Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:08, контрольная работа
Вопрос 1. Привлекательность отрасли и конкурентная борьба внутри нее. Диагностика конкуретной среды в системе маркетинга и три ее направления : аналитическая, экспертная и амитационная диагностика.
Вопрос 2. Модели, используемые при разработке конкурентной стратегии.
Стратегия предприятия (управленческий инструмент, установка) — интегрированная модель действий, направленных на достижение целей предприятия. По форме она может представлять собой документ; по сути и содержанию — это свод правил принятия решений, используемый для направления деятельности предприятия. Если миссия определяет глобальную цель предприятия, то стратегия является инструментом достижения цели предприятия, предписывающим, определяющим направление и характер движения, путь к достижению цели. На основе стратегии распределяются ресурсы между выбранными сферами деятельности предприятия, а для ее осуществления необходима соответствующая программа. Программу можно рассматривать как набор проектов, каждый из которых представляет собой задание с указанием целей по времени, затратам и результатам. В настоящее время существует множество классификаций стратегий в зависимости от основополагающих признаков деления. Так, по критерию сочетания признаков стратегическая цель/стратегическое преимущество и в соответствии с основными методами конкурентной борьбы различают следующие виды базовых стратегий конкуренции:
Рис. 6. Базовые стратегии конкуренции.
Стратегия минимизации издержек.
Факторы, благоприятствующие применению стратегии минимизации издержек:
Преимущества стратегии минимизации издержек отчетливо проявляются в модели пяти сил конкуренции. По отношению к прямым отраслевым конкурентам организация, имеющая минимальные издержки, при прочих равных условиях обеспечивает более высокую рентабельность продаж. У такой организации есть шансы завоевать максимальную в отрасли рыночную долю (при отсутствии таковой) за счет большей рентабельности. По отношению к покупателям эта организация также имеет сильные позиции, так как на рынке никто, кроме нее, не может предложить более низкие цены в долгосрочном периоде.
В отношении поставщиков в рамках модели ничего конкретного сказать нельзя, поскольку в отдельных случаях минимальные издержки могут в значительной мере достигаться за счет благоприятных отношений с поставщиками; с другой стороны, организация может сильно зависеть от последних, так как они осознают, что в значительной мере определяют успех выбранной организацией стратегии минимизации издержек. По отношению к потенциальным конкурентам такие организации имеют сильные позиции в силу своего положения, которые, однако, могут быть значительно утрачены, если конкуренты войдут в отрасль с новыми, более эффективными технологиями.
По
отношению к товарам-заменителя
Организации,
сделавшей ставку на стратегию минимизации
издержек, необходимо тщательно отслеживать
изменения в отраслевых технологиях,
предпочтениях потребителей
и быть готовой в минимальный срок осуществить
необходимую модернизацию или даже полную
замену производственных мощностей или
внести должные коррективы в номенклатуру
производимых товаров и услуг; в противном
случае она рискует потерпеть неудачу.
Стратегия дифференциации.
Стратегия
дифференциации основана на производстве
обширной номенклатуры товаров одного
функционального назначения и позволяет
фирме обслуживать большее
Так называемая «потребительская ценность товара» определяется субъективно оцениваемым соотношением между степенью его важности для потребителя и ценой. Клиент совершает желаемое действие, например, покупку, тогда, когда оцениваемая им потребительская ценность товара превышает его рыночную цену.
Предположим,
что товар, услуга (тур) характеризуется
рядом параметров, тогда его потребительская
ценность может быть вычислена как
сумма произведений параметров на весовые
коэффициенты. Для параметров одного
и того же товара различные потребители
(с определенной степенью субъективности)
расставят различные весовые
коэффициенты. Следовательно, производя
товар, услугу (туры различных модификаций),
турфирма, гостиница увеличивает
вероятность того, что для большого
круга потенциальных
Существуют два вида дифференциации: горизонтальная, при которой цена остается приблизительно одинаковой, а средний уровень дохода потребителей одинаков, и вертикальная, при которой и цены, и средний уровень дохода потребителей различны. Такая дифференциация позволяет организации получать доступ к различным группам клиентов, что увеличивает объем реализации.
Чем
значительнее дифференцирована продуктовая
линия организации, т. е. чем больше
модификаций товара, услуг фирма
производит, тем больший объем
продукции она может
Основные проблемы, возникающие при реализации стратегии дифференциации, — высокие затраты на рекламу, имидж; появление товаров (услуг) - имитаторов; усиление ценового аспекта в конкуренции.
Стратегия фокусирования.
Стратегия
фокусирования предполагает обслуживание
относительно узкого сегмента потребителей,
характеризующегося особыми потребностями.
Наиболее успешно данная стратегия
может реализовываться в
При реализации данной стратегии могут возникать сложности, например:
Стратегия инновации.
Стратегия инновации предполагает получение конкурентных преимуществ с помощью создания принципиально новых товаров, технологий или удовлетворения существующих осознанных или неосознанных потребностей клиентов новым способом.
Организации,
выбравшие данную стратегию, стремятся
достичь конкурентного
Альтернативой является продажа новой технологии (например, частичного обслуживания) другим заинтересованным организациям.
Статистика
свидетельствует, что деятельность
по созданию и внедрению инноваций
характеризуется, с одной стороны,
высоким уровнем риска, с другой
— высоким уровнем
Стратегия оперативного реагирования.
Несколько обособленное место занимает стратегия оперативного реагирования. Данная стратегия предполагает достижение успеха посредством быстрого реагирования на изменения во внешней среде (для того чтобы приспособить выпускаемую продукцию, услугу к новым потребностям рынка, необходимо время).
Организация,
выбравшая данную стратегию, приложит
все усилия к тому, чтобы в максимально
короткие сроки осуществить адаптацию.
Если она сделает это быстрее
своих конкурентов, ей представится
возможность получить дополнительные
прибыли в связи с временным
отсутствием конкурентов
Данная
стратегия является наиболее «любимой»
организациями-имитаторами, осуществляющими
подделку марочной продукции всемирно
известных производителей.
Проектирование стратегии конкуренции с учетом динамики рынка или рыночной доли фирмы.
В зависимости от типа рынка (быстрый рост, замедленный рост, сокращающийся застойный рынок) осуществляют проектирование стратегии конкуренции с учетом динамики рынка (Таблица 2).
Тип рынка | Характерные черты рынка | Перспективные направления конкуренции |
Быстрорастущий новый рынок |
|
|
Рынок замедленного роста |
|
|
Застойный или сокращающийся рынок |
|
|
Таблица 2. Проектирование стратегии конкуренции с учетом динамики рынка.
В отдельных случаях разрабатываю стратеги конкуренции с учетом рыночной доли рынка (Таблица 3).
Прогнозирование
будущей конкурентной ситуации осуществляется
при условии, что конкурентная среда
в ближайшем будущем
Степень доминирования фирмы на конкурентной карте рынка | Вероятные методы конкурентной борьбы |
Лидер |
|
Сильная конкурентная позиция |
|
Слабая конкурентная позиция |
|
Аутсайдер |
|