Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 21:42, контрольная работа
Более глубокое изучение публикаций по маркетингу известных авторов, прежде всего с позиций определения данного понятия, его теоретико-методологических основ, поднимает ряд вопросов относительно того, а что же представляет собой маркетинг, каково его научно-теоретическое содержание, почему появляются все новые и новые виды маркетинга?
Основой стратегии маркетинга фирм, добивающихся наибольших успехов на современном рынке, являются ориентация на превосходство в научно-технической сфере над своими конкурентами и наращивание этого отрыва.
Вот перечень некоторых стратегий, обеспечивающих быстрый рост объемов продажи:
быстрый выход на новые рынки;
специализация, т. е. концентрация усилий на решении проблем избранных групп заказчиков;
выдвижение концепции нового товара;
применение новейших, особенно гибких, технологий;
решительное снятие "больных" товаров;
распространение деятельности на весь мир;
интенсификация НИОКР;
высокие темпы перестройки.
Схема циклического(кольцевого) управления фирмой
Ситуационный анализ
| 1 Положение |
| 2 Прогноз |
| 3 Влияние внешней среды |
Маркетинговый синтез | 4 Выдвижение цели
|
| 5 Оценка целей |
| 6 Принятие решений |
Стратегическое планирование | 7 Выдвижение стратегий |
| 8 Выбор стратегии |
| 9 Решение о разработке тактики |
Тактическое планирование | 10 Определение тактики |
| 11 Разработка оперативного плана |
| 12 Реализация оперативного плана |
Маркетинговый контроль | 13 Сбор данных |
| 14 Оценка данных |
| 15 Решение о проведении ситуационного анализа |
Кроме стратегии наступательного характера фирмами используются и оборонительные стратегии. Если фирма удовлетворена размерами своей рыночной доли или не имеет возможности ее увеличить по тем или иным причинам, она прибегает к оборонительной стратегии. Цель ее — продуманная оборона своих позиций от натиска конкурентов. Разумеется, оборона на одних рынках может сочетаться с наступательной стратегией на других.
Примером оборонительной стратегии служит стратегия "ухода с рынка". Она заключается в оставлении определенных рынков и переключении на другие рынки или виды хозяйственной деятельности. Такая стратегия применяется обычно для продуктов с плохими рыночными позициями, приносящими убытки или пониженную прибыль.
Разработка тактики маркетинга
Если стратегия маркетинга опирается на прогнозирование долгосрочных перспектив изменения рынков и потребностей покупателей, то тактика отражает конъюнктурные соображения и принципы формирования рынка (спроса) на имеющуюся номенклатуру товаров фирмы .
Тактика разрабатывается на ближайшие год-полтора и регулярно, не дожидаясь истечения этого срока, подвергается ревизии и, если необходимо, коррекции. К числу задач, решаемых тактикой маркетинга, относятся следующие: организация товародвижения, организация рекламы и стимулирования продаж в соответствии с жизненным циклом каждого товара, определение принципов выхода на рынок (сегмент) с новым товаром.
Без организации эффективной системы товародвижения покупатель не сможет получить желаемый товар в нужное время и в нужном месте, а значит, и коммерческая результативность работы фирмы окажется невысокой. Точно так же без своевременной и убедительной рекламы информация о потребительных свойствах товара не дойдет до потенциального покупателя и не окажется связанной в его сознании с его потребностями (которые реклама нередко вскрывает, делает осознанными и побуждающими к деятельности — приобретению товара). Наконец, тактически неверный выход с новым товаром способен принести большие убытки из-за неудачного соотношения между объемом продажи и масштабом рекламы и стимулированием сбыта
В числе тактических экспортных маркетинговых приемов американских компаний (опрос 172 фирм, проведенный Х. Джексоном, профессором университета штата Огайо) наибольшей популярностью пользуются следующие, расположенные в порядке предпочтения:
энергичные действия по продвижению товара;
прямые контакты с потребителями;
рекламные мероприятия по системе "директ мейл" (прямая почтовая рассылка);
увеличение персонала представительств за границей;
активное участие в выставках и ярмарках;
создание филиалов за границей там, где их нет;
выход на новые рынки;
маркетинговые исследования рынков;
расширение номенклатуры экспортных товаров (диверсификация);
адаптация товара к специфическим требованиям иностранного покупателя;
повышение эффективности сервиса;
быстрые ответы и принятие мер по письмам клиентов. В плане тактики маркетинга непременно должны быть указаны меры, которые следует предпринимать, когда обнаруживаются отклонения от хода вещей, считающегося нормальным, и назначаются лица, ответственные за быстрое и четкое реагирование на эти отклонения.
Например, если объем продаж оказывается ниже запланированного, можно прибегнуть к одной или нескольким мерам:
сократить производство;
усилить рекламу и мероприятия по продвижению товара;
проверить, достаточно ли людей занято сбытом, так ли, как нужно, они используются, и провести требуемые изменения;
изменить цены для стимуляции сбыта;
организовать профессионально-техническую переподготовку сбытового персонала;
ввести улучшения в систему стимулирования персонала, занятого сбытом;
проверить качество товара путем ускоренных испытаний и внести необходимые усовершенствования (с непременным оповещением об этом через рекламу и научно-технические статьи в соответствующих журналах и газетах).
Если же объем производства не поспевает за ростом спроса, возможны следующие меры:
увеличить масштаб производства;
сократить расходы на рекламу и стимулирование сбыта;
сократить число работников, занятых сбытом в зарубежных филиалах;
поднять цены.
Тактика маркетинга должна быть такой, чтобы обеспечить фирме активность и развязать инициативу всех ее работников. Основные характеристики, свойственные фирмам такого направления деятельности, выглядят следующим образом.
Высшее руководство:
на самых высоких должностях находятся лица, ответственные за сбыт;
обеспечена восприимчивость к новым способам управления;
в фирме создана атмосфера поощрения инициативных работников.
Требования к персоналу:
ведется регулярная переподготовка управляющих среднего звена;
решительное понижение в должности лиц, не выказывающих нужной компетенции, чтобы дать дорогу более подготовленным;
индивидуальные обязанности определены письменными инструкциями;
схема структуры фирмы доведена до всех; ведется регулярное информирование на всех уровнях о политике фирмы.
Отношение к деятельности других фирм:
поощряется изучение и использование чужого опыта;
ведется систематический анализ тенденций развития своей отрасли и смежных отраслей в стране, где идет торговля, чтобы учитывать, как используется продаваемое фирмой оборудование и каковы перспективы его сбыта;
систематически привлекаются консультанты, чтобы оценить деятельность фирмы сторонним взглядом.
В целом тактику маркетинга динамичных фирм отличает высококритическое отношение к собственным достижениям, что служит надежным барьером против настроений самоуспокоенности и благодушия.
1. Зубченко, Л.А. Новые тенденции в развитии банковского маркетинга / Л.А. Зубченко // Маркетинг в Казахстане и за рубежом.- 2001.- №3. - С. 7-11.
2. Иванова О. Реализация принципа обратной связи маркетингового воздействия на потребителей.- М. № 2 (63).-2003
3. Комаров, Е. Банковский маркетинг / Е. Комаров // Управление персоналом. - №10. - 2000. - С.21-22.
4. Коробов, Ю.И. Банковский маркетинг / Ю.И. Коробов // Деньги и кредит. - №9-10 -2001.- С.16-23.
5. Масленченков, Ю.С. Методологические основы формирования маркетингового комплекса банка // Оперативное управление и стратегический менеджмент в коммерческом банке.- №5. - 2002. - С.60-73.
6. Сбежавшие клиенты / По материалам Banking Strategies Magazine // Банковское обозрение. - №5(35). - 2002. - С.44-45.
7. Смородинов, О.В. Маркетинг банковских услуг для частных клиентов // Банковские технологии.- №2.- 2002. - С.26-28.
8. Черемушкин, В. Как банку привлечь и удержать клиентов / В. Черемушкин // Банковское обозрение.- №3(33). -2002. - С.58-61.
23