Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 18:20, реферат
Неоценимый вклад в мировую цивилизацию внесли великие мыслители Древней Греции, среди которых не меркнет имя Сократа (ок. 469—399 гг. до н. э.) — Учителя и Гражданина, создателя знаменитой афинской школы философии и риторики. Основы учения Сократа, который принципиально ничего не писал, известны лишь из сочинений его многочисленных учеников: Платона, Аристиппа, Антисфена, Евклида и позже — Аристотеля. Платон так высоко чтил своего учителя, что вывел его главным персонажем всех своих философских диалогов
интеллектуальной гибкостью, т.е. необходимым по силе и диапазону набором
качеств. Эти люди являются, по существу, “химически чистыми” образцами
предельной адекватности социальной и экономической среде. Такие люди образуют
“точки роста”, вовлекая в свою орбиту других людей и совершенствуя общество и
экономику. В них - наша надежда, что ситуация в стране может еще улучшиться.
Анализ их личностных качеств, их деятельности, их субъективно-ценностных
установок позволит многим людям изменить себя и свое видение реальности,
начав активное преобразование себя и окружающей жизни.
МЕНЕДЖМЕНТ
– ЭТО НАУКА
И ИСКУССТВО
К моменту возникновения в первом десятилетии ХХ века «школы научного
менеджмента» практически отсутствовала идей научной организации труда. Под
менеджментом понимались самые неожиданные вещи, вплоть до технологии
изготовления какого-нибудь конкретного продукта.
К «школе научного менеджмента» относят таких классиков управления как
Фредерик Уинслоу Тейлор, Анри Файоль, Гаррингтон Эмерсон и Генри Форд. Без
их вклада было
бы невозможным возникновение
присущим ему единством науки, искусства, технологии управления. В работах
классиков сформулированы принципы, цели и задачи научного менеджмента,
описаны основные функции управления. В их работах была проведено изучение
проблем организации, рационализации, оптимизации производства и повышения
эффективности.
Разрабатывая основы науки, в 14 общих принципах управления А. Файоля мы можем
видеть инициативу: «Инициативой мы называем возможность создания и
осуществления плана. Свобода предложения и осуществления точно также
относится к категории инициативы»[11, с.39].
Первым элементом управления у него является предвидение. «Управлять
– это предвидеть». Действительно, если предвидение и не есть на сто
процентов управление, то оно, во всяком случае, составляет существенную часть
последнего»[11, с.42].
Также Файоль пишет об искусстве управлять людьми: «В крупном предприятии
большинство руководителей отделов участвуют в выработке программы развития
дела; эта работа время от времени присоединяется к их обычной работе; она
требует известной ответственности, и обычно за неё не полагается никакого
особого вознаграждения. Для того чтобы добиться в этих условиях от
руководителей отделов искреннего и активного сотрудничества, надо обладать
качеством искусного управителя людьми, работающего не покладая рук и не
боящегося ответственности. Об искусно управляющем людьми заведующем мы узнаем
по рвению его подчинённых и по доверию начальства»[11, с. 46].
Ф. Тейлор говорит о «конструктивном воображении» – способности, позволяющей
человеку при помощи нескольких усвоенных понятий преодолевать препятствия,
встречающихся на его пути, и создать что-либо полезное, несмотря на эти
препятствия [11,с. 297].
Также он указывает,
что «Менеджмент – это
предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешёвым способом».
Наука и искусство менеджмента тесно связаны между собой. Менеджер должен
учитывать некоторую ограниченность теории и научных исследований и
корректировать свою практику с учетом выводов теории только там, где это
уместно.
Другой особенностью вывода о двойственной природе менеджмента является его
некая логическая однобокость. Если гениальный менеджер принял верное решение,
основанное на интуиции, которая, как правило, базируется на опыте, то разве
корректно утверждать, что это решение в принципе не может быть научно
обосновано? Напротив, можно утверждать обратное: под решение менеджера, в том
числе и неправильное, совсем нетрудно подвести научную базу.
Наука даёт лишь определённые общие положения, подходы, принципы, методы.
Искусство менеджмента состоит в их творческом применении в управленческой
практике. Менеджер должен знать в каких условиях, при каких обстоятельствах,
в какой обстановке применить конкретные научные знания.
Следует отметить, что это могут быть как врождённые, так и приобретённые
качества. К ним относятся: талант, интуиция, воображение, креативность,
интуиция, творческие способности, готовность к восприятию нового.
Искусство менеджмента заключается в использовании накопленного опыта и
приобретённых знаний творчески на практике. Это требует определённого
природного дара, таких людей называют лидерами. Менеджер должен тонко
чувствовать всё, что происходит вокруг и уметь увлекать за собой и направлять
подчинённых. Поэтому существенно то, что он помимо развитой интуиции,
воображения, определённых знаний и так далее, должен обладать
организаторскими способностями.
МЕТОДЫ
ИСКУССТВА УПРАВЛЕНИЯ
Искусство управления, как и всякий другой вид творчества, обязательно имеет в
своей основе талант, оригинальность и самобытность личности. Талант
руководителя
проявляется в его яркой
особом образе мышления и широком кругозоре. Но любое воздействие одного
человека на другого должно осуществляться с гуманной целью, с полным
пониманием силы своего умения и ответственности за свои действия перед
обществом, будь то боевые приемы рукопашного боя, гипноз или методы искусства
управления. Воздействие на человека силой своего умения и отточенного
мастерства может
оказаться непоправимо
жизни мы всегда пытаемся влиять на поведение окружающих людей любыми
доступными нам средствами.
Методы искусства управления универсальны, т.е. пригодны для применения в
различных ситуациях, от публичного выступления до уровня межличностных
отношений. Успешность любых вербальных, словесных контактов всегда зависит от
множества сложных,
взаимосвязанных
когда и как разумнее изложить свои аргументы, постоянно помня о конечной цели
диалога и направляя его в нужное русло.
Метод Сократа
Неоценимый вклад в мировую цивилизацию внесли великие мыслители Древней
Греции, среди которых не меркнет имя Сократа (ок. 469-399 гг. до н. э.) -
Учителя и Гражданина, создателя знаменитой афинской школы философии и
риторики. Основы учения Сократа, который принципиально ничего не писал,
известны лишь из сочинений его многочисленных учеников: Платона, Аристиппа,
Антисфена, Евклида и позже - Аристотеля. Платон так высоко чтил своего
учителя, что вывел его главным персонажем всех своих философских диалогов.
Сократ сформулировал сверхсложные задачи познания - познай самого себя и
научись искусству
жить, дал определения таким
мужество, доблесть, справедливость, свои исследования сравнивал с "искусством
повивальной бабки",
обосновал критическое
утверждениям, получившим название "сократовской иронии". Исследуя проблемы
человеческого общения, Сократ особое внимание уделял диалогу. Диалог
развивается в непосредственном словесном контакте, в общении и является
интерактивным поиском истины, искусством рассуждений и доказательств.
В современной риторике, в искусстве убеждать заслуженной известностью
пользуется один из способов ведения диалога, получивший название метода
Сократа, который неоднократно демонстрировал свое мастерство ведения
диспутов, споров. Его метод ведения диалога строился на блестящем умении так
строить логическую цепь умозаключений, что его оппонент был вынужден
соглашаться с каждым доводом на любом этапе диалога, т. е. отвечать "да, да,
да" на каждой позиции логического построения Сократа. На этих диспутах
Сократ, убедив своего оппонента, мог шутя доказать правильность рассуждений
как своих, так и противоположной стороны, хотя постоянно подчеркивал, что
всякое умение, если оно не опирается на справедливость и добродетель,
является плутовством, а не мудростью.
Любопытное подтверждение разумности приемов Сократа и учеников его школы
нашла современная физиология. Оказывается, оппонент, подготовленный к спору и
настроенный весьма настороженно, даже агрессивно, соглашаясь в начале диалога
с совершенно очевидными мыслями Сократа, успокаивался, его возбуждение
падало, сердцебиение приходило в норму, его воля ослабевала, как и
способность спорить с очевидными на первый взгляд истинами. В итоге искусно
составленная логическая концепция Сократа побеждала.
Метод
трех раундов
Искусство управления рекомендует еще один метод ведения диалога, точнее,
способ убедить оппонента в правильности и разумности именно вашего
предложения. Этот прием можно условно назвать методом трех раундов, так как
модель ведения диалога чаще всего строится из трех частей (возможен и более
сложный алгоритм этого метода). В первой части диалога (первый раунд) вы
коротко излагаете суть проблемы или ситуации, соглашаясь с доводами вашего,
скажем, руководителя и вызывая, таким образом, его положительные реакции
(метод Сократа!). Во втором раунде вы даете несколько альтернативных
вариантов решения проблемы, упомянув, в том числе и свой, желанный. И в
третьем раунде, когда сам оппонент поймет, что ненавязчиво упомянутый вами
вариант - лучший, нужно согласиться с ним.
Этот метод эффективен и в принципиально иных ситуациях - когда его применяет
руководитель. Ему, скажем, необходимо добиться выполнения важных, но
непопулярных в коллективе мероприятий. Можно провести совещание с