Менеджмент гостеприимства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 07:48, лекция

Краткое описание

Мотивация – внутренняя установка, которую невозможно измерить, но за которой можно следить, наблюдая за появлением работника.
Результат зависит от способностей и условий. Если поведение работника соответствует ситуации, то оно ведет к вознаграждению – это способствует подкреплению к поведению и к обучению, пониманию связей между возможным будущем вознаграждением.
Мотивация – это сложное комплексное явление поэтому существует несколько мотивационных теорий, в которых используется разные элементы этого процесса.

Файлы: 1 файл

Менеджмент гостеприимства (лекция).doc

— 55.00 Кб (Скачать)

Менеджмент  гостеприимства

(Лекция 1) 

Мотивация 

Мотивация – внутренняя установка, которую невозможно измерить, но за которой можно следить, наблюдая за появлением работника.

Результат зависит от способностей и условий. Если поведение  работника соответствует ситуации, то оно ведет к вознаграждению – это способствует подкреплению к поведению и к обучению, пониманию связей между возможным будущем вознаграждением.

  Мотивация – это сложное комплексное явление поэтому существует несколько мотивационных теорий, в которых используется разные элементы этого процесса. 

Существует 2 группы теорий мотивации:

  1. Содержательные теории
  2. Процессуальные теории
 

Содержательные  теории рассматривают содержание потребности на которые необходимо воздействовать. 

Процессуальные  теории анализируют процессы, которые происходят в сознании человека и ведут к тому или иному поведению. 

Теория  Маслоу (теория потребности) исходит из того, что потребности, на которых можно воздействовать располагаются в виде пирамиды. 

1 уровень физиологические потребности, которые направлены на выживание. Эти потребности реализуются с помощью оплаты труда, тепла, пищи, воды и т.д.

2 уровень потребность в защищенности. Эти потребности реализуются в виде работы надежного места, охраны труда, страховки.

3 уровень потребность в принадлежности. Наличие связей с коллегами, родственниками. Реализуется путем с коллегами.

4 уровень потребность в уважении, в признании, в престиже и выражается в наличии имиджа, репутации, повышенной оценке со стороны других людей.

5 уровень потребность в самореализации, которая выражается в участии, в сложных проектах, инновации, в получении новых знаний.  

Потребности первых, четвертых  уровней, будучи удовлетворены, перестают быть матеваторами и, следовательно, необходимо воздействовать на следующий уровень потребности. Потребности 5 уровня не могут быть удовлетворены и поэтому остаются матеваторами и реализации иноваторов.

Недостаток  теории состоит в  том, что иерархия потребностей может  быть разной для разных лиц.

Люди  стремятся к цели, несмотря на то, что потребности более низкого уровня еще не удовлетворены. Кроме того, одновременно могут возникать потребности различных уровней, поэтому была разработана теория, существующая в принадлежности и росте или в ERG.

Эта теория утверждает, что потребности могут быть разбиты на 3 уровня:

  1. Существования потребности (физиологические потребности)
  2. Потребности принадлежности, которая направлена на связь с другими людьми, на необходимые признания, взаимопонимания.
  3. Потребность роста (творчество, инновации). Уровни потребности этой теории различается по конкретности, нижние уровни более конкретны, а верхние менее конкретны.

    Эта теория включает 2-ва принципа:

  1. Принцип прогрессивного удовлетворения, переход с 1-го уровня на другой происходит легче, если удовлетворить потребности низкого уровня. При этом человек может быть сосредоточен более чем на одной потребности одновременно и переход на следующий уровень необязательно соответствует удовлетворению потребностей более низкого уровня. Теория допускает порядок, может быть иной, чем в иерархии.
  2. Принцип регрессии фрустрации (нарастание неудовлетворенности). Если человек в течении длительного времени не может удовлетворить потребность высшего порядка, то он от них отказывается и переходит к удовлетворению более конкретных потребностей.

    Обе теории Маслоу и теории ERG достаточно сложно проверяются, однако исследования показали их справедливость.  

    Теория приобретенных потребностей.

    Маклеланд считает, что потребности  не являются врожденными, а приобретаются  на основе обучения или жизненного опыта.

    Эти потребности могут  быть результатом  различных условий  и событий, которые  резко влияют на желание  человека.

    Маклео  исследовал 3 типа потребностей:

  1. Потребность в достижении эффекта
  2. Потребность в принадлежности
  3. Потребность во власти

    Потребность в достижении эффекта – менеджеры у которых есть в подчинении лица должны ставить сложные цели с быстрым достижением результата. Для таких людей деньги не играют значительной роли, но играют мерилом успеха.

    Потребность в принадлежности – состоит в стремлении поддерживать дружеские отношения с другими людьми. Такие люди выбирают профессии, которые требуют взаимоотношения. Для мотивации менеджер должен создавать психологическую среду.

    Потребность во власти – выражается в желании влиять на других людей и контролировать окружение.

    Потребность во власти выступает  в 2-х формах:

    а) Потребность в  личной власти

    б) Потребность в институциональной власти

    Лица  с повышенным уровнем  потребностей в личной власти стремятся  доминировать над  другими людьми, демонстрировать свою власть. Они требуют лояльности к своей персоне – это может отрицательно влиять на достижении организации в своих целях.

    Лица  с повышенной удовлетворенной  потребностью в институциональной  власти сосредотачиваются  на работе с подчиненными в решении проблем организации. Они могут пренебрегать собственными интересами, поэтому им следует занимать посты, способствующие организации усилий других людей.

      Лица с высокой  степенью потребностей  в личной власти  не годятся в  менеджеры, поскольку стремятся добиться результатов лично для себя.

    Люди  с повышенной степенью потребностей в связях не могут быть хорошими менеджерами, поскольку  стремятся сохранить  отношения со всеми.

    Оптимальными  менеджерами являются люди с повышенной степенью потребностей в институциональной власти.

    Профиль потребностей успешного  менеджера включает:

  1. От среднего до повешенного уровня потребностей.
  2. Средний уровень в потребности в достижении успеха в начале карьеры. Эта потребность может иметь более высокий уровень и снижаться по иерархической лестнице.
  3. Минимальная потребность в принадлежности. Не должна отсутствовать.
 

    Процессуальные  теории мотивации 

    Процессуальные  теории исследуют процессы, происходящие в сознании работника при принятии или решении о том или ином поведении.

    Теория  Ожидания была предложена Виктором Вруном которая утверждает, что работник прежде чем предпринять усилия необходимые для достижения цели рассматривает 3 основные исхода (ожидания):

  1. Ожидания усилия результата – это ожидание показывает вероятность того, что предложенные усилия переведут к требуемому результату. При этом учитывается оценка собственности способностей, адекватность факторов.
  2. Ожидания результат вознаграждения показывает вероятность  того, что успешный результат приведет к получению определенного вознаграждения (премии, чувству удовлетворения).
  3. Ожидание валентность вознаграждения. Ценность вознаграждения, ценность поощрения для данного индивидуума.
 

    Каждый  из этих ожиданий можно  выразить цифрой

  

    М = У  P x  P       B  x  Bв 

           0…1                0…1         -1…+1 

    Теория  Справедливости разработана, Стеси Адемсом состоит, в следующем люди предпочитают ситуации равновесии и справедливости, т.е.  когда отношения усилий человека и результатов равны такому же отношению для других людей.

          Вход             =       Вход

              Выход                   Выход

       m др. 
     
     

Выбор лица, с которым  происходит сравнение, зависит, от нашего мнения соответствует, сравнению. Результатом теории является, то, что хотя предпринимаемые акции зависят от ситуации, однако человек стремится поддержать самоуважение и максимизировать вознаграждение при постоянных усилиях. Рассматривая, вопрос во времени становится понятно возникновение взрывов в коллективе при накоплении малых несправедливостей. С тоски зрения менеджера с подчиненными относительно справедливости вклад результат. Это означает, что подчиненные должны знать правела игры. Тесно связана с теорией Ожидания. 

Основные  методы руководства  и их использование  менеджером. 

Вопрос  в том, как подчиненные воспринимают влияние лидера. Основной причиной является наличие властных полномочий.

Источниками властных полномочий является:

  1. Законные полномочия связаны с должностным положением в иерархии руководства и с авторитетом должности. Вступая в должность человек, понимает, что с ней сопряжены определенные обязательства, возлагаемые на него стоящим руководством. Эти обязанности и полномочия воспринимаются, как законные, поскольку они вытекают из правовых требований. Законные полномочия связаны не с человеком, а с должностью.
  2. Полномочия вознаграждения основаны на праве контроля и осуществления вознаграждения других людей. Причем диапазон вознаграждения достаточно широк.
  3. Полномочия наказания связаны с правом наказывать за ненадлежащие выполнения обязанности или поведения. Большой диапазон способов наказания.
  4. Экспертные полномочия основаны на полномочия, опыта которые высоко ценят сотрудники и важны для успеха коллектива.
  5. Информационные полномочия связаны с доступом внутри фирменной информации и контролем над ее распространением. Обычно менеджер имеет более широкий доступ информации и решает, какую часть этой информации можно сделать для подчиненных.
  6. Власть личности которая возникает в результате уважения положительного отношения желание быть в дружбе с человеком. Распоряжения руководителя наделенного такой властью выполняются более разумно.

    Эффективность использования полномочий всех 6-ти типов по-разному сказывается на мотивации подчиненных. Подчиненные могут реагировать на указания руководителя активно, пассивно или с сопротивлением.

    Таким образом, использование  всех полномочий (6-ти) необходимо руководителю. Использование некоторых  видов следует  минимизировать.  

 

Содержание  работы руководителя

Американский  специалист Минизберг  считает, что существуют некоторые общие черты работы руководителя, которые выражаются в выполнении или разумных ролей.

Информация о работе Менеджмент гостеприимства