Мерчандайзинг в розничной торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 20:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи. Целью курсовой работы является исследование по организационно-экономическому обеспечению формирования и использования инструментария мерчандайзинга в деятельности розничных магазинов.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- изучение социально-экономической сущности и значения мерчандайзинга в организации торговли розничных сетей;
- исследование инструментов комплекса мерчандайзинга розничной торговли;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
1 Теоретические аспекты мерчандайзинга как элемента продвижения в розничной торговле………………………………………………………………….4
1.1 Сущность и значение мерчандайзинга в организации розничной торговли ………………………………………………………………..…………...4
1.2 Выкладка как основной элемент мерчандайзинга…………………..10
1.3 Использование элементов мерчандайзинга в оформлении магазина……………………………………………………………………………14
2 Анализ организации мерчандайзинга в магазине «Елисей»………..19
Заключение…………………………………………………………………..24
Список использованных источников……………………………………...25
Приложение Планограмма газированной воды……………………………26

Файлы: 1 файл

мерчандайзинг в розничной торговле.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

     Грамотно  расставить товар — это искусство, стратегия которого должна быть просчитана и обдумана заранее. Удачно разработанная и поддерживаемая в порядке выкладка всегда способствует приобретению покупателем товара.

     Основной  принцип мерчандайзинга – все  должно быть на виду, доступно, привлекательно и удобно для покупателя. То есть принципы выкладки нужно хорошо продумать, методика выкладки должна быть достаточно простой, без нагромождений.

     При горизонтальной выкладке товар располагается  вдоль по всей длине полки или  иного торгового оборудования [9, с.9]. Например, в отделе молочных продуктов на одной полке располагается только кефир, на другой ряженка, затем майонез и йогурты. Подобная выкладка может иметь два варианта деления товара и зависит от того, как тот или иной товар себя презентует. В первом случае продукция разделяется по виду товара. Например, в бытовом магазине на всей протяженности ряда расставлены товары для мытья посуды, в следующем ряду — чистящие средства, затем стиральные порошки. Вторым вариантом будет горизонтальное расположение по торговой марке, например, на верхней полке будет представлен порошок одной фирмы, на следующей — другой фирмы и т.д., таким образом, товар каждого производителя располагается совершенно отдельно от конкурентов. Свои пиковые зоны продаж горизонтальная выкладка имеет справа от центра и в самом центре полки. Наиболее слабые места размещения — это боковые и с левой стороны от центра. Как правило, недорогие товары располагаются в слабых зонах, считается, что покупатель обнаружит их и там, а в самых сильных зонах — продукты более дорогой ценовой категории.

     Вертикальная  выкладка более эффективна из-за наилучшего обзора, более быстрой ориентации посетителей и более полноценного зрительного представления ассортимента, что ускоряет процесс продаж [9, с.9]. В случае, когда необходима горизонтальная выкладка, нужно учитывать, что на самой нижней полке размещается товар более дешевый или менее привлекательный, а также изделия больших размеров. Движение товара направлено слева направо по серии и по уменьшению объема. Это обомновано тем, что с детства мы учились читать и писать, и делаем это слева направо, аналогично, рассматривая витрины, наши глаза проходят по группам продуктов в той же последовательности. На основные рефлексы покупателя и рассчитаны все мерчандайзинговые направления.

     Применяют также блочную выкладку, или выкладку продукции по блокам, которые образуют торговые марки (при этом возможно расположение как в горизонтальном направлении, так и в вертикальном).

     Видов расположения изделий, или выкладки, много: на прилавках, отдельных стендах, полках, поддонах, корзинах, специальных коробах и иных приспособлениях. Какой бы ни была выкладка, она должна быть привлекательной, устойчивой, иметь наглядность и побуждать к желанию приобрести товар. Для этого следует при размещении желанного ассортимента на полках продаж сделать товар более заметным, нежели у конкурентов, заинтересовать, привлекая внимание, убедить покупателя выигрышной дополнительной информацией, создать удобство и доступность при поиске и физическом контакте, находить все новые решения.

     Многотоварные выкладки ориентированы на различные  группы покупателей. При этом выкладка включает в себя различные изделия (как связанные, так и не связанные  между собой). Главным условием является то, что при использовании данного типа представления товара сама продукция должна быть востребованной, а товары сильными, с потенциальным объемом реализации [9, с.10].

     Если  продукт пользуется большой популярностью, то массовая выкладка будет только на пользу. Большое количество акцентирует внимание покупателя и способствует большому объему продаж. При такой выкладке стоит помнить об удобстве покупателя брать товар, если предлагаемая конструкция будет очень высокой или продукта будет настолько много, что покупатель затруднится при его выборе, то максимального эффекта ожидать не стоит.

     В случае, когда на полке представлен  одноименный товар различных  производителей, часто используют эффект яркого пятна, или цветовую блокировку. Суть ее заключается в том, что товары с упаковкой одного цвета создают одноцветный блок, хорошо, если весь выигрышный блок принадлежит именно вам, и таким образом вы выделяетесь среди других групп товаров или других производителей. Если же ваша продукция в данном блоке сливается с товарами конкурентов, то покупатель вряд ли будет находить в них отличия, чтобы купить именно вами предлагаемое изделие. Например, продукция одноразового применения на протяжении долгого времени производилась белого цвета, сейчас же можно увидеть те же стаканчики, ложки и тарелочки в желтом, красном, синем цвете и других цветовых вариантах. 
Если сочетать блоки из различных цветов, могут рождаться полезные для продажи ассоциации. Например, в отделе по уходу за телом используемые блоки белого и синего цвета вызывают ассоциацию с расслабляющим морем. Также способом привлечения внимания может служить не только контраст по цвету, но и контраст по форме.

     На  каждый ассортимент позиций существует определенная планограмма выкладки. Планограмма — это схема, по которой  расставляется ассортимент торговой марки [9, с.11]. Безусловно, у всех организаций подобные карты выкладки различаются, но все они основаны на общих принципах. Рассмотрим основные. При создании эффективной планограммы прежде всего необходима четко поставленная задача, концепция как одной полки, так и целого магазина. Имея конкретное наименование торговой единицы, продавец начинает разработку ее размещения. Например, поставлена задача построить планограмму отдела «Хозяйственные товары. Свечи». Мы планируем, что расположение товара в отделе начнется с наименований невысокого размера, затем будут размещены более крупные. По вертикали свечи будут расположены по категориям: праздничные, для подсвечников, хозяйственные и т.д. По горизонтали разделение будет в соответствии с различными коллекциями. В данном случае мы руководствовались вертикальным способом выкладки, который является наиболее удобным, так как предусматривает расположение однородных товаров в несколько рядов на полках стеллажей сверху вниз, что обеспечивает свободный доступ покупателей различного роста и хороший показ наименований. Товары большего размера занимают нижние позиции, меньшего размера — верхние полки.

     1.3 Использование элементов мерчандайзинга  в оформлении магазина 

     Цель  мерчендайзинга состоит не только во влиянии на поведение потенциального покупателя, сколько в приспособлении деятельности розничного торгового предприятия к особенностям психологии человека.

     Существует  определенный ряд особенностей применения названных элементов атмосферы  магазина, которые должны учитывать специалисты по маркетингу и мерчендайзингу [3, с.57].

  1. Визуальные компоненты атмосферы магазина используются в качестве дополнительных источников информации для облегчения восприятия и поиска нужных товаров. Они несут в себе элементы персонального «обращения» товара к покупателю, создают ощущение красоты, романтики, предлагают развлечения и т.п. К ним относятся изображения и знаки, указатели, театральные эффекты и др.
  2. Световые эффекты используются для выделения секции, товаров, создание определенного настроения, пробуждения чувств, соответствующих данному отделу (целевому рынку) или подкрепляющих имидж магазина, а так же формирование дизайна магазина (для скрытия дефектов архитектура торгового зала).

     Использование света при оформлении помещения магазина и выкладке отдельных товаров, имеет большое значение в управлении поведение покупателей.

     Замечено, что покупатели предпочитают те торговые точки, где преобладает достаточно яркое интенсивное освещение. Это  позволяет детально рассмотреть специфику предлагаемой продукции. Если же освещения недостаточно, то у покупателя может возникнуть ощущение, что розничный торговец желает скрыть определенные недостатки продукции, или, что недостаточно освещенный продукт не продается.

  1. Цвет является одним из существенных факторов влияния на внимание и поведение человека на подсознательном уровне, и адаптивные свойства посетителей. Поэтому его часто используют для решения следующих задач: улучшения имиджа магазина, создание определенного настроения персонала и посетителей, регулирование активности познавательных ресурсов покупателей.

     Установлено, что в первую очередь покупатель различает цветовую гамму торговой точки [6, с.114]. Поэтому именно цвет является важным инструментом мерчендайзинга в оформлении торговой точки и представлении товара. Цветовой блок или цветовые ассоциации, сформированные продавцом, всегда будут адекватно поняты и с благодарностью восприняты спешащим покупателем. То есть, если все красные блузки повесить в одном месте торговой секции, а все белые – в другом, то клиенту их всегда будет легко найти.

     Известный французский колорист Ж. Филасье установил, что внимание человека, в первую очередь привлекают красный, желтый, оранжевый и пурпурный цвет [6, с.114]. Однако изобилие красного или желтого цвета может вызывать негативную реакцию. Поэтому не рекомендуется использовать данные цвета в качестве основного фона для фирменных ценников, иначе, раздражение покупателя будет гарантированно.

  1. Музыка может вносить значимый вклад формирования атмосферы магазина, дифференцированной адекватно поведению посетителя на различных этапах маршрута и его движения. Её можно использовать для решения целого ряда задач, в частности, для: выделения сегментов и формирования соответствующего ситуации настроения, воздействия на скорость движения покупателей и осуществления покупок, создание различных образов и выделения особенностей сегментов, привлечения или направления внимания посетителей.
  2. Запахи составляют основу обоняния, оказывают самое сильное и быстрое влияние на эмоциональное состояние человека, позволяют оперативно формировать атмосферу.

     Сегодня разработаны оптимальные запахи для магазинов, продающих розничные  товары. Для продуктовых магазинов  наибольший эффект дает свежий запах, например, огурца или арбуза. В магазинах одежды увеличить продажи помогают запахи ванили, лаванды, базилика, мяты и лимона. В магазинах кожевенных товаров – запах кожи, особенно если в ассортименте представлены товары из ее заменителей и т.д. Благодаря ароматизации воздуха можно увеличить объем продаж магазина на 10–15%.

  1. Торговый персонал может благоприятно влиять на покупателей приветливостью, привлекательным внешним видом, своим профессионализмом, знанием товара, вызывая и них доверие и уверенность в правильности решения о покупке.
  2. Скопление людей в магазине может привести к сокращению времени пребывания посетителя в магазине или откладывание им несрочных покупок; отсутствие людей может посеять сомнение в том, что магазин пользуется популярностью.
  3. Парковка автомобилей возле магазинов. В крупных и средних городах возможность припарковать машину у магазина становиться значимым фактором его привлекательности для большинства обеспеченных покупателей, доля которых постоянно растет.

     Во  входной зоне не рекомендуется размещать [3, с.59]:

  1. Товары, которые вызывают у покупателя «неаппетитные» ассоциации: корма для животных, резко пахнущие стиральные порошки, туалетная бумага, средства женской гигиены. Несмотря на то, что благодаря рекламе и девочки, и мальчики уже в детском саду знают о прокладках все, не очень приятно видеть на входе то, что покупатели обычно прячут подальше. А женщинам-покупательницам будет неудобно выбирать средства гигиены на глазах у большого количества людей.
  2. Товары, которые по морально-этическим соображением не одобряет какая-то часть покупателей. Так, не стоит размещать близко к входу крепкий алкоголь и сигареты в блоках.
  3. Товары, значительно более дорогие, чем основная масса товаров в магазине. У покупателя может сложиться впечатление, что уровень цен значительно выше, чем на самом деле.
  4. Любые товары и информация, которая может вызвать сомнение в качестве товара в магазине: уцененные товары сомнительного качества, товары с дефектами. Распродажи таких товаров лучше относить подальше от входа.
  5. Негативная и запрещающая информация. В отечественных магазинах надписи «Не принимаются», «Не действуют», «Не разрешается» и т.п. встречаются во входной зоне в разы чаще, чем плакат «Добро пожаловать»! Например, грозная фраза «Категорически запрещается вход в супермаркет с ручной кладью» характеризует магазин как недружелюбный и вызывает мысли о «советском» уровне обслуживания. Гораздо лучше заменить такой плакат на «Пожалуйста, оставьте вещи в камере хранения». А для прочих запретов существуют знаки-пиктограммы.

Информация о работе Мерчандайзинг в розничной торговле