Менеджмент и маркетинг в банковской сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 21:41, курсовая работа

Краткое описание

С развитием рыночных отношений повышается риск неопределенности в деятельности банков и других негосударственных структур. В данной курсовой работе рассказывается о менеджменте и маркетинге в банковской сфере.

Оглавление

СОДЕРЖАНИЕ 1
Менеджмент и маркетинг в банковской сфере 2
Введение 2
Процесс осуществления маркетинга 2
Обобщенная схема процесса осуществления маркетинга 3
Рынок банковских услуг 9
Политика продаж 13
Анализ конкретного рынка, рыночного сегмента ("нищи", "окна") 13
Выявление и анализ деятельности конкурентов 14
Сервисная политика 14
Рекламная политика 16
Цена и прибыль 16
Основные ценовые стратегии банков 18
Динамика объема реализации услуг 20
Норма прибыли 21
Психологические границы цен 21
Виды цен 21
Методы анализа прибыли 23
Элементы второго уровня маркетинга 25
Система маркетинговой информации 25
Анализ взаимоотношений банка со своими клиентами 26
Взаимоотношения банка с рынком 26
Внутренний экономический анализ деятельности банков 26
Система планирования маркетинга 27
Рыночная конкуренция 29
Заключение 31

Файлы: 1 файл

МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ.doc

— 272.50 Кб (Скачать)

    Другой  пример: два товара-аналога стоят 98,10 д. ед. и 97,90 д. ед. Здесь покупатель в большинстве своем купит дешевый товар, не интересуясь его другими характеристиками. Этот метод определения психологических границ цен годится для товара с более низкой стоимостью (одно – двузначное число).

Виды  цен

    Необходимо  отметить, что в условиях рыночной экономики цена возрастает не пропорционально  качеству товара, а как бы опережая его, и, наоборот, при снижении технического уровня и качества товара относительно общепризнанного уровня цена снижается более прогрессивно.

    Существует  несколько видов цен:

  • Цены фактических сделок, которые чаще всего используются в расчетах между банками и их филиалами. Иногда их называют внутренними или трансфертными ценами.
  • Биржевые цены (котировки), в случае, когда товары являются объектами биржевой торговли.
  • Цена аукционов и торгов. Например, регулярно проводимые аукционы денежных ресурсов. Существуют аукционы, которые играют на понижение уровня цен, и такие, которые играют на их повышение.
  • Среднестатистические цены, которые подразделяются на цены продавца (отношение величины себестоимости произведенного товара за определенный период к его количеству) и цены покупателя (отношение стоимости проданных за определенный период товаров к их количеству).
  • Справочные цены, которые помещены в различных справочных изданиях, прейскурантах, журналах, газетах. Их характерной чертой является относительно небольшая подвижность.
  • Сезонные цены.
  • Экспортные, которые должны быть соизмеримы с мировыми, носящими регулярный характер и предусматривающими платежи в СКВ.
  • Оптовые, по которым производитель реализует свой товар своим контрагентам, но не физическим лицам.
  • Розничные, по которым их приобретает конечный потребитель.

    В системе банковского маркетинга прибыль является четвертым элементом  ее первого (основного) уровня. Этот показатель отображает основные финансовые результаты его деловой активности и дает ему возможность произвести все  выплаты в бюджет, Центральному банку и своим контрагентам.

    Согласно  данным американских специалистов, норма  прибыли по отношению к сумме  издержек колеблется в пределах в 15 % для немонополизированных производителей, в том числе и банков, и в рамках 15 – 34 % — для монополизированных.

    В процессе анализа своей деятельности любой банк определяет текущую и  перспективную прибыль. В классической теории маркетинговой деятельности различают:

  • бухгалтерскую прибыль, которая представляет собой сумму общей выручки банка за вычетом его внешних издержек; а под внешними издержками понимается величина денежных расходов, осуществляемых производителем с одним из элементов третьего уровня маркетинга — поставщиком;
  • экономическую прибыль — это бухгалтерская прибыль за вычетом суммы внутренних издержек, произведенных в процессе самостоятельного использования собственных ресурсов.

    Анализ  текущей прибыли производится в  конце каждого месяца (квартала, года) и представляет собой скорее отчет о прошедшей и оперативной  деятельности банка, т. е. содержит элементы ретроспективного и оперативного анализа. По полученным результатам рассчитываются сумма заработной платы, суммы различных фондов, текущая кредито- и платежеспособность и проч.

    Анализ  уровня перспективной прибыли определяет меры, которые должны быть приняты банковским руководством и всем коллективом для достижения более высокой нормы прибыли, более стабильного авторитета (рейтинга) на рынке, среди партнеров и конкурентов.

    Факторы, влияющие на прибыль любого банка, могут  быть внешними и внутренними. К внешним факторам относятся такие как уровень инфляции и валютный курс, политические, экономические, демографические, экологические и другие факторы, вероятность возникновения рыночных форс-мажорных обстоятельств, не зависящих от деятельности самого банка.

    К внутренним факторам относятся такие как уровень себестоимости отдельных операций, услуг и групп услуг, качество и надежность, условия сбыта и сервиса, качество рекламы, уровень обеспеченности оборотным капиталом и соотношение между собственным и заемным капиталом, и проч.

    Для анализа перспективного уровня прибыли  можно использовать некоторые виды факторного анализа или дисперсионный анализ (ДА).

    С помощью различных методов факторного анализа, например, могут быть выявлены резервы повышения уровня прибыли. С этой целью необходимо провести математико-статистический анализ для изучения влияния определенного набора статистических факторов на конечные результаты работы банка, т. е. уровень его прибыли. Точное количественное измерение экономического результата влияния каждого отдельного фактора детализирует механизм формирования конечных результатов работы банка. Это позволяет выделить субъекты (факторы) и объекты (партнеров и филиалы) исследования, что придаст влиянию резервов целенаправленный характер.

    Разделим всю совокупность резервов условно на перспективную и текущую. Перспективные резервы связаны с преобразованием неуправляемых в текущем периоде (месяце, квартале, году) факторов. Текущие резервы связаны с управляемыми факторами. Они делятся на две части: внутренние резервы и передовой опыт банков-конкурентов. Внутренние резервы выявляются на основе обобщения опыта работы данного конкретного банка.

    Итак, уровень полученной прибыли зависит  от количества и качества предлагаемых услуг, их цены, конъюнктуры рынка.

Методы  анализа прибыли

    Анализ  прибыли (текущей и ожидаемой) может  быть проведен с помощью нескольких методов. Нельзя дать рекомендации по эффективности или предпочтительности их использования, т. е. все зависит от желания и возможностей руководства и конкретной маркетинговой ситуации.

    Необходимо  отметить, что в процессе анализа  уровня реальной и (или) потенциальной, текущей и (или) перспективной прибыли  все методы учитывают закон убывающей  удачи (закон убывающего предельного  продукта, он же — закон изменяющихся пропорций). Согласно ему, начиная с определенного момента последовательное присоединение единиц переменного ресурса (например, трудовых ресурсов) к неизменному, фиксированному ресурсу (например, величина уставного капитала) дает уменьшающийся добавочный (предельный) продукт в расчете на каждую последующую единицу переменного ресурса. Например, увеличение количества работающих людей в банке не может производиться бесконечно, т. к. оно ведет к работе с неполной нагрузкой, что мгновенно ухудшает результативные показатели его деятельности.

    Рассмотрим  некоторые часто встречающиеся методы.

  1. Метод "себестоимость + необходимая прибыль".

    Является  одним из самых широко используемых и простых для определения  цены и прибыли на новую услугу или в процессе вхождения на новый рынок.

    Известно, что производственная себестоимость  любого товара, в том числе и  банковской услуги, состоит из суммы условно-постоянных и переменных затрат. Переменные производственные и сбытовые расходы изменяются в зависимости от количества предоставленных (продажных) услуг, т. е. реализации продукции. В них включают прямые материальные и трудовые затраты, другие прямые затраты (затраты на охрану, административные затраты). С некоторыми оговорками можно принять, что между переменными производственными затратами и объемом предоставленных услуг существует линейная зависимость, т. е. переменные издержки пропорциональны объему проданного.

    Иногда  характер отдельных видов затрат, обусловленный правилами их потребления, может отличаться от принципа пропорционального изменения их объема. Они могут опережать рост предоставления услуг и их реализацию, но могут и снижаться при замедленном их росте. Главным фактором этих отклонений чаще всего являются договорные условия и наценки на потребляемые материальные, топливно-энергетические или трудовые ресурсы. Определить влияние этих отклонений на уровень затрат можно лишь при детальном разложении производственных и сбытовых расходов на элементы и с помощью анализа таких экономико-математических методов как метод главных компонент (МГК), регрессионный анализ (РА) или дисперсионный анализ (ДА).

    Но  одним из основных недостатков последнего метода является его некоторая ограниченность, что сужает возможность его широкого применения. Используя его, трудно проводить анализ таких факторов как уровень потенциального и реального спроса, предложения, эластичности рыночного сегмента ("ниши", "окна"), уровень и степень конкуренции. Более совершенной является следующая группа методов.

  1. Метод "потребительной стоимости".

    С помощью этого метода каждый банк может анализировать результаты своей деятельности и уровень прибыли в основном как фактор себестоимости и достижения необходимого уровня деловой активности. Основным компонентом этого метода является оценка потребительских качеств товара. Продукция (услуга) может быть продана дороже аналогичной услуги банков-конкурентов, если клиент уверен не только в более высоких качествах самой услуги, но и сервисе, связанном с ее приобретением.

    Иными словами, анализ производится с помощью  многомерных социальных моделей.

    Методология анализа с помощью экспертных оценок представляет собой выбор  оптимального метода в каждой конкретной ситуации для превращения в количественные или порядковые оценки факторов и  процессов, неподдающихся непосредственному измерению. Экспертные оценки основываются на суждениях специалистов, высказываются индивидуально или коллективно и подразделяются на две основные группы.

    К первой группе относятся методы последовательного  улучшения индивидуальных оценок каждого  эксперта. Одним из самых распространенных методов этой группы является метод Дельфин.

    Вторая  группа методов направлена на коллективное согласование позиций специалистов с целью выработки коллективной экспертной оценки. К этой группе относятся такие методы как метод предпочтения, метод ранга, методы частичного попарного сопоставления и полного попарного сопоставления.

Элементы  второго уровня маркетинга

    Существование потребителей, покупателей, клиентов обусловливает существование и самого производителя — банка. Один из основных принципов маркетинга гласит: "Производи то, что можешь продать, а не продавай то, что сумел произвести".

    После анализа спроса на товар, эластичности рынка и других направлений анализа  банк приступает к предоставлению определенных услуг. В зависимости от уровня своих издержек и ряда внешних и внутренних факторов определяет цену на них, выходит на рынок и опять в зависимости от его внешней и внутренней конъюнктуры получает свою прибыль или убыток.

    Следующий уровень показывает основные элементы, с помощью которых банк осуществляет свою деятельность.

Система маркетинговой информации

    С точки зрения американского футуролога Олвина Тоффлера, за индустриальным этапом развития общества в целом наступает  информационный. При этом в обществе формируется новая социальная группа — когнитариат, чья мощь основывается на знании, на доступе к информации. Он считает, что "в наши дни необходимо знание о знаниях не вручную, а с помощью вычислительной техники. Самое перспективное направление — создание автоматизированных рабочих мест (АРМ) с помощью персональных ЭВМ (ПЭВМ) с использованием различных экономико-математических и экономико-статистических методов. Уже существуют специализированные АРМ банкира, АРМ бухгалтера, АРМ экономиста, АРМ экономиста-социолога. Создание АРМ банкира дает возможность работникам коммерческих, кооперативных, акционерных и совместных банков контролировать свою деятельность, уровень кредитоспособности своих новых и традиционных клиентов.

    Взаимоотношения банка с государством, на территории которого он находится:

  • Взаимоотношения с административными органами (Центральный банк России, Государственная налоговая служба, Государственный комитет по статистике и проч.). Этот анализ может быть ретроспективным, оперативным и перспективным. Кроме того, необходимо контролировать уровень ряда социальных факторов, влияющих на взаимоотношения банка с административными органами. Этот анализ осуществляется с помощью методов факторного и корреляционно-регрессионного, детерминированного и индексного анализов. В этот блок включен и анализ организационных факторов, оказывающих влияние на взаимоотношения между руководством банка и руководящими (вышестоящими) органами.
  • Взаимоотношения банков с общественными организациями России, иностранными общественными организациями (актуально для совместных банков и банков, имеющих Генеральную лицензию).

Информация о работе Менеджмент и маркетинг в банковской сфере