Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 07:48, лекция
Мотивация – внутренняя установка, которую невозможно измерить, но за которой можно следить, наблюдая за появлением работника.
Результат зависит от способностей и условий. Если поведение работника соответствует ситуации, то оно ведет к вознаграждению – это способствует подкреплению к поведению и к обучению, пониманию связей между возможным будущем вознаграждением.
Мотивация – это сложное комплексное явление поэтому существует несколько мотивационных теорий, в которых используется разные элементы этого процесса.
Менеджмент гостеприимства
(Лекция
1)
Мотивация
Мотивация – внутренняя установка, которую невозможно измерить, но за которой можно следить, наблюдая за появлением работника.
Результат зависит от способностей и условий. Если поведение работника соответствует ситуации, то оно ведет к вознаграждению – это способствует подкреплению к поведению и к обучению, пониманию связей между возможным будущем вознаграждением.
Мотивация –
это сложное комплексное
явление поэтому существует
несколько мотивационных
теорий, в которых используется
разные элементы этого
процесса.
Существует 2 группы теорий мотивации:
Содержательные
теории рассматривают
содержание потребности
на которые необходимо
воздействовать.
Процессуальные
теории анализируют
процессы, которые происходят
в сознании человека
и ведут к тому или иному
поведению.
Теория
Маслоу (теория потребности)
исходит из того, что
потребности, на которых
можно воздействовать
располагаются в виде
пирамиды.
1 уровень физиологические потребности, которые направлены на выживание. Эти потребности реализуются с помощью оплаты труда, тепла, пищи, воды и т.д.
2 уровень потребность в защищенности. Эти потребности реализуются в виде работы надежного места, охраны труда, страховки.
3 уровень потребность в принадлежности. Наличие связей с коллегами, родственниками. Реализуется путем с коллегами.
4 уровень потребность в уважении, в признании, в престиже и выражается в наличии имиджа, репутации, повышенной оценке со стороны других людей.
5
уровень потребность
в самореализации, которая
выражается в участии,
в сложных проектах,
инновации, в получении
новых знаний.
Потребности первых, четвертых уровней, будучи удовлетворены, перестают быть матеваторами и, следовательно, необходимо воздействовать на следующий уровень потребности. Потребности 5 уровня не могут быть удовлетворены и поэтому остаются матеваторами и реализации иноваторов.
Недостаток теории состоит в том, что иерархия потребностей может быть разной для разных лиц.
Люди стремятся к цели, несмотря на то, что потребности более низкого уровня еще не удовлетворены. Кроме того, одновременно могут возникать потребности различных уровней, поэтому была разработана теория, существующая в принадлежности и росте или в ERG.
Эта теория утверждает, что потребности могут быть разбиты на 3 уровня:
Эта теория включает 2-ва принципа:
Обе
теории Маслоу и теории
ERG достаточно сложно
проверяются, однако
исследования показали
их справедливость.
Теория приобретенных потребностей.
Маклеланд считает, что потребности не являются врожденными, а приобретаются на основе обучения или жизненного опыта.
Эти потребности могут быть результатом различных условий и событий, которые резко влияют на желание человека.
Маклео исследовал 3 типа потребностей:
Потребность в достижении эффекта – менеджеры у которых есть в подчинении лица должны ставить сложные цели с быстрым достижением результата. Для таких людей деньги не играют значительной роли, но играют мерилом успеха.
Потребность в принадлежности – состоит в стремлении поддерживать дружеские отношения с другими людьми. Такие люди выбирают профессии, которые требуют взаимоотношения. Для мотивации менеджер должен создавать психологическую среду.
Потребность во власти – выражается в желании влиять на других людей и контролировать окружение.
Потребность во власти выступает в 2-х формах:
а) Потребность в личной власти
б) Потребность в институциональной власти
Лица с повышенным уровнем потребностей в личной власти стремятся доминировать над другими людьми, демонстрировать свою власть. Они требуют лояльности к своей персоне – это может отрицательно влиять на достижении организации в своих целях.
Лица с повышенной удовлетворенной потребностью в институциональной власти сосредотачиваются на работе с подчиненными в решении проблем организации. Они могут пренебрегать собственными интересами, поэтому им следует занимать посты, способствующие организации усилий других людей.
Лица с высокой степенью потребностей в личной власти не годятся в менеджеры, поскольку стремятся добиться результатов лично для себя.
Люди с повышенной степенью потребностей в связях не могут быть хорошими менеджерами, поскольку стремятся сохранить отношения со всеми.
Оптимальными менеджерами являются люди с повышенной степенью потребностей в институциональной власти.
Профиль потребностей успешного менеджера включает:
Процессуальные
теории мотивации
Процессуальные теории исследуют процессы, происходящие в сознании работника при принятии или решении о том или ином поведении.
Теория Ожидания была предложена Виктором Вруном которая утверждает, что работник прежде чем предпринять усилия необходимые для достижения цели рассматривает 3 основные исхода (ожидания):
Каждый из этих ожиданий можно выразить цифрой
М = У
P x P
B x Bв
0…1
0…1 -1…+1
Теория Справедливости разработана, Стеси Адемсом состоит, в следующем люди предпочитают ситуации равновесии и справедливости, т.е. когда отношения усилий человека и результатов равны такому же отношению для других людей.
Вход = Вход
Выход Выход
m др.
Выбор
лица, с которым
происходит сравнение,
зависит, от нашего мнения
соответствует, сравнению.
Результатом теории
является, то, что хотя
предпринимаемые акции
зависят от ситуации,
однако человек стремится
поддержать самоуважение
и максимизировать вознаграждение
при постоянных усилиях.
Рассматривая, вопрос
во времени становится
понятно возникновение
взрывов в коллективе
при накоплении малых
несправедливостей.
С тоски зрения менеджера
с подчиненными относительно
справедливости вклад
результат. Это означает,
что подчиненные должны
знать правела игры.
Тесно связана с теорией
Ожидания.
Основные
методы руководства
и их использование
менеджером.
Вопрос в том, как подчиненные воспринимают влияние лидера. Основной причиной является наличие властных полномочий.
Источниками властных полномочий является:
Эффективность использования полномочий всех 6-ти типов по-разному сказывается на мотивации подчиненных. Подчиненные могут реагировать на указания руководителя активно, пассивно или с сопротивлением.
Таким
образом, использование
всех полномочий (6-ти)
необходимо руководителю.
Использование некоторых
видов следует
минимизировать.
Содержание работы руководителя
Американский специалист Минизберг считает, что существуют некоторые общие черты работы руководителя, которые выражаются в выполнении или разумных ролей.