущих специалистов, к мнению которых особенно прислушивается коллектив, и
поручить им,
опытным и уважаемым
в четко обозначенный срок подготовить вариант решения возникшей проблемы.
Важно согласиться с оценками специалистов важности проблемы и
предварительными вариантами ее решения. Собравшись вновь, выслушав и в
основном одобрив предложения специалистов, ненавязчиво внести свои
принципиальные коррективы (в этом случае второй раунд с производственной
точки зрения особо сложен, но убедить двух-трех человек всегда проще, чем
весь коллектив). И, наконец, третий раунд: проводится совещание, на котором
возглавляющий группу специалист докладывает о разработанных мероприятиях и
после обсуждения и критики (в адрес, естественно, докладчика!) руководитель
соглашается с его мнением.
Попытки добиться
желаемого без достаточной
разумности предлагаемого варианта, без предварительной настройки оппонента на
благожелательный тон беседы редко дают положительный результат. Сфера
диалогического общения чрезвычайно обширна, от обычной беседы двух людей,
отца и сына, руководителя и подчиненного до научной дискуссии и
дипломатической полемики. Часто диалог государственных лидеров "один на один"
может разрешить сложнейшие проблемы более успешно, чем долгие дипломатические
переговоры.
Метод
Штирлица
Одним из самых сложных и противоречивых инструментов управления является
управленческое решение. В его основе лежит обоснованная разработка
директивного документа, организующего и стимулирующего совместную
деятельность членов коллектива. Чаще всего разрабатываются оперативные
решения, обеспечивающие тактические, частные управленческие задачи: сроки
выполнения, изменения в технологии кадровые вопросы и т. п. Более глубоких
творческих проработок требуют стратегические решения, которые зачастую
касаются структурных изменений, вопросов перестройки привычного хода
производства и постоянно сопровождаются негативными реакциями сторонников
сложившихся, апробированных форм и методов работы. Сопротивления
управленческим нововведениям можно ожидать не только со стороны рядовых
сотрудников, но иногда и от высоких руководителей, ревниво относящихся к
творческим идеям, им не принадлежащим. Отстоять свою идею, убедить оппонентов
в своей правоте не всегда удается даже опытным, владеющим методами искусства
управления и деловой полемики специалистам, и иногда приходится искать
нестандартные, обходные пути.
Непрост в реализации прием, позволяющий навязать, "протолкнуть" свою идею,
свой план вышестоящему руководителю или коллективу, условно называемый
"методом Штирлица" (по фамилии героя популярного кинофильма, где этот метод
наглядно демонстрируется в разговоре "нашего" интеллектуального супермена
Штирлица с "очень плохим", но умным - редкий случай в нашем кино! -
оппонентом, его начальником Шелленбергом). Суть этого метода: во время
приватного разговора или на совещании нужно ненавязчиво, как бы вскользь,
среди других вариантов решения упомянуть о своей идее и немедленно "забыть"
ее. Если ваш начальник умен, то сразу же оценит разумность вашей мысли и
потом, продумав ее, предложит эту идею как свою, значительно расширив ее,
уточнив и конкретизировав. Человеку свойственно доверять больше идеям,
родившимся в собственной голове, чем чужим. Ведь чаще всего вам важно
добиться своей цели, а не тешить авторское самолюбие. Этот метод интуитивно
хорошо знают и блестяще применяют многие умные жены: после неоднократных и
деликатных намеков, вздохов и якобы сомнений произносится желанная итоговая
фраза: "Что ж, пусть так и будет, как ты, мой умненький, сказал..."
Другой вариант этого метода хорошо знают опытные чиновники: час-то разумное,
на ваш взгляд, или выгодное для вас управленческое решение лучше не
предлагать напрямую руководству, а подготовить его среди других пунктов плана
работ. В результате такой нехитрой бюрократический игры вы вскоре получите
утвержденный план работ, в котором будет строгое предписание подготовить в
такой-то срок нужное вам решение.
Метод "
лягушка в сметане"
Жизнь не стоит на месте, окружающий мир находится в непрерывном
диалектическом развитии. Общественный прогресс не имеет линейного характера,
восходящая линия развития общества есть результат взаимодействия
многообразных процессов, и среди них решающая роль целенаправленной
деятельности людей. Все стороны жизни общества - от социально-
производственной деятельности до семейных отношений - являются ареной
непрекращающихся настойчивых поисков, импровизаций, случайностей, ошибок и
находок, ведь человек обязан искать способы адаптации к изменяющейся среде.
Иногда в ход жизни врывается непредвиденное и ломает привычные стереотипы:
осложнения на работе, серьезная болезнь, трения в семье. Человек начинает
искать выход из экстремальной ситуации, в тревоге мечется, старается вновь и
вновь безуспешно следовать привычным методам, совершает новые ошибки или
замирает в безысходной апатии. В сложной, неординарной ситуации редко удается
решить проблемы традиционными способами, нужно искать новые, нетривиальные
методы, хотя и метод хаотичных проб и ошибок не всегда приводит к желанной
целиИногда у человека прочно вырабатывается известный "эффект буриданова
осла", когда бесконечные сомнения, нерешительность, неспособность сделать
выбор приводят к самым тяжелым психическим травмам. В этом случае крах
неминуем. Здесь уместно вспомнить притчу о двух лягушках, попавших в кувшин
со сметаной. Одна из них, считая положение безнадежным, прекратила борьбу и
погибла. Другая продолжала бороться до конца, она пыталась выпрыгнуть из
кувшина, отчаянно работала лапками, сбила из сметаны масло и в итоге смогла
выбраться на волю.