Метод Сократа

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 18:20, реферат

Краткое описание

Неоценимый вклад в мировую цивилизацию внесли великие мыслители Древней Греции, среди которых не меркнет имя Сократа (ок. 469—399 гг. до н. э.) — Учителя и Гражданина, создателя знаменитой афинской школы философии и риторики. Основы учения Сократа, который принципиально ничего не писал, известны лишь из сочинений его многочисленных учеников: Платона, Аристиппа, Антисфена, Евклида и позже — Аристотеля. Платон так высоко чтил своего учителя, что вывел его главным персонажем всех своих философских диалогов

Файлы: 1 файл

метод Сократа.docx

— 41.66 Кб (Скачать)

Я не только поступаю в соответствии с тем, что я  есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю.

Сократ 

Неоценимый вклад  в мировую цивилизацию внесли великие мыслители Древней Греции, среди которых не меркнет имя  Сократа (ок. 469—399 гг. до н. э.) — Учителя и Гражданина, создателя знаменитой афинской школы философии и риторики. Основы учения Сократа, который принципиально ничего не писал, известны лишь из сочинений его многочисленных учеников: Платона, Аристиппа, Антисфена, Евклида и позже — Аристотеля. Платон так высоко чтил своего учителя, что вывел его главным персонажем всех своих философских диалогов. Сократ сформулировал сверхсложные задачи познания — познай самого себя и научись искусству жить, дал определения таким этическим понятиям, как мужество, доблесть, справедливость, свою методику обучения сравнивал с "искусством повивальной бабки", обосновал критическое отношение к догматическим утверждениям, получившим название "сократовской иронии". Сократовский императив, что никто не бывает злым по доброй воле и что все дурные поступки объясняются только незнанием, широко известен из диалога Иешуа с Понтием Пилатом в великом романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Знание, по Сократу, — синоним добродетели.

Исследуя проблемы человеческого общения, Сократ особое внимание уделял диалогу. Платон, рассказывая  в "Федре" о мастерстве ведения  диалога своего великого учителя, подчеркивает, что книга никогда не может  заменить беседы, разговора, книга лишь подражание диалогу. Диалог развивается  в непосредственном словесном контакте, в общении и является интерактивным  поиском истины, искусством рассуждений  и доказательств. Античные мастера  риторики всегда учитывали особенности  аудитории и рекомендовали два  метода повышения эффективности  речевых коммуникаций — аристотелевский и сократовский. Если оратор уверен, что его оппонент не имеет принципиальных возражений против обсуждаемого тезиса, то для принятия единого решения следует сразу же четко сформулировать сам тезис и аргументировать доказательства (аристотелевский метод). Иное дело, когда аудитория настроена враждебно к оратору, когда оппонент намерен опровергать аргументы и отстаивать свою точку зрения. В этом случае применяется иной метод, когда оратор не спешит с четкой формулировкой своего тезиса и подводит к нему оппонента медленно, незаметно, построив нерушимую логическую цепочку на каждом этапе своих рассуждений. Следует остановиться на этом методе ведения диспута более подробно, тем более что этот метод перешел к нам из глубокой древности, практически не изменив своей сущности, и выдержал многовековую проверку.

В современной  риторике, в искусстве убеждать заслуженной  известностью пользуется один из способов ведения диалога, получивший название метода Сократа, который неоднократно демонстрировал свое мастерство ведения  диспутов, споров. Его метод ведения  диалога строился на блестящем умении так строить логическую цепь умозаключений, что его оппонент был вынужден соглашаться с каждым доводом  на любом этапе диалога, т. е. отвечать "да, да, да" на каждой позиции логического  построения Сократа. На этих диспутах Сократ, убедив своего оппонента, мог  шутя доказать правильность рассуждений  как своих, так и противоположной  стороны, хотя постоянно подчеркивал, что всякое умение, если оно не опирается  на справедливость и добродетель, является плутовством, а не мудростью.

Любопытное подтверждение  разумности приемов Сократа и  учеников его школы нашла современная  физиология. Оказывается, оппонент, подготовленный к спору и настроенный весьма настороженно, даже агрессивно, соглашаясь в начале диалога с совершенно очевидными мыслями Сократа, успокаивался, его возбуждение падало, сердцебиение приходило в норму, его воля ослабевала, как и способность спорить с очевидными на первый взгляд истинами. В итоге искусно составленная логическая концепция Сократа побеждала, даже если итоговые выводы его были абсурдны.

Этот прием  был хорошо известен древним ораторам, которые сознательно применяли  в спорах или доказательствах  систему заведомо неправильных доводов, софизмов, но в наш прагматичный век, главная ценность метода Сократа  — в четком понимании цели, математически  точно построенной логической цепи умозаключений и доводов (включая  и знаменитый метод "ad absurdum" — от противного, ложного), умении заставить оппонента уйти с позиций конфронтации, спора и в итоге добиться поставленной цели. Решающую роль в изучении и понимании практической ценности метода Сократа играют тренинг и методы деловых игр в виде бесед с оппонентом. Беседа должна начинаться с простых и ясных вопросов, на которые собеседник будет вынужден отвечать утвердительно, затем логично и ненавязчиво следует подвести его к согласию и к спорному заключению. Эта эффектная демонстрация метода убедительно доказывает важность понимания конечной цели любого диалога, необходимости заранее продуманной системы логических доводов и умения заставить оппонента с самого начала соглашаться с выдвигаемыми аргументами. Важно доказать универсальность, широкий диапазон применения метода Сократа — от семейных баталий до научных споров. Действительно, метод Сократа настолько эффективен, что его следует применять постоянно, практически в любых ситуациях: при разговорах с начальником и с подчиненными, в коллективе и в семье. Если цель беседы — убедить оппонента в вашей правоте, добиться взаимопонимания, то разговор следует начинать с той мысли, которая будет не только понятна слушателю, но и приятна ему. И если собеседник согласится с первыми вашими мыслями, то управлять дальнейшим ходом беседы (логическая цепь этой беседы должна быть тщательно продумана!) будет несравненно проще. Неосознанно, но весьма эффективно применяют в своей повседневной практике метод Сократа опытные продавцы, врачи, педагоги, т.е. те специалисты, которые постоянно профессионально находятся в контактах с самыми разными собеседниками и понимают, что нужно избегать слова "нет". "Да, вы, конечно, правы, но ведь этот товар имеет и свои несомненные достоинства..." Важно хорошо знать желания и потребности собеседника и уметь апеллировать к этим потребностям. Важно не только уметь начать разговор, но и мастерски его завершить, ведь в памяти собеседника обычно остаются последние, итоговые фразы беседы.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Менеджмент (в  переводе с латинского) – управлять.

Менеджмент –  это эффективное управление хозяйством включая межличностные

отношения, управление производством, предприятием с целью  получения прибыли,

путём рационального  использования ресурсов.

Менеджмент, как  наука и практика управления представляет собой теоретическую

базу практики управления, т.е. обеспечивает наилучшими рекомендациями.

В  настоящее  время  трудно  назвать  более  важную  и  многогранную  сферу

деятельности,  чем  управление,  или  менеджмент,  от  которого  в

значительной  мере  зависят  и  эффективность  производства,  и  качество

обслуживания  населения.

В  зарубежных  странах  накоплен  значительный  опыт  управления  в  области

промышленности,  торговли,  кооперации,  сельского  хозяйства  и  т.п.  в

результате  непосредственного  участия  людей  в  управленческой

деятельности.  Он  обогащается  за  счет  знаний  основ  науки  управления,

мировых  достижений  в  практической  организации  экономических  и

социальных  процессов.

В  данной  работе  рассмотрим,  что  же  такое  менеджмент,  так  как  это

понятие  часто  начинает  встречаться  нам  в  повседневной  жизни, его

сущность и  содержание. Также рассмотрим менеджмент как науку, как процесс

управления, т.е. уделим внимание всем сторонам и особенностям менеджмента.

О менеджменте  принято говорить как об искусстве  управления организациями.

Можно приобрести навыки управления фирмой, отраслью, регионами, труднее

управлять непосредственно  людьми и наиболее сложно научиться  управлять собой,

управлять своей  собственной жизнью. Существует огромное число изданий,

содержащих рекомендации по рациональному управлению компаниями разного рода,

структурам организаций, механизмам принятия решений, способам предотвращения

и разрешения конфликтов, технологией общения и пр. При  этом под успехом

управления понимается не только максимизация прибыли или  создание необходимых

условий для  этого, не только материальные стороны  жизни, но и всестороннее

развитие личности, самореализация, адекватность своего бытия образу

собственного  “я”, идентификацию себя и своего места в обществе. В связи с

таким пониманием мы рассматриваем как объект управления не организацию

(компанию, корпорацию, и пр.), а прежде всего саму  жизнь человека, причем

практически весь ее наиболее активный отрезок, образно  названным: “10000

дней”.. Можно сказать, что столь расширенное толкование понятия “менеджмент”

предполагает  охват процедур и технологий управления своей жизнью и вовлечение

в “ближний круг”  людей, могущих стать вашими друзьями и коллегами. Иными

словами, мы считаем  более правильным говорить прежде всего о менеджменте

жизни, как о  стержне самого понятия “менеджмент”.

Что означает управлять  своей жизнью? Прежде всего, это значит что род

занятий, производимая продукция, способы решения проблем, окружающие вас

партнеры, коллеги  и пр. должны наиболее полно отражать и развивать ваш образ

собственного  “я”. Формирование этого образа в  основных чертах происходит в

юности, но корректируется в течение жизни. С возрастом  образ собственного “я”

становится более  ригидным, т.е. все в меньшей степени  позволяет свою

корректировку без опасности утраты личности. Решающее влияние на образ

собственного  “я” оказывают те люди, на которых  человек хотел бы быть похожим.

Строительство своего Жизненного пути, как и всякая целенаправленная

деятельность, предполагает цепочку промежуточных целей, “точек привязки”, на

каждой из которых происходит корректировка очередного отрезка пути, идет

процесс самоидентификации  сообразно новой промежуточной  цели. Принесенные в

этом процессе жертвы, т.е. глубина корректировки образа “я” и определяют

истинную величину успеха.

Полная или  частичная утрата чувства самоидентификации  лежит в основе “стресса

жизни”, внутренних фрустраций, страхов, неосознаваемых комплексов, всего

обилия психогенных  заболеваний, снижения иммунитета. Нередко  отдаваемое

предпочтение  экономической стороне жизни  и подчинение ей всех других,

сопровождается  ростом числа лиц, нуждающихся как  минимум в

психотерапевтической, а как максимум, в психиатрической  помощи, распадом

семей, тяжелыми конфликтами с детьми, в целом, ростом числа глубоко

несчастных людей.

Ключевой же особенностью российской ментальности является, на наш взгляд,

чрезвычайная  болезненность к самой незначительной корректировке образа “я”.

Уникальность  образу придало и то, что столь  высокий, в среднем, уровень

образования россиян  довольно часто не был реализован в практических делах. В

предшествующем, как минимум двух поколениях, сегодняшнего активного возраста:

многие люди не занимались своим прямым делом, поэтому  исторический опыт отцов

и дедов, приоритеты их времени тоже оставили свой отпечаток  на образе

собственного  “я”. Эта особенность лежит в  основе почти массового чувства

отчуждения от той деятельности, которую люди вынуждены  осуществлять, даже

являясь собственниками. Поэтому-то столь важно понимание  менеджмента именно

как управления своей жизнью, т.е. динамикой образа собственного “я”. Из

необходимых для  этого внешних условий укажем лишь на многообразие путей

самореализации  и общественную терпимость к неудачам в каком-то деле.  На наш

взгляд, реалии современной России, при всех их негативных сторонах, в широком

смысле универсальны. Присущая в целом современному миру переменчивость,

неустойчивость, смещение центров влияния, социальные и экономические кризисы,

сконцентрировались  с максимальной выраженностью именно в России.

Как ни парадоксально, при столь мрачной в целом  картине, имеются и

положительные стороны создавшейся ситуации. К  числу немногих положительных

последствий этого  можно отнести тот факт, что  уцелеть как личность могли

только те, кто  обладал значительной внутренней устойчивостью  и

Информация о работе Метод Сократа