Автор: Вероника Мандрыкина, 03 Ноября 2010 в 09:47, реферат
Поскольку более 90% всех продаж совершаются в торговых точках, очень важно определиться с приемами маркетинга, которые необходимо использовать в торговых точках. Этими проблемами занимается мерчандайзинг.
Мерчандайзинг (от англ. merchandising - искусство торговать) - это маркетинг в торговой точке, разработка и реализация методов и технических решений, направленных на совершенствование предложения товаров в традиционных местах розничных продаж1.
К общим целям мерчандайзинга можно отнести:
- Увеличение объема продаж.
- Формирование приверженности магазинам и отдельным маркам, увеличение числа лояльных покупателей и завоевание новых.
- Создание конкурентного преимущества магазина и отдельных марок.
- Эффективное представление товаров перед покупателем.
- Привлечение внимания покупателя к товарам, обращая внимание на новые продукты и специальное предложение.
- Закрепление в сознании покупателей отличительных черт марок.
- Обеспечение покупателя необходимой информацией.
- Влияние на поведение потребителей, соблюдая рамки этики и законности.
- Повышение уровня принятия решений покупателем непосредственно в магазине, увеличение времени пребывания покупателя в магазине и числа покупок.
Таким образом, целью данной работы является изучение мерчандайзинга, как искусство розничной торговли.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд следующих задач:
1) раскрыть основную концепцию мерчандайзинга, его основные правила и постулаты;
2) изучить место мерчандайзинга в организационной структуре предприятия.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Мерчандайзинг – маркетинг в торговой точке. Концепция мерчандайзинга……………………………………………………………………5
2. Место отдела мерчандайзинга в организационной структуре предприятия...........................................................................................................15
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованных источников…………………………………………...25
Вариант №2. Подразделение мерчандайзинга входит в состав отдела маркетинга.
Основную
ответственность за реализацию мерчандайзинговой
политики берет на себя директор по
маркетингу. При данном варианте организационной
структуры для курирования
При такой схеме возможен вариант, когда мерчандайзеры также находятся в косвенном подчинении у регионального представителя компании в данном регионе. Преимуществами в данном случае являются: во-первых, четкая система согласования мерчандайзинговых программ с маркетинговым планом компании; во-вторых, свободный и легкий доступ специалистов аналитического отдела (входящего в структуру департамента маркетинга) к оперативной информации о состоянии дел в розничных торговых точках; в-третьих, простота и легкость корректировки общего направления региональных маркетинговых коммуникаций (например, корректировки стандартной планограммы выкладки продукции в зависимости от специфики конкретного региона). Возможные недостатки такой схемы: требуется более сложный механизм контроля над деятельностью каждого мерчандайзера; возможно нарушение принципа единого руководства; возникают дополнительные трудности в коммуникациях с региональными представителями, при составлении региональной мерчандайзинговой программы. Как правило, такая схема организационной структуры предприятия характерна для компаний, которые считают, что мерчандайзинг - это все-таки инструмент маркетинговой активности, а не просто осуществления функций по продаже продукта14.
Вариант №3. На предприятии вводится новая независимая структурная единица - департамент мерчандайзинговой политики.
В
такой структуре функции
Сам же директор по мерчандайзинговой политике подчиняется либо напрямую генеральному директору компании, либо директору по маркетингу. Главная особенность этого варианта, а именно узкая специализация каждого специалиста департамента, обусловливает следующие преимущества: легкость внедрения мерчандайзинговых программ; четкое разграничение обязанностей и ответственности каждой штатной единицы за выполнение определенных задач; простор для контроля этапов выполнения задач; возможность отслеживать результаты на каждом этапе деятельности. Однако при этом сложнее обмениваться текущей информацией «с полей» в оперативном порядке с другими подразделениями предприятия, например отделом маркетинга и отделом продаж. Поскольку департамент по мерчандайзинговой политике начинает выступать в роли некого дополнительного буфера, в который информация поступает на обработку, после чего передается в другие подразделения, происходит задержка в получении информации другими подразделениями компании. Кроме того, внедрение такой структуры связано со значительными дополнительными финансовыми, человеческими и управленческими затратами, а также требует значительного времени на внедрение отдельной структуры и организацию работы в ней. Из-за своей громоздкости данная организационная структура практически не используется в России. Только очень крупные компании могут позволить себе наличие таких узкоспециализированных специалистов15.
Особенности внедрения мерчандайзинга в структуру предприятия при наличии отдела прямых или активных продаж.
Процесс
внедрения элементов
В этом случае мерчандайзинговая политика может быть реализована следующим образом:
1. Мерчандайзеры вводятся в штат отдела прямых продаж. При этом они, как правило, находятся в непосредственном подчинении у торговых представителей компании и в косвенном подчинении у супервайзеров торгового отдела, что, в свою очередь, обеспечивает оперативное реагирование на проблемы и потребности розничных торговых точек. Но затруднения вызывает создание и налаживание механизма контроля рабочего времени мерчандайзеров; нарушается принцип единого руководства; проблематичными становятся постановка и выполнение стратегических мерчандайзинговых задач компании.
2. Отдел мерчандайзинга находится в непосредственном подчинении у отдела маркетинга (или директора по продажам в данном регионе). При таком варианте взаимодействие с отделом прямых поставок обеспечивается на уровне супервайзеров; осуществляется единое руководство системой мерчандайзинга; более четко выполняются тактические задачи; существуют единые стандарты и требования к работе мерчандайзеров; система контроля деятельности каждого мерчандайзера в отдельности достаточно проста и прозрачна. К недостаткам подобной системы можно отнести более сложный процесс взаимодействия между отделами прямых продаж и мерчандайзинга, что снижает оперативность реагирования на текущую ситуацию в розничной сети.
3.
Функции мерчандайзинга
Особенности построения коммуникационных потоков.
Какая бы организационная структура ни существовала на предприятии, ее эффективное функционирование зависит не только от наличия в ней структурного подразделения, обеспечивающего выполнение задач мерчандайзинга. Одно из главных условий эффективного использования комплекса мерчандайзинга - создание коммуникационных потоков и их содержание. Для получения наибольшего эффекта от использования мерчандайзинга на предприятии необходимо развивать коммуникации в трех направлениях.
При
слабом уровне взаимодействия мерчандайзингового
подразделения с отделом
Особенности информационных потоков.
Коммуникационные потоки взаимодействия трех структур - отделов мерчандайзинга, маркетинга, продаж - должны быть направлены на повышение эффективности функционирования каждой из них. Однако возможные варианты их взаимодействия этим не ограничиваются. Есть еще ряд данных, предоставляя которые, отдел мерчандайзинга показывает не только состояние дел в рознице на текущий момент, по и упущенные возможности компании. Ко всему прочему выявляются дополнительные возможности, стратегические направления, конкретные недоработки, определяется степень влияния на объемы продаж того или иного фактора. Отдел мерчандайзинга также может предоставлять информацию об общем состоянии рынка с необходимой детализацией данных. Кроме того, некоторая информация, которую мерчандайзеры могут параллельно собирать в рознице, может служить первичными данными для некоторых видов маркетинговых исследований. Например, соответствующая обработка ежедневных отчетов мерчандайзеров позволит компании получить информацию, аналогичную той, которую она покупает у исследовательских агентств при проведении аудита розничной сети (конечно, если этот аудит не связан со сторонней, независимой проверкой деятельности отделов продаж и мерчандайзинга). Это позволит определить показатели нумерической и качественной дистрибуции с разбивкой по брендам и регионам, структуру реализации продукции по различным каналам сбыта, получить данные о ценовой политике дистрибьюторов и конкурентов. Кроме того, отчеты мерчандайзеров позволяют:
-
отслеживать активность
- выявлять перебои в поставках продукции в розницу;
-
получать непосредственные
-
организовать оперативную
- получать отзывы о продажах товаров-новинок;
-
узнавать мнение потребителей
о проводимых рекламных
К сожалению, на большинстве предприятий эти дополнительные возможности просто упускаются из виду, а элементы мерчандайзинга используются только для расстановки продукции на витрине и размещения рекламных материалов. Окончательное решение в отношении места мерчандайзинговой составляющей в структуре компании в любом случае должно приниматься с учетом: масштабов, целей и задач, которые ставятся перед мерчандайзингом; существующей организационной структуры предприятия; установленных и реально выполняемых функций существующих подразделений; наличия у компании финансовых, временных, управленческих и человеческих ресурсов. Предприятию, не имеющему опыта внедрения мерчандайзинговых программ, сложно самостоятельно определить место мерчандайзинга в организационной структуре и обеспечить полноценное и эффективное функционирование нового подразделения в приемлемые сроки. При создании новой структуры решающее значение имеют уровень знаний специалистов, отвечающих за эту работу, региональное покрытие, масштабы деятельности в конкретном регионе (показатель нумерической дистрибуции) и задач, возлагаемых на мерчандайзеров, финансовые и временные ресурсы компании. Правда, многие компании просто перенимали опыт построения организационной структуры Coca-Cola и отечественных пивных компаний, которые ковали кадры и прививали отечественному рынку западную культуру техники продаж. Большинство руководителей обращаются в консалтинговые компании для создания, запуска и отладки подобных структурных изменений. Мелкие компании предпочитают копировать некоторые элементы мерчандайзинговой политики у ведущих производителей, а со временем просто оттачивают их, подлаживая под свои потребности18.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев
и проанализировав
Во-первых,
мерчендайзинг - современная технология
розничной торговли, используемая крупными
предприятиями розничной
Основными требованиями для применения являются:
-
предприятие должно всегда
-
необходимо специальное
-
внутри предприятия должны
И, наконец, выкладка товара должна осуществляться таким образом, чтобы заставить потребителя как можно дольше ходить по торговым залам предприятия, практически не прибегая к помощи продавцов.
Во-вторых, предприятию, не имеющему опыта внедрения мерчандайзинговых программ, достаточно сложно самостоятельно определить место мерчандайзинга в организационной структуре и обеспечить полноценное и эффективное функционирование нового подразделения в приемлемые сроки.
Хотелось
бы также отметить, что для создания
организационной структуры с эффективной
работой нового подразделения для обеспечения
выполнения мерчандайзинговых задач,
необходим не только значительный опыт
работы в мерчандайзинге, но и непосредственный
опыт в менеджменте.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Учебная литература:
1. Азоев Г.Л. Мишкин В.М. Реклама товаров. – М.: МНЭПУ, 2005. – 65с.
2. Баженов Ю.К., Васькин Е.В. Организация рекламы в магазине. Учебное пособие. - М., 2005. - 123с.
3. Кананян К., Кананян Р. Мерчандайзинг. – М.: РИП-Холдинг, 2006. – 236с
4. Карпова Н.В. Маркетинг: Учебное пособие - Старый Оскол: ТНТ, 2007.- 448с.
Информация о работе Мерчандайзинг как искусство продвижения товара на рынке