Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 12:48, контрольная работа
Одним из основных здесь является маркетинг как основа рыночной философии ведения бизнеса. В последнее десятилетие маркетинг все больше проникает в деятельность отечественных предприятий сферы услуг, однако руководство большинства организаций еще в недостаточной мере осознает возможности и выгоды от использования маркетинга в управлении предприятием, связывая маркетинг, главным образом, со сбытовой деятельностью, продвижением услуг, проведением маркетинговых исследований.
Введение 3
1.Сущность и принципы маркетинга персонала 6
2. Анализ маркетинговых концепций управления персоналом 8
Заключение 19
Список использованной литературы 20
Рисунок 1– Разграничение направлений маркетингового управления
Рассмотрение исследуемых
Формальным аргументом в пользу рассмотрения внутреннего маркетинга как маркетингового управления субъектом является частое упоминание в информационных источниках о связи внутреннего маркетинга и маркетинга отношений. Так английские ученые А. Перваз, М. Рафиг отмечают, что «внутренний маркетинг существует в рамках маркетинга отношений, в качестве подхода к управлению персоналом» [6]; ученые Н.О. Держак и В.Е. Ким также указывают, что «внутренний маркетинг непосредственно связан с новой парадигмой маркетинга, которая является составляющей маркетинга отношений» [3, с. 74]. Кроме этого, несмотря на существование большого количества определений внутреннего маркетинга, основным толкованием является определение его как маркетингового подхода в управлении персоналом (субъектом).
Таким образом, используя описанный выше подход Л.Н. Мельниченко, применительно к использованию концепции маркетинга в управлении персоналом, можно говорить о двух подходах: управление маркетингом персонала (маркетинг персонала) и маркетинговое управление персоналом (внутренний маркетинг), что указывает на разницу в данных понятиях.
Дальнейшее исследований основных подходов к использованию концепции маркетинга в управлении персоналом предприятий сферы услуг заставляет обратиться к истории их возникновения, которая тесно связана с взаимопроникновением маркетинга и управления персоналом. Маркетинг начинает проникать в сферу управления персоналом уже на 4 этапе своего развития (70-80 гг. ХХ ст.). Связано это с тем, что именно на данном этапе «важная роль отводится идеологическому аспекту маркетинга, под которым понимается создание организационной культуры. Основной идеей становится сосредоточение усилий всего персонала на удовлетворении потребностей и ожиданий клиентов» [2, с. 59]. Мо мнению, К. Ладыченко, именно на данном этапе происходит ярко выраженное пересечение маркетинга и управления персоналом: формирование организационной культуры (функции управления персоналом) становится объектом внимания маркетинга. Эту точку зрения разделяет В.М. Колпаков, отмечая, что «маркетинг на этапе своего активного развития стал проникать во все структуры, в деятельность всех служб, касаться всех сотрудников предприятия, стал элементом организационной культуры. Это повлияло на механизмы управления персоналом, внесло специфику в его подготовку к трудовой деятельности» [1, с. 11]. Далее автор делает вывод, что «смещение акцентов в управлении маркетингом в сторону ценности человеческих ресурсов привело к росту роли и значения маркетинга персоналом» [11, с. 12].
Следовательно, становится
очевидной связь между
Идею ресурсного подхода к человеку в организации высказывает большинство авторов, занимающихся изучением использования маркетинга в управлении персоналом [2]. Однако несмотря на то, что это является общей основой рассматриваемых подходов (внутреннего маркетинга и маркетинга персонала), между ними имеются принципиальные отличия.
Большое влияние на содержание рассматриваемых подходов оказали условия, в которых они возникли. Внутренний маркетинг как идея возник в конце 70-х гг. в рамках развития маркетинга услуг (термин «internal marketing» в 1979г. был предложен представителем Северной школы маркетинга услуг Кристианом Гренроосом в диссертационной работе, посвященной изучению функции маркетинга на предприятиях сферы услуг). Данный период развития маркетинга услуг определяется как период «наведения мостов» в литературе по маркетингу услуг; основным вкладом данной стадии в становление маркетинга услуг считается проработка концептуальных основ вопросов, связанных с качеством услуг, сервисными контактами, описанием процесса предоставления услуг. В этот же период наблюдается и стремительное развитие сферы услуг. Рынок услуг рассматривается в единстве с товарным рынком как одна из его разновидностей, подчиняющаяся общим законам рыночной экономики. В отношении же маркетинга персонала современные исследователи [6; 9] отмечают, что данное понятие является относительно новым, нашедшим свое применение в практике управления человеческими ресурсами лишь в начале 90–х гг. прошлого столетия. Характеризуя факторы, способствующие возникновению и развитию концепции маркетинга персонала, В.М. Колпаков отмечает: «Выделению маркетинга персонала в самостоятельный вид деятельности способствовал не только рост деловой сферы и требования закона специализации, а и повышение роли человеческого фактора в сфере производства товаров и услуг, обоснование важности человеческих ресурсов» [1, с. 11].
При сравнении процесса становления и развития исследуемых подходов примечательным является факт схожести условий возникновения, в частности повышения роли человеческого фактора. Здесь можно предположить, что более раннее обращение к внутреннему маркетингу (как маркетинговому подходу к управлению персоналом) связано с теорией маркетинга услуг, в рамках которой он зародился, и объясняется тем, что в маркетинге услуг роль человеческого фактора привлекла внимание раньше, ввиду особенностей услуги как товара.
Выявлению в рамках компаративного анализа общего и особенного в концепциях маркетинга персонала и внутреннего маркетинга будет способствовать рассмотрение их основных положений (принципов) и функций. Поскольку в обоих случаях речь идет о маркетинге – основным принципом, присущим данным подходам, является клиентоориентированность; однако следует отметить, что реализуется он по-разному.
Клиенториентированность маркетинга персонала – через «направленность на обеспечение организации персоналом, способным решить проблему удовлетворения покупателя» [11, с.16]; клиентоориентированность внутреннего маркетинга – путем удовлетворения запросов «внутренних клиентов» (персонала) с последующим удовлетворением потребностей всех участников бизнес-отношений (персонал – потребитель – предприятие (предприниматель)).
Во-вторых, данные подходы существуют для решения различных задач:
- внутренний маркетинг
– решение маркетинговых
- маркетинг персонала – решение задач управления персоналом с использованием инструментов маркетинга (например, создание информационной базы для работы с персоналом с помощью методов маркетингового исследования – исследования внешнего и внутреннего рынка труда).
При сравнении задач, решаемых каждым из подходов, обращает на себя внимание позиция А.Я. Кибанова, который при определении состава и содержания задач маркетинга персонала выделяет два принципа, подразумевая под ними широкое и узкое толкование данного термина, ссылаясь при этом на существующие в зарубежных организациях подходы [9, с. 250]. Широкое толкование предполагает, что под маркетингом персонала понимается определенная философия и стратегия управления человеческими ресурсами; персонал рассматривается в качестве клиентов; целью является оптимальное использование персонала путем создания максимально благоприятных условий труда, содействующих повышению его эффективности, развитию в каждом сотруднике партнерского и лояльного отношения к персоналу. Фактически это «продажа» предприятия своим собственным сотрудникам. Однако такое представление соответствует концепции внутреннего маркетинга, а не маркетинга персонала, как утверждает А.Я. Кибанов. И поскольку автор не приводит убедительных аргументов в пользу данной позиции, а также учитывая ранее рассмотренные характеристики исследуемых подходов (маркетинга персонала и внутреннего маркетинга), можно допустить ошибочность такого толкования содержания маркетинга персонала. Второй принцип (маркетинг персонала в узком смысле) предполагает рассмотрение маркетинга персонала в качестве особой функции службы управления персоналом, направленной на выявление и покрытие потребности предприятия в персонале. Такое понимание более точно соотносится с классическим определением маркетинга персонала как вида управленческой деятельности, направленной на долговременное обеспечение организации человеческими ресурсами.
Общим моментом в представленном исследовании является то, что обе концепции способствуют совершенствованию организационной культуры предприятия: внутренний маркетинг является инструментом, способствующим формированию командной работы персонала, стимулированию инновационной активности персонала; маркетинг персонала достигает этой цели путем реализации своей коммуникационной функции (через осуществление внутриорганизационных связей).
Применение метода компаративного анализа при исследовании подходов к использованию маркетинга в управлении персоналом предполагает сравнение общеметодологических основ внутреннего маркетинга и маркетинга персоналом (табл. 1).
Таблица 1– Компаративный анализ концепций внутреннего маркетинга и маркетинга персонала
Элемент анализа |
Внутренний маркетинг |
Маркетинг персонала |
Период возникновения |
конец 70х – 80 х гг. ХХ ст. |
90-е гг. ХХст. |
Предпосылки возникновения |
- активное развитие сферы услуг; - постепенное увеличение роли маркетинга в деятельности предприятий (в т.ч. сферы услуг); - зарождение теории управления человеческими ресурсами. Следствие: возникновение внутреннего маркетинга |
- развитие философии управления человеческими ресурсами; - широкое признание концепции качества; - расширение спектра функций (в частности информационной – маркетинговые исследования). |
Продолжение табл.1
Элемент анализа |
Внутренний маркетинг |
Маркетинг персонала |
Характерная черта |
решение маркетинговых задач через работу с персоналом путем выстраивания отношений с |
применение маркетинговых |
Вид маркетингового управления |
маркетинговое управление субъектом (персоналом) |
управление маркетингом |
Принципы |
- ориентация на удовлетворение потребностей клиента, персонала и предпринимателя; - использованием методов традиционного маркетинга внутри организации; - интеграция усилий всех функциональных подразделений для производства качественной услуги; - выстраивание лояльных как с внешними, так и с внутренними клиентами; организация обратных информационных потоков по выявлению удовлетворенности субъектов бизнес- отношений [4, с. 8–9]. |
- ориентация конечных используют; - учет требований рынка в стратегической перспективе; - осуществление маркетинговых исследований на рынке труда и его прогнозирование; - координация и синхронная связь маркетинговой деятельности с управлением персоналом; - влияние на рынок и потребительский спрос с целью формирования его в - удовлетворение потребностей наемных сотрудников; - информирование потенциальных потребителей и информационное влияние на них с целью управления |
Функции |
- исследование удовлетворенности сотрудников работой; - разработка внутрифирменных стандартов обслуживания клиентов; - формирование маркетинговой ориентации персонала в ходе корпоративных семинаров и обучения; - популяризация внутри фирмы ее продукции, распространение данных о ее преимуществах, и технологии изготовления. |
- определение потребности в персонале; - изучение персонала; - поиск и наем кадров, подбор и оценка персонала; - обучение и развитие кадров; - сохранение их и производительности труда, а в случае необходимости увольнение работников |
Из представленной таблицы видно, что в обоих случаях сотрудники организации рассматриваются как субъект рыночных отношений, а, следовательно, предприятиям для управления данным видом ресурсов необходимо использовать адекватные инструменты управления, которым в данном случае выступает маркетинг. Причина появления концепции управления человеческими ресурсами и маркетингового подхода к управлению персоналом – рынок, развитие рыночных отношений. Этот факт объясняет наличие таких общих черт в концепциях маркетинга персоналом и внутреннего маркетинга:
- взаимосвязь с теорией
управления человеческими
- реализация принципа клиенториентированности;
- влияние на организационную культуру предприятия;
- активное использование маркетинговых исследований рынка труда: внешнего и внутреннего (персонала предприятия);
- удовлетворение потребностей наемных работников;
- разработка программ мотивации.
Дальнейший анализ позволил выделить особенные характеристики, присущие каждому из двух исследуемых подходов, основными из которых являются:
- внутренний маркетинг (особую актуальность имеет в сфере услуг; необходим для достижения маркетинговых целей предприятия с помощью персонала; маркетинговый инструментарий (комплекс маркетинга) более разработан; представляет собой маркетинговое управление персоналом; межфункциональный характер в рамках всей внутренней среды предприятия);
- маркетинг персонала
(используется в процессе
Заключение
Проведенное исследование позволяет заключить, что основными подходами, предполагающими использование концепции маркетинга в управлении персоналом предприятий сферы услуг являются внутренний маркетинг и маркетинг персонала. Данные концепции не являются взаимоисключающими и в современной практике управления используются параллельно предприятиями сферы материального и нематериального производства.
Концепция же маркетинга персонала «не привязана» к сфере услуг, и, по мнению специалистов, явилась результатом «многолетней эволюции идей, изменения взглядов на роль и место человека, человеческих ресурсов в развитии материального и духовного производства общества, отдельной организации» [19, с. 12].
На основе этого можно сделать вывод о более широком значении концепции внутреннего маркетинга, представляющего собой целую философию маркетингового управления персоналом, и более узком – маркетинга персонала, выполняющим преимущественно обеспечивающую функцию в процессе управления персоналом с использованием инструментов и методов маркетинга.