Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 18:53, курсовая работа
Цель работы – рассмотрение общих вопросов, связанных с маркетингом услуг.
Достижению цели способствует решение ряда задач:
1.Дать определение понятию услуги и рассмотреть ее характеристики;
2.Рассмотреть основные группы производителей услуг;
3.Определение переменных маркетинговых моделей для услуг;
4.Определение ценности и рассмотрение способов формирования цен на услуги.
Введение…………………………………………………………………………3
1.Маркетинг услуг……………………………………………………………….4
1.1.Понятие и характеристики услуги……………………………………….…4
1.2. Основные группы производителей услуг………………………………….8
1.3. Маркетинг-микс для услуг………………………………………………....10
1.4. Ценность и формирование цен на услуги…………………………………15
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………….18
2.1. Характеристика ЗАО «Пульс Радио Йошкар-Ола»……………………....18
2.2. Маркетинг-микс радиостанции «Пульс Радио»…………………………..20
Заключение……………………………………………………………………….24
Список используемой литературы……………………………………………...26
Процесс предоставления
услуги. Поскольку потребители
Именно восприятие процесса потребителями и приводит нас к необходимости рассмотрении модели 4С как наиболее ориентированной на потребителя.
Нужды и запросы потребителя (customer needs and wants) – все элементы товара или услуги. Продукт разрабатывается таким образом, чтобы конечное предложение удовлетворяло потребителя, не образуя разрыва в ожиданиях и не выходя, насколько это возможно, за пределы зоны толерантности.
Затраты для потребителя (cost) - условно затраты для потребителя рассматриваются в двух проекциях: затраты прямые (финансовые или материальные) и затраты косвенные (затраты времени на дорогу, психологические затраты и т.п.). Важность отдельных компонентов как прямых, так и косвенных затрат существенно варьируется у различных потребителей.
Доступность для потребителей (convenience) – распределение продукта и доведение его до потребителя включает такие компоненты, как качество, удобство приобретения, наличие, надежность, необходимость развития отношений с поставщиком / продавцом / производителем и многое другое.
Коммуникации (communication) – в концепции 4С важны как коммуникации поставщика с потребителем, так и обратная связь. Общение не ограничивается продвижением, его границы гораздо шире.
Таким образом, в отношении услуг наиболее верным будет следующий алгоритм формирования маркетинг-микса:
Понятие «услуги» как рыночного продукта имеет как минимум две основных смысловых уровня, определяемых ее специальной (сущностной) и рыночных составляющими:
Анализ услуги как рыночного продукта строится на восприятии ее потребителем (неспециалистом). Рассмотрим четырехуровневый анализ услуги. (рис.3)
Сущность продукта – отражает и описывает глубинные причины, побуждающие людей приобретать что-то.
Фактический продукт – перечень основных характеристик предлагаемого продукта, которые выступают как минимальное условие его «выживания» в условиях жесткой конкуренции. Специфика фактического продукта состоит в двойственности продукта: у него есть признаки не только услуги, но и изтовара. Поэтому целесообразно разделить услугу на осязаемый товар и неосязаемую услугу.
Осязаемый товар – это то, что передается потребителю при оказании услуги, то, что можно ощутить физически, потрогать.
Неосязаемая услуга – это основная работа, за которую платит потребитель.
Добавленный продукт - дополнительные выгоды и услуги, которые может получить потребитель сверх фактического продукта. Добавленный продукт, как правило, не является причиной совершении сделки, но выступает в качестве дополнительного аргумента при выборе из ряда предложений.
Окружение услуги - это физическое и эмоциональное окружение самого процесса оказания услуги.
Три элемента окружения услуги, поддающиеся управления:
Основные смысловые элементы услуги:
1.4. Ценность и формирование цен на услуги
Общая рыночная стоимость услуг, создаваемых производителем, включает несколько составляющих: собственно ценность самой услуги, ценность персонала, ценность сервиса и ценность имиджа.
Ряд исследований показывает, что общую ценность услуги формируют:
Научно обоснованный подход к установлению цен на услуги требует комплексного решения, хорошо поставленной системы управленческого и бухгалтерского учета, предполагающих наличие в организации развитой инфраструктуры и прежде всего службы маркетинга.
Наиболее распространенными способами формирования цен на услуги являются следующие:
Каждый из указанных способов имеет свои преимущества и недостатки (табл.2)
Таблица 2
Достоинства и недостатки различных способов установления цен
Способ установления цен |
Достоинства |
Недостатки |
Установление базовых цен на основные виды работ. Использование «доплат» за необходимые дополнительные процедуры |
Привлекательность для потребителя состоит в низкой, как правило, базовой цене |
Частые разочарования потребителей общей суммой, которая оказывается не ниже, а иногда и выше, чем в других компаниях такого же уровня |
Базовые цен на все виды работ. Использование коэффициентов сложности |
Возможность маневра в ценовом диапазоне. Специалист активно участвует в продажах услуг |
Возможность «обмана» потребителя, которую он чаще всего осознает |
«Коридора» цен на различные виды работ в зависимости от сложности, используемых материалов и др. |
Возможность маневра в ценовом диапазоне. Специалист активно участвует в продажах услуг |
Возможность «обмана» потребителя |
Установление «жесткого» прайса на все виды работ |
Правдивость, наглядность |
Сложность расчета и
донесения до потребителя при
широком ассортименте предлагаемых
элементарных услуг (процедур), материалов
и технологий. Невозможность маневрирования
в ценовом диапазоне при |
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Характеристика ЗАО «Пульс Радио Йошкар-Ола»
ЗАО «Пульс Радио Йошкар-Ола» существует на рынке с 1996 года. Сфера деятельности компании – радиовещание, торговая марка – «Пульс Радио».
«Пульс Радио» - это первая йошкар-олинская FM-радиостанция, имеющая 100% эфирное время с большим радиусом охвата – 40 км.
Услуги, предоставляемые радиостанцией:
Спецификой деятельности данной компании является двойственная природа производимых услуг: с одной стороны, радиовещание – бесплатно для жителей г.Йошкар-Олы и близ лежащих районов, а с другой – на коммерческой основе – размещение рекламы и т.п.
Стоимость второго рода услуг измеряется в денежном и объемном выражении, а вот первого определяется рейтингом радиостанции, или потребительскими предпочтениями. Рейтинг позволяет определить долю рынка «Пульс Радио» на радиорынке г.Йошкар-Ола.
Динамику произведенной продукции в сопоставимых ценах представлена на рис. 3.
Рис.3 Динамика выручки ЗАО «Пульс Радио Йошкар-Ола»
Из рис. 3 видно, что в последние 2 года наблюдается тенденция роста объема произведенной продукции.
Проведенное в 2008 году исследование показало, что радиостанция занимает уверенное второе место в рейтинге радиостанций г.Йошкар-Олы. На вопрос «Какую радиостанцию Вы слушаете чаще всего» 16, 77% респондентов упомянули «Пульс радио». Показатель 0, 1677 взят как показатель доли рынка компании. Исследование также дало представление о социально-демографическом портрете аудитории радиостанции (табл.3)
Таблица 3
Общий портрет аудитории «Пульс Радио»
Признак |
Значение |
Пол |
Женский |
Возраст |
|
Род занятий |
|
Исследование проводилось методом уличного опроса населения г.Йошкар – Ола. Всего было опрошено 500 респондентов.
2.2. Маркетинг-микс радиостанции «Пульс Радио»
Маркетинговая модель будет разработана для основной услуги радиостанции – радиовещания на основе методики, предложенной в главе 1.
Описание переменных маркетинговой модели 7Р радиостанции «Пульс радио» представлено ниже.
Краткую характеристику продукта дает проведение трехкомпонентного анализа (табл.4)
Таблица 4
Проведение трехкомпонентного анализа услуги
1. Сущность продукта |
2.Фактический продукт |
3. Добавленный продукт |
|
|
|
Иными словами, в графе сущность услуги радиовещания представлен ответ на вопрос «Почему люди слушают радио?» - для того, чтобы расслабиться, отдохнуть, также используют его как источник информации.
Фактический продукт показывает, почему жители г.Йошкар-Ола могут выбрать именно «Пульс Радио», а добавленный – это факторы, которые также могут способствовать выбору данной радиостанции.
Радиовещание как услуга относится к следующим группам:
А.По источнику услуги. Источником услуги является для аудитории радиоприемник, передатчик радиосигнала. т.к., чтобы ее получить необходимо обратиться именно к нему.
Б. По обязательности присутствия клиента в момент оказания услуги. Радиовещание – это процесс, который и используется слушателем, поэтому присутствие клиента необходимо (здесь клиент рассматривается как все население в целом, а не отдельный человек)
В.По мотивам приобретения услуги. В большинстве случаев – личные.
Г. По мотивам поставщика услуг – некоммерческое, т.к., слушая радио, платить за это не нужно, именно само его слушание – и является своеобразной оплатой, т.к. радиостанциям нужна аудитория для формирования высоки рейтингов.
2) Место, где может быть получено радиовещание определяется желанием слушателя, в каком месте включить радиоприемник, и радиусом охвата радиостанции. Данная переменная у «Пульс Радио» имеет достаточно высокую оценку, т.к. радиус охвата приличный - 40 км.