Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 20:21, курсовая работа
Цель и задачи. Целью курсовой работы является исследование по организационно-экономическому обеспечению формирования и использования инструментария мерчандайзинга в деятельности розничных магазинов.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- изучение социально-экономической сущности и значения мерчандайзинга в организации торговли розничных сетей;
- исследование инструментов комплекса мерчандайзинга розничной торговли;
Введение……………………………………………………………………….3
1 Теоретические аспекты мерчандайзинга как элемента продвижения в розничной торговле………………………………………………………………….4
1.1 Сущность и значение мерчандайзинга в организации розничной торговли ………………………………………………………………..…………...4
1.2 Выкладка как основной элемент мерчандайзинга…………………..10
1.3 Использование элементов мерчандайзинга в оформлении магазина……………………………………………………………………………14
2 Анализ организации мерчандайзинга в магазине «Елисей»………..19
Заключение…………………………………………………………………..24
Список использованных источников……………………………………...25
Приложение Планограмма газированной воды……………………………26
Грамотно расставить товар — это искусство, стратегия которого должна быть просчитана и обдумана заранее. Удачно разработанная и поддерживаемая в порядке выкладка всегда способствует приобретению покупателем товара.
Основной принцип мерчандайзинга – все должно быть на виду, доступно, привлекательно и удобно для покупателя. То есть принципы выкладки нужно хорошо продумать, методика выкладки должна быть достаточно простой, без нагромождений.
При горизонтальной выкладке товар располагается вдоль по всей длине полки или иного торгового оборудования [9, с.9]. Например, в отделе молочных продуктов на одной полке располагается только кефир, на другой ряженка, затем майонез и йогурты. Подобная выкладка может иметь два варианта деления товара и зависит от того, как тот или иной товар себя презентует. В первом случае продукция разделяется по виду товара. Например, в бытовом магазине на всей протяженности ряда расставлены товары для мытья посуды, в следующем ряду — чистящие средства, затем стиральные порошки. Вторым вариантом будет горизонтальное расположение по торговой марке, например, на верхней полке будет представлен порошок одной фирмы, на следующей — другой фирмы и т.д., таким образом, товар каждого производителя располагается совершенно отдельно от конкурентов. Свои пиковые зоны продаж горизонтальная выкладка имеет справа от центра и в самом центре полки. Наиболее слабые места размещения — это боковые и с левой стороны от центра. Как правило, недорогие товары располагаются в слабых зонах, считается, что покупатель обнаружит их и там, а в самых сильных зонах — продукты более дорогой ценовой категории.
Вертикальная
выкладка более эффективна из-за наилучшего
обзора, более быстрой ориентации
посетителей и более
Применяют также блочную выкладку, или выкладку продукции по блокам, которые образуют торговые марки (при этом возможно расположение как в горизонтальном направлении, так и в вертикальном).
Видов расположения изделий, или выкладки, много: на прилавках, отдельных стендах, полках, поддонах, корзинах, специальных коробах и иных приспособлениях. Какой бы ни была выкладка, она должна быть привлекательной, устойчивой, иметь наглядность и побуждать к желанию приобрести товар. Для этого следует при размещении желанного ассортимента на полках продаж сделать товар более заметным, нежели у конкурентов, заинтересовать, привлекая внимание, убедить покупателя выигрышной дополнительной информацией, создать удобство и доступность при поиске и физическом контакте, находить все новые решения.
Многотоварные выкладки ориентированы на различные группы покупателей. При этом выкладка включает в себя различные изделия (как связанные, так и не связанные между собой). Главным условием является то, что при использовании данного типа представления товара сама продукция должна быть востребованной, а товары сильными, с потенциальным объемом реализации [9, с.10].
Если продукт пользуется большой популярностью, то массовая выкладка будет только на пользу. Большое количество акцентирует внимание покупателя и способствует большому объему продаж. При такой выкладке стоит помнить об удобстве покупателя брать товар, если предлагаемая конструкция будет очень высокой или продукта будет настолько много, что покупатель затруднится при его выборе, то максимального эффекта ожидать не стоит.
В
случае, когда на полке представлен
одноименный товар различных
производителей, часто используют эффект
яркого пятна, или цветовую блокировку.
Суть ее заключается в том, что товары
с упаковкой одного цвета создают одноцветный
блок, хорошо, если весь выигрышный блок
принадлежит именно вам, и таким образом
вы выделяетесь среди других групп товаров
или других производителей. Если же ваша
продукция в данном блоке сливается с
товарами конкурентов, то покупатель вряд
ли будет находить в них отличия, чтобы
купить именно вами предлагаемое изделие.
Например, продукция одноразового применения
на протяжении долгого времени производилась
белого цвета, сейчас же можно увидеть
те же стаканчики, ложки и тарелочки в
желтом, красном, синем цвете и других
цветовых вариантах.
Если сочетать блоки из различных цветов,
могут рождаться полезные для продажи
ассоциации. Например, в отделе по уходу
за телом используемые блоки белого и
синего цвета вызывают ассоциацию с расслабляющим
морем. Также способом привлечения внимания
может служить не только контраст по цвету,
но и контраст по форме.
На каждый ассортимент позиций существует определенная планограмма выкладки. Планограмма — это схема, по которой расставляется ассортимент торговой марки [9, с.11]. Безусловно, у всех организаций подобные карты выкладки различаются, но все они основаны на общих принципах. Рассмотрим основные. При создании эффективной планограммы прежде всего необходима четко поставленная задача, концепция как одной полки, так и целого магазина. Имея конкретное наименование торговой единицы, продавец начинает разработку ее размещения. Например, поставлена задача построить планограмму отдела «Хозяйственные товары. Свечи». Мы планируем, что расположение товара в отделе начнется с наименований невысокого размера, затем будут размещены более крупные. По вертикали свечи будут расположены по категориям: праздничные, для подсвечников, хозяйственные и т.д. По горизонтали разделение будет в соответствии с различными коллекциями. В данном случае мы руководствовались вертикальным способом выкладки, который является наиболее удобным, так как предусматривает расположение однородных товаров в несколько рядов на полках стеллажей сверху вниз, что обеспечивает свободный доступ покупателей различного роста и хороший показ наименований. Товары большего размера занимают нижние позиции, меньшего размера — верхние полки.
1.3
Использование элементов
Цель мерчендайзинга состоит не только во влиянии на поведение потенциального покупателя, сколько в приспособлении деятельности розничного торгового предприятия к особенностям психологии человека.
Существует определенный ряд особенностей применения названных элементов атмосферы магазина, которые должны учитывать специалисты по маркетингу и мерчендайзингу [3, с.57].
Использование света при оформлении помещения магазина и выкладке отдельных товаров, имеет большое значение в управлении поведение покупателей.
Замечено, что покупатели предпочитают те торговые точки, где преобладает достаточно яркое интенсивное освещение. Это позволяет детально рассмотреть специфику предлагаемой продукции. Если же освещения недостаточно, то у покупателя может возникнуть ощущение, что розничный торговец желает скрыть определенные недостатки продукции, или, что недостаточно освещенный продукт не продается.
Установлено, что в первую очередь покупатель различает цветовую гамму торговой точки [6, с.114]. Поэтому именно цвет является важным инструментом мерчендайзинга в оформлении торговой точки и представлении товара. Цветовой блок или цветовые ассоциации, сформированные продавцом, всегда будут адекватно поняты и с благодарностью восприняты спешащим покупателем. То есть, если все красные блузки повесить в одном месте торговой секции, а все белые – в другом, то клиенту их всегда будет легко найти.
Известный французский колорист Ж. Филасье установил, что внимание человека, в первую очередь привлекают красный, желтый, оранжевый и пурпурный цвет [6, с.114]. Однако изобилие красного или желтого цвета может вызывать негативную реакцию. Поэтому не рекомендуется использовать данные цвета в качестве основного фона для фирменных ценников, иначе, раздражение покупателя будет гарантированно.
Сегодня разработаны оптимальные запахи для магазинов, продающих розничные товары. Для продуктовых магазинов наибольший эффект дает свежий запах, например, огурца или арбуза. В магазинах одежды увеличить продажи помогают запахи ванили, лаванды, базилика, мяты и лимона. В магазинах кожевенных товаров – запах кожи, особенно если в ассортименте представлены товары из ее заменителей и т.д. Благодаря ароматизации воздуха можно увеличить объем продаж магазина на 10–15%.
Во входной зоне не рекомендуется размещать [3, с.59]: